ПАВЛОВ Виктор Павлович (1940-2006)
Народный артист России, лауреат премии Правительства Москвы
Родился 6 октября 1940 года в Москве. Супруга – Говорова Татьяна Николаевна, заслуженная артистка России, актриса Театра имени М.Н. Ермоловой. Дочь – Александра (1967 г. рожд.), врач. Внучка – Наташа.
Виктор Павлов родился в районе Арбата, на Сивцевом Вражке. Детство пришлось на военные годы. Было голодно и холодно. Незабываемое воспоминание тех лет – приход с войны отца – и он, пятилетний мальчишка, обнимает его, вдыхая запах отцовской гимнастерки. Особой любовью Виктора были птицы, страсть к ним он пронес через всю жизнь. Эти давние, трудные, противоречивые годы теперь вспоминаются с теплотой и нежностью. Было много друзей, начиналась мирная, светлая жизнь с надеждой на счастье.
Родители познакомились в Чите, где отец начинал службу в танковом корпусе. Позже он занимался переводом машиностроительных заводов на выпуск военной продукции, испытывал новые танки. Мать – родом из Иркутска, врач. Родители переехали в столицу по настоянию матери. Отец в 1950-х годах работал начальником территориального управления «Повольжье», позже его назначили заместителем министра сельского хозяйства РСФСР.
К театру Виктора пристрастил именно отец. Виктор влюбился в театр и уже в 3-м классе был частым зрителем во МХАТе, Малом, Вахтанговском... Выступать на сцене начал рано. Сначала занимался в детском районном хоре, потом в школьном драматическом кружке. Его первая роль – негритянской женщины – вызвала восторг и безудержный хохот одноклассников.
В 1956 году после окончания 8-го класса Виктор пошел на завод учеником слесаря. Потом стал радиомонтажником и одновременно учился в вечерней школе рабочей молодежи. Его первым театральным педагогом был замечательный актер и режиссер МХАТа Вадим Николаевич Богомолов в драматическом кружке при Доме учителя. Именно он распознал в Викторе актерские способности и поддержал его решение идти
в искусство. В 1959 году В. Павлов поступал в Школу-студию МХАТ, в Щукинское,
в Щепкинское училища и собирался даже в цирковое. Был принят в Школу-студию МХАТ. Но Вера Николаевна Пашенная и Николай Александрович Анненков, набиравшие курс, попросили разыскать и передать ему, что его ждут в училище Малого театра. Когда Виктор узнал, какие мастера будут его педагогами, он пришел в училище имени М.С. Щепкина.
Студенческие годы были счастливейшим периодом жизни. Удивительная творческая атмосфера царила на курсе. И курс был интересный: О. Даль, В. Соломин, Я. Барышев, М. Кононов, М. Фомина... Виктору повезло с учителями – это были Н.А. Анненков,
А.И. Смирнов. Их уроки помогли каждому из студентов развить свою индивидуальность. Руководитель курса народный артист СССР
Н.А. Анненков на занятиях требовал полной отдачи и от себя, и от студентов.
Театр «Современник», куда попал Виктор Павлов после окончания училища в 1963 году, гремел на всю страну. Кто не помнит работы «Современника» в начале 60-х! И ему, молодому артисту, искренне завидовали: на «Современник» равнялись тогда лучшие театры. Однако за два сезона на сцене театра «Современник» он так и не сыграл «своей» роли. В основном были вводы: Христиан («Голый король» Е. Шварца), Репа («Два цвета» А. Зака и И. Кузнецова), Огородников («Старшая сестра» А. Володина)… Он входил в готовый спектакль, в рисунок совсем иных актеров, а хотелось своей роли, выстраданной на репетициях вместе со всеми.
Виктор еще учился на 3-м курсе училища, когда получил предложение сняться в кино. Роль солдата Мити Огольцова в фильме режиссера
С. Ростоцкого «На семи ветрах» была маленькая, но молодому, неопытному актеру удалось создать достоверный образ неунывающего солдата-балагура сродни Теркину. С тех пор кино и театр в его жизни жили рядом.
Работа актера в кино начиналась с эпизодических ролей, но это дало возможность познакомиться с искусством таких крупных режиссеров, как Л. Гайдай, С. Ростоцкий,
Л. Кулиджанов. Леонид Гайдай помог актеру найти себя в комедийном жанре. На съемочной площадке он был не только режиссером, но и педагогом, одержимым идеей взаимного творчества. В фильмах Л. Гайдая В. Павлов сыграл студента-изобретателя Дуба («Операция “Ы” и другие приключения Шурика») и студента-молодожена («Двенадцать стульев») – маленькие эпизоды, а их помнят зрители уже не одного поколения.
Творческая жизнь в «Современнике» не складывалась, и в 1965 году Павлов пришел в Театр имени М.Н. Ермоловой. Тогда жизнь этого театра определяли актеры старшего поколения:
В. Якут, Л. Галлис, И. Соловьев... Молодой актер был доброжелательно принят «стариками» и, играя в ансамбле с ними, каждый раз получал уроки актерского мастерства. Здесь В. Павлов сыграл одну из лучших своих ролей – Биверса («Время и семья Конвей» Дж.Б. Пристли).
Признание получили и такие роли артиста, как Дюпон Дюфор («Бал воров»
Ж. Ануйя), Буланов («Лес» А.Н. Островского) и другие. В Театре имени М.Н. Ермоловой
В. Павлов познакомился со своей будущей супругой, актрисой Татьяной Говоровой. Она играла главную роль в спектакле «Гусиное перо». Виктор не смог устоять перед ее привлекательностью и обаянием. Они прожили вместе более 30 лет, и в их семье царили любовь и взаимопонимание.
В 1968 году Виктор Павлов уходит из Театра имени М.Н. Ермоловой. Все переходы из театра в театр связаны не с трудным характером Виктора Павловича, а с творческими соображениями. Он всегда был убежден, что актеру необходима свобода выбора.
В Театр имени Вл. Маяковского (1969–1977) его привел интерес к режиссерским работам А.А. Гончарова. Творческое общение с крупным режиссером, актерами А. Джигарханяном,
А. Лазаревым, С. Немоляевой, Е. Леоновым,
В. Самойловым, Т. Дорониной, легендой русского театра М. Бабановой, роли, сыгранные здесь, ознаменовали, может быть, один из лучших периодов жизни актера. Героика и комедийность, драматичность и гротеск – так расширился диапазон ролей Павлова на сцене Театра имени Вл. Маяковского. Неистовый по темпераменту Стыркша («Разгром» А. Фадеева), «коммерсант» и пьяница Красавин («Дети Ванюшина»
С. Найденова), человек без морали, опаленный тщеславием Мелет («Беседы с Сократом»
Э. Радзинского) – далеко не полный перечень ролей, сыгранных им.
Особенно была любима и дорога актеру роль Санчо Панса («Человек из Ламанчи»
Д. Вассермана и Д. Дэриона). Эта роль пришла к актеру от Е. Леонова, которого Павлов заменил в этом спектакле. У многих в памяти еще был жив образ, созданный известным артистом, но Павлов создал своего Санчо, у которого под внешней грубоватостью деревенского мужика жила верность и трогательная любовь к своему повелителю, вера в добро и справедливость.
За годы работы Павлова в театре и кино у зрителей выработался некий стереотип восприятия актера, привыкших видеть его преимущественно в амплуа злодеев. Такие персонажи не вызывают положительных эмоций. Да и режиссеры считали Павлова актером отрицательного обаяния. Ему же хотелось попробовать себя в иной ипостаси.
В 1977 году Павлов возвращается в свою альма-матер, Малый театр, где учился профессии, где хорошо знали его творческие возможности. Теперь он играл на сцене рядом со своими учителями: Н.А. Анненковым, М.И. Царевым и другими корифеями, которые, несмотря на разницу лет, званий, говорили на одном языке – языке Малого театра.
Виктор никогда не повторялся, а что-то менял, добавлял, каждый раз обогащая роль. Вот только некоторые из ряда интересных ролей, созданных им в Малом театре: Ухтищев («Фома Гордеев» М. Горького), Шпекин («Ревизор»
Н. Гоголя), Репетилов («Горе от ума» А. Грибоедова), Сомоновский («Мой любимый клоун» В. Ливанова).
Театралам запомнилась его блистательная работа в роли Шута («Король Лир» У. Шекспира) – одной из наиболее сложных в мировом репертуаре. Актер создал воистину народный образ средневековой трагедии – шута без шутовства, фигуру драматическую, персонаж, произносящий истины, даже не прячась за профессиональные шутовские приспособления. Казалось, что в Малом театре Павлов, наконец, обрел свой родной дом. Но судьба сделала очередной виток...
В Театр имени М.Н. Ермоловой пришел главным режиссером талантливый В. Фокин со своей, заманчивой программой привлечения в театр интересных драматургов, с обостренным чувством времени. Он пригласил В. Павлова в свой театр. Шел 1985 год, наступала эпоха перемен, горьких и очищающих журнальных публикаций, покаяния. Хотелось играть в пьесах, созвучных времени. И «Говори...» (пьеса А. Буравского) стала таким спектаклем. Павлов сыграл в ней роль Нечипуренко. Среди работ этого периода: Казмин («Последний посетитель» В. Дозорцева), Жак («Второй год свободы»
А. Буравского).
Событием театральной Москвы стал спектакль «Спортивные сцены – 1981»
Э. Радзинского. Это был «звездный» спектакль. Партнерами В. Павлова были Т. Доронина,
О. Меньшиков, Т. Догилева. Павлов был одним из лучших в этом ансамбле, обнажив в своем герое Михалеве лик современного мещанина, подчеркнув агрессивную сущность этого персонажа, социально опасного типа.
Виктор Павлов твердо следовал своему жизненному принципу: если внимание к тебе как к актеру у главного режиссера пропадает, то нужно разобраться – временное это явление или ты стал неинтересен. Если последнее, то надо уходить. Не найдя достойного применения своим актерским возможностям, Павлов уходит из Театра имени М.Н. Ермоловой и в 1990 году возвращается в Малый театр.
Ощущение праздника, то есть желание играть, у него не иссякало. Ему были подвластны все жанры, а та палитра красок, которая была в арсенале артиста, позволила ему создать роли Ашметьева («Дикарка» А. Островского и
Н. Соловьева), лицемера и ханжи Градобоева («Горячее сердце» А. Островского), махрового злодея, с обольстительной наглостью одурачивающего всех и вся, – Бежеарса («Преступная мать, или Второй Тартюф» Бомарше), дающие представление о многогранном таланте одного из самых интересных актеров в труппе Малого театра. За роль Градобоева В. Павлову в 1992 году была присуждена премия Правительства Москвы.
В последние несколько лет была горькая для актера пауза между ролями. И вот Аркашка Счастливцев в «Лесе» А. Островского – роль, ставшая долгожданной встречей со зрителем. Герой В. Павлова смешон и одновременно трагичен, но отнюдь не жалок. А маска шута – это своего рода самозащита, и, как его давний шекспировский Шут, он так же талантлив и мудр той наджитейской мудростью, которая бывает у людей, битых жизнью. А главное, Аркашка Павлова – действительно актер по призванию, а не по необходимости добывания хлеба насущного. Демонстрируя потенциальные артистические возможности своего героя, «проигрывая» каждую из своих «баек» как законченный спектакль, сам артист был увлечен азартом игры – это его стихия, его призвание. «Это диплом моей любви к актерам», – признавался Виктор Павлов, принимая приз «Московская премьера», учрежденный Международным фондом К.С. Станиславского, за роль Счастливцева в «Лесе». Это самая дорогая для артиста награда, так как присуждают ее коллеги-профессионалы.
Также большой творческой удачей стала в 2000 году роль Загорецкого в спектакле «Горе от ума».
Театральное творчество Павлов сочетал с работой в кино и на телевидении. Он создал более 150 самых разнообразных экранных образов, принесших ему широкую известность. Творческое сотрудничество и дружеские отношения с такими талантливыми режиссерами, как Е. Ташков,
В. Венгеров, В. Трегубович, дали возможность актеру создать ряд интересных образов в кино и на телевидении.
Е. Ташков серьезно рисковал, когда приглашал тогда еще юного актера, игравшего комедийные эпизоды, на роль в телевизионном фильме «Майор Вихрь» (1967). Роль Гришанчикова – это роль в роли. Создать образ кадрового офицера-разведчика было непросто: приходилось отрабатывать каждую деталь, чтобы профессионалы приняли за «своего». Следующая встреча с режиссером Е. Ташковым состоялась на съемках телевизионного фильма «Адъютант его превосходительства» (1970). В творческой биографии Павлова Мирон Осадчий – роль одна из самых ярких, фигура сложная и противоречивая, человек, душа у которого изъедена злобой и страхом, но сохранивший удивительное чувство испепеляющей любви. Перекликается с этой ролью и образ Демьяна Штычкова в телефильме режиссера В. Венгерова «Строговы» (1976).
В фильме снималась и супруга Виктора Павлова Татьяна Говорова в роли Ксюши. Герой Павлова и на этот раз «злодей», и тоже безнадежно влюблен. Но поскольку роль более масштабна и сложна, актер создает и более значительный в художественном отношении образ.
Неожиданными красками, новизной характера поразила зрителей работа актера в фильме режиссера В. Трегубовича «На войне как на войне» (1969) в роли Гриши Щербака – мужественного, обаятельного, открытого характера, сдобренного юмором и смекалкой. С именем этого же режиссера связана и другая серьезная удача актера – в фильме «Уходя – уходи» (1980). Главная роль бухгалтера Сулина написана драматургом В. Мережко специально для Виктора Павлова.
Сейчас трудно представить себе другого Левченко – еще одного героя Павлова в телефильме С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979), запутавшегося, сломанного войной и недобрыми людьми и все еще сильного и волевого человека. В детстве актер знал, видел таких людей. Рядом с его школой строился комплекс гостиницы «Пекин», где работали такие штрафники, когда-то оступившиеся в жизни, но не забывающие, что есть добро, справедливость, и готовые свой грех искупить. Военная тема для актера являлась одной из главных. В воспоминаниях военного детства, рассказах отца-фронтовика и коллег-профессионалов, прошедших войну, по ролям, сыгранным в кино артистом, эта тема жила в нем всегда.
Среди наиболее известных киноработ Павлова: Студент («Операция “Ы” и другие приключения Шурика», 1967), Васька-сеньор («Здравствуй и прощай», 1973), Игнатенко («Схватка в пурге», 1978), Митька Лысов («Емельян Пугачев», 1979), Иван Карнавин («След на земле», 1979), Ватутин («Контрудар», 1985), Красавин («Дети Ванюшина», 1973), Бегемот («Мастер и Маргарита», 1993) и другие. Артист снимался в фильмах: «Расскажи мне о себе», «Одиноким предоставляется общежитие», «Даурия», «Проверка на дорогах», «Не будите спящую собаку», «Дети понедельника», «Любовь поэта», «Святой и грешный», «ДМБ» (1, 2 и 3 части), «Сирота казанская», «Гардемарины, вперед!», «Рыцарский роман», «Кольца Альманзора» и многих других.
Виктор Павлов редко находился в творческом «простое», что говорит о постоянном интересе к нему режиссеров, об огромной работоспособности актера. В свободное время, а это была редкость, он страстно увлекался рыбалкой и охотой, занимался стендовой стрельбой.
Но главным увлечением его жизни было рисование. Это не хобби, а подспорье в работе. На 3-м курсе училища у Павлова неожиданно пропал голос, стоял вопрос о его отчислении. Ему посоветовали овладеть профессией гримера. Экзамен был сдан на отлично, и с тех пор артист мог профессионально гримировать и рисовать. На репетициях, на съемках, на гастролях – всюду с ним были бумага, краски, карандаши. Каждый раз, приступая к роли, он создавал «портрет» своего героя. Это развивало у актера фантазию, самостоятельное мышление. Такой эскиз – только первый шаг к постижению образа, а продолжал создавать его артист из своих нервов, из своей фактуры, пластики, что-то меняя, заново придумывая, дорисовывая своего героя, но уже актерскими средствами. Были у него картины и для души: пейзажи, портреты, но в основном лица друзей, жены Татьяны.
Виктор Павлович Павлов – народный артист России (1994), член Союза театральных деятелей и Союза кинематографистов. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999), медалью «Ветеран труда» (1989) и «В память 850-летия Москвы» (1997).
Скончался 24 августа 2006 года.