МЕНЬШОВ Владимир Валентинович (1939-2021)
Народный артист РСФСР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, лауреат премии «Оскар», кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, почетный гражданин Астрахани
Сегодня в России вряд ли можно найти человека, который не слышал бы имени Владимира Меньшова. Этот известный советский и российский актер и кинорежиссер возглавляет Российский Оскаровский комитет, пишет сценарии и продюсирует картины. За свою карьеру на большом экране он снял всего лишь пять фильмов. Но какие это картины! Культовые фильмы, которые хочется смотреть снова и снова.
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Родился 17 сентября 1939 года в городе Баку. Отец — Меньшов Валентин Михайлович (1912–1974). Мать — Меньшова Антонина Александровна (1905–1964). Супруга — Алентова Вера Валентиновна (1942 г. рожд.) — народная артистка России, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. Дочь — Меньшова Юлия (1969 г. рожд.), народная артистка России, окончила Школу-студию МХАТ четыре сезона работала во МХАТе имени А.П. Чехова под руководством О.Н. Ефремова, сыграла на его сцене и в кино несколько главных ролей, на телевидении вела программу «Я сама», неоднократно признавалась самой популярной телеведущей, лауреат высшей телевизионной премии «ТЭФИ», ведущая ток шоу «Наедине со всеми». Внук — Андрей (1997 г. рожд.). Внучка — Таисья (2003 г. рожд.).
Родители Владимира Меньшова родом из Астрахани. Отец его, Валентин Михайлович, рано остался сиротой. Кроме младшего брата, погибшего впоследствии на фронте, никакой родни у него не было. Он на всю жизнь остался благодарен стране за то, что она не позволила пропасть, вырастила, выучила, дала возможность окончить мореходное училище, сделала из беспризорника профессионального моряка.
Мать Меньшова, Антонина Александровна Дубовская, росла в многодетной, довольно обеспеченной «кулацкой» семье в селе Чаган под Астраханью, образование ее не пошло дальше церковно-приходского. После революции крепкое хозяйство стало быстро разваливаться, над детьми нависла угроза всю оставшуюся жизнь писать в анкетах — «из раскулаченных». Побросав все имущество, они разлетелись по стране. Позже Антонина Александровна стала горничной на судне, совершавшем пассажирские рейсы из Баку в Иран, где она и познакомилась с первым помощником капитана Валентином Михайловичем Меньшовым.
В 1938 году они зарегистрировали брак, и в 1939 году у них родился первенец Владимир, в 1941-м у него появилась сестра Ирина, и Антонина Александровна до конца жизни была домохозяйкой. Валентин Михайлович тоже недолго оставался моряком: в начале 1939 года ему предложили работу в НКВД. Это предложение было из тех, от которых отказываться не принято. Так В.М. Меньшов стал чекистом.
В школу Володя пошел в Архангельске, куда отца перевели работать в 1947 году. После знойного, шумного Баку степенный, не замутненный ничьими нашествиями русский Север произвел на него ошеломляющее впечатление. Тогда еще весь Архангельск, включая мостовые и дороги, был деревянным. А сколько новых впечатлений после бесснежного Баку подарила архангельская зима: дальние походы на лыжах, хоккейные баталии в каждом дворе, катание на санках с крутых горок!.. Когда сегодня говорят о «русскости» фильмов Меньшова, его точной национальной интонации, то он неизменно вспоминает этот период своей жизни: стук каблуков по деревянным мостовым на сваях, собирание морошки и клюквы на болотах, Северная Двина, живущая в океанском ритме с ее приливами и отливами, в ледяной воде которой мальчишки все равно купались целое лето. Но прежде всего люди — основательные, немногословные, доброжелательные, надежные северяне России.
В 1950 году отца перевели на работу в Астрахань, и отрочество и юность Меньшова прошли на берегах Волги.
Родители постоянно были заняты, так что воспитанием детей заниматься было некому. Многое давала школа, но все-таки главную роль в своем личностном становлении Меньшов отводит книгам и кино. В читальном зале он брал интересные книги, которые на абонементе получить было невозможно, «глотал» их одну за другой, после чего уходил домой делать уроки. Постепенно формировался вкус, отсеивалась литература развлекательного и приключенческого характера, в списках прочитанного появлялось все больше классики — так на ощупь выстраивалась своя система. Страсть к книге сохранилась у Меньшова на всю жизнь, он собрал в доме солидную библиотеку, которая все пополняется.
Параллельно Володя становился завзятым киноманом. Телевизор был редкостью, единственным окном в большой мир являлся кинематограф. Фильмов снималось немного, и каждый из них Володя смотрел не по одному разу и сейчас еще может удивить киноведов дословной цитатой из какой-нибудь древней картины. Интерес к кино становился все более осмысленным, целеустремленным: от коллекционирования фотографий из фильмов Меньшов перешел к чтению журналов и книг по киноискусству, к специальной искусствоведческой литературе. Разумеется, киномания проявлялась прежде всего в преклонении перед актерами, благо в то время появилась целая россыпь молодых советских кинозвезд: Юматов, Рыбников, Урбанский, Стриженов, Смоктуновский, Быстрицкая, Макагонова, Конюхова, Извицкая, Мордюкова...
Валентин Михайлович полагал, что сын выберет военную карьеру, но в Володе исподволь вызревало совершенно неосуществимое, по астраханским меркам, желание — пробиться в кино, еще страшнее — стать киноартистом. Основания для этого были более чем зыбкие: участие в школьных драмкружках никогда не перерастало в серьезное увлечение, оно, скорее, было разновидностью общественных поручений, и всегда в школе находились ребята одаренные, на которых Володя смотрел с искренним восхищением, без тени зависти.
Но после школы никто из них не решился на более серьезные шаги в актерской профессии.
А Меньшов, окончив школу с серебряной медалью, отправился в Москву штурмовать Институт кинематографии. Вскоре выяснилось, что Меньшов к специфическим экзаменам на актерские факультеты абсолютно не подготовлен, но полмесяца, проведенных в Москве среди абитуриентов и студентов театральных институтов, подействовали на него совершенно гипнотически: Меньшов понял, что эта жизнь — его.
Вернувшись в Астрахань, в сентябре 1957 года он пошел работать на завод имени Карла Маркса учеником токаря, чтобы за год основательно подготовиться к экзаменам и набраться жизненного опыта. Набирался он его 4 года — на столько лет растянулась эпопея поступления в институт. За это время Меньшов поработал и токарем, и на шахте в Воркуте, и матросом на водолазном катере в родном Баку, и числился в труппе Астраханского театра имени Кирова актером вспомогательного состава.
Только в 1961 году он стал студентом актерского факультета Школы-студии имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе. Годы учебы Меньшов считает самыми важными в своей жизни. На провинциального парня обрушилось сразу все: МХАТ, легендарные актеры, вместе с которыми приходилось выходить на сцену, пусть и в массовках, молодой «Современник», зарождающаяся «Таганка», зарубежные гастролеры, художественные выставки, концерты в консерватории, личные знакомства с людьми, о которых только читал в книгах и журналах, весьма своеобразный быт театрального студенческого общежития, тайный роман с самой красивой девушкой курса Верой Алентовой, закончившийся поразившим всех браком и студенческой свадьбой.
Студия МХАТа в те времена была выдающимся учебным заведением. Педагоги были блестящие, репетиции шли с утра до вечера. Но волшебный мир осуществившейся мечты вместе с тем оказался и миром жестоких разочарований. После окончания студии в 1965 году ни один московский театр не проявил желания видеть молодых актеров на московской сцене, просто места для них не оказалось. Супруги временно расстаются. Владимир Меньшов уехал в Ставрополь, где был принят в труппу Ставропольского краевого драмтеатра имени М.Ю. Лермонтова, а В. Алентова все же смогла устроиться в Москве — в Московский театр имени А.С. Пушкина. Около года, до июня 1966 года, Владимир проработал там актером драмтеатра. Но актерская карьера уже мало привлекала Меньшова, к тому времени он обнаружил в себе нарастающий интерес к режиссуре. В 1967 году он вновь возвращается в Москву, чтобы поступить теперь на режиссерский факультет.
Меньшов встретился с самым большим авторитетом в тогдашнем кинематографе — режиссером Михаилом Ильичом Роммом, показал ему свои литературные опыты, и Ромм взял молодого актера сразу на 2-й курс режиссерского факультета ВГИКа, специально изобретя для Меньшова «аспирантуру по режиссуре художественного фильма», куда тот и был зачислен. Он был, вероятно, единственным в мире аспирантом, который на протяжении всех трех лет обучения (1967–1970) боролся за то, чтобы перейти в студенты, ибо аспирантура не давала диплома и не позволяла снимать учебные работы, но борьба эта оказалась безуспешной, Меньшов так и остался лишь со справкой об окончании аспирантуры ВГИКа.
С 1970 по 1976 год Меньшов работал по договорам на киностудиях «Мосфильм», «Ленфильм» и на Одесской киностудии. Он снял короткометражную учебную работу «К вопросу о диалектике восприятия искусства, или Утраченные грезы», полнометражный документальный фильм к 50-летию ВГИКа (который руководству института показался настолько крамольным, что был смыт), написал сценарий «Требуется доказать» (по мотивам книги В.И. Ленина «Детская болезнь левизны в коммунизме») — этим сценарием очень заинтересовались театральные режиссеры Ю. Любимов, Р. Стуруа, 3. Корогодский, но цензура наложила твердый запрет. Меньшов сделал очень вольную инсценировку романа М. Шагинян «Месс-Менд», и она была поставлена в Ленинградском ТЮЗе, по заказу «Ленфильма» он написал сценарий «Я служу на границе».
В довершение всего неожиданно началась и актерская карьера в кино: однокурсник Меньшова Александр Павловский снимал на Одесской киностудии свою дипломную работу по сценарию «Счастливый Кукушкин», который они написали вместе, и предложил своему соавтору сыграть в этом фильме главную роль — молодого рабочего Кукушкина. Эта картина получила главный приз на Киевском кинофестивале «Молодость-71», и уже на следующий год Меньшов получил приглашение от режиссера Алексея Сахарова на главную роль в фильме «Человек на своем месте». После того как на VI-м Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате Меньшов завоевал приз за лучшее исполнение мужской роли, он вдруг оказался активно востребован кинематографом. Одна за другой последовали картины «Солёный пес», «Последняя встреча», «Собственное мнение». Фильмография Меньшова насчитывает около 100 картин («Перехват», «Курьер», «Город Зеро», «Русский рэгтайм», «Чтобы выжить», «Где находится нофелет?», «Отдушина», «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Ликвидация», «Участок», «Москва. Центральный округ», «Брежнев», «Любовь-морковь-3» и др.). Многие из них обласканы критикой и любимы зрителями, но все равно Меньшов относится к своим актерским работам как к хобби, главное дело его жизни — кинорежиссура.
Дебют в большом кино состоялся в 1976 году. Это был музыкальный фильм «Розыгрыш» о старшеклассниках по сценарию Сёмена Лунгина. Успех картины, особенно у молодежи, превзошел все ожидания. Школьники, снявшиеся в фильме, — Дима Харатьян, Наташа Вавилова, Дуся Германова — вмиг обрели статус кинозвезд, песни из фильма звучали на пластинках и по радио, по результатам проката 1977 года картину посмотрело рекордное количество зрителей, к концу этого года создатели фильма и среди них Владимир Меньшов были удостоены Государственной премии РСФСР.
В 1978 году начались съемки мелодрамы «Москва слезам не верит». Сценарий, который написал Валентин Черных, предлагался многим известным режиссерам, но история фабричной девчонки-лимитчицы, преодолевающей жизненные трудности, превращающейся в конце концов в директора завода, никого не заинтересовала. Меньшов же в немалой степени переделал сценарий, переписал уже имевшиеся сцены, ввел новые эпизоды, персонажи, которых не было у Черных, сценарий стал двухсерийным, но ничто не могло смыть с него клейма немодности, наложенного передовым общественным мнением. Не помог и фантастический зрительский успех, выпавший на долю фильма: только за первый год проката его посмотрело почти 90 миллионов зрителей, создатели картины получали мешки писем от потрясенных людей, а пресса в это же самое время писала о потакании дурным вкусам мещан, о мелкотравчатой драматургии и слабой режиссуре. Меньшов на собственном примере познакомился с диктатом общественного мнения, которое следит за состоянием умов и не позволяет никому высказывать суждения, отличные от воззрений тех, кто провозгласили себя солью земли.
А фильм жил своей жизнью, не сходил с экранов кинотеатров, его купили более ста стран, он завоевал призы на множестве международных кинофестивалей, создатели фильма получили Государственную премию СССР. В довершение всего Американская академия киноискусства в 1981 году назвала фильм «Москва слезам не верит» лучшим иностранным фильмом года и присудила ему самую авторитетную в мире кино награду — «Оскар». И сейчас зрители называют его лучшим фильмом за сто лет существования российского кино.
В 1984 году Меньшов снял картину «Любовь и голуби» по одноименной пьесе Владимира Гуркина. Эта бесхитростная история любви, измены, раскаяния и прощения подкупила Меньшова прежде всего сочно выписанными характерами и незлобливым юмором, столь присущим русскому менталитету. Прокатная судьба этого фильма была подпорчена тем, что он попал под каток начавшейся тогда кампании борьбы с алкоголизмом, а поскольку один из героев картины постоянно находился в состоянии подпития, то Меньшова, не соглашавшегося ни с какими поправками по фильму, сначала отстранили от картины, потом вырезали из нее все подозрительные сцены, потом положили на полку и только через полгода, когда истерия борьбы несколько поутихла, восстановили фильм в первоначальном виде и выпустили на экраны. «Любовь и голуби» — одна из любимейших зрителями картин. На фестивале комедийных фильмов в испанском городе Торремолинас картина получила главный приз — «Золотую ладью».
Следующий фильм Меньшова появился на экранах через 11 лет. Такая пауза была вызвана переменами, произошедшими в российской действительности. Политические страсти захватили в стране всех, не избежал этого искуса и Меньшов. Несколько раз он почти начинал снимать новую картину, «глобальную, подводящую итоги», но, по счастью, так ее и не сделал. Все очевиднее становилось с течением времени, что самый верный жанр для отражения нынешней действительности — это фарс. Тогда родилась история о трех братьях-близнецах, выросшая в картину «Ширли-мырли», вышедшую на экраны в 1995 году. Комедийные коллизии фильма — постоянная путаница между близнецами, их напряженные выяснения отношений, в которые оказываются втянутыми президенты России и США, блистательная игра актеров рождают громовой хохот в любом кинотеатре. Но критика на фильм, удивительно профессиональный во всех компонентах, оказалась крайне резкой, в лучшем случае его просто не замечали на кинематографическом небосклоне.
Очередная работа Владимира Меньшова — лирическая трагедия (так он сам определяет жанр этой картины) «Зависть богов» закончена в 2000 году. Это история любви, нечаянно настигнувшей двух не очень уже молодых людей, история, когда вдруг человеку открывается, что вся предыдущая жизнь была лишь подготовкой к этой встрече. Трагичность этой любви в том, что героями ее являются француз и русская женщина (бенефисная роль Веры Алентовой), а действие фильма происходит в 1983 году, — в то время такие истории благополучно не заканчивались. Зрители на фильме плачут и смеются, а критика и кинематографическая общественность, по уже сложившейся традиции, приняли его в штыки, но для картин Меньшова такая реакция — самая хорошая примета: значит, и этому его фильму суждена долгая и счастливая жизнь.
Владимир Валентинович Меньшов — народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР за фильм «Москва слезам не верит», Государственной премии РСФСР имени Н.К. Крупской за фильм «Розыгрыш», лауреат премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» 1981 года за киноленту «Москва слезам не верит», Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы за актерскую работу» за 1973 год, премии «Золотой орёл–2014» в номинации «За лучшую мужскую роль второго плана» — за роль Эдуарда Балашова в фильме «Легенда № 17», режиссера Николая Лебедева.
Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени.
В.В. Меньшов — академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, член Союза кинематографистов России. Почетный гражданин города Астрахань.