БАСИЛАШВИЛИ Олег Валерианович
Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР, премии «Золотой софит», почетный гражданин Санкт-Петербурга и Тбилиси
Родился 26 сентября 1934 года в Москве.
Отец – Басилашвили Валериан Нашреванович. Мать – Ильинская Ирина Сергеевна. Супруга – Мшанская Галина Евгеньевна, шеф-редактор Санкт-Петербургского отделения ВГТРК. Дочери: Ольга, работает там же, где и мать; Ксения, корреспондент радиостанции «Эхо Москвы».
Олег Басилашвили родился в интеллигентной семье. Его отец, родом из грузинских крестьян, участник Сталинградской битвы, награжденный орденом Красной Звезды, после войны работал директором Московского политехникума связи. Мать – доктор филологических наук, автор «Словаря языка Пушкина», происходила из семьи известного архитектора храмов, окончившего духовную академию.
Детство Олега Басилашвили прошло в Москве и было обычным, как у всех мальчишек в довоенное и военное время. Еще до войны мать часто водила его по театрам. Особенно нравились ему спектакли Московского художественного театра – удивительные миры, полные жизни и волнующего предвкушения чуда. Неизгладимое впечатление произвела на мальчика «Синяя птица» в постановке К.С. Станиславского. Ему казалось, что артисты МХАТа не играли – жили на сцене. В конце спектакля Фея обращалась к зрительному залу: Синюю птицу не нашли, дети, может, вы поищете и найдете в жизни свою Синюю птицу, тогда на земле все станет светлее, чище, лучше и добрее.
Олег Басилашвили вспоминает: «Мне хотелось туда, в тот мир. Не в тот, в котором я жил, – мир контор, военкоматов, жировок. И я готов был не быть актером, а мыть там полы. Я даже думал, если фашисты опять нападут на Москву, будут приближаться к Художественному театру, то лягу на крыше с пулеметом и буду его защищать».
В 1952 году Олег Басилашвили поступил в Школу-студию МХАТ на курс Павла Масальского, один из самых сильных курсов того времени, где учились Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков и несравненная Татьяна Доронина. Татьяна сразу поразила мужские сердца красотой, но была независима и горда. Обаятельный Олег Басилашвили смог покорить сердце красавицы. По воспоминаниям друзей, в Школе-студии МХАТа он считался самым красивым, интеллигентным и талантливым студентом. Бурный роман вскоре завершился свадьбой.
По окончании Школы-студии МХАТа в 1956 году Олег Басилашвили получил приглашение в Сталинградский драматический театр. Вместе с ним из столицы уехала и Татьяна Доронина. Но в Сталинграде у молодых актеров почти не было ни ролей, ни перспектив. Вскоре супруги переехали в Ленинград, в родной город Татьяны Дорониной. Сначала устроились в Театр имени Ленинского комсомола, и несколько месяцев им пришлось жить в гримуборной театра. Спустя три года, в 1959 году, художественный руководитель ленинградского БДТ Георгий Александрович Товстоногов пригласил их в свой театр. И вскоре Олег Басилашвили занял достойное место в актерском ансамбле Большого драматического театра. Самыми яркими из его театральных ролей в первой половине 1960-х годов стали роли Куклина («Океан» А. Штейна, 1961) и Андрея Прозорова («Три сестры» А. Чехова, 1965).
Главные черты многочисленных его работ конца 1960-х – 1980-х годов – ироничность, некоторая отстраненность от образа. Басилашвили – актер тщательно выверенной театральной формы, к существу образа он нередко идет от внешней характерности, к устроению души – от пластического своеобразия, к абсолютной искренности чувств – от метко схваченного жеста. Дополняя друг друга, в нем свободно сосуществуют эксцентрика и лиризм, наивная вера в обстоятельства и утонченный интеллектуализм.
Среди лучших театральных работ этого периода: порхающий Хлестаков («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1972), блестящий и пустой Серпуховский («История лошади» по Л.Н. Толстому, 1975), Басов («Дачники» М. Горького, 1978), гротесковый Джингль («Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу, 1978), шаржированный Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, 1985).
Среди работ Басилашвили особняком стоит роль Войницкого («Дядя Ваня» А.П. Чехова, 1982). Артисту удалось передать истинно чеховское мироощущение, где трагизм и мягкий юмор неразделимы.
Олег Валерианович одной из своих любимых ролей в театре считает роль Простого человека в спектакле по пьесе В. Шукшина «Энергичные люди» (1974). Это был смелый эксперимент в духе Георгия Александровича Товстоногова: Басилашвили – актер с внешностью интеллигента – сыграл человека с «простым лицом», и эта роль стала еще одним блестящим подтверждением универсальности его дарования.
Артист огромного диапазона, О.В. Басилашвили тонко чувствует авторский стиль и, проникая в замысел режиссера, умеет найти точные средства воплощения образа. Он и лукавый лицедей, знающий секрет магической власти над зрительным залом, и мастер тонкого психологического портрета, постигший тайну перевоплощения. Порой возникает впечатление, что артист намеренно безразличен к ярким формам сценического существования, ведь зачастую самые важные мысли он доносит до зрителя будто бы «между прочим». Но кажущаяся легковесность заставляет публику вслушиваться в сказанное, размышлять, следить за ходом мысли персонажа, оценивать и соотносить с собственным опытом. Такая манера игры всегда сопряжена с тщательной проработкой внутренней жизни героя: О.В. Басилашвили наделяет своих персонажей неоднозначными, порой противоречивыми характерами.
На прославленной сцене БДТ О.В. Басилашвили сыграл также роли: Милан Стибор («Такая любовь», 1958), Степан Лукин («Варвары», 1959), Афанасий Лапченко («Иркутская история», 1960), мичман Кнорис («Гибель эскадры», 1960), Медынский («Моя старшая сестра», 1961), Сказочник («Снежная королева», 1962), Господин N («Горе от ума», 1962), Валерьян («Перед ужином», 1963), Бучер («Карьера Артуро Уи», 1963), Феликс («Еще раз про любовь», 1964), Начальник Линевского («Сколько лет, сколько зим», 1966), Родионов («Традиционный сбор», 1967), Ксанф («Лиса и виноград», 1967), Крестовиков («Счастливые дни несчастного человека», 1968), Верной («Король Генрих IV», 1969), Лева («С вечера до полудня», 1969), Автор («Два театра», 1969), Бочаров («Беспокойная старость», 1970), Полковник Зотов («Третья стража», 1970), Шатунов («Выпьем за Колумба», 1970), Людовик Великий («Мольер», 1973), Копылов («Тихий Дон», 1977), Виктор Франк («Цена», 1978), Режиссер («Наш городок», 1979), Лыняев («Волки и овцы», 1980), 1-й офицер («Оптимистическая трагедия», 1981), Брызгалов («Кафедра», 1983), Барон («На дне», 1987), Илл («Визит старой дамы», 1989), Дэнфорт («Салемские колдуньи», 1991), Гаев («Вишневый сад», 1993), Креон («Антигона», 1996) – роль отмечена высшей театральной премией Санкт-Петербурга «Золотой софит».
Сценическая галерея образов О.В. Басилашвили, а их более сорока, поражает профессионалов разнообразием приемов актерской игры, неповторимостью каждого мгновения сценической жизни персонажа – встреча с артистом всегда предполагает радость творческих открытий.
В кино Олег Басилашвили дебютировал в 1956 году ролью Андрея Андреевича в фильме Григория Никулина и Владимира Шредера «Невеста». На счету актера около 50 разнохарактерных ролей. Среди режиссеров, с которыми довелось ему работать, Михаил Швейцер, Семен Аранович, Карен Шахназаров, Анатолий Бобровский, Владимир Краснопольский и Валерий Усков, но набольший успех сопутствовал ему в фильмах, поставленных Георгием Данелией и Эльдаром Рязановым.
Звездная эпоха Олега Басилашвили в кино – конец 1970-х – начало 1980-х годов. Первой работой, принесшей Басилашвили всенародную известность, стала роль Самохвалова в комедии Э. Рязанова «Служебный роман» (1977). Артист с виртуозной убедительностью показал, как за внешней благопристойностью и импозантностью нередко кроется трусливый и подлый человек. За эту роль артист удостоен звания «Лауреат Государственной премии РСФСР».
Кстати, Басилашвили мог сыграть у Рязанова раньше – в комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975). Олега Валериановича пригласили на роль Ипполита, даже сшили костюм и отсняли с ним несколько эпизодов. И тут у актера случилось несчастье – умер отец, ему пришлось отказаться от съемок, и вместо него сыграл Юрий Яковлев.
Внутренне опустошенного, безмерно уставшего и даже отчаявшегося от собственного безволия человека сыграл Басилашвили в «Осеннем марафоне» (1979). Лирическая комедия Данелии полна грусти и сочувствия к герою, пронзительная жалость охватывает зрителей, с удивлением, недоумением обнаруживающих в самих себе, в своей жизни черты сходства с этим неприкаянным человеком. А это сродство усмотрели многие. Ведь «Осенний марафон» не только о том, как слабый, безвольный человек разрывается между женой и любовницей, что могло бы показаться по сюжету. Бузыкин – жертва конформизма и безволия, разъедающих нашу интеллигенцию.
Успех принесла и роль Мерзляева, петербургского чиновника по особым поручениям, в фильме Э. Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово» (1980). Чиновник затевает интригу, дабы проверить благонадежность в гусарском полку, – низкий, подлый Мерзляев получает отпор благородных, преисполненных достоинства гусаров и актеров.
В 1982 году Олег Валерианович снимается в мелодраме Рязанова «Вокзал для двоих». Фильм отличен от других работ Рязанова тем, что тут скорее, больше слез, чем смеха. Забавны неприятности, с которыми сталкивается отставший от поезда музыкант Платон Громов (Олег Басилашвили). Однако зрительская улыбка гаснет, когда выясняется, что он, став жертвой не только железнодорожных порядков, но и чужого честолюбия, попадает в тюрьму за преступление, которого не совершал. Блистательный дуэт Басилашвили – Гурченко в этом фильме покорил зрительские сердца. Именно после этой работы Олег Валерианович постоянно называл Людмилу Гурченко любимой актрисой.
В 1997 году актер сыграл Шефа мафии в сериале «Что сказал покойник», поставленном по одноименному детективу Иоанны Хмелевской.
Необычной оказалась работа в сатирической комедии «Судья в ловушке» (1998) по Генри Филдингу – первом российском фильме, снятом с помощью компьютерных технологий. Декораций не было, все создавалось на компьютере. Реальный людный Лондон представал как виртуальная реальность. Среди других ролей – профессор Федоров в фильме «Романовы – венценосная семья» (2001) и Прохоренко в сериале «Бандитский Петербург» (2000).
В 2001 году Олег Басилашвили снялся у Карена Шахназарова в фильме «Яды, или Всемирная история отравлений». Это своеобразная энциклопедия об отравителях, отравлениях и в нашей сегодняшней жизни, и в глубине веков. Басилашвили сыграл персонаж, предстающий то как пенсионер Прохоров, то как Папа Римский Александр VI – Борджиа. Лента получила Гран-при на фестивале «Кинотавр».
В 2003 году на экраны вышел десятисерийный телевизионный фильм режиссера Владимира Бортко «Идиот» по одноименному роману Ф.М. Достоевского. В этом фильме Басилашвили сыграл генерала Еланчина, человека всем сочувствующего, но не способного постичь, что ж происходит вокруг. Перед началом съемок Олег Валерианович попал в аварию. Врачи определили перелом тазовой кости и ребер. Басилашвили уже хотел отказаться от роли, однако Бортко твердо заявил, что рассчитывает на него. Не дождавшись полного выздоровления, актер приступил к съемкам.
В 2005 году О.В. Басилашвили снялся в роли Воланда в телесериале «Мастер и Маргарита» по одноименному роману М.А. Булгакова.
Сыграв в кино немало схожих ролей, Олег Басилашвили ни разу не повторился, демонстрируя удивительную способность быть разным, неизменно оставаясь самим собой: его персонажам присущи располагающая внешность, подкупающая мягкость и легкие иронические нотки. Этот замечательный актер не только исполнитель, но и создатель своих ролей, соавтор и сорежиссер.
«В героях Олега Басилашвили много общего, несмотря на различие эпох, социального положения, бытовых обстоятельств. Внешне они вполне импозантны, благопристойны, рассудительны, никому из них не свойственны ни лихая отвага, ни безоглядная любовь. Правда, они тоже любят, страдают, стремятся к счастью, но это счастье не дается никому» – так писали критики 1970-х годов о творчестве актера. Сам же Басилашвили порой негодовал. На юбилейном вечере Э. Рязанова он, правда, в шутку высказал все свои недовольства юбиляру в лицо: что это за герои? Одни фамилии чего стоят – Самохвалов, Мерзляев…
О.В. Басилашвили полон творческой энергии. Корифей прославленной товстоноговской труппы восхищает зрителей своим искусством в искрометной «Калифорнийской сюите» Н. Саймона (1999), где блистательно исполняет три разнохарактерные роли, виртуозно меняя сценические маски, в интеллектуальной драме «Копенгаген» М. Фрейна (2004). Представления с его участием – это всегда аншлаг и сотни благодарных зрителей, рукоплещущих выдающемуся мастеру сцены. Событием сезона 2005 года стала роль Уилфреда Бонда в исполнении О.В. Басилашвили в премьерном спектакле БДТ по пьесе Р. Харвуда «Квартет». Зрители вновь обрели радость встречи с вдохновенным искусством любимого артиста.
Еще одна сфера деятельности О.В. Басилашвили – телевидение. Он является автором замечательного цикла передач о театральном искусстве «С потолка» на телеканале «Культура» и долгое время был его ведущим.
В конце 1980-х годов Олег Басилашвили избирался делегатом съезда народных депутатов РСФСР, работал в комиссии по культуре Верховного Совета России. В отличие от своих соратников по демократическому лагерю он не скомпрометировал себя полученными за время «хождения во власть» дивидендами. Наверное потому, что был всегда абсолютно искренен в своих поступках и убеждениях.
О.В. Басилашвили – народный артист РСФСР (1977), народный артист СССР (1984), лауреат Государственной премии РСФСР за роль Самохвалова в фильме «Служебный роман», лауреат премии «Золотой софит» в номинациях за «лучшую мужскую роль» (1997) и «за мастерство и совершенство» (2006), за исполнение роли Князя К. в спектакле «Дядюшкин сон» (2008), «за творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга» (2011), дважды лауреат Царскосельской художественной премии (2005, 2012). Награжден премией «Кумир» (2007), «Золотая маска» (2009, 2014), международной театральной премией им. К.С. Станиславского (2009), театральной премией «Звезда театрала» (2009), Российской национальной актерской премией имени Андрея Миронова «Фигаро», премией Правительства Санкт-Петербурга. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, Почета, Трудового Красного Знамени и Дружбы, президентским орденом Сияние (Грузия).
Олег Валерианович любит классическую музыку и хорошую литературу.