МАШКОВ Владимир Львович
Народный артист России, председатель Союза театральных деятелей России
Родился 27 ноября 1963 года в Туле. Отец – Машков Лев Петрович. Мать – Никифорова Наталья Ивановна. Со своей первой супругой, актрисой Еленой Шевченко, Владимир познакомился в Новосибирске – они вместе учились в театральном училище. Дочь – Машкова Мария Владимировна (1985 г. рожд.). В настоящее время Маша учится в Щепкинском театральном училище, снялась в фильмах «Маленькая принцесса» Владимира Грамматикова и «Мама, не горюй!» Максима Пежемского.
Бабушка Владимира – итальянка по происхождению – в свое время приехала преподавать и осталась в России. Ее дочь тоже вышла замуж за русского, от первого брака у нее родился старший, сводный брат Машкова – Виталий, а от второго – Володя.
Лев Петрович служил актером в кукольном театре Новокузнецка, а Наталья Ивановна работала там же режиссером. Дети просто обожали Володиного отца – он виртуозно работал с двумя куклами одновременно, разговаривая разными голосами – это был безумно ироничный и одаренный человек, который без остановки шутил, любил жизнь, и сын очень гордился им. Однажды, узнав о детской драке Володи, Лев Петрович произнес слова, которые он запомнил навсегда: «Вова, у тебя всегда в жизни будет три секунды, чтобы испугаться до смерти, а все остальное время держись нормально».
Машков – поздний ребенок, поэтому любящие родители позволяли ему почти все. Он собирал подраненных животных, приносил их домой и лечил – комната всегда была заставлена клетками, в которых ползала и летала разная живность. Владимир с детства постоянно находился среди творческих личностей – подвижников, всю душу вкладывающих в свое дело. От родителей, талантливых людей, самозабвенно любивших друг друга, Володя перенял безумное рвение к профессии, которая вошла в него на генетическом уровне. Жизнь мальчика прошла за кулисами кукольного театра, на гастролях, когда он вместе с родителями ездил в автобусе «Кубань» по пионерским лагерям, а в десятом классе стал сам выходить на сцену Театра кукол. В школьные годы Машков хорошо играл на гитаре, на стенах его комнаты старший брат Виталий нарисовал Пола Маккартни, Сюзи Кватро и Иисуса Христа из оперы «Superstar».
В середине 1960-х годов семья Машковых переехала в Новокузнецк, а в конце 1970-х – в Новосибирск, где Владимир поступил на биологический факультет университета, начал заниматься прикладной психологией, но через время решил все бросить и поступить в Новосибирское театральное училище. Уже тогда в нем раз и навсегда сформировался максималист с неукротимым желанием доказывать и побеждать. Еще не осознавая значения слова «свобода», Машков старался жить по своим принципам, и через некоторое время уехал учиться в Москву.
В 1984 году Владимир стал студентом школы-студии МХАТ, служил декоратором в филиале театра, где познакомился с О.П. Табаковым и начал заниматься в его мастерской. Уже на первом курсе Машков считался ярким, настырным, не сходящим со сценической площадки студентом, а его дипломная работа – роль Абрама Шварца – стала одной из лучших за всю более чем удачную актерскую карьеру. В те годы взошла звезда Владимира Машкова – в возрасте 24 лет он удивительно проникновенно сыграл 70-летнего еврея, неудачливого коммерсанта, на старости лет познавшего горечь сыновней неблагодарности. Во время работы над спектаклем Машков сам искал грим, все время что-то себе наклеивал, мазался табаком, пеплом, искал характерность в голосе, так как никогда не любил выходить на сцену «со своим лицом» и все время пытается видоизмениться, помня фразу Константина Сергеевича Станиславского: «В своих ботинках нельзя репетировать».
В то время многим выбор Олега Павловича казался легкомысленным, но и теперь, по прошествии лет, педагог уверен, что Абрам Шварц до сих пор остается самым совершенным созданием Володи по неподдельности существования и отсутствию какой-либо актерской приблизительности. Табаков сказал: «Володя вошел и в жизнь, и в театр, зная негативные стороны и жизни, и театра. Трудно начинал, был изгнан из школы, снова возвращался. Но неистовость желания заниматься своим делом все пересилила… Когда он сыграл старика Абрама Шварца в пьесе Галича, стало ясно, что на свет появился Актер… И еще я хотел бы сказать о том, что Володя Машков не тот, кем рисуют его поклонники. Я вижу скрытую нежность за его крутизной. Это в нем главное».
Машков лидировал всегда. Очень талантливый характерный актер, смешно и в удовольствие играл в «Провинциальных анекдотах», к тому же со студенческих лет обладал генетически свойственной ему мерой ответственности. В 1990 году он окончил Школу-студию МХАТ (мастерская О. Табакова – В.П. Маркова – А.Н. Леонтьева), еще во время учебы работал во МХАТе имени А.П. Чехова, а с 1990 года – в Театре-студии под руководством О.П. Табакова.
Дебют Владимира Машкова в кино состоялся в 1989 году – в фильме «Зеленый огонь козы». Поистине звездным стал для актера 1994 год, когда он исполнил главные роли в фильмах молодых российских режиссеров, сделанных очень стильно, профессионально, и ознаменовавших собой новый этап отечественного кинематографа – «Лимита» Дениса Евстигнеева и «Подмосковные вечера» Валерия Тодоровского, а через год прекрасно сыграл в драме Карена Шахназарова «Американская дочь».
Тогда же Машков проявил себя и как талантливый театральный режиссер, поставив на сцене Театра-студии Олега Табакова спектакли «Страсти по Бумбарашу» и «Смертельный номер» – ставший хитом сезона и до сих пор собирающий полные залы, а позже – «Трехгрошовую оперу» в «Сатириконе», премьеру которого все ждали с патологическим нетерпением. Во время работы над постановкой Машков изучал эскизы и фотографии спектакля Алексея Дикого «Блоха», который в свое время с успехом шел на сцене МХАТа, так как всегда считал себя поклонником яркого представления, праздничного и агрессивного театра. У Брехта всегда существовал своеобразный «театр отчуждения», но Владимир Машков иначе представил зрителям знакомое произведение, сумев найти свой «ключик» и нетрадиционное решение.
«Трехгрошовая опера» Машкова – это не мюзикл, а драматический спектакль с красивой музыкой и светом. В постановке занята почти вся «сатириконовская» труппа – с танцами, монологами, ариями, а Константин Райкин (Мэкки-Нож), Наталья Вдовина (Полли) и Николай Фоменко (мистер Пичем) по-новому исполнили свои партии, иначе рассказав зрителям давно известную историю. Владимир Машков поставил удивительный спектакль о том, что каждый человек на этой земле хоть раз в жизни был предан, и каждый когда-то был любим…
Затем в Московском Художественном театре имени А.П. Чехова в его постановке вышел спектакль «? 13» по пьесе английского драматурга Рэя Куни, ставший первой из премьер большой сцены МХАТа. Владимир пригласил актеров, которые могли максимально реализовать его режиссерский замысел не в ущерб методологии психологического театра – он поставил свой спектакль по системе К.С. Станиславского, а главные роли сыграли прекрасные актеры Авангард Леонтьев и Евгений Миронов. Пьеса со всеми ее неожиданными поворотами показалась режиссеру привлекательной, ведь Рэй Куни обладает тонким качеством юмора, а сам материал послужил поводом для разжигания фантазии режиссера. В оригинале и переводе пьеса называлась иначе, но Машков решил дать ей собственное название, которое характеризует упругость и собранность, отвечающие его стилю работы.
Режиссер Владимир Машков сначала должен влюбиться в произведение как актер, внутренне прожить его, а в репетиционный зал принести уже готовое решение. Во время работы он просто фантазирует от собственной ступеньки и всегда ищет актеров своей группы крови с подвижной психикой. На каждый сантиметр пьесы у Машкова обязательно должно быть три-четыре поворота, режиссеру важно сразу встряхнуть зрительный зал, не доводя его до состояния вальяжного созерцания. Иногда на спектаклях, где действие разворачивается медленно и осторожно, бывает очень уютно, но Владимир работает иначе и свои правила устанавливает сразу. «?13» – это продолжение «Бумбараша», «Звездного часа по местному времени» и «Смертельного номера». Машков сделал импровизационный, джазовый спектакль, где у каждого – своя партия, а наступательная, агрессивная режиссура сочетается с яркой актерской игрой.
Актерские работы Владимира Машкова в театре: «Матросская тишина» (1988), «Сейлемские колдуньи» (1988), «Учитель русского» (1989), «Ундина» (1990), «Ревизор» (1991), «Дон Жуан» (1992), «Билокси-блюз» (1993), «Норд-Ост» (1993), «Анекдоты» (1996). Среди его работ в качестве режиссера – «Звездный час по местному времени» (1992), «Страсти по Бумбарашу» (1993), «Смертельный номер» (1994), «Трехгрошовая опера» (1996).
Театральные работы В. Машкова отмечены премиями «Хрустальная Турандот» – за лучший спектакль сезона 1994–1995 («Смертельный номер», 1995), имени К.С. Станиславского – за лучшую режиссерскую работу 1994 года (1995), «Чайка» в номинации «Сделай шаг» – за лучшую режиссерскую работу 1995–1996 годов (1996), «Чайка» – за лучший актерский дуэт сезона с О. Табаковым («Анекдоты», 1999).
1997 год – особая веха в творческой биографии Владимира Машкова. Фильм Павла Чухрая «Вор», в котором он блестяще исполнил главную роль, стал переломным моментом в судьбе актера. Благодаря этой работе Владимир нашел себя, за что благодарен Григорию Наумовичу Чухраю, который благословил его на эту роль. Герой Машкова – магнетическая личность, жесткий и незаурядный человек, безжалостно ломающий судьбы людей. «Вор» с огромным успехом прошел на Западе, номинировался на премию «Оскар», а Владимира Машкова пригласили на работу в Голливуд. В том же году на экраны вышел режиссерский кинодебют Машкова – фильм «Сирота казанская». Эта работа была сделана очень быстро, буквально на взлете, но для режиссера она оказалась чрезвычайно важной. Машков пригласил замечательных актеров – Елену Шевченко, Олега Табакова, Льва Дурова, Валентина Гафта, Николая Фоменко и создал свою удивительно трогательную «новогоднюю» историю, посвященную всем матерям.
В настоящее время Владимир Машков активно работает в кино, он снялся в самых ярких российских фильмах последних лет – «Две луны, три солнца» Романа Балаяна, «Мама» Дениса Евстигнеева, «Русский бунт» Александра Прошкина, где прекрасно сыграл роль Емельяна Пугачева. В его исполнении он – и революционер-реформатор, и взбунтовавшийся холоп – ведь Россия всегда рождала персонажи, возмущающие общественность, а Пугачев – это мощная личность, обладающая мифологической способностью останавливать кровопролитие силой убеждения и невероятной верой в людей. Отчасти он авантюрист, «истинный амператор», преданный своими же друзьями. В «Идиоте» режиссера Владимира Бортко Машков пронзительно, с всепоглощающей и мучительной страстью сыграл Парфена Рогожина – безумно влюбленного человека, готового на все ради любимой женщины. У Достоевского все герои – достаточно неадекватные люди, которых автор ставит в крайние условия. Помимо этого, актер любит играть злодеев и считает, что это гораздо интереснее, чем воплощение идеального героя.
Когда Владимиру Машкову исполнилось 40 лет – главный подарок он преподнес себе сам, завершив съемки фильма «Папа!» по пьесе Александра Галича «Матросская тишина». Прошло время, и роль Абрама Шварца по-новому проросла в нем. Театр и кино – два разных вида искусства, Владимиру захотелось уже на более зрелом витке своей жизни, когда есть силы, жизненный опыт и желание, снять эту картину. Один верующий человек когда-то сказал, что после любви к Богу, идет любовь к отцу, который на земле. Внутренние долги не дали Машкову возможность сделать что-то иное до тех пор, пока он не создал эту картину. Режиссер попытался ухватить суть, насколько это возможно, ведь в свое время он на себе познал высшую степень любви отца к сыну – невидящей, слепой, безграничной. В театре роль требовала от Владимира огромных физических и душевных усилий. Работать в кино было так же сложно – в состоянии нервного напряжения пришлось провести не два часа, а два года.
Машков поставил себе непростую задачу – находиться и возле камеры, и за монитором, и одновременно на съемочной площадке, отключившись от всего. Он убрал из фильма второстепенные линии, и снял историю о двух людях, заложив огромный плюс – при всех трагических событиях картина получилась невероятно жизнеутверждающая, а внутренняя любовь Владимира Машкова к этой истории заставила его самого исполнить главную роль. Та боль, внутренняя вина, которая всегда существует перед родителями, не отпускает актера до сих пор, спасая от самого страшного, что может произойти с человеком – спокойного равнодушного цинизма. У Галича есть монолог, когда отец говорит своему сыну: «Теперь не важно, кто выйдет на сцену Большого зала Консерватории – ты или твой сын. Ах, как он будет гордиться тобой. И он скажет: «Это мой папа сделал меня тем, что я есть». Когда отец разговаривает с сыном после своей смерти, постоянно ощущается неразрывная связь между родителями и детьми, связь, которая всегда может удержать от безумий. Когда-то Машков услышал фразу, которая показалась ему интересной: «Дети являются прошлым родителей, а родители – наше будущее. Потому что мы идем туда, к ним, а они оттуда взывают к нам».
Владимир Машков долго изучал материал, искал города для съемок. В Москве фильм снимали в местах, которые можно выдать за 1939-й год – Киевский вокзал, Театр Советской Армии, Библиотека имени Ленина, Красная площадь. Москва – отдельный персонаж этой истории, Машкову хотелось показать старую столицу, которая сейчас с каждым днем уходит в прошлое, и режиссер делится своим ощущением от праздничного довоенного города, каким он предстает в его воображении. Вторая часть съемок проходила в замечательном городке Каменецк-Подольском на Западной Украине – там многое сохранено с прежних времен, нет асфальта, везде брусчатка. Музыкальный ряд к фильму подобрал и записал Владимир Спиваков вместе со своим оркестром «Виртуозы Москвы».
Уверенный в себе, ежеминутно заряженный на действие, любящий экстремальные условия Владимир Машков в своем фильме рассуждает о родине внутри каждого из нас и призывает помнить и ценить своих родителей. Режиссер уверен, что в кино очень важно поймать сиюминутную эмоцию, настроение, ощущение, так как ценен только этот внезапный порыв. Не смотря на то, что Владимир Львович профессионально занимается кино, каждая новая работа для него – это постоянный дебют, поэтому он всегда стремится сделать такой фильм, который понравился бы ему самому как зрителю.
Известный человек в мире отечественного кино и театра Владимир Машков оказался востребованным в Голливуде. В последние годы он много времени проводит в США, снимаясь в различных фильмах. Запад – огромное достижение актера – он приехал туда, практически не говоря ни слова на английском, постоянно учил язык, и за год снялся в пяти картинах. Эта работа – огромный опыт, экстремальная ситуация, новый мир. О своих ощущениях Машков сказал: «Я влетел туда на быстром паровозе».
В США В. Машков снялся в картинах «The Quickie» («Халтура») у режиссера Сергея Бодрова (старшего), работающего в Америке, и «Behind the Enemy Lines» («За вражеской чертой») у ирландского режиссера Джона Мура. Потом появился замечательный фильм Майкла Редфорда «Танцы в «Голубой игуане». Один за другим на российские экраны вышли снятый в Голливуде фильм Сергея Бодрова (старшего) «Давай сделаем это по-быстрому» и фильм Павла Лунгина «Олигарх» (версия известной книги Юлия Дубова «Большая пайка»). Главный герой «Олигарха» Маковский – собирательный образ, неординарная личность, авантюрист, человек, который рискует каждый день и не может жить иначе.
Фильмография актера и режиссера В.Л. Машкова включает следующие работы: «Зеленый огонь козы» (1989), «Делай – раз!» (1990), «Ха-Би-Ассы» (1990), «Казус Импровизус» (1991), «Любовь на острове смерти» (1991), «Аляска, сэр!» (1992), «Я – Иван, ты – Абрам» (1992), «Лимита» (1994), «Подмосковные вечера» (1994), «Американская дочь» (1995), «Двадцать минут с ангелом» (1996, ТВ-спектакль), «Вор» (1997), «Сирота казанская» (1997, режиссер Владимир Машков), «Две луны, три солнца» (1998), «Сочинение ко Дню Победы» (1998), «Мама» (1999), «Русский бунт» (2000), «Танцы в «Голубой игуане» (2000, США), «15 минут славы» (2001, США), «Давай сделаем это по-быстрому» (2001), «Олигарх», «Американская рапсодия» (2001, режиссер Ева Гардош), «В тылу врага» (2001, США), «Папа» (2004), «Идиот» (2004, телесериал), «Охота на пиранью» (2006), "Ликвидация" (2007, телесериал), "Домовой" (2008), "Край" (2010), "Кандагар" (2010), "Миссия невыполнима: Протокол "Фантом" (2011), "Распутин" (2011), "Пепел" (2013, телесериал), "Григорий Р" (2014, телесериал), "Родина" (2015, телесериал).
Особенной зрительской любовью пользуется роль подполковника угро одессита Давида Гоцмана, сыгранная Машковым в одном из самых ярких и качественных отечественных сериалов "Ликвидация" (режиссер Сергей Урсуляк). Многие реплики из этой роли превратились в крылатые выражения и стали частью афористичной народной речи. Главная роль в этом всенародно любимом сериале стала огромной творческой удачей артиста.
Владимир Машков мечтает сыграть в новой картине Майкла Редфорда «Шведский кавалер», действие которой происходит в начале XVIII века в Скандинавии, где появляется некий загадочный персонаж, о котором никто ничего не знает… А на самом деле он – из Петровской Руси.
В.Л. Машков – народный артист России, лауреат приза Большого конкурса ОРКФ «Кинотавр» в Сочи за лучшую мужскую роль («Лимита», 1994), приза «Синий парус» кинофестиваля «Русское кино» в Сан-Рафаэле за лучшую мужскую роль («Лимита», 1994), Гран-при и приза молодежного жюри МКФ «Звезды завтрашнего дня» в Женеве («Лимита», 1996), премии «Ника» за лучшую мужскую роль («Вор», 1997), премии «Золотой Овен» («Вор», 1997), приза кинофестиваля «Созвездие» за лучшую мужскую роль («Вор», 1997), приза кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок» в Анапе за лучшую мужскую роль («Шок», 1997), персонального приза Джины Лоллобриджиды на международном кинофестивале в Риге «Балтийская женушка» – за быстрый рост карьеры («Вор», 1997), приза «За лучшую мужскую роль» на Московском международном кинофестивале за фильм «Давай сделаем это по-быстрому» («The Quickie», режиссер Сергей Бодров-старший, 2001). В декабре 2023 года избран председателем Союза театральных деятелей России.
Владимир Машков – удачливый актер, интересный режиссер, и… талантливый спортивный комментатор. Этот дар он неожиданно для всех проявил на съемках фильма Д. Евстегнееева «Мама», когда для одного их эпизодов картины понадобился настольный хоккей. Играли в перерывах между съемками, причем Владимир оказался в числе самых азартных – он забавно изображал комментатора матча, придумывал «противникам» фамилии, смешил игроков до слез, заставляя делать неверные ходы. Зато сам играл очень серьезно, по-настоящему переживая проигрыши. Увлечение настольным хоккеем у актера переросло в настоящую страсть, и в настоящее время он даже подумывает о проведении мини-чемпионата по этому виду «спорта» среди актеров и режиссеров отечественного кино.
У Владимира живут две собаки – Груша и Пестицид – йоркширские терьеры. Своего попугая Джека он оставил в театре Наталии Дуровой, уезжая на съемки, и птица прижилась там. Определенного хобби у актера нет – в этом смысле он человек свободный. Зато была в его жизни достаточно сумасшедшая история, когда Машков за компанию с друзьями поехал в Тибет, босиком шел пешком до храма, хотя было очень холодно.
Цель жизни Машкова – получить максимальное удовольствие за минимальный промежуток времени, а для этого ему приходится много работать и действовать самостоятельно. Владимир Львович считает, что жить нужно сейчас, каждый день ставить себе конкретные, небольшие цели, а так же он мечтает написать фантастическую историю театра кукол – историю из его детства, когда взрослые люди выходят на «арену детской радости», рассказ об актерах, которые живут своими страстями, передвигаются в автобусе и везут с собой сказку.
Идеалом актера для Машкова является… джинн из сказки об Аладдине. «Потому что он может все, – говорит Владимир. – Может быть кем угодно и каким угодно. Актер – это джинн. Волшебник». Машков умеет быть все время разным – работать, и не задумываться об успехе. У него не бывает головокружений от триумфа – ведь потерять голову от успеха может только тот, кто ничего не делает. Главный жизненный принцип Владимира Машкова – все доводить до конца, хотя эта потребность пришла к нему не сразу.
На любое новое и интересное предложение о работе он всегда старается отвечать словом «Да», и уверен, что задача артиста и режиссера – постоянно работать и искать себя. Машков убежден, что невероятно интересно ставить себя в экстремальные условия – наша жизнь коротка, и надо успеть «подурачиться». Он наблюдает за тем, что происходит вокруг… и ждет – ведь всегда каким-то образом свыше поступает сигнал, который подсказывает истинную дорогу.