МАСЛЕННИКОВ Игорь Федорович (1931-2022)
Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РФ, профессор, академик Российской академии кинематографических искусств
Родился 26 октября 1931 года в Нижнем Новгороде (г. Горький). Отец – Масленников Фёдор Павлович (1899–1988). Мать – Масленникова Екатерина Васильевна (1905–1983).
Предки И.Ф. Масленникова по линии отца – государственные крестьяне Владимирской губернии. Дед Павел Николаевич Федотов-Масленников – кузнец, бабушка Василиса Михайловна была дочерью Михаила Ивановича Шмелёва – капитана Волжского пароходства, служившего у купцов Бугровых. Семейное гнездо Масленниковых, деревня Верхополье бывшей Арефинской волости Муромского уезда, располагалось рядом со скорбной «владимиркой». Игорь Масленников родился в Нижнем Новгороде в доме инженеров Сормовского судо- и паровозостроительного завода, на котором его отец работал инженером по капитальному строительству.
Дед И.Ф. Масленникова по материнской линии, Василий Павлович Ильин, с дореволюционных времен работал старшим мастером паровозного цеха на том же Сормовском заводе. Бабушка Надежда Осиповна, родом из Ростова-на-Дону, была дочерью мелкопоместного дворянина Осипа Тарапенко, казачьего офицера, рано погибшего в стычках на южных рубежах России.
В 1932 году Масленниковы переехали в город Колпино под Ленинградом. Отец работал на Ижорском заводе заместителем начальника конструкторского бюро. Начальником КБ был псковский большевик Пётр Васильевич Меркурьев – брат народного артиста СССР В.В. Меркурьева. В конце 1930-х годов Петра Васильевича арестовали. Отец Игоря Масленникова вместе с Василием Васильевичем ходили в «Большой дом» хлопотать за него… Все было напрасно, но это горе их сдружило.
После Великой Отечественной войны Масленниковы вернулись из эвакуации, и оказалось, что их жилье в Колпине разрушено. Их приютили Меркурьевы – в большой четырехкомнатной квартире на улице Чайковского. Помимо самого Василия Васильевича, его жены Ирины Всеволодовны Мейерхольд и их троих детей там жили мать Василия Васильевича и трое его племянников – дети репрессированного Петра.
По признанию Игоря Масленникова, эта квартира и эти люди определили его судьбу. Домашний театр, увлекательные разговоры об искусстве и литературе, посещение Александринского театра – «За тех, кто в море», «Горе от ума»... Участие Меркурьева в съемках – «Небесный тихоход», «Глинка»... Игорь «заразился» творчеством, начал писать стихи. Так возникла в его жизни литературная студия Дворца пионеров. И замечательные педагоги – поэт Глеб Семёнов, которого тогда почти не печатали, литературовед Ефим Эткинд, впоследствии парижанин, поэт Леонид Хаустов... Из этой студии вышло немало литераторов, среди которых великолепный переводчик с польского и поэт Владимир Британишский, прозаик, главный редактор журнала «Нева» Борис Никольский, поэт и сценарист Феликс Нафтульев – однокурсник Игоря Масленникова по филологическому факультету Ленинградского государственного университета, океанолог и известный бард Александр Городницкий…
С детства у Игоря Масленникова была склонность к рисованию. В 1949 году он окончил среднюю школу и отправился в Академию художеств поступать на архитектурный, но, увидев, какой там конкурс, решил не рисковать. В литературе он чувствовал тогда себя увереннее. Вместе с другом по литстудии Нафтульевым подал документы на филфак, Феликс – на русское отделение, а он – на отделение журналистики того же факультета.
В 1952 году Игорь Масленников женился на студентке того же факультета Инне Мартиновне Лепик. Через год у них родился сын. В настоящее время Никита Игоревич Масленников – кандидат архитектуры, доцент и заместитель директора по внешним связям Высшей школы экономики (филиал в Санкт-Петербурге). Его дочь – Мария, внучка И.Ф. Масленникова, окончила Мидлбери колледж (штат Вермонт), живет в США – ныне миссис Сигурд Лунд, родила в 2007 году девочку Карин (правнучку).
А тогда, более полувека назад молодая семья снимала комнату, всё начинали с нуля. «Я не знал, что такое бесшабашная юность, – вспоминает Игорь Фёдорович. – Всегда был груз ответственности, необходимость обеспечивать семье нормальное существование». С 4-го курса он работал ответственным секретарем многотиражки «Ленинградский университет». Дальнейшая перспектива представлялась ему туманной, так как подлинной репортерской жилки, по его собственным словам, у него никогда не было.
Все решил случай. В 1956 году было принято решение о создании на Ленинградском телевидении молодежной редакции, для организации которой обком комсомола направил Игоря Масленникова. Его жизнь во многом и есть история отечественного художественного телевидения. Он стал одним из тех, кто начинал дело молодежного вещания в Ленинграде. Тележурнал «Молодой ленинградец», вмещавший в себя массу всевозможных городских новостей, спорта и самых смелых размышлений, стал популярен. На телеэкранах города появились новые имена – танцовщики Рудольф Нуриев и Наталья Макарова, артисты Сергей Юрский и Олег Басилашвили, поэты Евгений Рейн и Владимир Торопыгин.
В 1957 году в Москве состоялся Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Игорю Масленникову он сослужил особую службу: снимая фестивальные интервью и репортажи, он научился владеть камерой и сквозь ее объектив наблюдать мир. Вернувшись в Ленинград, он первым внедрил здесь съемки на недорогую 16-миллиметровую пленку – ручных видеокамер тогда еще не было.
Это были времена широких международных молодежных обменов. С камерой в руках Игорь Масленников сопровождал поездки ленинградской молодежи по миру и снял документальные киноочерки «Лагерь на Сазаве», «Англия-59, «Италия-63».
Молодежная редакция продолжала работать, но Масленникова никогда не тянуло к политическому вещанию. Очень скоро он оказался в литературно-драматической редакции, а в 1963 году возглавил ее.
Для постановки фильмов и спектаклей Игорь Масленников приглашал на телевидение крупнейших ленинградских театральных режиссеров – Г.А. Товстоногова, Р.С. Агамирзяна, И.П. Владимирова, П.К. Вайсбрема, а также режиссеров А.А. Белинского и Л.И. Цуцульковского, стоявших у истоков молодого телевизионного искусства. Вместе с Львом Цуцульковским редактор Игорь Масленников делал первые «Голубые огоньки» из главного павильона только что отстроенного здания Ленинградского телецентра на улице Чапыгина.
Однако страсть к рисованию не покидала его. Первые художественные работы на телевидении Игорь Фёдорович выполнял в качестве сценографа. Это началось в 1959 году, когда режиссер Алексей Рессер из детской редакции, увидев его рисунки, предложил ему придумать декорации к «Приключениям Жакони» – маленькой забавной обезьянки. Позднее он оформил телеспектакли «Крестьянка из Хетафе» Лопе де Вега (1961, режиссер П. Вайсбрем), «Журавлиные перья» Д. Киноситы (1961, режиссер В. Горлов), «Человек из Стратфорда» С. Алёшина (режиссер И. Владимиров), «Женихи и ножи» по ранним опереттам И. Дунаевского (1962, режиссер В. Васильев), «Гром на улице Платанов» Р. Роуза (1962, режиссер Г. Товстоногов), «Шпильки» (1962, режиссер Р. Агамирзян), «Мститель» по роману Г. Вайзенборна (1963, режиссер Г. Товстоногов), «Рембрандт» Д. Кедрина (режиссеры Е. Копелян, Л. Пчелкин), «Два брата» М. Лермонтова (1964, режиссер И. Ермаков). К слову, именно на телевидении Масленников первый предложил фотодекорации – в спектакле Г. Товстоногова «Гром на улице Платанов».
С Георгием Александровичем Товстоноговым Игорь Масленников общался не только на телевидении, но и в Большом драматическом театре – работая над спектаклем «Перед ужином» В. Розова (1963), который ставил режиссер-дебютант Вадим Голиков. «В результате общения с Товстоноговым в меня и попал этот неизлечимый вирус, который называется режиссура», – говорит Игорь Фёдорович. Как художник он также сделал спектакли «Пасынок» К. Финна (1960, режиссер Л. Цуцульковский) в Малом драматическом театре на Литейном, «Интервенция» К. Славина (1962, режиссер Л. Цуцульковский) в ДК имени Горького, «Перед ужином» (1963, режиссеры Г. Товстоногов и В. Голиков) в Большом драматическом театре, «Улыбнись, Света!» (1964, режиссер А. Белинский) в Ленинградском театре музыкальной комедии.
В годы «оттепели», казалось, пришла новая жизнь! Молодые стремились участвовать в преобразованиях, вступали в партию. Но «оттепель» кончилась, а с нею и телевизионная вольница. Игоря Масленникова как главного редактора литературно-драматического вещания стали вызывать на ковер в Смольный – на заседаниях бюро обкома раздавались нотации, объявлялись выговоры.
Все чаще возникала мысль об уходе с чиновничьей должности.
Снова помог случай. В 1965 году легендарный Григорий Козинцев объявил набор на Высшие режиссерские курсы при «Ленфильме». С должности главного редактора литературно-драматического вещания на студенческую скамью Игорь Масленников шагнул не задумываясь. Конкурс был огромный, Масленникову к тому времени исполнилось уже 34 года – надежда быть принятым на курсы была эфемерной.
На экзамен к Козинцеву он пришел с пачкой эскизов к поставленным спектаклям – больше предъявить было нечего. Козинцев, сам в прошлом художник, поглядел листы, послушал и неожиданно взял его.
Стоило Масленникову вернуться на студенческую скамью. как у него родился второй ребенок – дочка. В настоящее время Анна Игоревна Масленникова – киноменеджер, в прошлом сотрудник реставрационных мастерских Русского музея. Ее дочь Мария Литвинова, внучка И. Масленникова, – студентка Санкт-Петербургского университета кино и телевидения.
Масленников не мечтал о кино. Он благоговел перед режиссерской профессией. Ни он сам, ни даже прозорливый Козинцев не могли знать, что этот сценограф – тот самый человек из талантливой и многообещающей ленфильмовской мастерской, который прославится, станет верным тружеником кинематографа.
Масленников с головой ушел в учебу, его вместе с остальными учениками Козинцева оформили на «Ленфильме» ассистентом режиссера. За два студенческих года он пересмотрел более 400 лучших фильмов мирового киноискусства, которые перевернули его сознание. Еще в недавнем прошлом страстный театрал, филармонический человек, посетитель выставок и литературных вечеров, он «одичал», стал «киношником».
Как кинорежиссер Игорь Масленников дебютировал в 1967 году, сняв (при участии Ильи Авербаха) «Личную жизнь Кузяева Валентина» по сценарию Натальи Рязанцевой – острую картину о подростках. Ни лирические городские пейзажи, ни обилие тонких и точных бытовых зарисовок с натуры, ни доминирующая нота доброты и печали не могли обмануть и притупить бдительность строгих ревнителей «общественной нравственности». В «Огоньке» – одном из самых консервативных журналов того времени – фильм был назван «клеветой на советскую молодежь», Кузя заклеймен как «карикатура на современного юношу», авторы фильма заподозрены в попытке «очернить нашу действительность». Были и другие отзывы, и серьезные рецензии, и широкие дискуссии. Дебют режиссера состоялся.
«Завтра, третьего апреля» (1969) по сценарию Владимира Валуцкого – второй фильм Игоря Масленникова, сделанный уже самостоятельно. Сценарий предложили на студии. Считалось, что автору «Кузяева» естественно продолжить школьную тему. Но если «Кузяев» – зарисовка с натуры, то «Завтра, третьего апреля» – завершенный сюжет, сочетающий несерьезность интонации, юмор, соответствующий юному возрасту героев, с умным и грустным смыслом всей истории. Апрельские розыгрыши и последующий за ними «День без вранья» из невинной забавы стремительно перерастают в серьезные испытания для целого класса, границы между игрой и жизнью размываются. Эта лента и сейчас остается одной из лучших детских картин. Однако зрители заметить ее почти не имели возможности. Фильм создавался как бы «на выдохе» 1960-х годов, но те, кто решал прокатную часть, судили о нем уже с позиций нового времени. Несмотря на мажорную музыку, солнечность пейзажей, обаяние детских лиц, фильм о лжи и правде в нашей жизни «кого-то» не устроил и «чем-то» насторожил, получил низкую категорию и был пущен третьим экраном.
В последующие годы Игорь Масленников пробует себя в различных жанрах: снимает широкоформатный фильм «Гонщики» (1971) с Е. Леоновым и О. Янковским в главных ролях, ставший первым советским трюковым «автомобильным» фильмом, и совместную советско-норвежскую картину «Под каменным небом» (1974), в основе сюжета которой лежат драматичные события, происходившие во времена освобождения советскими войсками Севера Норвегии от нацистской оккупации.
Для телевидения он ставит фильм «Лето в Бережках» (1970) о заслуженном сталеваре, который по настоянию врачей оставляет работу, становится егерем, самоотверженно борется против браконьеров.
Очень популярным стал трехминутный «Урок жизни» («Ну что тебе сказать про Сахалин») в исполнении Ефима Копеляна для сатирического журнала «Фитиль».
С 1971 года, с картины «Гонщики», Игорь Масленников сотрудничает с композитором Владимиром Дашкевичем, который является автором музыки почти ко всем его фильмам.
В 1973 году, незадолго до смерти, известная писательница Вера Панова обратилась к Игорю Масленникову с предложением экранизировать ее «Сентиментальный роман» о бескомпромиссных комсомольцах 1920-х годов. Это история молодого газетчика, который с истинно революционным порывом отрицал по моде того времени любовь и семью, но на собственном опыте убедился в том, какой могучей властью над человеком обладает Настоящая Любовь. Картина была удостоена специального приза на Международном фестивале в Западном Берлине.
Пристальное внимание к историческому материалу, обнаружившееся у многих советских режиссеров в 1970-е годы и обусловленное невозможностью адекватного отражения современных событий, превратилось у Игоря Масленникова в поэтапный, шаг за шагом, отход во всё более удаленные исторические эпохи. В 1978 году на экраны выходит его костюмно-историческая музыкальная широкоформатная картина «Ярославна – королева Франции», действие которой происходит во времена Киевской Руси. А в это время на «Ленфильме» уже искали режиссера для постановки сценария Юлия Дунского и Валерия Фрида «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Как нельзя кстати пришла мысль предложить его Масленникову. Режиссер не догадывался, что в его судьбе начинается самый счастливый творческий период – период полноты самоосуществления.
В 1979 году появился двухсерийный телефильм «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» по мотивам повести Артура Конан Дойла «Этюд в багровых тонах» («Красным по белому») и рассказа «Пестрая лента», получивший специальный приз жюри на Международном фестивале телесериалов в Кьянчано-Терме (Италия). Через год телезрители увидели еще три серии: «Король шантажа», «Смертельная схватка», «Охота на тигра». В 1982 году – двухсерийную «Собаку Баскервилей». Еще через год – снова две серии («Сокровища Агры»). Успех был столь огромен, что после появления завершающей ленты сериала – «Двадцатый век начинается» (1986) – этот фильм под названием «Шерлок Холмс в ХХ веке» был показан в кинотеатрах.
Обращение к Шерлоку Холмсу и стало тем шагом, который помог режиссеру открыть в себе новые, подчас весьма неожиданные качества. Поразительным образом ему удалось воссоздать обстановку старой Англии, каждую ее деталь. Здесь особенно ярко проявилось художественное дарование режиссера. Вместе с ним над сериалом работали прекрасные художники-постановщики Белла Маневич, Исаак и Марк Капланы, операторы Юрий Векслер, Дмитрий Долинин, Владимир Ильин.
Игорь Масленников надолго закрепил в сознании миллионов зрителей свою трактовку знаменитых героев и сюжетов Конан Дойла. Сериал убедительно доказал, что работа с актером – один из существенных компонентов кинорежиссуры. Масленникову удалось собрать уникальный ансамбль исполнителей, в центре – Василий Ливанов, которого вместе с Виталием Соломиным английские критики признали лучшей парой «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» из существующих в мире более 300 экранизаций книг о знаменитом сыщике. «Собака Баскервилей» стала своего рода парадом актеров – Н. Михалков, Е. Стеблов, О. Янковский, И. Купченко, С. Мартинсон, А. Демидова, А. Адабашьян, С. Крючкова… Благодаря мастерству актеров и режиссера даже самые невыразительные фигуры Конан Дойла в этих фильмах наливаются плотью и красками.
Очередной успех не заставил себя долго ждать. В 1985 году И.Ф. Масленников поставил по сценарию В. Валуцкого фильм «Зимняя вишня», ставший одним из главных «хитов» десятилетия и открывший для широкого зрителя актрису Елену Сафонову. За год проката картину посмотрели более 70 миллионов зрителей.
В отличие от предыдущих фильмов
И.Ф. Масленникова, которые были сюжетными, четко определенными по жанру, в «Зимней вишне» основой становятся психологические нюансы, по словам Игоря Фёдоровича, «все существует как бы само собой и независимо от него». Он выбрал актрису Елену Сафонову, а «за ней потянулось все остальное, вплоть до жанра». Важным достоинством картины стало то, что, не отклоняясь от незатейливого сюжетного русла бытовой мелодрамы, она предлагала зрителю интригующий и одухотворенный образ «непонятой» женщины. «Фильм снят как бы под двойным углом зрения. С одной стороны, это мир, каким его видит женщина. Но с другой стороны, “Зимняя вишня” – очень мужской фильм. В нем – мужское осознание вины. Фильм о неприкаянной и драматичной женственности, отчего-то обреченной на неприкаянность и драматичность, о “покаянии” мужского рода перед женским…», – писала киновед и биограф Масленникова, редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус. По словам сценариста фильма В. Валуцкого, «история получилась замкнутая и печальная». «Фильм снят в сострадательном наклонении» – говорит о своей работе режиссер Игорь Масленников. В этом, по его мнению, и кроется причина успеха картины.
«Зимняя вишня» получила должное признание на Международных кинофестивалях (МКФ): приз за лучшее исполнение женской роли Е. Сафоновой на VII Международном фестивале в Мадриде, призы жюри фильму за исследование актуальных нравственных проблем и за лучшее исполнение женской роли Елене Сафоновой на XIX МКФ в Алма-Ате, специальный диплом на фестивале в Дублине.
Фильм и его героиня пользовались таким успехом, что спустя пять лет И.Ф. Масленников снял его продолжение «Зимняя вишня-2», а затем (1995) при поддержке Общественного российского телевидения (ОРТ) – видеофильм «Зимняя вишня-3» и одноименный телесериал, удостоенный «Серебряной оливы» на Международном фестивале телевизионных программ в городе Баре (Югославия).
Другие картины, созданные И.Ф. Масленниковым: экранизация «Пиковой дамы» А.С. Пушкина (1982) с замечательными актерскими работами А. Демидовой, И. Смоктуновского, В. Проскурина, В. Соломина, Е. Гоголевой; публицистическая лента «Продление рода» (1988) по мотивам романа С. Алексеева «Слово»; двухсерийный приключенческий детский телефильм «Филипп Траум» (1989, киновариант – «Хроника Сатаны-младшего») по мотивам повести М. Твена «Таинственный незнакомец»; «Тьма» (1991) – совместная с французскими партнерами экранизация рассказа Л. Андреева; «Театр Чехов-ТВ» по мотивам рассказов А.П. Чехова «Сирена», «Ушла», «Живая хронология» и «Психопаты» (1996, золотая Пушкинская медаль «За вклад в развитие, сохранение и приумножение традиций отечественной культуры»); 10-серийный телефильм «Что сказал покойник» по роману И. Хмелевской (1999, приз «Золотые фанфары» за лучшую режиссуру на фестивале «Виват, кино России!» в Санкт-Петербурге); 13-серийный телефильм «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» (2000).
В 1992 году у И.Ф. Масленникова родилась дочь Екатерина, ныне московская школьница. Её мать – Наталья Евгеньевна Андреева, директор и генеральный продюсер студии «Троицкий мост» (Санкт-Петербург).
Приход нового тысячелетия – 2001 год ознаменовался для режиссера съемками кинофильма «Письма к Эльзе», который вышел в прокат в 2002году и получил положительную оценку в прессе, главный приз «Золотой павлин» на МКФ в Дели, приз Гильдии кинорежиссеров РФ «Сталкер» за гуманизм в отражении женской судьбы, номинации на «Золотого орла» и «Нику». Актриса Алла Демидова за участие в этом фильме удостоена приза на фестивале «Кинотавр».
В 2003 году Игорь Масленников снял кинокомедию для детей и их родителей «Тимур & его коммандос» по сценарию В. Вардунаса, которая с успехом прошла по многим кинофестивалям для детей, удостоена приза «Золотой грифон» на «Фестивале фестивалей» в Санкт-Петербурге, призов детских фестивалей в «Артеке» и «Орленке», диплома на Международном фестивале в городе Злин (Чехия).
Следующая работа И.Ф. Масленникова – комедия «Русские деньги» (2006) по пьесе А.Н. Островского «Волки и овцы» – получила приз «Светлый ангел» жюри читателей и зрителей на фестивале «Литература и кино» в Гатчине, приз «Большой янтарь» зрительского жюри и мэра города Светлогорска на фестивале «Балтийские дебюты». Будучи противником «осовременивания» классики, в своей постановке Игорь Масленников строго придерживается текста литературного оригинала. Всецело проникнуть в атмосферу Островского помогли и сами места съемок фильма, которые проходили в усадьбе Островского Щелыково под Кинешмой, в доме-музее, и в частности в кабинете, где были написаны «Волки и овцы».
Средствами кино Игорь Масленников рассказывает истории, в которых открывается природа человека. Режиссеру интересен человек, советский, русский, английский – не важно. Человек как таковой, бесконечный, талантливый и бездарный, скупой и щедрый, великий и ничтожный – мера всех вещей. Возможно, именно в этом кроется секрет зрительской любви к его картинам и глубокого уважения коллег. Во-первых, за то, что картины Масленникова сделаны талантливо и честно, а во-вторых, благодаря вкусу и очевидной порядочности. Когда в 1984 году Игорь Фёдорович был назначен художественным руководителем телевизионного объединения на «Ленфильме», снимать телевизионные фильмы он пригласил талантливых кинорежиссеров, по той или иной причине не имевших возможности делать большое кино. Для них это была отдушина. Достаточно сказать, что во времена художественного руководства Масленникова Виктор Титов снял «Открытую книгу» и «Жизнь Клима Самгина», Семён Аранович свое «Противостояние», Владимир Бортко – знаменитое «Собачье сердце» и детский фильм «Без семьи». Все эти фильмы – без преувеличения – золотые страницы телевизионного кино.
С 1987 года И.Ф. Масленников – художественный руководитель Третьего творческого объединения киностудии «Ленфильм» (ныне студия «Троицкий мост»), с 1990 года – он президент студии «Троицкий мост», где за прошедшие 30 лет дебютировали Виталий Каневский и Павел Лунгин, Светлана Проскурина и Роза Орынбасарова, сделали по нескольку фильмов Александр Сокуров и Александр Рогожкин, работали Константин Лопушанский, Александр Муратов, Сергей Снежкин, Борис Фрумин, Виктор Титов, Павел Чухрай, Олег Тепцов…
Кинорежиссёра отличает интенсивная творческая и общественная деятельность. В 1990 году на учредительном съезде Союза кинематографистов России И.Ф. Масленников был избран его председателем. С июня 1999 года по январь 2004 года он являлся первым секретарем Союза кинематографистов России.
И.Ф. Масленников возглавлял жюри фестиваля «Кинотавр» (2000), был членом жюри Московского международного кинофестиваля (2001). В последние годы он активно участвует в работе конкурсных сценарных и студенческих, дебютных фестивальных жюри. С 1996 года возглавлял мастерскую режиссуры художественного кино в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения; с 2002 года ведет режиссерскую мастерскую во ВГИКе.
В 2006 году, в год своего 75-летия, Игорь Фёдорович завершил работу над рукописью книги «Бейкер-стрит на Петроградской».
И.Ф. Масленников – народный артист РСФСР (1987), лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2001, за личный вклад в развитие отечественного телевизионного кино и создание сериалов «Зимняя вишня», «Что сказал покойник» и «Воспоминания о Шерлоке Холмсе»), профессор, академик Российской академии кинематографических искусств, Евразийской академии телевидения и радио. Награжден орденом Почёта.