МАРЦЕВИЧ Эдуард Евгеньевич (1936-2013)
Народный артист России
Родился 29 декабря 1936 года в Тбилиси. Отец – Марцевич Евгений Михайлович (1911–1974). Мать – Крылова (Саранкина) Нина Алексеевна (1914–1980). Супруга – Марцевич (Салямова) Лилия Османовна (1952 г. рожд.), служащая банка. Сыновья: Марцевич Кирилл Эдуардович (1974 г. рожд.), окончил училище имени М.С. Щепкина по классу народного артиста СССР Ю.М. Соломина, работает в театре «Модерн» под руководством С.А. Враговой; Марцевич Филипп Эдуардович (1980 г. рожд.) – выпускник актерского факультета Школы-студии МХАТ имени В.И. Немировича-Данченко.
Родители Эдуарда познакомились друг с другом в народном театре, где Евгений Михайлович Марцевич, профессиональный артист, работавший в Бакинском драматическом театре, вел студию, а Нина Алексеевна была суфлером. Их сын Эдуард родился и провел первые три месяца своей жизни в Тбилиси, куда Бакинский театр выехал на гастроли. Затем семья вернулась в Баку. Воспитываясь в актерской семье, Эдуард часто бывал в театре, где жадно впитывал все происходящее на сцене, чрезвычайно эмоционально воспринимая увиденное. Как-то в спектакле «Вагиф», в сцене убийства шута, которого играл отец, он стал так громко кричать и плакать, что его пришлось вывести из зала.
Когда Эдуарду исполнилось 3 года, родители развелись. Но он все так же продолжал бывать у отца в театре. Разлучила отца с сыном лишь война. Евгений Михайлович ушел на фронт. Был в окружении, тяжело раненым попал в немецкий плен. Чудом остался жив. После войны устроился на работу в Вильнюсский драматический театр. К тому времени вместе с мамой, отчимом и сестрой именно в Вильнюсе жил Эдуард. Отец и сын встретились...
Евгений Михайлович совмещал работу в театре с преподаванием в драматическом кружке в Вильнюсском клубе связи. Юный Эдуард записался в этот клуб, во все кружки, какие было возможно: танцевальный, певческий, художественного чтения... Только в драматический кружок отец его не брал, боялся, вдруг у сына не окажется таланта. Но настойчивость младшего Марцевича победила опасения отца. Услышав как-то раз, как Эдуард читает стихи, Евгений Михайлович поверил в способности сына, взял его к себе в кружок, стал поручать большие, ответственные роли.
В Москву на вступительные экзамены в театральный вуз юный Марцевич отправился смело, без колебаний – ведь у него за плечами был большой опыт актерской работы в спектаклях строгого отца! Но вдруг столкнулся с неожиданностью. На экзамене в ГИТИСе ему сказали: «Вы очень симпатичный молодой человек. У вас умные глаза. Но вам не стоит заниматься театральным искусством». К счастью, параллельно с экзаменами в ГИТИСе шли туры в других театральных школах. Его сразу пригласили на третий тур в Школу-студию МХАТа. А в «Щепке» сказали: «Пришли к нам, нечего бегать по другим школам». Так он стал студентом Театрального училища имени М.С. Щепкина при Малом театре, на курсе знаменитого актера, режиссера и педагога Константина Александровича Зубова.
Курс был талантливый, яркий, запоминающийся. Вместе с Э. Марцевичем учились будущая актриса Малого театра, ныне народная артистка России Нелли Корниенко, народный артист России Станислав Любшин... Актерское мастерство преподавали замечательный педагог и режиссер В.И. Цыганков, Г.Н. Дмитриев, возглавивший курс после смерти К.А. Зубова, и совсем тогда еще молодой В.И. Коршунов, ныне народный артист СССР, директор и ведущий актер Малого театра. Дипломной работой Марцевича была роль Алексея в спектакле «Оптимистическая трагедия», поставленном В. Коршуновым. Роль была сыграна с успехом. О Марцевиче заговорили. Стало известно, что его хотят принять в Малый театр.
Незадолго до выпускных экзаменов Марцевич увидел в концертном исполнении отрывок из трагедии Шекспира «Гамлет» с Евгением Валериановичем Самойловым в главной роли. Образ Гамлета–Самойлова в сцене объяснения Гамлета с матерью из знаменитого спектакля 1950-х годов, поставленного Н.П. Охлопковым в Театре имени В.В. Маяковского, настолько потряс начинающего артиста, что он даже спать перестал, все думал о роли Гамлета. Подготовил самостоятельно отрывок из роли, показал сцену сокурсникам. Кто-то предложил выступить перед самим режиссером Н.П. Охлопковым. А после выступления последовало приглашение на роль Гамлета в Театр имени В.В. Маяковского. Более счастливого человека, чем был Эдуард Марцевич в те минуты его жизни, представить невозможно. Он еще студент, еще не сдал выпускных экзаменов, а тут такое лестное предложение! Играть сложнейшую шекспировскую роль, да еще в спектакле Охлопкова, где уже состоялись два Гамлета, созданные известными артистами Е. Самойловым и М. Казаковым... Кружилась голова, внутри все ликовало. Он прибежал в училище как безумный и стал кричать: я буду играть Гамлета, я буду играть Гамлета… Сокурсники приняли его за сумасшедшего. Роль Гамлета в 22 года?! Такого не было нигде и никогда.
После выпускных экзаменов Марцевич получил официальное приглашение в Малый театр, в школе которого учился 4 года. Но в тот момент Гамлет оказался для Марцевича выше всего. Даже перспектива работы в великом театре не могла отвлечь его от мечты сыграть эту роль.
Именно в роли Гамлета состоялся профессиональный дебют Эдуарда Марцевича на сцене Театра имени В.В. Маяковского, в труппу которого он вступил в 1959 году. В темпераментный, яростный спектакль Охлопкова, где противоположность мыслей и страстей героев, противостояние двух несовместимых миров достигали наивысшей точки, Марцевич вошел уверенно и отважно. Новый Гамлет был почти неправдоподобно юным, пронзительно искренним, пылким и ранимым и казался хрупким и беззащитным. Но этот трогательный юноша, почти мальчик, был способен явить недюжинную силу духа и бесстрашную решимость вступить в единоборство с извращенным веком. «Это сама юность мира, перед которой отступает все грязное, низкое, вчерашнее», – писал драматург А. Штейн о Гамлете-Марцевиче. Яркий дебют принес молодому исполнителю широкую известность, успех у зрителей и интерес профессиональной критики. Не все совпадали во мнении, судя об интерпретации сложнейшей шекспировской роли молодым исполнителем. Но талант Эуарда Марцевича, его редкостное сценическое обаяние и врожденный артистизм были неоспоримыми.
Следующая работа Марцевича – в пьесе А.Н. Арбузова «Иркутская история» – тоже вызвала огромный общественный интерес.
Поддержанный и направляемый Охлопковым, Марцевич вскоре занял заметное положение в труппе театра. Играл большие, центральные роли в спектаклях «Нас где-то ждут» А. Арбузова, «Как поживаешь, парень?», «Проводы белых ночей» В. Пановой и др. А также ввелся в уже идущий спектакль «Царь Эдип» Софокла, сыграл главную роль – одну из сложнейших в мировом классическом репертуаре.
Параллельно с работой в театре молодой артист много выступал на концертных площадках, радио и телевидении с чтецкими программами, которые отличались глубоким постижением авторского замысла и стиля, тонким вкусом, мастерством исполнения. К тому же еще со студенческих времен он снимался в кино. Дебютировав на экране в роли Аркадия Кирсанова в фильме «Отцы и дети» (1958), Марцевич привлек к себе внимание серьезных кинорежиссеров. Б. Барнет пригласил его в свою картину «Аннушка», С. Бондарчук доверил роль Друбецкого в «Войне и мире», М. Калатозов поручил сыграть Мальмгрена в его, ставшем знаменитым, имевшем большой международный успех, фильме «Красная палатка», в котором партнерами Марцевича выступали К. Кардинале, П. Финч, Ш. Коннери, Ю. Соломин, Н. Михалков, Д. Банионис...
Жизнь и карьера складывались удачно и благополучно, но направление творческого пути артиста вдруг резко меняется. Смерть выдающегося режиссера Н.П. Охлопкова, которого Марцевич считает своим Учителем, авторитет которого был и остается для него неоспоримым, оборвала его работу в Театре имени Маяковского. Уезжая на съемки «Красной палатки», он навсегда покинул театр, принесший ему первую известность и немало сценических побед, поскольку не видел для себя перспективы в коллективе, полностью менявшем свое художественное направление с приходом новых руководителей.
С 1969 года Эдуард Евгеньевич Марцевич – артист Малого театра, которому, прерываясь на незначительное время, он служит уже свыше 30 лет. Его возвращение в «альма-матер» – шаг естественный, логичный и закономерный. Было бы непростительной ошибкой и для Марцевича, и для самого театра, если бы они разминулись в пространстве.
Первые же роли, сыгранные Марцевичем на сцене старейшего драматического театра страны: Мешем в «Стакане воды» Э. Скриба, Дон Жуан в «Каменном хозяине» Леси Украинки, Аркадий Кирсанов в «Отцах и детях» по И. Тургеневу, – доказали необходимость совместной деятельности Малого театра и Эдуарда Марцевича. В 1970-е годы Марцевич создал такие сложные образы русского классического репертуара, как Алеша в «Униженных и оскорбленных» по Ф. Достоевскому, Кисельников в «Пучине» А.Н. Островского на сцене Малого театра и Пети Трофимова в «Вишневом саде» А.П. Чехова, Райского в «Обрыве» по И. Гончарову, в спектаклях Л. Хейфеца на телевидении.
Марцевич упорно шел к своим главным сценическим работам. Назначенный дублером И. Смоктуновского на главную роль в спектакле «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, поставленном Б.И. Равенских в 1973 году, он вышел на сцену в роли Федора только в 1983 году. Десять лет артист не переставал думать о роли, вести непрестанную внутреннюю работу над образом и надеяться. Он выстрадал эту роль, сыграл ее мудро, сильно и продолжает играть до сих пор, выявляя в своем герое его генетическую связь с грозным отцом, деспотом и тираном царем Иоанном IV, который сам Федор и старается побороть.
Почти одновременно с Федором в спектакле «Заговор Фиеско в Генуе» Марцевич создал сложный трагически раздвоенный образ шиллеровского Фиеско – человека вдохновенного, рожденного для доблести и славы, но сгорающего в огне собственного честолюбия и неуемной гордыни, губящего себя властолюбием и предательством собственных идеалов. А месяцем раньше шиллеровского героя появился импозантный, обаятельный, утонченный, но циничный, лицемерный, бессердечный, лишенный морали Иван фон Крижовец в пьесе «Агония» классика югославской литературы М. Крлежи.
Все эти роли выпали на весну 1983 года, которая стала звездным часом в судьбе Эдуарда Марцевича. В это же время Марцевич по-новому совершенно неожиданно раскрылся в своей следующей крупной работе на сцене Малого театра. В спектакле «Рядовые» А. Дударева, посвященном подвигу солдат Великой Отечественной войны, он сыграл роль Дугина с благородной, трагической сдержанностью, с оттенком сухой горечи, сильно, мужественно и строго.
Но не только лирика и романтика, героические и драматические проявления характерны для артистической индивидуальности Эдуарда Марцевича. Ему подвластна и острая характерность. Юмор, вдохновенное лицедейство и необыкновенная сценическая заразительность артиста способствовали созданию таких выразительных, художественно завершенных образов, как Репетилов («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Веточкин («Холопы» П.П. Гнедича), Князь К. («Дядюшкин сон» по Ф.М. Достоевскому), Лыняев («Волки и овцы» А.Н. Островского).
В кино Марцевич также выступает в различных жанрах, использует многообразные стилистические решения, создает непохожие, разноплановые, запоминающиеся характеры. Марцевичу удается сотворить емкие, выразительные экранные образы, такие как великий немецкий поэт Генрих Гейне («Карл Маркс. Молодые годы»), утонченно-изысканный, ироничный лорд Горинг («Идеальный муж»), человек сложной биографии, мучительно ищущий свой путь в жизни священник Александр («Ищу мою судьбу»). Успех сопутствовал также ролям, сыгранным артистом в фильмах «Отзвуки прошлого», «Женщина в белом», «С вечера до полудня», «Казино», «Пчелка» и др. Всего артист снялся более чем в 60 картинах.
В 1987 году Эдуарду Марцевичу присвоили звание народного артиста РСФСР. Актер продолжает работать в кино и регулярно выходит на сцену Государственного академического Малого театра в пяти сложнейших ролях русского классического репертуара. Играет упомянутых выше Князя К. и Лыняева, а также чеховского Войницкого в «Дяде Ване» и двух исторических персонажей в трагедиях А.К. Толстого: царя Федора Иоанновича в одноименном спектакле и Василия Шуйского в «Царе Борисе».
Заметной сценической работой Э. Марцевича стал срочный ввод в спектакль «Не было ни гроша, да вдруг алтын» на роль Крутицкого вместо заболевшего Е.В. Самойлова. В данном случае Марцевич-актер выручил Марцевича-режиссера, ибо этот пользующийся большим успехом у зрителей спектакль поставил он сам.
Еще в начале своего артистического пути он пробовал свои силы в режиссуре. Он инсценировал, поставил и вместе с З. Андреевой играл в концертном варианте спектакль «Белые ночи» по Ф. Достоевскому. Затем последовали другие постановки. И наконец, пришло решение заняться режиссурой профессионально. Ради этого он на год оторвался от театра и уехал в литовский город Паневежис к известному режиссеру Ю. Мильтинису обучаться профессии режиссера-постановщика.
По окончании режиссерского курса Марцевич подтвердил свою квалификацию, поставив в Паневежисском театре «Старый дом» А. Казанцева, а затем в разные годы «Обыкновенную историю» по И.А. Гончарову и «Иванова» А.П. Чехова. В своем родном Малом театре он тоже выпустил три спектакля. Поставил пьесу А. Стриндберга «Отец», в которой исполнил главную роль Ротмистра. Затем комедию А.Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын», для которой избрал на главную роль одного из самых любимых и почитаемых актеров современного театра Евгения Валериановича Самойлова. В конце 1998 года осуществил постановку собственной инсценировки романа Л.Н. Толстого «Воскресение», в которой стремился раскрыть сложные философские, религиозные и морально-этические убеждения автора, обнажить перед сегодняшним зрителем духовно-нравственные искания и социальные побуждения его героев.
Э.Е. Марцевич – член Российской ассоциации международного и научного сотрудничества со странами Балтии (Дом Дружбы, 1995), член Союза кинематографистов (1975), член Союза театральных деятелей России (1962). Награжден орденом Дружбы (1997), медалями «Ветеран труда» и «В память 850-летия Москвы».
В редкие, свободные от работы минуты Эдуард Марцевич любил перечитывать А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, У. Шекспира, Л.Н. Толстого; слушать музыку, главным образом классическую (Моцарт, Чайковский, Шуберт, Гайдн, Шнитке, Рахманинов). Любимые артисты – Н.К. Симонов, И.М. Смоктуновский, Лоуренс Оливье, Марлон Брандо.
Еще ему нравилось бывать на природе. Например, в необъятные костромские леса, в неохватные взглядом поля вокруг бывшего имения А.Н. Островского, ныне дома творчества «Щелыково», или к себе на дачу под Москвой. При этом он не призна?т ни рыбалки, ни охоты, даже так называемой тихой, ни копания в саду или огороде. За природой, жизнью леса, неба, озера он любил только наблюдать. Вообще, по натуре Эдуард Евгеньевич был созерцателем. И когда речь не шла о профессиональной работе, он был склонен скорее к наблюдениям и размышлениям, нежели к активным действиям.