МЕНЬШИКОВ Олег Евгеньевич
Народный артист России, художественный руководитель Московского драматического театра имени М.Н. Ермоловой, трижды лауреат Государственной премии России
Олег Евгеньевич Меньшиков – один из самых непредсказуемых и «закрытых» актеров, чья игра никого не оставляет равнодушным. Его прославила роль Костика из еще советской музыкальной драмы «Покровские ворота» начала 1980-х годов. Режиссер этого культового фильма Михаил Козаков называл Меньшикова «божьим подарком» на этой картине. Меньшиков пришел на пробы в белой рубашке, в туфлях на каблуке, на руке у него были часы с изображением Кремля. Снимали сцену знакомства Костика и Светланы. Меньшиков открыл рот и произнёс: «О-о-о, а-а-а!» Девятнадцатилетний парень с сообразительными смешливыми глазами, заразительным хохотком и нетронутым пушком над верхней губой в один миг был утвержден на главную роль.
Родился 8 ноября 1960 года в городе Серпухове Московской области. Отец – Меньшиков Евгений Яковлевич (1934 г. рожд.), военный инженер. Мать – Меньшикова Елена Иннокентьевна (1933 г. рожд.), врач-невропатолог. Супруга – Чернова Анастасия (1983 г. рожд.), актриса.
Актерский талант у Олега был замечен, когда подросток учился в девятом классе. Как-то в гостях с родителями на свадьбе он удивил присутствующих, став человеком-оркестром: он играл на скрипке и фортепиано, аккомпанируя певцам и музыкантам, импровизировал и декламировал. Среди гостей оказался преподаватель Щепкинского училища Владимир Васильевич Монахов. Весь вечер он внимательно наблюдал за юношей. Вскоре Меньшиков получил от Монахова приглашение на прослушивание. По просьбе почитать что-то на его усмотрение, молодой человек декламировал «Желания славы» Пушкина. Владимир Васильевич был приятно поражен. Он обнаружил в Меньшикове чрезвычайную актерскую одаренность. «Я понял, что он одарен актерски. И одарен незаурядно. Он напоминал мне Жерара Филипа, великого романтика, принца французской сцены и экрана...» – вспоминал Монахов.
В 1977 году Олег Меньшиков после окончания общеобразовательной и музыкальной (по классу скрипки) школ поступил в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина (курс В.Б. Монахова). Во время учебы Олег с однокурсниками создавал различные юмористические номера, поставил спектакль, а капустники с участием Меньшикова в училище запомнили на долгие годы. Среди ролей, сыгранных в студенческих спектаклях, – немецкий офицер в «Нашествии» Л.М. Леонова, Миловзоров в «Без вины виноватые» А.Н. Островского.
На выпускном курсе Олег Меньшиков сыграл в спектакле «Нашествие», который поставил Николай Агафонов. Причем главная роль предназначалась именно для Олега, но сам он попросился на второстепенного персонажа. «Он играл чванливого, туповатого, самоуверенного офицера с тайной иронией, и очень точно по рисунку», – вспоминал режиссер спектакля, – В результате Олег создал шедевр. Я и тогда не боялся этого слова, отмечая его работу, и теперь смело повторяю. Все училище сбегалось посмотреть Меньшикова в роли Вернера, так было интересно наблюдать за ним».
Одной из дипломных работ Олега Меньшикова стала роль в спектакле «Лестница славы» по пьесе Э. Скиба. Он ухватил кружевную вязь драматургии Скиба, ее темп, динамику; в этом ключе он играл молодого адвоката, внезапно делающего феерическую карьеру и вместе с тем отдающего себе отчет в происходящем с ним в полной мере. Спектакль имел большой успех, а Олега Меньшикова после окончания училища приняли в труппу Малого театра.
К тому времени у него уже были за плечами несколько кинoрoлей. Первую роль в кино – разведчика Шурки – Олег Меньшиков сыграл еще на 4-м курсе училища в фильме Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь» (1980). Успешными стали работы у Никиты Михалкова в «Родне» (1981) и у Романа Балаяна в «Полетах во сне и наяву» (1982). Роль Олега Меньшикова в картине «Родня» запомнилась, хотя и состояла почти из немого крупного плана. И тем не менее сразу после выхода на экран фильма кругом заговорили: «У Михалкова снимался какой-то уникальный актер интеллектуального плана...»
Это было начало. Потом всех потрясла картина Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву». Этот фильм – сказание о проигравшем все поколении, где Меньшиков мастерски сыграл в дуэте с Янковским. Развивая тему фильма, Р. Балаян, верный своему замыслу, с тревожным и настороженным любопытством ввел в круг действия некоего молодого человека – безымянного, с холодно-стеклянным отсутствующим взглядом, свободного от нравственных катастроф, готового в момент смести мир прошлого, но абсолютно не ведающего, во имя чего его сметать...
Своими первыми ролями (причем все второго плана) Меньшиков высветил себя, будущего, в полный рост. Знаменитым его сделал фильм «Покровские ворота» (1982), поставленный по пьесе Леонида Зорина.
Режиссер картины Михаил Козаков, после того как попробовал на роль аспиранта Кости Ромина огромное количество молодых актеров, увидев Меньшикова на пробах, сразу понял, что удача ему улыбнулась. Роль юного мечтателя и романтика Костика, рекомендовавшего старшим, уже повидавшим многое, усталым людям «быть творцами собственной биографии», сыграна не просто мастерски... Миловидный и живой Костик у Меньшикова победительно обаятелен, сыгран им почти в джазовой импровизации и на одном дыхании. Но главное, чем покорил Меньшиков миллионы телезрителей, – это идеальное соответствие актера экранному образу. Меньшиков–Костик очаровывал всех эпатирующим азартом влюбленности в мир. Немалую роль в этом сыграла и великолепная пластика актера.
После Костика из «Покровских ворот» за Меньшиковым, казалось, надолго утвердился имидж юноши-романтика. Однако актер легко и беспроблемно перешагнул границы амплуа – пригодился театральный опыт, импровизации на сцене, обогатившие и усложнившие его профессиональную палитру.
На сцене Центрального академического театра Советской армии, где Меньшиков работал с 1982 по 1985 год, он сыграл Ганечку Иволгина в «Идиоте» Ф. Достоевского, Буланова в «Лесе» по А. Островскому, роли в спектаклях «Рядовые» А. Дударева, «Часы без стрелок» Б. Рахманина.
В 1985 году Олег Меньшиков перешел в Театр имени М.Н. Ермоловой по приглашению Валерия Фокина, только что назначенного главным режиссером театра. Вместе с ним в театр пришли Татьяна Догилева, Елена Яковлева, Александр Балуев.
Первая роль Меньшикова на новой сцене была небольшой, но очень заметной. В публицистическом спектакле «Говори!», поставленном В. Фокиным по очеркам В. Овечкина «Районные будни» и ставшем одним из знаковых в период перестройки, он играл помощника секретаря обкома. Этот секретарь – молодой, прилизанный, шустренький, в вельветовой курточке, этот начинающий партократ уже четко знал, где, когда и что надо делать и говорить.
Меньшиков играл в «Говори!» всего только эпизод. Его герой – эскиз, легкий набросок пером в череде других действующих лиц. Он появлялся и исчезал, намечая не столько, быть может, конкретные контуры данного характера, сколько очень определенное будущее этого парня, молодого опытного чиновника, начавшего весьма уверенно путь наверх.
Следующей работой актера в Театре имени М.Н. Ермоловой стал Сергей Лукин в спектакле «Спортивные сцены 1981 года» по пьесе Э. Радзинского. Герой Меньшикова выразил в определенном ракурсе свое поколение – смятенное, растерянное, не знающее, как найти себя в новой жизни, которая и страшит, и отталкивает. В спектакле был сильный актерский ансамбль, особенно когда играли два дуэта: Т. Доронина – В. Павлов, Т. Догилева – О. Меньшиков.
Сразу после «Спортивных сцен 1981 года» Меньшиков играет роль абсолютно противоположную Лукину – Робеспьера в спектакле «Второй год свободы» Александра Буравского. Актеру удалось донести до зрительного зала трагические метания человека, который сам «сочинил» революцию, сам ее осуществил и теперь видит, к чему она привела, что принесла людям, в том числе и ему самому...
Роли в «Спортивных сценах 1981 года» и во «Втором годе свободы» были очень существенны на творческом пути Меньшикова: определились масштабы его дарования, его актерской индивидуальности, разносторонние возможности.
В 1989 году Петр Фоменко пригласил Олега Меньшикова в Театр имени Моссовета на главную роль в спектакле «Калигула» по одноименной пьесе А. Камю. Эта постановка стала театральной легендой. Римский диктатор в исполнении Олега Меньшикова (роль отмечена премией и дипломом фестиваля «Московские сезоны») – это адская смесь кровавой жестокости и лиризма, бессилия и всемогущества, коварства и искренности... Он живет, пытаясь злом побороть зло, не понимая, что первой жертвой в этом поединке станет он сам.
Затем Меньшиков сыграл роль Вацлава Нижинского в спектакле ««N» Нижинский» А. Бурыкина (антреприза Театрального агентства «Богис»), поставленном по дневникам великого русского танцовщика. Такие работы очень трудны: зрители обычно ищут соответствия на уровне таланта исполнителя и его героя. И автор пьесы, и актеры – Олег Меньшиков и Александр Феклистов – не ставили перед собой задачу воссоздать жизненный или творческий путь Нижинского, а стремились показать внутренний мир гения, Артиста – «частицы Бога», мудрого и наивного, истинного Поэта танца, иррационального и непостижимого. По словам критики, даже при всей внешней несхожести актер казался на сцене самим воплощением «Бога танца», как называли Вацлава Нижинского современники. Спектакль был награжден премией «Хрустальная роза» (1993).
Мировую известность Олегу Меньшикову принесла роль Сергея Есенина в спектакле «Когда она танцевала» М. Шермана в лондонском театре «Глобус» (1992), где он играл в дуэте со знаменитой английской актрисой Ванессой Редгрейв (Айседора Дункан). За исполнение этой роли актер был удостоен премии имени Лоуренса Оливье Британской академии театральных искусств. Здесь же, в Лондоне, Олег Меньшиков играл Ихарева в спектакле «Игроки» по Н.В. Гоголю на сцене театра «Трайсекл».
Параллельно шла интенсивная работа в кино – в картинах «Поцелуй» (1983), «Капитан Фракасс» (1984), «Полоса препятствий» (1984), «Володя большой и Володя маленький» (1986), «Михайло Ломоносов» (1986), «По главной улице с оркестром» (1986), «Мой любимый клоун» (1986), «Моонзунд» (1987), «Брызги шампанского» (1988), «Жизнь по лимиту» (1989), «Лестница» (1989), «Яма» (1990), «Дюба-Дюба» (1992, номинирован на приз за лучшую мужскую роль). За участие в фильме «Моонзунд» режиссера А. Муратова Олег Меньшиков был награжден серебряной медалью имени А.П. Довженко.
Оглушительный успех выпал на долю драмы Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» (1994, премия «Оскар», Гран-при Каннского кинофестиваля), и в этом немалая заслуга Олега Меньшикова. Роль агента НКВД Дмитрия, написанная сценаристами Никитой Михалковым и Рустамом Ибрагимбековым специально для него, – одна из лучших в кино биографии актера. Такого изломанного, несчастного, опустошенного человека, предавшего себя и других, уничтоженного и стертого страхом, на экране не было давно. Меньшиков снова изумил и восхитил всех, но теперь уже высочайшим актерским профессионализмом. Роль Дмитрия в «Утомленных солнцем» принесла ему Государственную премию РФ (1996), приз Кинопрессы – «Лучшему актеру года», профессиональную премию за лучшую мужскую роль «Зеленое яблоко – Золотой листок».
Большой актерской удачей стала для Меньшикова и экранизация Сергеем Бодровым-старшим рассказа Льва Толстого «Кавказский пленник» (1996, Россия – США). Фильм был номинирован на «Оскар». Созданный актером яркий образ прапорщика Александра Ларина был отмечен многими кинематографическими наградами. Среди них: «Золотой Овен», Гран-при фестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль, приз за лучшую мужскую роль III Международного фестиваля «Балтийская жемчужина» в Риге, профессиональная кинематографическая премия «Ника» за лучшую мужскую роль (все 1996). За участие в фильме в 1998 году О.Е. Меньшикову была присуждена вторая Государственная премия РФ.
Новый успех актера – масштабная постановка Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» (1998), где вместе с Меньшиковым, сыгравшим главную роль – юнкера Андрея Толстого, снимались также Джулия Ормонд, Ричард Харрис, Алексей Петренко. За фильм «Сибирский цирюльник» Олегу Меньшикову была присуждена третья Государственная премия РФ (2000), а также «Золотой витязь» за лучшую мужскую роль. В 1999 году на экраны вышел фильм «Мама» режиссера Дениса Евстигнеева с его участием.
Свидетельство международного признания яркого таланта Олега Меньшикова – приглашение на одну из главных ролей в фильме Режиса Варнье «Восток – Запад» (1999, Франция), где его партнерами были звезды французского кино Катрин Денев и Сандрин Боннер. Фильм был номинирован на «Оскар».
В новом тысячелетии актер сыграл Фандорина в фильме Ф. Янковского «Статский советник» (2005), Остапа Бендера в «Золотом теленке» режиссера У. Шилкиной (2006), Юрия Живаго в картине А. Прошкина «Доктор Живаго» (2006), Дмитрия Арсентьева в фильме Н. Михалкова «Утомленные солнцем-2: Предстояние» (2010), камео в кинокомедии режиссера Дмитрия Дьяченко «О чём говорят мужчины» (2010), Дмитрия Арсентьева в фильме Н. Михалкова «Утомлённые солнцем-2: Цитадель» (2011), Анатолия Тарасова в фильме режиссера Николая Лебедева «Легенда № 17» (2013), полковника Лебедева в фантастическом фильме режиссёра Фёдора Бондарчука «Притяжение» (2017), следователя Якова Петровича Гуро в киносериале «Гоголь. Начало», «Гоголь. Вий», «Гоголь. Страшная месть», снятом режиссёром Егором Барановым по мотивам произведений Н.В. Гоголя (2017, 2018), полковника Лебедева в фильме Фёдора Бондарчука «Притяжение 2» (2019).
В 1995 году Олег Меньшиков организовал одну из первых антрепризных компаний в России – «Театральное товарищество 814», где в качестве постановщика и актера создал спектакли «Горе от ума» (1995), «Кухня» (2000), «Игроки» (2001), сыграл главную роль в постановке Кирилла Серебренникова «Демон» (2003). Режиссёр Павел Сафонов представил «Сны Родиона Романовича» – придумал рассказать историю с конца, сделав спектакль не столько по мотивам романа, сколько по мотивам эпилога (2006), «1900» – моноспектакль в исполнении Олега Меньшикова, текст Алессандро Барикко, режиссёром явилась вся творческая группа «Театрального товарищества 814» (2008).
Постановка Олега Меньшикова «Горе от ума» – театральный бестселлер 1999–2000 гг. Блистательный грибоедовский текст, бережно и остроумно прочитанный режиссерами Олегом Меньшиковым и Галиной Дубовской, выразительные декорации Павла Каплевича, элегантные костюмы модельера Игоря Чапурина, чарующая музыка Валерия Гаврилина и яркие образы, созданные прекрасными актерами: кокетливая Софья (Ольга Кузина), угрюмый Фамусов (Игорь Охлупин), влюбленный и страдающий Чацкий (Олег Меньшиков): «Это теплый, красивый, обворожительный, уютный спектакль, любой зритель найдет здесь для себя все», – отмечал российский художник и продюсер театра и кино Павел Каплевич. На протяжении двух лет труппе рукоплескали Рига, Челябинск, Петербург, Киев, Тель-Авив, а в московский Театр им. Моссовета по понедельникам было не достать билетов. На пике популярности и в зените славы спектакль «Театрального товарищества 814» «Горе от ума», к сожалению, ушел со сцены навсегда.
Ему на смену в сентябре 2000 года «Театральным товариществом 814» совместно со своим партнером, компанией «Русский стандарт», был представлен спектакль «Кухня» по пьесе, написанной специально по заказу театра молодым драматургом Максимом Курочкиным.
Спектакль «Игроки» в виртуозной постановке Олега Меньшиковa – эксцентрическая история о мошенниках, очень дерзкий и веселый спектакль, возвращающий Гоголя в стихию «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и погружающий зрителей в атмосферу театральной игры, живой музыки, пения и водевильного каскада.
Пресса была критична и откликнулась на спектакль «Демон» не восторженно: «Он играет не мрачного духа сомненья, в душе которого пробудилась земная любовь, а скорее земное создание, познавшее силу подлинной любви. Играет поверх лермонтовских строк. Это сильная и берущая за душу история. Но она не про Демона».
В апреле 2012 года Олег Меньшиков стал художественным руководителем Московского драматического театра имени М.Н. Ермоловой. Вместе с новым художественным руководителем театр обрел новый фирменный стиль, обновился его репертуар. В театр приглашаются работать разные режиссеры и актеры.
Так, отметим спектакли, где режиссером и актером выступает сам художественный руководитель О. Меньшиков: «Игроки» Н.В. Гоголя. Роль – Утешительный, «1900» А. Барикко. Роль – Трубач, друг Новеченто.
Режиссёр А. Созонов своим спектаклем «Портрет Дориана Грея» переносит действие романа в наши дни. Олег Меньшиков в роли лорда заставляет запомнить его игру. Не сходящая с губ усмешка, завистливый взгляд человека, в тайне мечтающего обо всех удовольствиях света, над которыми он же и издевается... И, конечно, главное — маниакальный цинизм и ореол тайны. Он – продукт масс-медиа, эдакий человек-бренд. Всё это, кажется, и не сыграно даже – так органично он выглядит. Технически спектакль отвечает всем негласным требованиям «нового» театра. Здесь вам и съемки актеров на камеры, и эксперименты со звуком, и двигающиеся плазменные панели, и видеопроекторы, и навороченные костюмы на главных героях.
«Оркестр мечты. Медь» – уникальный моноспектакль, в котором главное действующее лицо является Олег Меньшиков. Он рассуждает о жизни, порой драматично, иногда с юмором, который наполняет зрительный зал взрывным хохотом. Его компаньоном является духовой оркестр, он каждое рассуждение и прочтение стихов Д. Самойлова дополняет красивой музыкой духовых инструментов. Все сплетается воедино – флейтисты, чечеточники, барабанщики…. Причем артисты выходят к зрителям, доказывая свой профессионализм. Форма подачи каждого очередного текста является необычной и неповторимой. И в это весь Меньшиков…
«Из пустоты…» (восемь поэтов)». Роль – Г. Иванов. Художественный руководитель постановки – О. Меньшиков. Уникальная возможность услышать великую поэзию и прозу русского зарубежья в исполнении Олега Меньшикова, Владимира Андреева, ведущих артистов Ермоловского театра. Этот спектакль – это поэзия, объединяющая людей разных поколений, возникающая из книг, разбросанных листков, из записок, из недр памяти, из пустоты...
В ноябре 2018 года Олег Евгеньевич Меньшиков выступил не только как режиссер спектакля «Макбет» в Театре Ермоловой, но и сыграл в нем заглавную роль.
Помимо театральных и кинематографических наград, о которых говорилось выше, О.Е. Меньшиков является лауреатом российской независимой премии «Триумф» за выдающийся вклад в отечественную культуру (1994), премии «Кумир» (2000, «Сибирский цирюльник», «Горе от ума»), двух премий «Чайка» (за роль Чацкого в «Горе от ума»; за лучший актерский ансамбль – спектакль «Игроки»). В 2003 году Олегу Евгеньевичу присвоено звание народного артиста России (минуя заслуженного). На фестивале в Локарно в 2004 году Олег Меньшиков стал первым обладателем приза «За вклад в актерское искусство».
Народный артист РФ Олег Евгеньевич Меньшиков награжден орденом Почёта (2010), правительственным орденом «Академические пальмы» (2003, Франция), Государственной премией РФ (1994, 1996,1999). За театральный проект «Тысяча девятисотый» присуждена ежегодная театральная премия «Московского комсомольца» за 2008 год в номинации «мэтры». Награжден золотой медалью имени Льва Николаева – за существенный вклад в просвещение, популяризацию достижений науки и культуры (2015).
Олег Меньшиков – один из немногих представителей театральной богемы, кто рискнул пойти в ногу со временем и перенес часть творчества в Интернет. В мае 2018 года любимый актер и театральный режиссер открыл свой канал на Youtube, выступив автором проекта, в котором он беседует со знаменитостями. Помимо нового хобби, режиссер успевает ставить театральные премьеры, играть на сцене и радовать поклонников своим творчеством.