ОЛЕЙНИКОВ Илья Львович (1947-2012)
Народный артист России, лауреат Всесоюзных конкурсов, лауреат Национальной телевизионной премии ТЭФИ в номинации «Лучший ведущий развлекательной программы» и премии «Золотой Остап»
Родился 10 июля 1947 года в Кишиневе (Молдавия). Отец – Клявер Лев Навтулович. Мать – Клявер Клара Борисовна. Супруга – Клявер Ирина Викторовна, технолог, научный сотрудник. Сын – Клявер Денис Ильич, композитор, солист группы «Чай вдвоем». Внук – Тимофей.
Отец Ильи, хотя и работал в шорной лавке на базаре, был не чужд стремлению к культуре, которая у него в первую очередь ассоциировалась с молдавской музыкой. Любовь к прекрасному он мечтал привить сыну: целая плеяда педагогов пыталась обучить его азам исполнения музыкальных опусов на скрипке, баяне, аккордеоне. (Надо сказать, что их усилия не пропали даром – в 52 года Илья Олейников почувствовал в себе композиторские способности и уже добился первых заметных успехов на данном поприще, выпустив альбом собственных сочинений.)
В школе Илья учился прилежно, но у него вызывал досаду дефицит внимания со стороны одноклассников и, что называется, невысокий «авторитет в коллективе». Желание доказать сверстникам их неправоту, очевидно, и легло в основу выбора будущей профессии. После школы Илья поступает в эстрадно-цирковое училище, где его наставниками были замечательные артисты – Н.И. Слонова, О.А. Аросева, Е.Я. Весник, А.А. Ширвиндт.
После успешного окончания училища Олейникова принимают в Москонцерт, и, казалось бы, творческая биография молодого артиста начинается замечательно: лучшие концертные залы, участие в развлекательных программах на ЦТ – все это приятно согревало душу. Но судьба решила своевременно объяснить новичку, что успех – штука нелегкая и часто коварная…
Началось все с обычного телефонного звонка. В трубке раздался приятный баритон Аркадия Арканова, который поведал Илье Олейникову, что пишет программу для джаз-оркестра под управлением Юрия Саульского и что в качестве ведущего он, Арканов, не видит никого иного, кроме своего собеседника. Поступившее предложение чрезвычайно польстило самолюбию Олейникова, он согласился и с азартом принялся за дело. Тогда он еще не представлял, что выступление на сцене с монологами, скетчами и тому подобными номерами – это одна профессия, а ведение концерта – абсолютно другая.
А выяснился данный факт уже на первом концерте. Открылся занавес, оркестр под бодрое дирижирование Саульского отыграл какую-то темпераментную джазовую увертюру, вокальная группа своими голосами поддержала общую мажорную тональность, и тут, внешне излучая оптимизм, на сцену вышел ведущий. На самом же деле Олейникова, по его собственному признанию, трясло как в лихорадке. Он отчетливо осознал в ту секунду, что совершил самый опрометчивый поступок в своей жизни. Ведь до тех пор ему доводилось выступать в образах, созданных авторами и предоставлявшими возможность «спрятать» себя в них. А тут прятаться было решительно некуда: нужно было от себя лично донести до зрителей тонкий, ироничный текст, написанный Аркановым…
Состояние ведущего можно было определить как «полуобморочное оцепенение». Все, на что его хватило, так это на судорожно-вальяжное движение трясущейся руки, в результате которого были повергнуты ниц все 8 микрофонов вокальной группы. Совершив это эксцентричное деяние, Олейников почувствовал, что забыл все до единого слова из своего текста, и понял, что лучше всего для него сейчас будет молча уйти со сцены. Что он и сделал на глазах у изумленного оркестра, Юрия Саульского и всего зала…
В 1974 году Илья Олейников переезжает в Ленинград, где встречает своего однокашника по училищу Романа Казакова. В результате этой встречи возник их разговорный дуэт, в 1977 году получивший звание лауреата Всероссийского конкурса артистов эстрады. В 1982 году Олейникова и Казакова приглашают в эстрадную программу «Нет ли лишнего билетика?», написанную А. Хайтом и А. Левенбуком для В. Винокура.
Успешную работу дуэта прервала внезапная смерть Р. Казакова в 1986 году. В течение долгих 5 лет Илья Олейников искал себе достойного партнера, пока в 1990 году судьба не организовала ему встречу с Юрием Стояновым – произошло это на съемках художественного фильма «Анекдоты».
Первым опытом их совместной работы стало участие в программе «Адамово яблоко», где новоиспеченный творческий тандем занимался экранизацией анекдотов. Рубрика пользовалась успехом, и вскоре Олейникова и Стоянова пригласили на Российское телевидение, которое делало тогда свои первые шаги. Так в апреле 1993 года на свет появился всенародно любимый «Городок», ныне по праву находящийся в ранге программы-патриарха отечественного ТВ.
За время существования передачи вышло около 120 выпусков, каждый по 25 минут. В сумме имеем 3000 минут беспрерывного просмотра – цифра, бесспорно, внушительная. При всем том Илью Олейникова преследует мысль, что все сделанное, несмотря на свою солидность, является прелюдией к чему-то большему, и многочисленные поклонники любимого творческого союза надеются, что предчувствия маэстро не обманут.
И.Л. Олейников – лауреат Всесоюзных конкурсов артистов эстрады, обладатель национальной телевизионной премии ТЭФИ в номинации «Лучший ведущий развлекательной программы» (1996). Дуэт Олейникова–Стоянова удостоен приза ежегодной профессиональной премии «Золотой Остап» (1997) в номинации «Любимцы публики». В 1999 году программа «Городок» стала обладателем приза ТЭФИ в номинации «Лучшая развлекательная программа».
Увлекался музыкой, был автором множества песен для известных эстрадных исполнителей, а также музыкального спектакля "Пророк", снялся почти в 20 фильмах – «Анекдоты», «Алхимики», «Карнавальная ночь–2», «Тонкая штучка», «12 стульев», «Мастер и Маргарита» и др.. Из-под пера Ильи Львовича вышла книга «Жизнь как песТня» (1999, «Вагриус») и полкниги «До встречи в “Городке”» (1997; авторство второй половины принадлежит Юрию Стоянову).
Живет и работает в Санкт-Петербурге.