МИРОНОВ Евгений Витальевич
Народный артист России, дважды лауреат Государственной премии РФ, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, художественный руководитель Государственного театра наций, лауреат премий «Ника», «Золотой орёл», «Триумф», «Кумир», «ТЭФИ», «Чайка», «Хрустальная Турандот», «Золотая маска»
Евгений Миронов — ярчайшая звезда на отечественном кино- и театральном небосклоне. Он играет лучшие роли мирового репертуара, работает с великими режиссерами, но о своих новых планах обычно предпочитает не говорить вслух. Быть может, разделяет поверье: «Если мечту озвучить, она вряд ли осуществится».
Миронов работает над ролью до полного самозабвения и благодаря этой страсти уже в молодом возрасте достиг высот, которые покоряются немногим.
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Родился 29 ноября 1966 года в Саратове. Отец — Миронов Виталий Сергеевич (1938–2004). Мать — Миронова Тамара Петровна (1941 г. рожд.).
Отец Евгения практически всю жизнь проработал шофером в военном городке Татищево–5 Саратовской области (ныне — поселок Светлый), у мамы не было определенной профессии — одно время она работала электромонтажницей, потом делала елочные украшения, своими руками мастерила замечательные игрушки «звездочки». Но Евгений считает, что родители — удивительно артистичные люди, они принимали участие в художественной самодеятельности, а им с сестрой этот талант передался по наследству. Сестра Оксана выбрала балет, окончила Ленинградское хореографическое училище имени А.Я. Вагановой, 10 лет была солисткой Государственного академического театра классического танца, а позже создала свою студию балета «Шене».
Семья Мироновых всегда умела веселиться: домой часто приходили гости, устраивались веселые розыгрыши, конкурсы, а на Новый год, в разгар праздника, все шли к речке кататься с горки — взрослые и дети скатывались вниз на специальных «тарелках». В семье существует легенда, что дедушка Евгения в молодости был певчим в хоре при церкви, затем стал экскаваторщиком, объехал всю страну. Его дочь, мать Евгения Тамара Петровна, родилась в Брянской области. В итоге семья осела в Саратове. Но Евгений считает, что их корни — из подмосковной деревни Жемчужная, где когда-то родилась прабабушка.
Женя Миронов оканчивал школу в городке Татищево–5, где располагались ракетные войска, которые тогда были засекречены. Стать актером он мечтал с детства — занимался в драматическом кружке, учился в музыкальной школе по классу аккордеона. Лицедейство привлекало Миронова не как будущая работа, а как принцип жизни. Вместе с Оксаной они часто ставили кукольные спектакли: долго готовились, шили кукол, репетировали. Это увлечение продолжилось и в школе, Миронов ставил драматические спектакли и вместе с сестрой принимал в них участие. Еще мальчишкой он с упоением смотрел фильмы, а когда увидел картину «Собака на сене», сразу влюбился в главную героиню и не мог дождаться, когда же увидит титры. Тогда он выцарапал гвоздем на полу всего два слова — «Маргарита Терехова».
В выборе профессии сомневаться не приходилось, и сразу после 8-го класса Миронов стал студентом Саратовского театрального училища имени И.А. Слонова, одного из немногих учебных заведений, куда принимали с 14 лет. Женя так сильно хотел стать актером, что просто не мог ждать еще два года до окончания десятилетки, и в 1982 начал учебу в училище, которое успешно окончил в 1986-м.
Преподаватели считали его одним из самых одаренных студентов, Миронов учился на курсе народной артистки СССР Валентины Александровны Ермаковой, актрисы из блистательного поколения воспитанников Юрия Петровича Киселёва.
После окончания училища Евгения Миронова пригласили в саратовский ТЮЗ, но его мечтой была Москва и продолжение учебы у прославленного земляка О.П. Табакова. Однажды он увидел по телевизору передачу о его театре-студии: Олег Павлович просто разговаривал с актерами, но Миронова поразило общение с учениками, которое происходило в свободной манере, раскованно; они беседовали легко и по-свойски.
Решение было принято: Евгений отправился в столицу. Тогда он еще не знал, что педагог в этот период не набирал учеников, и три часа караулил его у служебного входа во МХАТ. Увидев Табакова, восторженный мечтатель подбежал к нему со словами: «Здравствуйте, я из Саратова!» Начинающему актеру казалось, что от этого признания Олег Павлович бросится ему на шею и скажет: «Наконец-то, я тебя заждался!» Но тот посмотрел на Миронова подозрительно и ответил: «Ну и что? Да ко мне пачками из Саратова приезжают!», На что услышал: «Секундочку! Что значит пачками? Я один такой! Вы должны меня посмотреть!» Табаков растерялся от такой самоуверенности и… отправил Женю к своим ассистентам. Он показался всем педагогам, но задержался у Авангарда Леонтьева, который преподавал на курсе актерское мастерство. Четыре часа Леонтьев прослушивал Миронова, который прочитал ему весь свой репертуар, спел и станцевал. На следующий день в институте ему организовали показ и зачислили сразу на 2-й курс, но с двухнедельным испытательным сроком — ему еще предстояло доказать, что он достоин учиться в Школе-студии.
Этот момент стал одним из самых тяжелых в жизни начинающего актера. Нужно было подготовить со студентами отрывок для показа, а они приняли новичка настороженно: ребята понимали, что если Миронова возьмут, то только взамен кого–то из них. В результате подготовить показ с Евгением согласился Роман Кузьмиченко, у них это прекрасно получилось, и Миронов остался на курсе.
Актерская профессия сама по себе очень жестокая, в ней не может быть никаких средних вариантов. Табаков четко давал понять, что если к концу учебы студент не овладеет профессией, то ему лучше уйти сразу, зато те, кто доходит до конца, ощущают себя единой семьей. Не случайно впоследствии два талантливых друга-однокурсника — Женя Миронов и Володя Машков в фильме Дениса Евстигнеева «Лимита» (1994) сыграют практически самих себя в студенческие годы.
Поначалу почти незаметный эпизодический персонаж в исполнении Миронова, талантливый программист Михаил, в процессе съемок стал в один ряд с главным героем благодаря таланту актера. Но это будет позже...
После окончания учебы в 1990 году Миронов получил сразу три приглашения на работу — от Олега Ефремова, Олега Табакова и Театра на Малой Бронной. Свой выбор актер остановил на московском Театре-студии «Табакерка». В этом же театре со временем контролером-билетером станет его мама, Тамара Петровна.
В своем первом фильме Миронов снялся еще на 3-м курсе — до этого Олег Табаков не отпускал студента, хотя предложения поступали часто. Александр Кайдановский снимал «Жену керосинщика» (1988), элитное кино, напоминающее таинственные фильмы Тарковского. Он предложил Евгению роль второго плана. Миронов с интересом принимал участие в съемках, сам придумал характер своего героя. Время действия фильма происходит в 1953 году. В маленький провинциальный городок приезжает следователь прокуратуры, чтобы разобраться в преступлении. Во время следствия выясняются подробности сложных взаимоотношений подследственного и его брата-близнеца, и всему виной — любовь к женщине. Фильм получил Гран-при (странные фильмы) на Международном кинофестивале фантастического кино и фильмов ужасов во французском Авориазе (1990).
Очень скоро молодого актера заметили — после его участия в нескольких совершенно непохожих лентах, в том числе в армейской драме «Делай — раз!» (1990), где они с Владимиром Машковым играли новобранцев, в военном фильме о событиях 1941 года «Перед рассветом» Ярополка Лапшина, в политической картине Александра Митты «Затерянный в Сибири» (1991). Однако широкую известность и признание, как зрителей, так и критики Евгений Миронов получил после исполнения главной роли Саши в фильме Валерия Тодоровского «Любовь» (1991). Он возвращал на экран почти забытые романтические символы — любовь, судьбу, веру. За эту роль он удостоился целого ряда кинематографических наград как отечественных, так и зарубежных и был признан лучшим актером 1992 года.
Не потерялся Миронов и среди звезд российского кино в картине Петра Тодоровского «Анкор, еще анкор!» (1992), которая только увеличила его популярность. Его герой — молодой лейтенант, пытается одолеть тиски советской системы, безжалостно ломающей судьбы людей в послевоенные годы. Потом актер снимался у Михаила Швейцера, Дениса Евстигнеева, а за работу в фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» (1994) на фестивале «Созвездие–95» получил приз за лучшую эпизодическую роль.
Но жажда играть не переросла у Миронова в актерскую неразборчивость. После выхода фильма «Анкор, еще анкор!» его наперебой приглашали на роли героев–суперменов, но он выбрал «Мусульманина» (1995). И снова выиграл: фильм Владимира Хотиненко — несомненная творческая удача актера. Его герой — рядовой Николай Иванов вернулся из плена мусульманином. Но не нашел сочувствия среди односельчан и родных, которые встретили его враждебно. Финал фильма трагичен, но не безнадежен: режиссер дает понять, что выход к свету существует, у каждого человека есть шанс, и некоторые его реализуют.
Когда Миронов что-то делает в кадре, он предварительно досконально изучает данный вопрос. Если по сюжету приходится боксировать, актер начинает осваивать этот вид спорта, или же занимается фехтованием, ездит верхом, осваивает музыкальный инструмент... Во время съемок «Мусульманина» Миронов посещал мечеть — он счел важным познать этот мир изнутри. После выхода картины многие не верили, что актер сам исполнял призыв к молитве.
Стоит отметить созданный Евгением Мироновым образ Хлестакова в комедии Сергея Газарова «Ревизор» (1996), где он снимался с выдающимися актерами Зиновием Гердтом, Арменом Джигарханяном, Мариной Неёловой, Владимиром Ильиным, Олегом Янковским. Евгений экспериментирует, показывая нового Хлестакова, — человека невинного, инфантильного, которого можно принять за неземное создание.
Картина Михаила Пташука «В августе 44-го» (2000) показывает страшное время и события, которые происходят в смертоносном лесу, где убивают и умирают безвестные дезертиры, немцы, диверсанты, власовцы, польские «аковцы», литовские «лесные братья». Если кто-то и способен здесь жить, так только странный горбун–поляк, закладывающий смершевцам родственника. И единственный, кто может справиться с этим, — капитан Алёхин, обманчиво мягкий, опасный для всех, совмещающий в одном лице и доброго, и злого следователя. Евгений Миронов с этой ролью справился прекрасно, а единственным достойным его соперником стал шпион в исполнении Александра Балуева.
Еще одна несомненная творческая удача Миронова — фильм «Идиот» (2004), названный Инной Чуриковой «сладостными мучениями». Поначалу актер считал, что не подходит для роли князя Мышкина, но все-таки решил попробовать, создав вместе с Олегом Басилашвили, Инной Чуриковой, Владимиром Машковым, Михаилом Боярским, Ольгой Будиной и Лидией Вележевой прекрасные образы одного из наиболее сильных произведений Достоевского. Страсти Настасьи Филипповны и грустная история князя Мышкина всегда привлекали внимание, вызывали споры, роман экранизировали лучшие режиссеры — от Ивана Пырьева до Акиры Куросавы. Но главной удачей новой версии стал Евгений Миронов. Актер настолько остро прочувствовал своего героя, так долго жил его мыслями и поступками, что порой переставало существовать разделение на «игру» и «обычное состояние».
Актер не скрывает, что не смотрел весь фильм, потому что боится опять попасть под влияние загадочного образа князя и вечного и неразрешимого вопроса о том, что же стоит за гранью нормальности. Недаром так часто можно услышать о том, что Евгений Миронов выкладывается с нечеловеческой отдачей, в эти мгновения полностью забывая, что где-то в другом измерении осталась реальная жизнь.
Затем была картина Алексея Учителя «Космос как предчувствие» (2005). Актеру очень понравился легкий, акварельный сценарий, написанный Александром Миндадзе, — в маленьком городке живет человек по прозвищу Конёк, который мечтает полететь в космос. Он повар, ездит на велосипеде и занимается боксом. И заканчивается эта история удивительно: Конёк действительно встречает настоящего Гагарина!
В том же году Миронов снялся в остросюжетном боевике Егора Кончаловского «Побег». Евгений играет главную роль — преуспевающего кардиохирурга, в прошлом абсолютно счастливого человека, которого обвиняют в убийстве жены, и его жизнь в один миг кардинально меняется. В картине актер задействован с прекрасным актерским составом: Алексеем Серебряковым, Викторией Толстогановой, Любовью Толкалиной, Александром Моховым и Юрием Беляевым.
Среди других киноработ актера стоит отметить фильмы: «Перед рассветом» (1989), «Как живете, караси?» (1992), «Последняя суббота» (1993), «Трамвай в Москве» (1995), «Двадцать минут с ангелом» (1996), «Змеиный источник» (1997), «Мама» (1999), «Дневник его жены» (2000), «Превращение» (2003), «На Верхней Масловке» (2004), «Охота на пиранью» (2006).
Запоминающимися стали образы, созданные в телевизионных фильмах «В круге первом/Хранить вечно» (2006) Г. Панфилова по одноименному роману А.И. Солженицына и «Апостол» Ю. Мороза. В 2010 году критики высоко оценили работу Евгения в долгожданном сиквеле «Утомленные солнцем 2: Предстояние». Н. Михалкова, а также его озвучивание остряка Крыса Вени в полнометражном мультфильме «Белка и Стрелка». В том же году на экраны вышел киноальманах «Москва, я люблю тебя!» с участием актера.
Событиями на отечественном телевидении стали проекты с участием Евгения Миронова — «Достоевский» режиссера В. Хотиненко (главная роль, 2011), «Охотники за бриллиантами» А. Кота (роль Бориса Буреце, 2011), «Пепел» В. Перельмана (главная роль: Арсений Пепел, 2013). В 2014 году актер снялся в фильме по повести А. Громова «Вычислитель», в 2015-м исполнил главную роль в экранизации романа Дины Рубиной «Синдром Петрушки» вместе с Чулпан Хаматовой, снялся в комедии «Норвег» и картине «Матильда» о жизни известной русской балерины Матильды Кшесинской.
Новейшая работа Миронова в кино — роль советского космонавта Алексея Леонова, первого человека, вышедшего в открытый космос. Фильм «Время первых» вышел на экраны в 2017 году.
Евгению Миронову интересно работать как в кино, так и в театре... По его мнению, в театральных постановках результат в большей мере зависит от самого актера, который непосредственно влияет на творческий процесс. В кино — все в руках режиссера, монтирующего фильм, — конечный результат предугадать очень сложно.
Подарком судьбы в театре, ролью, с которой он объехал весь мир, Миронов считает «Гамлета». Изначально Евгений не думал об этом персонаже и никогда не хотел сыграть его, так как считал образ датского принца не совсем подходящим для его актерского темперамента. Но Питер Штайн — великий немецкий режиссер буквально по миллиметру и слову открыл для него удивительно разноплановую личность, можно сказать, весь мировой репертуар в одном образе. Режиссер поставил в Москве два проекта огромного масштаба — «Гамлет» и «Орестея» с Евгением Мироновым, получивших мировую известность.
У Миронова Гамлет — человек цельный и очень одинокий, а его знаменитый монолог — это не крик победителя, а мысли вслух, состояние души, ее боль и смятение. На такое решение Миронова подтолкнул документальный фильм об актерах, в то или иное время сыгравших эту удивительную роль, — Лоуренсе Оливье, Максимилиане Шелле, Иннокентии Смоктуновском... Тогда многое открыла именно фраза Смоктуновского: «Играть Гамлета может любой хороший артист, но вот быть им...». В тот миг Миронов осознал, что значат эти слова... Эта постановка — одна из интереснейших работ немецкого режиссера, который охарактеризовал игру Миронова коротко: «Дальше — только космос».
Актеру довелось работать и с другим выдающимся человеком — Декланом Доннеланом, которого называют самым русским из английских режиссеров. Он поставил в России «Бориса Годунова», а роль Самозванца прекрасно удалась Евгению: Гришка Отрепьев в его исполнении — это и низкий человек, и хладнокровный убийца, и выдающийся оратор.
В театре судьба подарила актеру удивительную встречу с Достоевским. Неожиданностью и творческой удачей стала роль в спектакле «Карамазовы и АД» Валерия Фокина. Поначалу казалось, что Миронов должен играть Алёшу, и вдруг — Иван. Эта роль стала достаточно болезненной для актера: во время работы над спектаклем он вместе с режиссером в поисках образа посещал психиатрическую больницу. Первым впечатлением стало потрясение, это было своеобразное проникновение в глубокий мир, о котором человек непосвященный может только догадываться. Они увидели, как через живопись людей с болезненной психикой проступает личное — одиночество, страх, радость и надежда. За роль в этом спектакле Евгений Миронов был удостоен Государственной премии РФ (1996).
Актер не только перевернул привычное видение героя Достоевского, но и удивительно тонко передал мироощущение безумного художника-гения в следующем спектакле Фокина «Еще Ван Гог…». Во время работы над этими образами фантазия воспроизводила ряд самых неожиданных ассоциаций: вспомнились люди, не вписывающиеся в рамки обыденности с точки зрения бытовой логики, но при этом гениальные — Врубель, Федотов, Ван Гог и сам Достоевский. Возникла целая череда вопросов, на которые невозможно ответить однозначно. Драматическая роль Миронова в другом спектакле В. Фокина — «Последняя ночь последнего царя» (1996) была отмечена Международной премией Станиславского за лучшую мужскую роль сезона.
Олег Табаков считает Евгения Миронова одним из своих любимых учеников. Слагаемые этого чувства, может быть, немного личные: Евгений — его земляк, слишком сильно напоминающий самого мэтра в юности — порывистый, талантливый и очень любящий играть на сцене. Зачастую ему приходится работать в непростом жанре музыкального спектакля, соединяя пение, танец и метания человеческого духа, как могут лишь единицы из его сверстников.
Всегда удивляет то, что делает Миронов в спектакле «Прищучил», — одинокий, никому не нужный и отчаявшийся человек. Конечно, вспоминаются «Звездный час», «Номер тринадцать», также спектакль «Страсти по Бумбарашу» в постановке Владимира Машкова, где талант Миронова получил свободу в полном объеме. Премьера спектакля состоялась в 1993 году, и лишь в 2011-м он был снят с репертуара.
Миронов поразительно трудоспособен и обладает редкой способностью удивляться чужому таланту.
Олег Павлович признается: «В нем такая ранимость души... И сочетается она с серьезностью отношения к себе, которая иногда ставит его в смешную ситуацию. На мой взгляд, Мольера он может сыграть не хуже, чем Шекспира или Достоевского. Женя — чрезвычайно благодарный человек... Я думаю, что не престижностью он бывает счастлив... Он счастлив, когда играет в театре».
На XI Российском кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине Миронов представлял анимационный фильм «Щелкунчик», который завоевал один из призов. Актер признался, что первый опыт в анимации был ему крайне интересен.
Евгению Миронову посчастливилось работать с прекрасными актрисами — Ириной Купченко, Алисой Фрейндлих, Инной Чуриковой, Екатериной Васильевой, Мариной Неёловой, Татьяной Васильевой, Нонной Мордюковой, Ниной Усатовой, Ириной Розановой, Еленой Яковлевой, Татьяной Догилевой, Еленой Майоровой. Евгений считает, что ему часто улыбается удача: в какой-то момент выдающиеся режиссеры, рискуя, приглашают его играть, а для актера — это шанс меняться и пробовать себя в совершенно невероятных проектах.
В 2003 году Евгений Миронов исполнил роль Лопахина в знаменитом спектакле Эймунтаса Някрошюса «Вишнёвый сад». Актер активно сотрудничает с МХТ имени Чехова, где им сыграны роли Треплева («Чайка», 2001–2006), Джорджа Пигдена («№13», 2001), Порфирия Головлёва («Господа Головлёвы», 2005).
В 2005 году Е.В. Миронов удостоен почетного звания «Народный артист Российской Федерации».
В следующем году актер создал Театральную компанию Евгения Миронова, спродюсировал спектакль «Figaro. События одного дня» в постановке Кирилла Серебренникова и исполнил в нем главную роль.
С декабря 2006 года Е.В. Миронов является художественным руководителем Государственного Театра Наций. В сезоне 2009/2010 годов событийный спектакль Театра Наций «Рассказы Шукшина» стал лауреатом высших театральных наград — «Хрустальная Турандот» и «Золотая маска» — в нескольких категориях, включая лучшую мужскую роль для Евгения Миронова.
Коллеги актера отмечают его нечеловеческую энергию, в каждой работе Миронов выкладывается до конца и при этом находит новые силы. Известный русский актер, режиссер и писатель Михаил Чехов писал о том, что постепенно в работе над ролью нужно отказываться от частностей, оставляя в образе «белые пятна». Но для Евгения важно понять все закоулки сценария, полностью осознать и прочувствовать мысли и поступки своего героя. Практически на всех спектаклях он испытывает колоссальные нагрузки, порой теряя в весе до двух килограммов.
В сезоне 2010/2011 годов в России и Италии состоялась премьера спектакля Театра Наций «Калигула» в постановке Эймунтаса Някрошюса с Е. Мироновым в главной роли, за которую актер был позже удостоен премии «Золотая маска».
В 2011 году вклад Евгения Миронова в российское театральное и киноискусство был вновь отмечен высокой правительственной наградой — Государственной премией Российской Федерации.
Одна из ярких театральных работ последних лет — спектакль по пьесе А. Стриндберга «Фрекен Жюли», поставленный Томасом Остермайером в Театре Наций. История больной страсти между Фрекен Жюли (Чулпан Хаматова) и лакеем ее отца (Евгений Миронов) переносится в современный богатый дом и парадоксальным образом оказывается совершенно адекватной современности (над новой адаптацией текста работал драматург Михаил Дурненков).
21 декабря 2013 года в Театре Наций состоялась мировая премьера спектакля «Гамлет /Коллаж» в постановке канадского режиссера Робера Лепажа, где Е.В. Миронов сыграл все роли. В 2015 году американский режиссер Роберт Уилсон поставил в Театре Наций спектакль «Сказки Пушкина», где Миронову досталась роль Рассказчика.
Евгений Миронов возглавляет продюсерскую кинокомпанию «Третий РИМ». Помимо творчества он активно занимается общественной деятельностью и благотворительностью. С 2004 года он является членом Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, учредителем благотворительного фонда «Артист», входит в число организаторов Международного фестиваля-школы современного искусства «TERRITORIЯ». По его инициативе и при поддержке Администрации Президента РФ в 2003–2011 годах присуждалась премия «Акция по поддержке театральных инициатив».
С 2010 года под руководством актера проводится ежегодный Фестиваль театров малых городов России.
Народный артист Российской Федерации, народный артист Чеченской Республики, дважды лауреат Государственной премии Российской Федерации, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Почета, ордена Духовного управления мусульман России.
Е.В. Миронов — обладатель Гран-при и Специального приза жюри Женевского кинофестиваля «Молодые звезды Европы», лауреат премии «Золотая нимфа» Международного телевизионного фестиваля в Монте-Карло, обладатель призов кинофестивалей «Кинотавр», «Созвездие» (неоднократно), «Балтийская жемчужина», «Литература и кино» (неоднократно), «Золотой минбар», «Окно в Европу» и других.
Он — многократный обладатель звания «Лучший артист года» (приз кинокритики), многократный лауреат премий «Ника», «Золотой орёл», «Триумф» и «Кумир», лауреат премий «ТЭФИ», «Золотой овен», многократный лауреат театральных премий «Чайка», «Хрустальная Турандот» и «Золотая маска», лауреат Международной премии «Montblanc de la Culture Arts Patronage» за выдающийся вклад в российское искусство, Международной премии Станиславского, премии Александра Солженицына, Российской национальной премии «Фигаро», премии «Звезда театрала», премии газеты «Аргументы и факты» «Национальная гордость России», премии «Человек года–2003», премии «Россиянин года-2006», премии «Снято!», национальной премии кинокритиков и кинопрессы «Белый слон», театральной премии газеты «Московский комсомолец» в категориях «Человек года» и «Мэтр», премии ФСБ, премии телеканала MTV, премии «Импульс добра» и многих других.