УРСУЛЯК Сергей Владимирович
Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, премии Правительства Российской Федерации в области культуры, премии Москвы, премий ФСБ России, кинопремий «Ника», «Золотой орел», почетный гражданин города Электросталь
Фильмы Сергея Владимировича Урсуляка известного в отечественной кино– и телеиндустрии режиссера, сценариста и продюсера, — всегда свежий, непривычный взгляд с неожиданного ракурса и в тех обстоятельствах, часто экстремальных или судьбоносных, в которые попадают его киногерои. Главный объект его кино исследований — человек и его взаимоотношения с семьей, обществом и миром. Как и его учитель Владимир Яковлевич Мотыль в своих картинах режиссер проносит любовь к людям, о которых рассказывает, всегда оставляя за собой свое собственное авторское многоточие...
(Иллюстрированная версия жизнеописания в формате PDF – Скачать >>)
Родился 10 июня 1958 года в городе Петропавловск–Камчатский. Отец — Владимир Константинович Урсуляк (1931–1996 гг.). Подполковник, капитан 2–го ранга Военно–морских сил Российской Федерации. Мать — Эмилия Сергеевна Урсуляк (Харина) (1931 г. рожд). Родом из Курской и Орловской губерний. Закончила Орловский педагогический институт. Работала учительницей русского языка и литературы в старших классах. Дед по маминой линии — из крестьян. После революции 1917 года выучился и поступил в школу командиров и стал военным. Великую отечественную войну прошел с самого ее начала, дошел до Берлина. После войны был переведен в г. Тбилиси, затем в Петропавловск–Камчатский, где закончил службу подполковником танковых войск. Брат — Денис Владимирович Урсуляк (1963 г.рожд). Закончил Финансовый институт. Работает в крупных банках. Супруга — Лиана Алексеевна Нифонтова (1963 г. рожд) — Народная артистка Российской Федерации. Окончила Высшее Театральное училище имени Б.В. Щукина (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина). С 1984 года служит в Театре «Сатирикон» имени Аркадия Райкина. Дочь — Дарья Сергеевна Урсуляк (1989 г. рожд.) — актриса театра и кино. Училась на историко–филологическом факультете Российского государственного гуманитарного университета, затем окончила Театральный институт имени Бориса Щукина. С 2013 года служит в Театре «Сатирикон» имени Аркадия Райкина. Дочь от первого брака (с актрисой Галиной Кязимовной Надирли) — Александра Сергеевна Урсуляк (1983 г. рожд.) — актриса театра и кино. Лауреат театральной премии «Золотая маска». Окончила актерский факультет Школы–студии МХАТ. С 2003 года служит в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина. Четверо внуков — Аня, Настя, Володя и Ульяна.
Отец Сергея Урсуляка — Владимир Константинович — родом из Каменца–Подольска, города на самой границе Украины (тогда Украинская ССР) с Румынией. Потому, с первых дней начала Великой отечественной войны линия фронта оказалась практически рядом с домом. Его отец (дед Сергея) был мобилизован на фронт, но в первый же день получил серьезное ранение и был комиссован домой по инвалидности — к жене и двум сынишкам (маленький отец и его младший брат). А дня через два в город вошли немцы, началась жизнь в оккупации. Дедушка по национальности был украинцем, а бабушка — еврейкой. «Добрые» соседи сразу сдали бабушку новым властям, и ее отправили в еврейское гетто. Дедушка пытался что–то сделать, чтобы спасти жену. Ходил в комендатуру, но получал отказ. Тогда однажды он пробрался ночью к территории гетто, проделал дыру в заборе и вывел бабушку из лагеря. Спрятав ее в мешке с картошкой, на телеге вывез на дальний хутор. Там она и пряталась до конца оккупации. Дней через пять после побега в дом к дедушке пришли полицаи. Его и детей избивали до полусмерти, чтобы они сказали, где находится беглянка. Никто из них не сказал ничего.
Потом закончилась война. После школы отец Сергея Урсуляка уехал в Севастополь и поступил в Высшее морское училище. С конца 50–х в звании старшего лейтенанта проходил службу штурманом военного корабля в Петро-павловск–Камчатском. Туда же приехала к родителям (место службы отца) и по распределению института на работу учительницей мама будущего режиссера. Молодые люди познакомились и стали встречаться, а вскоре поженились. Спустя время родился Сергей. Суровый климат Камчатки — не самое лучшее место для таких маленьких детей: мало солнца, нехватка витаминов и т.п. Через полгода кроху отправили к бабушке и дедушке, к тому времени обосновавшихся в Подмосковье, в городе Электросталь. Там Сергей прожил два с небольшим своих первых года.
«Этот город я считаю своим. Я часто там жил. Там учился, воспитывался, там заканчивал школу. И в институт поступал как житель города Электросталь. Я даже стал почетным гражданином города... Позже я отдал ему долг, — снимал там фильм «Ненастье» ...» (С. Урсуляк).
Из Петропавловск–Камчатского отца перевели в Магадан. Там прошло детство Сергея. Там он пошел в школу. Мальчик рос активным и любознательным ребенком, занимался спортом и очень любил читать. Особенно увлекала приключенческая и историческая литература. Однажды в 5–летнем возрасте Сережа увидел фильм Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Фильм настолько ошеломил мальчика и так полюбился, что лет до 12 он посмотрел его не менее сотни раз. Телевизора в доме не было, но маленький Сережа рано умел читать и, если в программе телепередач находил заветный фильм, то обязательно шел посмотреть его там, где это возможно. Как–то, жившие по соседству друзья родителей, чтобы по какой–то причине отменить очередной такой запланированный просмотр фильма, сказали мальчику, что он ошибся с датой. Сережа поверил. Когда узналась правда, факт обмана со стороны взрослых стал для него огромным потрясением... Восхищение фильмом вылилось у Сережи и в то, что он стал много читать про войну, про войну 1812 года, в увлечение творчеством Эльдара Рязанова и в еще не осознанное желание самому попасть по ту сторону экрана.
Летние каникулы Сережа проводил у бабушки в Электростали. Мама и бабушка были большими поклонницами театрального искусства и старались передать эту любовь Сереже. Они водили его в столичные театры и филармонию, где он восторженно наблюдал за действом на сцене. В школе в Магадане тоже прививали интерес к искусству: два–три раза в неделю водили классом в только что отстроенный Дом Профсоюзов, где показывали детям фильмы, кукольные спектакли, и где был хоровой кружок.
В 1967 году — следующее место службы отца — семья переехала в Хабаровск, где проживала до 1974 года. В новой школе Сережа учился поначалу хорошо. Но потом забросил неинтересные для себя предметы в пользу чтения книг, которых к тому времени было прочитано немало. Появилось и еще одно увлечение — занятия в кружке «Юный друг театра» в городском ТЮЗе. В 1974 году отца перевели в Подмосковье. Мама и папа жили под Дмитровом, а Сергей учился в Электростали и заканчивал школу там. Позже отца перевели в Военно–морское управление в Москву, где он закончил службу, и родители получили квартиру.
В какую сферу идти учиться дальше Сергей Урсуляк уже знал в 10 классе. Изначально хотелось быть режиссером, но принял решение поступать на актерский факультет. Сразу после получения аттестата в 1975 году Сергей отправился в Москву. С первой попытки прошел на третий тур в ГИТИС и за компанию с товарищем отправился в Щукинское училище, — решил там попробовать, «обкатать программу». Перед приемной комиссией Сергей читал неожиданное и не по возрасту стихотворение Беранже «Старый фрак», а также «Злого мальчика» Чехова и мало кому известную басню Крылова «Орел и паук». Из тех, кто запомнился в Приемной комиссии, был Захава Борис Евгеньевич. Зеленый свет на обучение актерскому мастерству дал Александр Михайлович Паламишев, — педагог Щукинского училища и режиссер, — и Сергей Урсуляк был пропущен сразу на третий тур. Там его смотрела большая комиссия, которая направила на сдачу общеобразовательных экзаменов, минуя сдачу этюдов. Экзамены были успешно сданы, и Урсуляк принят в училище на курс к Евгению Рубеновичу Симонову и Вере Константиновне Львовой.
«Я в училище «влетел» просто «на вороных» ... Самое легкое, что у меня было в жизни, — это поступление в Щукинское училище. Больше так мне никогда не фартило. Никогда!» (С. Урсуляк)
На этом везение закончилось. Пришел на первый курс. Один в Москве, в новом костюме. После церемонии посвящения в студенты, вместе с однокурсниками поехал отметить событие. Впервые в жизни попробовав горячительные напитки, вернулся почти живой. С того дня никак не получалось себя собрать, учеба шла из рук вон плохо. Почти год Сергей был на грани отчисления, а педагоги недоумевали, что случилось и почему так блестяще поступивший в училище студент показывал такие неутешительные результаты. На втором курсе пошли образы, отрывки, — стало легче, и заканчивал его Сергей вполне благополучно. И все бы хорошо, но художественный руководитель курса Симонов сообщил, что будет выбирать из своих студентов тех, кто войдет в студию при театре Вахтангова. В дипломном спектакле «Горе от ума» Сергей играл Чацкого. Амбиции молодого человека и мысли не допускали, что актера, исполнявшего главную роль могут не принять в театр. Но пригласили только шестерых студентов, в число которых Урсуляк не попал. Для Сергея известие стало сильным ударом. Он попытался показаться в другие театры, в которые хотел попасть, но безуспешно. По окончании училища рапределение Сергей не подписал, и в 1979 году получил «свободный диплом» с надеждой и намерением устроиться куда–нибудь самостоятельно. Новоиспеченный актер показывался многократно и безрезультатно в Центральном Детском Театре и в Театре имени А.С. Пушкина, где в то время режиссером был Алексей Яковлевич Говорухо. Режиссер смотрел Сергея без энтузиазма и каждый раз не брал его.
«Сейчас я думаю, — какое счастье, что он меня не взял тогда! Он сделал мою жизнь. Принял бы он меня в театр, и я остался бы там работать...» (С. Урсуляк)
Как–то между очередными пробами и просмотрами в театрах Сергей встретил Екатерину Аркадьевну Райкину, дочь прославленного артиста, с которой они были знакомы со времени учебы в Щукинском училище. Екатерина Аркадьевна хорошо к Сергею относилась и предложила на время поиска подходящего ему места работы поработать в театре ее отца — Ленинградском театре эстрады и миниатюр (ныне — «Сатирикон»). Театр тогда находился в Санкт–Петербурге (в то время — город Ленинград), но, по ее словам, через месяц–другой собирался переезжать в Москву. Спустя два дня Сергей встретился с Аркадием Райкиным у него дома, а еще через пару дней отправился работать в город на Неве. Как думалось, — ненадолго. Но история затянулась, — в Москву театр переехал только через два года. Все это время Сергей Урсуляк работал там.
С первых дней Аркадий Райкин воодушевил юношу лестным предложением стать его преемником. 10 дней артист увлеченно репетировал с Сергеем свои монологи и давал центральные роли в миниатюрах. Как выяснилось чуть позже, каждого новоприбывающего в его театр актера Аркадий Исаакович встречал таким предложением. Через неделю Райкин начинал уставать от фаворита, его энтузиазм улетучивался, и все чаще звучал его комментарий: «юмор как деньги, — или он есть, или его нет». Что всегда означало приговор: у «любимчика» отбирались все актерские привилегии, и он оставался с одной репликой в репертуаре. До Урсуляка на его месте побывали многие, и известные впоследствии артисты. Сценарий был всегда один. То же произошло и с Сергеем. Но в таком положении вещей открылись и свои плюсы. Появилось много свободного времени, которое Урсуляк посвящал чтению множества книг и просмотру театральных постановок и художественных фильмов. Кроме того, Театр много гастролировал, и не только по своей стране. Уже меньше, чем через год работы, в 1980 году, Сергея в составе труппы отправили в Венгрию, — по тем временам рай для многих и, в частности, для будущего режиссера. В магазине русской книги Сергей скупил все какие мог издания. Но самое главное, в местных кинотеатрах шли иностранные фильмы, какие не показывали в СССР. Каждый день Сергей начинал с похода в кинотеатр, затем в следующий, — и так до вечера, до начала спектаклей Театра. Затем запланированные на несколько дней гастроли продлили еще на 20 дней. Артистов труппы пригласили сняться для местного телевидения и всем заплатили очень хорошие гонорары, — в дополнение к достаточно приличным «суточным». Те времена Сергей до сих пор вспоминает с теплотой.
В 1981 году в театр пришел Константин Райкин. Театр переехал в Москву. Пришло много молодых артистов. В репертуаре театра появились новые постановки. За более, чем десять лет работы на сцене Сергей Урсуляк сыграл множество ролей не в одном десятке спектаклей. За это время Сергей успел жениться на однокурснице Галине Надирли, в браке с которой в 1983 году родилась дочь Саша. Но вскоре брак распался. В театре Урсуляк познакомился с актрисой Ликой Нифонтовой. Сергей и Лика стали встречаться. В 1986 году пара расписалась. Через три года в семье родилась дочь Даша.
Театральные подмостки не давали внутренней творческой удовлетворенности Сергею, — его манил кинематограф. При этом хотелось создавать кинокартины самому. Повечерам Сергей писал сценарии «для себя». Осознавая, что для осуществления своей мечты нужно что–то менять в своей жизни и получить профильное образование, в 1989 году он решился отправить свои работы на конкурс во ВГИК.
Его пригласили на собеседование. Курс набирал М.М. Хуциев. В тот раз Сергею не повезло, — его не взяли. Как много позже признался ему сам Марлен Мартынович: ничему новому он обучить Сергея не смог бы, — Сергей был, по его мнению, уже готовым режиссером.
«Сейчас я его понимаю, но тогда мне все это было очень травматично…» (С. Урсуляк)
В следующий раз курс набирал С.А. Соловьев, — история повторилась. Сергей не сдавался и продолжал упорно двигаться к цели. В 1990 году был объявлен конкурс на «Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров» — для всех желающих, имеющих высшее образование, и впервые без всегда обязательных рекомендаций от Госкино. Набирали 5 мастерских: Г.Н. Чухрая, В.Я. Мотыля, В.В. Меньшова, А.Л. Кайдановского и Г.И. Полоки. Для соблюдения честности проведения конкурса председателем комиссии был приглашен специально из Израиля Михаил Калик. Комиссия состояла из тех, в чьи мастерские велся отбор, и других приглашенных и таких именитых, как Н.С. Михалков или К.П. Худяков режиссеров. Конкурс был жестким: отбирали всего 25 человек, по 3–5 человек в каждую мастерскую. Желающих попасть на курсы было огромное количество. Среди них было очень много известных артистов и уже как–то проявивших себя в кино. Вначале проходил творческий отбор, потом писалось на заданную тему сочинение, и в конце проводилось собеседование со всеми мастерами, на котором задавались каверзные вопросы или необходимо было на ходу придумать ту или иную историю. Сергей Урсуляк прошел. Более того, как узналось потом, сразу два режиссера хотели взять его к себе, — Меньшов и Мотыль. Владимир Яковлевич Мотыль настоял, и Сергей попал к нему. Началась учеба.
«Я не чувствовал себя первым учеником. Владимир Яковлевич ко мне всегда был холодноват, и никогда меня не выделял. Он держал дистанцию, и я не хотел ее разрушать. И только позже выяснилось, что ко мне он относился с огромным теплом и уважением... Однажды в конце курса, когда я показывали свои работы, и мы остались наедине, он мне сказал: это только кажется, будто он не уделяет мне внимания, но это не так, просто мне не надо никого слушать. Ни его, никого. Только себя слушать. С тех пор я следую его завету.» (С. Урсуляк).
На курсах Сергей подружился с драматургом Геннадием Островским. Он поделился с Геннадием историей, которую хотел бы снять. Прототипами героев сюжета были его товарищ по Щукинскому училищу Михаил Ширвиндт и два его друга Роман Козак и Аркадий Цимблер. В 1977 году с ними произошла реальная история, — троица в ночь на 7 ноября сорвала флаг. Друзей поймала милиция, происшествие получило огласку. Правонарушителей исключили из комсомола и выгнали из институтов. В те глубокие советские времена никто не мог их спасти, даже такие знаменитости как папа Михаила Александр Ширвиндт или Андрей Миронов и Марк Захаров. Эта история, наложенная на ностальгию по тем временам, воспоминания обоих о своем переезде в Москву из провинции переросли в совместный сценарий фильма под названием «Русский рэгтайм». Теперь нужно было найти финансирование. Помог Михаил Ширвиндт — познакомил их с Олегом Капанцом, который затем стал продюсером картины. Началась работа над фильмом.
«Сейчас эта картина — как первая любовь. Несовершенная, мучительная — я очень тяжело ее делал... (С. Урсуляк).
Выделенный на картину бюджет в 50000 долларов США поначалу казался неслыханной суммой. Но шел 1992–й год. Утром переведенные в рубли деньги к вечеру не стоили уже ничего. Кроме того, впервые Сергей оказался во главе группы людей, которыми нужно было руководить, выстраивая правильно взаимоотношения с каждым звеном. В группу набрали профессионалов с киностудии им. Горького, что с одной стороны гарантировало качество работы, но с другой стороны, все, что им говорилось воспринималось снисходительно или отвергалось. Кураторами были приглашены уже снявшие по одной картине Сергей Ливнев, Валерий Тодоровский и Юрий Толстунов. Они на все смотрели немного сверху вниз, периодически просматривали отснятый материал и давали противоречащие друг другу советы, что и спасало, т.к. означало необязательность их исполнения. К концу съемочного процесса Сергей расставался практически в ссоре с группой, и даже разговаривал исключительно записками. Потому с большим облегчением встретил окончание съемок и приступил к монтажу. И сегодня с огромной благодарностью вспоминает помогавшую ему тогда Янину Борисовну Боголепову — знаменитого монтажера киностудии, и работавшего для фильма Микаэла Леоновича Таривердиева — любимого с детства композитора, чья музыка рождалась прямо на глазах.
К маю 1993 года киноработа была готова, более того, отобрана на конкурс кинофестиваля «Кинотавр». Картина была тепло принята зрителем и именитым жюри и получила приз за лучший дебют (приз Союза кинематографистов «За выдающиеся профессиональные успехи» и спецприз жюри «Лучший дебют», 1993 г.). Поз-же получила ряд призов и других различных отечественных кинофестивалей (национальная кинопремия «Ника» в номинации «Лучшая музыка», 1994 г.; премия «Золотой Овен» за операторскую работу, 1993 г.; и другие). Тогда произошла поучительная для Сергея Урсуляка история. Пробегая мимо кинорежиссера Меньшова с очередным из полученных призов, Сергей похвастался, — мол, 17–й уже приз. На что Владимир Валентинович с присущим ему чувством юмора ответил: «Какой ты молодец! Я в твои годы только одного «Оскара» имел!». Фильм «Русский рэгтайм» был зачтен как дипломная работа, и в 1993 году Сергей Урсуляк получил заветный диплом режиссера.
«А дальше — страна рушилась, все катилось в никуда, и мы выживали кто как может...» (С.Урсуляк).
К тому времени Сергей уже начал обдумывать свою следующую кинокартину — по пьесе М. Горького «Дачники». Режиссер написал сценарий и отправил его в Госкино. Несмотря на разруху в стране, постановки по Горькому поощрялись, и Урсуляку выделили деньги. Было лето 1994 года, и темпы инфляции в стране ежедневно росли с геометрической прогрессией. Выяснилось, что декорацию строить — уже неподъемно для бюджета. Снимать в Подмосковье — тоже очень дорого. Что–то еще затевать — дольше, чем на 3 месяца никто не брался. Сергей нашел выход, — организовать съемки в Праге. В тот момент там цены были маленькими и стабильными.
Единственное — необходимо было уложиться в 20 съемочных дней. В августе съемочная группа вылетела в столицу Чехии. Съемка началась. Актеры играли замечательно (И. Купченко, С. Маковецкий, С. Колтаков, и другие). Музыку вновь писал Микаэл Таривердиев. В целях экономии снятый материал на больших экранах отсматривался только первые два дня. Потому следующий такой просмотр, и в уже телевизионном формате, был лишь по завершении съемки. И, о, ужас! Оказалось, произошла техническая ошибка, и 25 процентов материала были не в фокусе. Чтобы выйти из создавшейся ситуации, Сергей придумал трюк со вставками «задуманно» расфокусированными кадрами. Фильм получился, и вышел в прокат в 1995 году под названием «Летние люди». Несмотря на то, что кинокартина была хорошо принята зрителем и получила ряд наград (призы за лучшую операторскую работу и Гильдии кинокритиков на кинофестивале «Киношок» в Анапе, 1995 г.; приз жюри «За современное прочтение классики и высокую кинематографическую культуру» на кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине, 1996 г.; Гран–при программы «Панорама», «Бриллиантовая роза» на кинофестивале «Кинотавр», 1996 г.; главный приз кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге, 1996 г.; и др.), сам режиссер остался недоволен своей работой.
В 1995 году Сергей начал сотрудничество (до 2001 г.) с телеканалом НТВ в качестве режиссера телепрограммы Дог–шоу «Я и моя собака». Программу неоднократно номинировали на телевизионную премию «ТЭФИ» (в номинациях «Лучшая программа для детей» в 1996 году, «Лучшая развлекательная ппограмма» в 1998 г. и др.).
Затем наступил 1996 год — один из самых печальных и тяжелых периодов в жизни Сергея Урсуляка. Не стало Микаэля Таривердиева. Отец Сергея попал в больницу, откуда так и не вышел... Результатом этих потерь и размышлений о старшем поколении, стариках стала работа Сергея Урсуляка в 1997 году над следующей своей картиной — «Сочинение ко Дню Победы». В фильме соединились такие выдающиеся актеры двух поколений как Михаил Ульянов, Вячеслав Тихонов, Олег Ефремов (последняя его роль), Владимир Машков, Сергей Маковецкий. Кинокартина получилась трогательной, жизненной и глубоко философской.
«В этом фильме я не преследовал какой–то цели. Я хотел рассказать о том, что я люблю. Я этих людей любил, люблю, и буду любить. И я про них рассказывал. К Советской власти у меня отношение сложное, но уж точно не сугубо отрицательное. И считаю, что очень многое из того, что там было, мы могли бы взять и с удовольствием перенять, и с огромной пользой для страны ...» (С. Урсуляк).
К концу апреля 1998 года фильм был готов и показан мэру Москвы Ю.М. Лужкову. Юрий Михайлович воодушевился, решил, что хорошо бы его показать к 9 Мая в открытом доступе, и поручил заняться этим вопросом своему заместителю В.П. Шанцеву. На закрытый просмотр фильма Шанцев приехал с группой ветеранов. После показа чиновник обвинил режиссера в халтуре, настраивая приглашенных на ту же волну. Если бы не выступление в защиту фильма, оказавшегося в группе зрителей драматурга Виктора Розова, то картину могла ждать совсем другая судьба. Чаша весов перевесилась в сторону положительного решения, но обещанной вначале громкой премьеры так и не случилось. Фильм был показан по НТВ и имел резонанс, — несмотря на то, что стояли времена, когда ностальгические чувства к разрушенному Советскому Союзу и всему с ним связанному стали не модны, а красные флаги и ветераны на Параде Победы в конце киноленты, так и вовсе воспринимались как удар по новой России.
«Мои мысли оказались поперек тех настроений... Но меня тот период очень закалил. Я для себя понял, что нужно просто делать свое дело. Отвечать за то, что ты говоришь. И не пытаться понравиться всем... Чтобы ни говорили, делать то, что считаешь нужным. И так, как считаешь нужным. Потом этот принцип спасал меня часто. Никто не может обвинить меня в том, что я говорил одно, потом другое, потом третье, а делал четвертое...» (С. Урсуляк).
В том же году получила национальную телевизионную премию «ТЭФИ» в категории «Документальный фильм» снятая в 1997 году Сергеем Урсуляком вместе с автором идеи и сценария Владимиром Молчановым документальная кинолента «Записки из Мертвого дома», — фильм–исповедь об отбывающих по-жизненное наказание заключенных на острове Огненный под Вологдой.
Затем в творческой жизни Сергея Урсуляка как кинорежиссера наступила пауза, которую он заполнял попутными делами и продолжая сотрудничество с телеканалом НТВ. В 1999 году с Евгением Киселевым начали работу над документальным фильмом «Президент Всея Руси» — о Президенте России Борисе Николаевиче Ельцине. Выход планировался под намеченные на лето 2000 года следующие выборы главы государства. 31 декабря 1999 года Сергей Урсуляк отвозил на машине маму встречать новогодний праздник к ее друзьям. Мобильного телефона с собой не было, и связаться с ним было невозможно. Когда вернулся домой, все телефоны дома разрывались, — как оказалось его давно разыскивали Евгений Киселев и все его помощники, и даже давали объявление по радиостанциям. Стало известно об ожидаемом объявлении о досрочной сдаче полномочий Президента, и требовалось срочно смонтировать фильм о Ельцине и дать его в эфир в тот же день. Сергей бросил все дела и выехал на студию телеканала. Фильм нужно было полностью собрать, соединить музыкой, поставить закадровый текст Киселева... Последнюю точку в картине поставили за полчаса до эфира, и на машинах с мигалками отправили из монтажной в телецентр. Впервые кассету с фильмом дали в эфир так, как она была, — без предварительного просмотра кем бы то ни было на телеканале.
В дальнейшем на телевидении Сергей работал над рядом телевизионных проектов: документальный цикл телевизионных передач «Новейшая история» с Евгением Киселевым (НТВ, 1999–2000 гг.); автор и ведущий цикла документальных телевизионных программ «Пестрая лента» («ТВС», 2002 г./ «Первый канал», 2003—2005 гг.).
Как–то в 2001 году, на досуге Сергей прочитал роман Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда», который поразил его своей развязкой и воодушевил на написание сценария на его основе. Так родилась идея попробовать свои силы в съемке телевизионного игрового кино и снять картину «Неудача Пуаро». Стартовавшая в то время кампания Правительства Москвы по поддержке отечественного телепроизводителя позволила сделать хорошую качественную съемку. В фильме сыграли Константин Райкин, Сергей Маковецкий, Светлана Немоляева, Александр Лазарев, а также жена Сергея Лика Нифонтова. Телефильм был снят в виде мини–сериала и вышел на экраны в 2002 году.
Следующей режиссерской работой Сергея стала экранизация одноименной повести Юрия Трифонова «Долгое прощание». Задуманный и начатый еще во время учебы в Щукинском училище сценарий к будущему фильму совместно с драматургом Эльгой Лындиной был дописан и отправлен на господдержку Министерством культуры Российской Федерации. Снималась картина с удовольствием. В съемках приняли участие актеры, которых потом не раз будет приглашать режиссер в свои фильмы: Полина Агуреева, Андрей Щенников, Борис Каморзин и другие. Не было проблем с продюсерской поддержкой. Никто не диктовал своих условий, не мешал работать и не пытался сделать режиссера вторым.
«Это была первая картина, которую я делал абсолютно осознанно. По профессии осознанно. Только на этой картине я понял, что я не угадываю, что я делаю, а я знаю, что я делаю. Я знаю, как я хочу сделать, и я знаю, как этого добиться. Это уже не было интуитивно, а профессионально осознанно.» (С. Урсуляк).
Картина вышла на экраны в 2004 году и имела хорошую судьбу. Фильм получил множество наград: премия имени Мирона Черненко «За виртуозную режиссерскую работу по переводу прозы Юрия Трифонова на язык кино» в рамках премии «Золотой Овен», 2004 г.; приз Гильдии кинорежиссеров России на Международном фестивале фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве, 2004 г.; приз читательского жюри на кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине, 2005 г.; а также призы за лучшую операторскую работу (Михаил Суслов), за лучшую женскую роль (Полина Агуреева) и лучшую мужскую роль второго плана (Борис Каморзин).
Однажды Сергею Урсуляку позвонили какие–то «ребята» с вопросом, не заинтересует ли его один сценарий. Там была Одесса, 40–е года 20–го века, легкая история о борьбе начальника уголовного розыска с вредителями и диверсантами. Режиссеру понравилось, и он встретился с авторами. Но то ли Урсуляк им не приглянулся, или еще по какой–то причине, пообещав перезвонить через неделю, «ребята» исчезли. Сергей очень сильно расстроился, уж здорово зацепил его сюжет.
Через где–то полгода режиссер и Рубен Левонович Дишдишян (Генеральный продюсер «Централ Партнершип») на одной из очередных встреч в который раз безуспешно пытались найти интересный для совместного партнерства кинопроект. В какой–то момент Рубен Левонович поинтересовался, а какая тема могла бы заинтересовать Сергея Урсуляка. Сергей поделился сюжетом заинтриговавшего его сценария и когда назвал фамилию главного героя Гоцмана, продюсер оживился и сообщил, что такой сценарий у них был, и с ним начал работать один известный режиссер, но Рубен Левонович готов все срочно поменять, и отдать историю для фильма Урсуляку. Отобрать работу у коллеги по цеху Сергей не мог, и поставил на его взгляд невыполнимое условие, — чтобы тот режиссер сам ему позвонил и попросил забрать у него сценарий. Без надежды на положительный исход вопроса Сергей уехал домой. Неизвестно, что Дишдишян пообещал тому режиссеру, но на следующее утро тот режиссер позвонил и предложил забрать сценарий. С вожделенным приобретением в чемодане Сергей уехал из Москвы, чтобы почитать сценарий и обдумать работу над фильмом в тишине и вдали от столичной суеты...
Сценарий оказался не просто плохим, а очень плохим. Делать такую ерунду режиссеру не было желания. Назревал скандал. Сергею пришлось пройтись по тексту и подготовить железные аргументы в обоснование своего решения. На встрече с Рубеном Левоновичем аргументы были изложены, и Сергей предложил оригинальный выход из ситуации, — взять нового автора и полностью переделать историю, сохранив заложенный в ней колорит, Одессу, и т.д. Тогда режиссеру пришла еще одна, как оказалось позже очень удачная мысль, — в качестве сценариста пригласить работавшего в структуре Дишдишяна Алексея Пояркова. Немногим ранее, Сергей отказался от предложенного тем сценария, и видел, насколько этим расстроил автора. Предложения и аргументы были приняты всеми сторонами, и началась работа над «Ликвидацией».
Алексей Поярков подошел к своей работе со всей серьезностью, — вылетел в Одессу и три месяца там жил, собирал материал и работал. Написанный им сценарий понравился Урсуляку и началась подготовка к съемке, — период, который сам режиссер назвал долгим и тяжелым. Но главной загвоздкой оказался поиск актера на главную роль. По сценарию это должен был быть большой, толстый и физически сильный человек. Из подходящих под описание нужный актер никак не находился. Высказываемые идеи съемочной группы, друзей, Рубена Левоновича и даже жены Лики о необязательно огромном персонаже и о как возможном кандидате на роль, например, Владимира Машкова напрочь отметались. Пока однажды режиссеру не позвонил Машков из Лос–Анджелеса, где он тогда жил, и не попросился на роль Гоцмана. К тому времени Урсуляк уже внутренне был готов к такому решению, и так был найден актер на главную роль. В июне 2006 года съемочная группа вылетела в Одессу.
Сначала снимали второстепенные персонажи (всего в фильме участвовало 120 профессиональных актеров и несколько сотен человек массовки). Потом прилетел Машков. В первые съемочные дни отношения режиссера и актера складывались сложно и недоверчиво друг к другу. Но, наконец, лед был сломлен, и процесс съемки пошел как по маслу, — «... начался период полугода счастья... потому что Володя такой инструмент, — набрасываешь ему, и он делает...» (С. Урсуляк).
Но случилась трагедия. 4 июля умер Андрей Краско, который играл друга Гоцмана, Фиму-щипача. «Это была катастрофа. На съемочной площадке собрались полсотни журналистов со всех телеканалов... Из Москвы требовали решения о дальнейшей судьбе съемок.» (С. Урсуляк).
Роль Фимы небольшая, на две серии, и отснята была только на треть. Сергей Урсуляк решил позвонить Сергею Маковецкому с просьбой сыграть эту роль. Актер согласился, необходимый материал досняли, и съемочная жизнь вернулась в нормальное русло.
В ноябре 2006 года съемки были завершены, а 21 октября 2007 года первые серии телесериала вышли на телеканале «Россия». В день премьеры фильм собрал у экранов рекордное количество зрителей. «Ликвидация» была признана самым успешным телевизионным сериалом и получила почти все главные отечественные кино– и телепризы, в частности: специальный приз «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» национальной кинопремии «Ника», 2008 г.; 1–я премия ФСБ России в номинации «Кино– и телефильмы», 2008 г.; телевизионная премия ТЭФИ в номинациях «Телевизионный художественный сериал» и «Режиссер телевизионного фильма/сериала», 2008 г.; кинопремия «Золотой орел» в номинации «Лучший телевизионный сериал», 2009 г.; и другие.
«Я понимаю, что есть счастливые картины в жизни некоторых режиссеров, когда совпадает все. Ожидания зрителей, твоя работа, материал, и рождается нечто, что люди могут смотреть многолетне, многократно, с не меньшим удовольствием. Есть счастливые такие режиссеры, — Рязанов, Данелия, Меньшов, — у которых несколько таких картин. Есть режиссеры, которые не сделали ни одной такой картины. У меня такая картина одна, которая пользуется безусловным успехом.» (С. Урсуляк).
В 2008 году Федерация еврейских общин России за вклад в искусство кино вручила Сергею Урсуляку премию «Человек года».
Тем временем, режиссер вовсю уже работал над следующим своим телевизионным фильмом — «Исаев», по романам Юлиана Семенова. «Один мой знакомый режиссер о работе над телевизионными фильмами однажды прокомментировал, что достаточно одного раза попробовать, чтобы этим больше никогда не заниматься... Но я попробовал, и неожиданно для себя снял и второй, и третий, и четвертый, и пятый... Лучше, хуже, успешнее или нет, но люди смотрят, а, ведь, ради этого ты и делаешь свои работы... Два года уродоваться, чтобы показать ста пятидесяти человек, — нет такого здоровья просто. А когда ты показываешь миллионам, то это имеет хотя бы какой–то смысл. И никуда я оттуда не ушел... из телевизионного кино...» (С. Урсуляк).
В работе над фильмом приняли участие многие члены съемочной группы и актеры из «Ликвидации». Премьера телесериала состоялась в октябре 2009 года. Фильм был воспринят по–разному, но имел резонанс и был отмечен наградами: кинопремия «Золотой орел» в номинации «Лучший телевизионный сериал», 2011 г.; премия ФСБ России в номинации «Кино– и телефильмы», 2009 г. за художественный телевизионный сериал «Исаев».
Следующей работой режиссера стал фильм «Жизнь и судьба» по одноименному роману Василия Гроссмана. Сергей долго не соглашался на предложенную телеканалом съемку, настолько отработанной казалась тема. Времена, когда Гроссман воспринимался чем–то новым прошли. Уже зачитаны до дыр «Дети Арбата». Войну на экранах видели разной. Все уже все про «свою войну» знали. Урсуляк открыл переданный ему сценарий Эдуарда Володарского к фильму, и... зачитался. В сценарии все было компактнее, действеннее и с другими акцентами. Кроме того, в отдельных персонажах он увидел своего деда–танкиста, оказавшуюся в оккупации бабушку... История наполнилась личным отношением, к тому же показались интересными новые режиссерские задачи, которые предстояло решить. Сергей Урсуляк взялся за работу. Главными в своем фильме режиссер сделал не вопросы Сталина и сталинизма, а проблемы выбора человека, его взаимоотношения с властью, государством и родиной. Это был фильм про семью и любовь, оказавшихся в тяжелейших обстоятельствах. Премьера фильма состоялась 14 октября 2012 года, а позже телесериал был выдвинут на соискание международной премии «Эмми» в номинации «Лучший телефильм или мини–сериал» (2013 г.) и получил ряд наград: приз за «Лучший телевизионный многосерийный фильм» на XXI Всероссийском кинофестивале «Виват кино России!» в Санкт–Петербурге, 2013 г.; премия «Золотой орел» в номинации «За лучший телевизионный сериал (более 10 серий)», 2014 г. Многочисленными призами были также отмечены сценарная работа Эдуарда Володарского (который не дожил до премьеры несколько дней), операторская работа Михаила Суслова, музыка к фильму Василия Тонковидова и исполнение мужской роли Сергеем Маковецким и женской роли — Полиной Агуреевой. За создание телевизионного художественного фильма «Жизнь и судьба» в 2013 году Сергей Урсуляк стал номинантом специального приза «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» национальной кинопремии «Ника», а в 2015 году — лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
Тем временем режиссер уже работал над экранизацией телевизионного фильма «Тихий Дон» по одноименному роману–эпопее Михаила Шолохова. Желание сделать такой фильм у Сергея Урсуляка зрело давно. Приближалась юбилейная дата — 110 лет со дня рождения писателя, и съемка была приурочена к этому событию. Повествование фильма режиссера получилось в значительной части отличным от романа «Тихий Дон»: к минимуму были сведены идеологические составляющие, убраны некоторые герои и сцены.
«Мы не пытались конкурировать с фильмом Герасимова. С 50–х годов, когда он был снят, прошло более полувека. Сейчас уже новая эстетика. Мы просто хотели сделать что–то свое. И я просто хотел высказаться. А пока мы начали снимать, появились и «украинская тема», беженцы из Украины.... Тема стала еще более актуальной...» (С. Урсуляк)
Премьера телесериала состоялась в 2015 году. Фильм был награжден кинопремией «Золотой орел» в номинации «Лучший телевизионный сериал», 2017 г.; и премией Ассоциации продюсеров кино и телевидения в номинации «Лучший режиссер телесериала», 2015 г. Прошло какое–то время. В поисках идеи для следующего своего фильма для телеканала режиссер накупил книг из новых поступлений и вновь отправился подальше от столичной суеты почитать и подумать... Из прочитанного понравилась книга Алексея Иванова «Ненастье», — рассказ о судьбе парней, вернувшихся в свою страну из Афганистана и увидевших, как все изменилось. Но история в романе казалась слишком жесткой, грубой, жестокой, — не совсем в формате телеканала. Обдумав все еще раз, режиссер нашел решение, — ограничил сюжет «ельцинским» временем, придумал финал и внес еще некоторые поправки. Началась работа над фильмом «Ненастье». Телесериал снимался в нескольких городах, в том числе в Электростали, — городе, где Сергей часто гостил у бабушки и дедушки и которому он теперь отдал свой долг. Премьера фильма прошла в ноябре 2018 года. Писатель Иванов остался доволен телесериалом и похвалил создателей. В 2019 году фильм получил главный приз Международного фестиваля теле– и веб–сериалов Serial Killer в Брно (Чехия). Как было отмечено со сцены фестиваля, фильм покорил жюри невероятными актерскими работами, искрометным юмором и потрясающим саунд–треком.
Летом 2019 года режиссер закончил телефильм, посвященный Михаилу Михайловичу Жванецкому. Картина — своеобразный подарок от режиссера и телеканала известному артисту к его 85–летию, а также поклонникам его творчества и телезрителям.
Сегодня в копилке режиссера Сергея Урсуляка — более 15 художественных, телевизионных и документальных фильмов, во многих из которых он выступил и сценаристом, и продюсером. Картины Урсуляка пользуются заслуженной любовью зрителя, и получили высокую оценку профессионалов и критиков кино– и телеискусства.
Сергей Урсуляк — лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, премии Правительства Российской Федерации в области культуры, премий ФСБ России, премии Москвы, премии имени Мирона Черненко Гильдии киноведов и кинокритиков России, премии «Человек года» Федерации еврейских общин России; номинант на соискание международной премии «Эмми», многократный лауреат и призер телевизионной премии «ТЭФИ», Ассоциации продюсеров кино и телевидения в области телевизионного кино; многократный лауреат и призер кинопремий «Ника», «Золотой орел», «Золотой Овен», кинофестивалей «Кинотавр», «Окно в Европу», «Виват кино России!» и других. Обладатель и других многочисленных профессиональных премий и призов отечественных и ряда зарубежных кино– и телефестивалей.