МИХАЛКОВ Никита Сергеевич
Герой труда Российской Федерации, народный артист РСФСР, трижды лауреат Государственной премии РФ, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат премии «Оскар», президент Российского фонда культуры, президент Московского международного кинофестиваля, председатель Союза кинематографистов РФ, член Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии, член Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, представитель России в Европейской киноакадемии, лауреат Государственной премии Казахской ССР, доктор наук Международной академии наук и искусств, почетный гражданин города Белграда
Никита Михалков — режиссер, который снимает кино о России и для России. Он патриот, консерватор, его кинематографическая и общественная деятельность — отражение твердых самобытных взглядов, которые вызывают не только похвалы и восторги, но нередко и критические, даже ожесточенные нападки. Сам режиссер в таких случаях считает необходимым следовать толстовскому завету: «Делай что должно, и пусть будет, что будет».
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Родился 21 октября 1945 года в Москве. Прадед — Василий Суриков, великий русский художник. Дед — Пётр Кончаловский, выдающийся мастер живописи. Отец — Сергей Владимирович Михалков, знаменитый поэт, писатель, автор текстов Государственных гимнов СССР и России. Мать — Наталья Петровна Кончаловская, поэтесса, писательница. Брат — Андрей Кончаловский, известный кинорежиссер.
Сама семья, в которой воспитывался Никита, словно бы и не оставляла ему иного выбора пути, как в искусство. Так и случилось. И сегодня семейной традиции верны уже дети Никиты Михалкова: сын Степан от брака с актрисой Анастасией Вертинской, избравший карьеру режиссера; трое детей от второго брака с Татьяной Михалковой (возглавляет фонд «Русский силуэт», учрежденный для поддержки российских дизайнеров и производителей модной одежды): Анна, успешная актриса; Артём, выпускник режиссерского факультета ВГИКа; Надежда, сыгравшая в картине «Утомленные солнцем», ее продолжении и другие серьезные роли.
В 1956–1959 годах Никита учился в музыкальной школе, занимался в театральной студии при Театре имени Станиславского. Впервые на киноэкране Михалков появился еще в школьные годы — он сыграл небольшие эпизоды в фильмах «Солнце светит всем» (режиссер К. Воинов, 1959), «Тучи над Борском» (режиссер В. Ордынский, 1961), «Приключения Кроша» (режиссер Г. Оганесян, 1962). Но первое по-настоящему серьезное соприкосновение юного Никиты с кинематографом произошло, когда он уже сдал экзамены на актерский факультет Щукинского училища: Георгий Данелия пригласил его на одну из главных ролей в фильм «Я шагаю по Москве» (1963), где Михалков воплотил светлый, обаятельный образ юноши, полного любви к жизни, к людям, уверенного в завтрашнем дне — своем и своей страны.
Затем были еще многие роли: танкиста Бородина в «Перекличке» Д. Храбровицкого (1965), старшего лейтенанта Ежова в «Песне о Маншук» М. Бегалина (1969), летчика Чухновского в «Красной палатке» М. Калатозова (1969), молодого князя в «Дворянском гнезде» А. Кончаловского (1969), ротмистра Минского в «Станционном смотрителе» С. Соловьёва (1971). Каждая из них давала новый опыт, углубляла постижение граней актерского ремесла, а все вместе они подводили к необходимости перехода на следующую ступень овладения кинематографическим искусством — в режиссуру.
С 4-го курса Щукинского училища Михалков ушел во ВГИК — на 2-й курс, в мастерскую замечательного мастера Михаила Ромма, выпускником которой уже был брат Никиты Андрей. Точнее, Никита не ушел, а попросту был изгнан за самовольные отлучки, связанные со съемками (руководство института не поощряло студентов к обретению самостоятельного опыта на киноплощадках), но все же успел «подпольно» поставить дипломный спектакль «12 разгневанных мужчин» с Николаем Бурляевым в главной роли.
Учась во ВГИКе, Михалков снял несколько комедийных сюжетов для «Фитиля» и курсовую работу — лирическую короткометражку «...А я уезжаю домой» по сценарию, написанному с Евгением Стебловым, с которым они вместе снимались у Георгия Данелия.
Дипломной работой Никиты Михалкова стал фильм «Спокойный день в конце войны» (1970 по сценарию, написанному совместно с Рустамом Ибрагимбековым), показавший уверенное владение режиссерской профессией. Потом была воинская служба на Тихоокеанском флоте, и лишь в 1973-м молодой режиссер смог выйти на площадку своего первого «большого» фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» (приз жюри на МКФ в Дели в 1975 году) по сценарию, написанному в соавторстве с Эдуардом Володарским. Острый вестерновый сюжет позволил молодому мастеру развернуть на экране блистательный парад режиссуры, включая и великолепную работу с актерами, и великолепную камеру Павла Лебешева.
Следующий фильм Михалкова — «Раба любви» (1975, «Золотой Козлотур» кинофестиваля в Тегеране и специальный приз жюри кинофестиваля «Молодое кино» в Йере, Франция) с Еленой Соловей, сыгравшей звезду русского дореволюционного кино, прототипом которой послужила актриса Вера Холодная. Вновь великолепное чувство стиля, юмор, острота психологических характеристик, тончайшая палитра цвета, неожиданность режиссерских приемов.
Самая зрелая, глубокая, мастерская, психологически тонкая работа Михалкова этого периода — «Неоконченная пьеса для механического пианино» по незавершенной пьесе А.П. Чехова «Платонов». Картина завоевала множество фестивальных призов («Большая золотая раковина» на КФ в Сан-Себастьяне, 1977; «Золотая пластина» на МКФ в Чикаго, 1978; Гран-при Союза художников кино и ТВ на Белградском МКФ лучших фильмов мира «ФЕСТ», 1978; «Давид ди Донателло» за лучший иностранный фильм в Италии, 1978). По сути, Михалков и его соавтор по сценарию Александр Адабашьян обогатили чеховское наследие еще одной пьесой, которую спустя годы (1987) сам же режиссер поставит в Италии на сцене «Teatro di Roma».
Фильм «Пять вечеров» (приз «Золотой щит Оксфорда», 1978; лучший иностранный фильм на экранах Польши и Болгарии, 1979; первый приз на Международной неделе авторских фильмов в Малаге, 1982; лучший иностранный фильм, по признанию Национального совета кинокритиков США, 1981) по пьесе Александра Володина Никита Михалков снял «вынужденно», — чтобы не распускать группу на двухмесячный перерыв между летней и зимней натурой, предусматривавшийся во время съемок «Обломова». Вместе с тем это работа, глубоко не случайная для Михалкова, с прекрасными актерскими работами Людмилы Гурченко и Станислава Любшина, по-володински тонкая, добрая и полная любви к своим, казалось бы, самым обыкновенным героям, людям, многое в жизни испытавшим и не многого добившимся.
«Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979; премия «Золотой щит Оксфорда» за лучшую режиссуру, 1980; лучший иностранный фильм, по признанию Национального совета кинокритиков США, 1981; первая премия на XIII Международной неделе авторского фильма в Малаге, 1982) — экранизация романа Гончарова с Олегом Табаковым в главной роли не могла не стать пространством для выражения позиции режиссера в давнем споре «западников» и «славянофилов». Михалков здесь явно на стороне Обломова, а не Штольца. Не закрывая глаза на леность и бездеятельность Обломова, он в то же время акцентирует иные, главные для него стороны этого характера: его внутреннюю чистоту, цельность, органичное ощущение связи с родной землей.
Затем Михалков ставит комедию «Родня» (1981), вызвавшую суровое недовольство кинематографического руководства, — режиссер позволил себе весьма критически показать растущую бездуховность советского общества. Фильму были навязаны многочисленные поправки, впрочем, не изменившие его сути.
Следующая работа Михалкова — камерная драма «Без свидетелей» (приз ФИПРЕССИ кинофестиваля в Москве, 1983; приз и диплом за режиссуру на ВКФ в Киеве, 1984; приз Испанской федерации киноклубов на МКФ в Вальядолиде, 1984) — стала для него нелегкой проверкой на режиссерское мастерство: все действие фильма происходит в скромном интерьере стандартной современной квартиры с участием всего двух актеров — Ирины Купченко и Михаила Ульянова. К творчеству А.П. Чехова Михалков вновь обратился в фильме «Очи черные» (1987; специальный почетный диплом на внеконкурсном показе на МКФ в Вальядолиде, 1987), сделав адаптированную версию «Дамы с собачкой», с главным героем — итальянцем, роль которого авторами (Михалковым, Адабашьяном и Сузо Чекки Д‘Амико) была написана специально для Марчелло Мастроянни.
Большим художественным событием стал фильм «Урга — территория любви» (1991; «Золотой лев» на кинофестивале в Венеции, Гран-при на МКФ в Кёльне, 1992; главная премия Европейской киноакадемии «Феликс» за лучший европейский фильм, 1993; номинация на «Оскара», 1993; приз «Ника»-92 за лучшую режиссуру, Государственная премия России). В картине противопоставляются естественные ценности жизни табунщика-монгола и обезличивающей современной цивилизации. Сценарий «Урги», как и последовавших за тем «Утомленных солнцем» и «Сибирского цирюльника», был написан режиссером совместно с Р. Ибрагимбековым.
В 1993 году Никита Михалков выпускает документальный фильм о своей дочери «Анна: от шести до восемнадцати», снимавшийся более десятилетия (1993; «Серебряный голубь» на МКФ в Лейпциге, 1994; приз «Золотой витязь» на МКФ в Тирасполе, 1994; диплом МКФ в Берлине, 1994).
В знаковой картине «Утомленные солнцем» (1994) Михалков, сам сыгравший главную роль командарма Котова, воссоздал страшную атмосферу сталинских репрессий 1930-х годов. Фильм принес режиссеру первый для новой России «Оскар» за лучший иностранный фильм (1995), Государственную премию России; Гран-при жюри кинофестиваля в Канне; Гран-при «Янтарная пантера» на фестивале в Калининграде; приз прессы за лучший фильм России (1994).
Высокобюджетный фильм «Сибирский цирюльник» (1999), созданный в сложной ситуации развала российского кинематографа, показал его огромные потенциальные возможности, подлинный уровень профессионализма его мастеров. Режиссер остается верен своим фундаментальным принципам: в фильме вновь сталкиваются обезличивающая цивилизация Запада и мир ценностей, воспитанных русской культурой. В мае 1999 года картина открывала показ фильмов на Каннском кинофестивале, в Париже впервые за всю историю русского кино ее демонстрировали сразу два десятка крупнейших кинотеатров. Создатели фильма были удостоены Государственной премии Российской Федерации.
Фильм снимался студией «ТРИТЭ», созданной Н.С. Михалковым в 1988 году и ныне активно продюсирующей не только собственные работы режиссера, но и его коллег, мастеров игрового и документального кино. В числе наиболее значительных произведений этой студии — «Нежный возраст» Сергея Соловьёва.
Кроме названных режиссерских работ Н. Михалков поставил фильмы «Автостоп» (1990), «Реквием Великой Победы» (1995, сорежиссер С. Мирошниченко), «Никита Михалков. Сентиментальное путешествие на Родину. Музыка русской живописи» (1996) и др. В 1995 году на канале Общественного Российского телевидения прошла полная ретроспектива фильмов режиссера.
Михалков активно снимается как актер в фильмах: «Сибириада» А. Кончаловского (нефтяник Алексей Устюжанин; готовясь к этой роли, он осваивал профессию героя на настоящей буровой), «Портрет жены художника» А. Панкратова, «Собака Баскервилей» И. Масленникова (сэр Генри), «Жестокий романс» Э. Рязанова (Паратов) и его же «Вокзал для двоих», «Инспектор ГАИ» Э. Уразбаева (Начальник станции ТО), «Полеты во сне и наяву» Р. Балаяна, «Униженные и оскорбленные» А. Эшпая (князь Валковский), гоголевский «Ревизор» С. Газарова (Городничий) и других, а также в собственных фильмах: «Свой среди чужих...» (атаман Брылов), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (доктор Трелецкий), «Родня» (Официант), «Утомленные солнцем» (Котов), «Сибирский цирюльник» (Александр III), «Статский советник» (князь Пожарский — премия «Золотой орёл» в номинации «Лучшая мужская роль») и другие.
Михалков не раз выступал и как автор сценариев фильмов, поставленных другими режиссерами: «Ненависть» (в соавторстве с Э. Володарским), «Транссибирский экспресс» (в соавторстве с А. Адабашьяном, режиссер Э. Уразбаев; Государственная премия Казахской ССР, премия Ленинского комсомола); «Одинокий охотник» (в соавторстве с А. Адабашьяном и В. Мережко).
Никита Михалков пробует себя в документальной публицистике. В сотрудничестве с телеканалом «Россия» он издал цикл программ о белогвардейцах под названием «Никита Михалков. Русский выбор» (2003). Тогда же вышли две документальные картины «Отец» и «Мама», приуроченные к 90-летию Сергея Михалкова и 100-летию Натальи Кончаловской. Эти фильмы транслировались по центральным каналам телевидения. Документальная лента «Мама» 2003 года была отмечена главным призом Международного кинофорума «Золотой витязь».
2005 год, юбилейный для Никиты Михалкова, стал плодовитым на проекты и роли. Он выступил продюсером художественного фильма «Статский советник» — ленты, признанной «Лучшим продюсерским проектом года» на МКФ «Кино-Ялта-2005». В картине он сыграл одну из главных ролей — князя Пожарского (роль отмечена призом «Кинотавр», призом Фестиваля российского кино во Франции, премией кинопрессы «Золотой овен», национальной кинопремией «Золотой орёл»).
В картине Алексея Балабанова — кинокомиксе «Жмурки», Никита Михалков удивил зрителя необычным амплуа гротескового бандита, а в психологической драме Кшиштофа Занусси «Персона нон грата» сыграл серьезную роль российского дипломата. В том же 2005 году Н.С. Михалков снялся в фильме А. Балабанова «Мне не больно», в проекте Владимира Хотиненко о возникновении христианства, а также завершил работу над второй частью многосерийного фильма «Никита Михалков. Русский выбор» о судьбе российской эмиграции начала 20-го века. В том же году к 50-летнему юбилею министра МЧС Сергея Шойгу, с которым режиссера связывает многолетняя дружба, он выпустил документальный фильм «Генерал Кожугетыч».
В 2006 году Н.С. Михалков работал над фильмом «12», отталкиваясь от известной картины 1960-х «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета. В итоге получилось совершенно новое, оригинальное произведение о проблемах и вопросах нашего времени. В 2007 году работа режиссера была отмечена присуждением ему главной награды Венецианского кинофестиваля — «Золотого льва». Средства массовой информации кипели статьями о режиссере и его новой картине. Бурные дискуссии поделили критиков на два лагеря — «за» и «против» идеи картины.
В 2008 году российские киноакадемики назвали фильм «12» лучшей картиной года, присудив ей 16 статуэток «Золотого орла» по пяти номинациям (в том числе за монтаж, музыку, режиссуру и за актерские работы). Более того, фильм вошел в финальный «шорт-лист» претендентов на премию «Оскар» в номинации «Лучший зарубежный фильм». На Международном кинофестивале в Карловых Варах фильм завоевал приз зрительских симпатий.
В канун 65-летнего юбилея Великой Победы на киноэкраны вышла новая режиссерская работа Никиты Михалкова — «Утомленные солнцем-2. Предстояние».
Лента вошла в конкурсную программу Каннского международного кинофестиваля, удостоилась награды «За духовность в культуре» на Российском кинофестивале «Виват кино России!» и приза «Зрительских симпатий» кинофестиваля «Балтийские дебюты».
Год спустя, в 2011 году, состоялась премьера завершающей части эпопеи — «Утомленные солнцем-2. Цитадель». Российские киноакадемики выдвинули фильм на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Вскоре телезрители получили возможность увидеть полную режиссерскую версию дилогии, без сокращений.
В 2011 году при продюсерском участии Никиты Михалкова и его студии «ТРИТЭ» на экраны вышел приключенческий детектив «Шпион» по роману Бориса Акунина, а в 2013 году состоялась премьера картины «Легенда №17», посвященная звезде отечественного хоккея Валерию Харламову и ярким страницам истории наших спортивных побед. Никита Михалков и генеральный директор студии «ТРИТЭ» Леонид Верещагин получили награду от Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орёл» в номинации «Лучший фильм года» как продюсеры фильма «Легенда №17».
В феврале 2014 года Никита Сергеевич Михалков был удостоен чести нести олимпийский флаг во время торжественной церемонии открытия Олимпийских зимних игр в Сочи. В том же году режиссер снял документальную картину «Чужая земля», демонстрировавшуюся по телеканалу «Россия».
В социальных сетях немалую популярность завоевал интернет-блог режиссера под названием «Бесогон», в котором известный режиссер делится секретами профессии, дает оценку событиям, происходящим в России и за рубежом.
Большим событием 2014 года стал выход на экраны масштабной киноленты Никиты Михалкова «Солнечный удар», снятой по мотивам одноименного произведения Ивана Бунина, а также его дневникам «Окаянные дни». Идея снять фильм по мотивам прозы Бунина пришла к режиссеру около четырех десятков лет назад, но к реализации своей задумки он смог приступить лишь в 2010 году. В фильме описываются ощущения эмигрантов через осмысление потерянной России. В основе сюжета — попытка ответить на вопрос: как начинается война, которая потом никого не щадит? По словам режиссера, фильм «соткан из переплетения совершенно воздушных, легких, завораживающих моментов «Солнечного удара» 1917 года и мрачных, опустошающих и трагических событий «Окаянных дней» 1920 года — времени, когда русский мир был «разодран в клочья» Гражданской войной, когда десяткам тысяч русских людей пришлось бежать из родной страны, ища пристанища в странах Европы и, в частности, в Сербии».
Картина вызвала как шквал критики, так и высшую оценку отечественных киноакадемиков. Национальная премия «Золотой орёл» была вручена фильму Никиты Михалкова в номинации «Лучший фильм», а также за лучшую работу художника-постановщика, лучшую музыку (композитор Эдуард Артемьев), лучшую операторскую работу и лучшие костюмы. Фильм собрал ряд призов на международных кинофорумах и получил номинацию на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
Новейший проект режиссера — работа над историческим сериалом о жизни и гибели великого русского писателя Александра Грибоедова.
Помимо работы в кино Н.С. Михалков ведет активную общественную деятельность: с 1993 года он возглавляет Российский фонд культуры, с 1998 — Союз кинематографистов России. Он преподает на Высших режиссерских курсах, проводит мастер-классы в России и за рубежом.
На протяжении нескольких лет Н.С. Михалков являлся членом президиума Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.
Никита Сергеевич регулярно выступает участником и организатором благотворительных акций, направленных на возрождение России, памятников ее культуры, Русской Православной Церкви и ее святынь.
С 1999 года Никита Михалков является президентом Московского международного кинофестиваля — второго старейшего кинофестиваля в мире после Венецианского.
С приходом к руководству Михалкова мероприятие возрождается, становится ежегодным и неизменно привлекает к участию звезд отечественного и мирового кино. В конкурсной программе, география которой необычайно широка, всегда участвуют как известные мастера кино, так и ярко заявившие о себе дебютанты. Призом основной конкурсной программы является статуэтка «Золотой святой Георгий».
В 2015 году в Москве открылась Академия кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова. В своей альма-матер мэтр отечественного кино стал не только ректором, но и художественным руководителем актерской мастерской. В академии могут обучаться только дипломированные специалисты соответствующего профиля, которые стремятся к дальнейшему развитию в профессии.
Никита Сергеевич Михалков — народный артист РСФСР, заслуженный артист РСФСР, народный артист Кабардино-Балкарии, трижды лауреат Государственной премии Российской Федерации, лауреат Государственной премии Казахской ССР имени К. Байсеитовой, лауреат премии Ленинского комсомола, обладатель Гран-при национальной премии «Россиянин года-2005», лауреат Национальной премии в области кинобизнеса «Киноэкспо-2005» в номинации «Человек года в кинобизнесе», лауреат и неоднократный номинант премии «Оскар», обладатель Гран-при Каннского кинофестиваля, обладатель «Золотого льва» и специального приза Венецианского кинофестиваля, лауреат премии Витторио де Сика, обладатель приза кинофестиваля «Кинотавр» «За личный вклад в развитие кинематографа», приза Международного кинофестиваля «Золотой абрикос» «За вклад в мировой кинематограф», неоднократный лауреат премии «Золотой Орёл», обладатель специальных почетных призов за вклад в киноискусство и развитие культуры: «Золотой Голем» (Прага), Гран-при Америки на МКФ в Монреале, «За вклад в кино» на МКФ «Балтийская жемчужина» (Юрмала), «За вклад в развитие культуры» на Международном экономическом форуме в Давосе, «Человек года-95» по рейтингу Русского биографического института и других. Н.С. Михалков назван лучшим актером 1984 года по опросу читателей журнала «Советский экран».
Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» I, II, III и IV степени, Трудового Красного Знамени, Преподобного Сергия Радонежского I степени, орденом Почётного легиона в области литературы и искусства (Франция), орденом Почётного легиона «За вклад в мировую культуру» (Франция), Большим крестом ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», золотой медалью «За заслуги» (Сербия), почетным знаком МГУ и другими наградами.
Н.С. Михалков — председатель Союза кинематографистов РФ, президент некоммерческой организации «Российский фонд культуры», президент Совета Российского союза правообладателей, президент Московского международного кинофестиваля, член Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, член комиссии по выдвижению российских фильмов на премию «Оскар», член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, доверенное лицо Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, представитель России в Европейской киноакадемии, действительный член Академии гуманитарных наук, член Российской академии художеств, член президиума Всемирного русского собора, член попечительского совета Благотворительного фонда святителя Василия Великого, сопредседатель Совета российского земского движения, доктор наук Международной академии наук и искусств, член совета директоров ОАО «Первый канал», председатель правления ООО «Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова», член совета директоров компании «Синемапарк», почетный профессор ВГИКа, почетный председатель жюри Литературной премии имени Горького, член попечительского совета Благотворительного фонда поддержки творческого наследия Микаэла Таривердиева и ряда других попечительских советов. Почетный гражданин города Белграда (Сербия).
В 2015 году к 70-летию Никиты Михалкова издательство «Эксмо» выпустило его автобиографию «Территория моей любви».