НЕВИННЫЙ Вячеслав Михайлович (1934-2009)
Народный артист СССР
Родился 30 ноября 1934 года в городе Тула. Отец – Невинный Михаил Яковлевич (1905–1965), главный механик Тульского оружейного завода. Мать – Невинная Лидия Фёдоровна (1905–1983), секретарь-машинистка в Тульском отделении железной дороги. Супруга – Гуляева Нина Ивановна, актриса Московского художественного театра имени А.П. Чехова, народная артистка РСФСР. Сын – Вячеслав Вячеславович (1965 г. рожд.), окончил Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко Московского художественного театра имени А.П. Чехова, актер этого же театра, заслуженный артист РСФСР. Внучки – Иветта, Василиса.
Вячеслав Михайлович родом из семьи служащих. Его родители никакого отношения к театру не имели. А вот их сын, по его собственным воспоминаниям, мечтал стать актером с 5 лет. В школе, а училась будущая знаменитость в мужской средней железнодорожной школе № 23, он с 4-го класса занимался в драматическом кружке Тульского дворца пионеров у А.И. Дмитриева, талантливого художественного воспитателя, оставившего у Вячеслава Михайловича на всю жизнь благодарную память о себе. То, чему он учил ребят, нельзя назвать азами. Дети играли настоящие роли в обыкновенных спектаклях, по сути, выполняли нормальную актерскую работу. Вячеслав вышел на сцену уже в 12 лет – в роли Хлестакова, ставшей позднее для него на многие годы одной из лучших. Играл героя-молодогвардейца Олега Кошевого в спектакле «Молодая гвардия». Выступал на смотрах художественной самодеятельности, слётах, митингах. С соседским мальчишкой, будущим главным режиссером Тульского кукольного театра И.М. Москалёвым, «делали» в сарае во дворе свой театр: сами писали пьесы, инсценировали рассказы, сами играли, «продавали» билеты. В 1952 году девятиклассник Невинный играл в рамках мероприятий, посвященных 100-летию со дня смерти Н.В. Гоголя, сцены, поставленные по роману «Мертвые души»: «Чичиков у Собакевича», «Чичиков у Плюшкина», «Чичиков у Ноздрёва».
И педагоги, и одноклассники знали о страстном желании Вячеслава быть актером, а тот в своих сочинениях писал, отдавая дань идеологическим реалиям того времени, что собирается стать комбайнером, «чтобы по золотым нивам на комбайне ходить, собирать рожь и давать людям хлеб». Литературу и русский язык просто обожал. С выражением, в лицах читал «Ревизора», стихи Маяковского. Ребята, слушая его, не хотели уходить из класса. Был он большим проказником, любил подшутить над учителями. Наверное, по этой причине учился в целом неважно. По математике имел двойки, прогуливал уроки физкультуры, постоянно опаздывал на уроки, за что в 9-м классе, видимо, и поплатился: его оставили на второй год. К счастью, это никак не отразилось на судьбе выдающегося актера.
Школу окончил в 1954 году. Держал экзамены во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), но не прошел по конкурсу. Руководитель курса знаменитый актер В.В. Белокуров скажет тогда абитуриенту: «Твое дело не кино, а театр!» Потерпев неудачу, мечту стать актером Вячеслав не оставил и поступил на работу в Тульский театр юного зрителя «поднабраться опыта». В течение года играл во вспомогательном составе. Иногда ему давали и небольшие роли. Среди них – роль молодого рабочего Кузьмы в пьесе «Они были первыми» и палача в инсценировке по роману А. Дюма «Три мушкетера». В 1955 году он делает новую попытку поступить в актеры, на этот раз в Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко Московского художественного академического театра (МХАТ) имени М. Горького (с 1989 г. МХАТ имени А.П. Чехова), и она оказывается успешной. Учился на курсе В.Я. Станицына, народного артиста СССР. В студии познакомился с Н.И. Гуляевой, заканчивавшей учебу и игравшей уже во МХАТе. Она станет его первой и последней любовью, спутницей на всю жизнь. В 1959 году, после окончания студии, Вячеслав Невинный был принят в труппу МХАТа. С той поры непревзойденный комический актер, с первого взгляда заметный на сцене не по причине своей комплекции, а в силу масштабности таланта, верно и вдохновенно служит только этому театру.
Его первой ролью на сцене Художественного театра был эпизодический персонаж в инсценировке по роману Г.Е. Николаевой «Битва в пути» (1959), затем роль Продавца шаров в детском спектакле «Три толстяка» (1963). Еще в студии, а потом и в театре ему говорили, что его амплуа – комик. Потому уже вскоре после прихода в МХАТ Вячеслав набрался смелости и попросился на роль Хлестакова в пьесе «Ревизор» у режиссера М.Н. Кедрова, народного артиста СССР, искавшего ее исполнителя. Тот согласился попробовать молодого актера. В спектакле Вячеслав был занят вместе с великими актерами старшего поколения А.Н. Грибовым, М.М. Яншиным, В.В. Белокуровым, О.Н. Андровской. Все титулованные, народные артисты, – они очень хорошо приняли молодого коллегу, окрестили его в шутку «международным артистом». Эта поддержка стоила для него многого.
Смолоду Вячеслав Невинный играл мерзавцев. Но его герои обладали безграничным обаянием. В первых ролях проявились и другие главные черты его актерской индивидуальности: заразительный юмор, многообразие оттенков комедийности и вместе с тем серьезность, скрытый лиризм. Он играл в спектаклях «Горячее сердце», «Три сестры» (Чебутыкин), «Старый Новый год» (Петр), «Утиная охота» (Саяпин), «Село Степанчиково и его обитатели» (Мизинчиков). В его творческом багаже также масса других ролей, в том числе в спектаклях «Без вины виноватые» (Шмага), «Дульсинея Тобосская» (жених Альдонсы), «Последние» (Якорев), «Иванов» (Боркин), «Чайка» (Шамраев), «Дядя Ваня» (Телегин), «Вишнёвый сад» (Епиходов), «Горе от ума» (Фамусов), «Борис Годунов» (Варлаам), «И свет во тьме светит…» (отец Герасим), «Мишин юбилей» (Петрович), «Женитьба» (Яичница) и других. Роль Рощина в спектакле «Старый Новый год» Вячеслав Михайлович исполнил в общей сложности 425 раз. Каждая из сыгранных им ролей – это разные и удивительные характеры. При этом актер не просто играет, а будто рассказывает о них. В сценическом воплощении любого характера всегда присутствует он сам, его контроль. Когда Вячеслав Михайлович с возрастом погрузнел, он не стал просто «фактурным» актером, а по-прежнему восхищал зрителя своим необыкновенным мастерством перевоплощения, талантом тонкого психолога. Не случайным потому было его обращение к циклу чеховских ролей во МХАТе, в которых он сумел увидеть и показать драматизм человеческих судеб. В сценической жизни актера связывает театральный роман с другим маститым писателем прошлого – Н.В. Гоголем. Невинный перевоплощался в Хлестакова, Чичикова, Собакевича, Землянику.
В.М. Невинный – человек старой школы, жесткой дисциплины и невероятной профессиональной чести – бесподобен в любых жанрах. Характерный, яркий, самобытный актер мхатовской сцены, корифей театра, хранитель его легендарных традиций и талантливый наставник молодежи – он одновременно такой же выдающийся и популярнейший мастер кинокомедии, хотя театр для него всегда оставался главным. В кино он начал сниматься исподтишка еще в школе-студии: студентам делать это не разрешали. Предложения с киностудий ему поступали едва ли не с 1-го курса. На показах и экзаменах постоянно появлялись ассистенты кинорежиссеров. Порой Вячеслав Невинный поддавался на их уговоры сняться в каком-нибудь эпизоде. Его первый фильм – «Испытательный срок», где он сыграл с О.П. Табаковым и О.Н. Ефремовым молодого чекиста-стажера. На экране он выступал в ролях самого разного жанра – от психологической драмы до едкой сатиры, от сказки до документальной повести. Позднее от многих интересных предложений приходилось отказываться из-за занятости в театре.
Если в театре Вячеслав Невинный блистает чаще всего в классике, то в кино играет в основном современников («На семи ветрах», «Это случилось в милиции», «Председатель»). На киноэкране актер создал галерею проходимцев – персонажей второго плана. Иногда выступал в главных ролях, причем в этом случае его герои были добрыми чудаками, желающими помочь всем и каждому. Во многих киноролях Вячеславу Невинному, несмотря на его впечатляющую и неординарную внешность, удается быть очень разным. Свои лучшие роли в кино Вячеслав Михайлович сыграл в следующих кинолентах: «Испытательный срок» (1960), «Не может быть!» (1975), «Гараж» (1979), «Старый Новый год» (1980), «Гостья из будущего» (1984 г.), «Не ходите, девки, замуж!» (1985). В общей сложности он снялся более чем в 70 картинах, в том числе: «На семи ветрах» (1962), «Третий тайм» (1962), «Это случилось в милиции» (1963), «Зелёный огонёк» (1964), «Председатель» (1964), «Друзья и годы» (1965), «Тридцать три «(1965), «Чистые пруды» (1965), «Берегись автомобиля» (1966), «Путешествие» (1966), «Мятежная застава» (1967), «Виринея» (1968), «Суровые километры» (1969), «В Москве проездом» (1970), «И был вечер, и было утро...» (1971), «Молодые» (1971), «Русское поле» (1971), «День за днем» (1972), «Руслан и Людмила» (1972), «Самый последний день» (1972), «Единственная» (1975), «Ау-у» (1975), «Инкогнито из Петербурга» (1977), «Смешные люди!» (1977), «Активная зона» (1979), «За спичками» (1980), «Старый Новый год» (1980), «Место под солнцем» (1982), «Безумный день инженера Баркасова» (1983), «Полоса везения» (1983), «Поздняя любовь» (1983), «Трое на шоссе» (1983), «Если можешь, прости...» (1984), «Лучшая дорога нашей жизни» (1984), «Очень важная персона» (1984), «Мёртвые души» (1984), «Ещё люблю, ещё надеюсь...» (1985), «Не ходите, девки, замуж» (1985), «Подружка моя (1985), «Мой нежно любимый детектив» (1986), «Забавы молодых» (1987), «Лиловый шар» (1987), «Вам что, наша власть не нравится?!» (1988), «Не покидай...» (1989), «Сердце не камень» (1989), «Самоубийца» (1990), «Убийство свидетеля» (1990), «Шапка» (1990), «Высший класс» (1991), «Небеса обетованные» (1991), «Номер “люкс” для генерала с девочкой» (1991), «Тень, или Может быть, все обойдётся «(1991), «Шкура» (1991), «Волшебник Изумрудного города» (1994), «Любовь французская и русская» (1994), «Карьера Артуро Уи. Новая версия» (1996), «Полицейские и воры» (1997).
В.М. Невинный очень любит свои детские фильмы: «Гостья из будущего», «Руслан и Людмила», «Волшебник Изумрудного города». Признается, что хорошая сказка для него может быть интереснее, чем иной мудреный сюжет. С начала 1970-х годов много работает в мультипликации. Герои Невинного, которых он озвучивал, – озорные, звонкоголосые люди и животные. Среди его лучших работ в мультипликации – Медвежонок («ёжик в тумане»), Ох и Ах («Ох и Ах»), Груздь («Как грибы с горохом воевали»), Капитан («Приключения Васи Куролесова»), Гость («Банкет»), Кот («Возвращение блудного попугая»), Котёнок Василий («Котёнок с улицы Лизюкова»). Актер с блеском читает авторские тексты в мультфильмах «Сказка про Лень», «Как старик корову продавал»).
Пожалуй, нет человека, который бы не испытал к В.М. Невинному симпатии, хоть раз увидев его на экране или сцене. Улыбаются, когда звучит имя актера, практически все, поскольку он непревзойденный комик. В его игре сочетались талант не одного великого комика прошлого: В.И. Живокини, В.Н. Давыдова, К.А. Варламова. В комедийном жанре народному артисту Вячеславу Невинному нет равных. Один солидный журнал писал, что если бы Вячеслав Невинный читал со сцены или экрана просто телефонный справочник или расписание поездов, зрительный зал все равно бы хохотал. Хохот может вызвать в его исполнении даже прогноз погоды, не предвещающий ничего хорошего. Правда, однажды Невинный смело разрушил грань, разделявшую в нем «комедианта» и «трагика». При этом, не изменяя собственной манере, но открывая в себе самом новые грани таланта. Впервые это нашло свое проявление в спектакле «Трагики и комедианты», который даже своим названием как бы говорил о таланте актера перевоплощаться. В этой пьесе Невинный в роли Мокина непривычно тих, сдержан и серьезен. Позже был трагический спектакль «Тойбеле и её демон», в котором Вячеслав Михайлович блестяще сыграл мрачного, отрешенного и непримиримого еврейского ребе, отпускающего тем не менее грехи заблудшей героине. Актер интересен также тем, что в ролях, о которых уже сложилось определенное представление, вдруг в очередной раз он разыгрывает совершенно иной характер, иную судьбу, вообще иную тему. Примером этого является «его» Чичиков, о котором нельзя судить однозначно. В финальных сценах этот персонаж по-настоящему трагичен. Зрители с удовольствием шли «на Невинного», ожидая, что каждый раз их герой будет немножко другим.
Вячеслав Михайлович выступал и в качестве режиссера. Он ставил спектакль «Ревизор», возобновленный в 1977 году во МХАТе. Очень любил работать на радио, причем с особым удовольствием в детских передачах. Ко всему прочему, он снялся в рекламном ролике на телевидении, создав обаятельный образ повара с его слоганом, известным теперь всей стране: «”Кнорр” вкусен и скор…». Кстати, сам актер был в неведении, что снимается в рекламе. Когда ему прислали сценарий, посчитал, что речь идет о сюжете для передачи, похожей на кулинарную телепередачу «Смак», которую ведет А.В. Макаревич, и сочинил роль.
В последние годы Вячеслав Михайлович серьезно болел. В 2005 году он перенес тяжелейшую операцию. В московской Центральной клинической больнице (ЦКБ) Вячеславу Невинному удалили стопу левой ноги. Для лечения в этом медицинском учреждении друзьям актера-бессребреника, А.А. Калягину, О.П. Табакову, М.Е. Швыдкому, пришлось собирать деньги. После операции он провел на больничной койке полтора года. Тяжелый недуг не сломил актера. Сильный характер и желание вернуться к любимой профессии сделали практически невозможное. Подчас в роли его целительницы выступала сцена МХАТа. Вячеслав Михайлович встал на протез, научился ходить и приступил к репетициям, готовился снова выйти на сцену родного театра. Казалось, что все мучения позади. Однако болезнь прогрессировала. В 2006 году врачи ЦКБ ставят новый диагноз: гангрена правой ноги. Следует еще одна ампутация.
Не один год жизнь актера зависела от усилий врачей и неустанной заботы родных и близких, моральной и материальной поддержки друзей и коллег. Артист не сдавался. Потеряв обе ноги, он хотел вернуться на сцену, которой отдал всю свою жизнь. Актер готовился сыграть в спектакле «Нахлебник» по знаменитой классической комедии И.С. Тургенева.
К большому сожалению, В.М. Невинный «не нажил» учеников. Он всегда исповедовал принцип, что научить артиста играть нельзя. Можно научиться, но только если у человека в организме есть витамин «Т», иначе – талант. Тот самый витамин, который в избытке есть у Вячеслава Невинного. Он лишь какое-то непродолжительное время преподавал в Школе-студии МХАТа. Правда, один ученик, видимо, генетически унаследовавший тот самый витамин «Т», у него все же есть: сын Вячеслав Вячеславович, выросший практически за кулисами. Он пошел по стопам отца, занялся актерским делом. Невинный-младший окончил с «красным» дипломом ту же, что и отец, школу-студию и тоже актер МХАТа, заслуженный артист РСФСР.
В 1977 году В.М. Невинному было присвоено звание народного артиста РСФСР, а в 1986 году он стал последним народным артистом СССР. После него такой титул больше уже никто не получал. Актер награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени (2003, 2004) Дружбы народов (2005).
До болезни В.М. Невинный обожал велосипедный спорт. Любил футбол, правда, на стадион не ходил, но старался не пропускать трансляции по телевидению матчей «Спартака», за который преданно болел. Он был завзятым фалеристом, значки носил ему весь театр. Насобирал не один мешок, так что в целях экономии жилплощади их пришлось вывезти на дачу. Другой его страстью было разгадывание кроссвордов.