ПАШУТИН Александр Сергеевич
ПАШУТИН Александр Сергеевич
Народный артист России
Родился 28 января 1943 года в Москве. Отец – Пашутин Сергей Иванович (1924 –1975). Мать – Пашутина Клавдия Николаевна (1923 г. рожд.). Супруга – Пашутина Любовь Викторовна (1956 г. рожд.), режиссер телевизионных программ. Дочери: Чугреева Мария Александровна (1972 г. рожд.), выпускница факультета журналистики МГУ; Андропова Ольга Александровна (1976 г. рожд.), юрист. Внуки: Чугреев Егор (1996 г. рожд.), Чугреева Мария (2002 года рожд.), Чугреева Варвара (2004 года рожд.), Андропова Анастасия (1997 г. рожд.), Андропов Артём (2002 г. рожд.).
Во время Великой Отечественной войны семья Пашутиных не покидала осажденную Москву. Александр родился в известном роддоме № 17 имени Г.Л. Грауэрмана, вырос в Богословском переулке. Его отец воевал на Калининском фронте и вернулся в 1944 году инвалидом первой группы. Жили трудно, Клавдия Николаевна, работала, а Сергей Иванович часто лежал в больнице. Саша через всю Москву ездил на самокате к бабушке, которая работала в столовой поваром. В детском саду детям часто давали конфету или кусок сахара, ребята всё съедали сразу, а Саша прятал в карман, чтобы потом отнести в больницу отцу.
Тяга к творчеству у Александра появилась очень рано - любимым занятием Александра стали выступления. Во дворе он превращал простыни, висевшие на веревке, в кулисы, выходил и объявлял: «Выступает Саша Пашутин». Пел, читал стихи и мечтал о пианино – вырезал и клеил из спичечных коробков клавиши. Когда сыну исполнилось 7 лет, Клавдия Николаевна отдала его в знаменитый Ансамбль песни и пляски Московского городского Дома пионеров под руководством Владимира Сергеевича Локтева, который очень полюбил Сашу. Несмотря на то, что Пашутин не был пионером, он разрешал ему надевать на выступления красный галстук. Мальчик был невероятно счастлив, когда ему выдали форму - белую рубашку из шелка и черные брюки. Ребята пели песни о партии, Родине. Одну из них Саша исполнял сольно, и это было большой честью. Ансамбль выступал на сцене Большого театра, в консерватории, в Зале имени П.И. Чайковского, в Колонном зале Дома Союзов и Георгиевском зале Кремля – коллектив
В.С. Локтева считался лучшим в СССР. В послевоенное время ребята ездили на гастроли в Вильнюс, Каунас, Ригу, видели полуразрушенные города.
В 1955 году Саша Пашутин поступил в Воронежское Суворовское училище, где учился в течение пяти лет. Чтобы получить разрешение на посещение дома во время каникул, старался соблюдать дисциплину, хотя это не всегда получалось. Занимался спортом – играл в футбол, баскетбол, усердно занимался боксом, по утрам бегал кроссы. В училище ребята постигали основы дружбы, трудолюбия и целеустремленности. Воспитывали их молодые офицеры-фронтовики. Суворовцы занимались слесарным и столярным делом, переплетали книги, шили, гладили, чистили и убирали. У Александра Сергеевича хранится фотография, которой в 2006 году исполнилось 46 лет, на ней запечатлены его друзья-суворовцы. Именно этот памятный снимок висит над столиком актера в гримерной.
В годы учебы Пашутин пел в хоре училища, занимался в драмкружке: играл в спектаклях, писал сценки о войне и решил стать актером. Написал письмо в студию при Театре имени
К.С. Станиславского и получил ответ от ее руководителя Л.Я. Елагина, который пригласил Александра в Москву на прослушивание. Клавдия Николаевна не хотела, чтобы сын посвятил свою жизнь актерской профессии. Накануне конкурса она пошла в театр, разыскала Елагина и Евгения Урбанского, которые принимали экзамен, и попросила: «Завтра к вам придет мальчик. Пашутин Саша, скажите ему, что у него нет способностей». На следующий день, ни о чем не подозревая, будущий актер собрался на свой первый в жизни экзамен – пришел на прослушивание в брюках, с которых собственноручно снял лампасы, ковбойке и с боксерским значком первого разряда. Прочитал Есенина, и его зачислили. Александр сразу приступил к занятиям, на которых ребятам рассказывали о театре, будущей профессии. Они занимались этюдами, отрывками, сценической речью, принимали участие в спектаклях театра имени Станиславского. В студии в это же время занимались будущие знаменитости –
И. Чурикова, Н. Михалков, Е. Стеблов, и Пашутин был очень счастлив, что поступил. А о том, что мать ходила к Елагину, узнал спустя много лет.
Александр начал учиться в школе рабочей молодежи, параллельно работать в девятом механосборочном цехе Завода имени Лихачёва, потом дворником в Научно-исследовательском институте имени С. Орджоникидзе, где Клавдия Николаевна трудилась лаборанткой, и при этом успевал заниматься в студии. В этот период Пашутин поступил на вечерний факультет Щепкинского училища, но понял, что невозможно совмещать работу и учебу, и в 1964 году был принят в Школу-студию МХАТ имени Горького на курс
П.В. Массальского. Его сокурсниками стали А. Леонтьев, Г. Бардин, а педагогами –
А.М. Комиссаров, И.М. Тарханов. На 2-м курсе Александру Пашутину посчастливилось сыграть в одном отрывке с народным артистом СССР, заведующим кафедрой В.О. Топорковым, который написал на памятном снимке: «Милому Пашутину, партнеру по “Бронепоезду”». Мэтр МХАТа
П.В. Массальский хвалил студента и в своем дневнике писал: «12 мая 1966 г. Сегодня были два отрывка: “Карамазовы” и “Звезда” (в “Братьях Карамазовых” Пашутин играл штабс-капитана Снегирёва). Очень доволен первым отрывком, особенно Пашутиным. Видно, он способный». Александр Пашутин сыграл главную роль Дженнаро в дипломном спектакле «Неаполь – город миллионеров» Эдуардо де Филиппо.
На 3-м курсе Александр получил приглашение В.К. Монюкова принять участие в двух спектаклях со студентами 4-го курса и сыграл с Н. Караченцовым и Е. Киндиновым. Уже тогда Пашутин старался играть так, чтобы каждая его новая роль не была похожа на предыдущую – так своих студентов учили великие педагоги. В годы учебы студенты школы-студии принимали участие в спектаклях и массовках МХАТа.
В дипломном спектакле «Интервенция» Льва Славина Пашутин сыграл сразу две роли – Капрала Барбару и Конферансье и настолько виртуозно менял пластику, манеру речи, грим, что многие думали, будто на сцену выходят два разных актера. Когда в «Варварах» Александр начал играть Дунькиного мужа, из запасников МХАТа ему выдали костюм самого В.И. Качалова, и это событие навсегда осталось в памяти актера. В июле 1967 года, во время каникул, Пашутин с друзьями-однокурсниками по зову сердца поехал в Забайкальский военный округ, чтобы поддержать молодых бойцов Советской армии, и побывал в прифронтовой полосе.
В 1968 году А. Пашутин окончил Школу-студию МХАТа. В то время в Москве остаться было очень сложно: помимо школы-студии МХАТа актеров выпускали ВГИК, ГИТИС, Щепкинское и Щукинское училища. Но Пашутина пригласили в Московский театр имени Н.В. Гоголя, где он работал до 1981 года. В театре молодому актеру сразу начали предлагать заметные роли. Там он встретился с прекрасным режиссером Г.С. Соколовым, который оставил неизгладимый след в творческой биографии актера.
Г.С. Соколов поставил знаменитый спектакль «Портрет», где Пашутин сыграл главную роль – художника Чарткова. В его игре ярко сочеталась гоголевская страсть и беспощадность, и именно эта роль заставила московскую театральную публику говорить об актере. О спектакле писали все столичные газеты, и это стало настоящим событием для А. Пашутина. Он сыграл еще в одном нашумевшем спектакле Г.С. Соколова – «Рассказе неизвестного человека» по повести А.П. Чехова вместе с И. Печерниковой и А. Кирилловым. В роли Неизвестного Пашутин очень достоверно передал потерю жизненной цели, болезненность и нервность персонажа. Спектакль сыграли в Доме актера, и показ прошел так хорошо, что присутствующий на нем А.А. Гончаров взял его в репертуар Театра имени Вл. Маяковского.
В Театре имени Гоголя Александру Пашутину достался еще один чеховский персонаж – Доктор Самойленко из «Дуэли» (режиссер Евгений Лисконог). Артист отобразил истинную суть персонажа, его характер и четкое понимание внутренних законов жизни. В «Деле» Сухово-Кобылина, поставленном В.В. Ланским, Пашутин сыграл Князя. Его герой, тайный советник, представлен обаятельным и легкомысленным. Александр Пашутин сыграл и в спектакле «Верхом на дельфине» Леонида Жуховицкого, но в основном артист был занят в классике.
В 1970 году Пашутин начал сниматься в кино. Он брался даже за небольшие роли и по сей день уверен в том, что можно блестяще сыграть даже небольшую роль. Он обдумывает каждый эпизод, сочиняет маленькие подробности, смешные фразы, строит образ. В этом Александр Сергеевич равнялся на своих любимых актеров – Ролана Быкова, Фаину Раневскую. Именно из массовки П.Тодоровский пригласил Пашутина на роль Доктора Крича в картине «Городской романс» (1970).
За 13 лет, которые Александр Пашутин работал в Театре имени Гоголя, он успел сняться в 35 фильмах. В картине С.Г. Микаэляна «Гроссмейстер» (1973) актер сыграл небольшую, но яркую роль. Пашутин создал образ выпивающего человека – взял в руки городскую булку, надел длинный плащ и начал считать деньги, переходя дорогу. После нескольких дублей С.Г. Микаэлян сказал: «Вы талантливый молодой человек, у вас очень хорошие, выразительные глаза, и я вас обязательно сниму в следующей картине».
С.Г. Микаэлян не забыл об их встрече и через некоторое время предложил Пашутину одну из центральных ролей – бригадира в своей картине «Премия» (1974). Александру дали специальные брюки, он взял у рабочего куртку, выучил текст и пошел на пробы, после которых худсовет киностудии «Ленфильм» принял его за настоящего бригадира со стройки – это была особая похвала. Картина «Премия» получилась звездной, в ней сыграли Е. Леонов, В. Самойлов, О. Янковский,
М. Глузский, А. Джигарханян, Н. Ургант,
С. Крючкова, В.Сергачёв, Л.Дьячков, Б. Брондуков – играть рядом с такими актерами было счастьем. Картина получила Государственную премию СССР (1976), множество призов на всесоюзных и международных фестивалях. Александр Пашутин считает Сергея Герасимовича Микаэляна своим крёстным отцом в кино. После выхода картины актера начали узнавать на улице, его заметили многие режиссеры, и начались его съемки, которые не прекращаются и по сей день.
В 1977 году вышел многосерийный телевизионный фильм-эпопея «Хождение по мукам», где актер блестяще сыграл роль Говядина. Зрителям запомнились фильмы с участием Пашутина: «Вторая попытка Виктора Крохина» (1977), «Санта Эсперанса» (1979), «Всё наоборот» (1981), «Падение кондора» (1982), «Парад планет» (1984). Александр Пашутин играет самого себя, поставленного в определенные обстоятельства, и чем больше персонажи похожи на самого актера, тем они убедительнее. Александр Сергеевич сыграл даже чеховского Кулыгина в картине «Если бы знать...» Бориса Бланка, где действующие лица пьесы перенесены в другое время и иные обстоятельства.
Пашутин предпочитает сниматься сам, без дублеров. В «Одиссее капитана Блада» (1991) он сыграл Полковника Бишопа, и самостоятельно прыгал с верхней палубы судна в море.
Режиссеры, работавшие с Александром Сергеевичем, всегда с удовольствием приглашают его в свои новые картины. У Эльдара Рязанова он снялся в пяти фильмах, среди которых «Небеса обетованные» (1991) и «Привет, дуралеи!» (1996). Роли у Пашутина хоть и небольшие, но запоминающиеся. У Вадима Абдрашитова и Александра Миндадзе Александр Пашутин тоже актер не случайный. Кроме «Парада планет», созданного этими мастерами и с успехом демонстрировавшегося на Венецианском кинофестивале, а в 1985 году удостоенного главного приза Международного кинофестиваля в Авеллино и специального приза фестиваля в Сан-Ремо, он снялся в их же картине «Плюмбум, или Опасная игра» (1986). Пашутин сыграл и в таких нашумевших фильмах, как «Анкор, еще анкор!» (1992) П. Тодоровского, «Ближний круг» (1991) А. Михалкова-Кончаловского, «Сыщик» (1980) В. Фокина, в телефильмах «Гардемарины, вперед!» (1987) С. Дружининой и в «Петербургских тайнах» (1994) Л. Пчёлкина.
Фильмография актера насчитывает десятки картин: «Штрихи к портрету» (1970), «Вчера, сегодня и всегда» (1971), «Страдания молодого Геркулесова» (1973), «Такая она, игра» (1976), «Ералашный рейс» (1977), «Судьба» (1977), «Исчезновение» (1978), «Сицилианская защита», «Вечерний лабиринт» (1980), «Гражданин Лёшка» (1980), «Следствие ведут знатоки. Дело № 15. Ушёл и не вернулся» (1980), «Ночь на четвертом круге» (1981), «Случай в квадрате 36-80» (1982), «Карантин» (1983), «Из жизни начальника уголовного розыска» (1983), «К своим!..» (1983), «Инспектор Лосев» (1983), «Карусель» (1983), «ТАСС уполномочен заявить» (1984), «Профессия – следователь» (1984), «Я за тебя отвечаю» (1984), «Преферанс по пятницам» (1984), «Что у Сеньки было?» (1984), «Зачем человеку крылья» (1984), «Как молоды мы были» (1985), «Ночные шёпоты» (1986), «Загадочный наследник» (1987), «Везучий человек» (1987), «Происшествие в Утиноозерске» (1988), «Прости нас, сад...» (1988), «Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии» (1988), «Рок-н-ролл для принцесс» (1990), «Искушение Б.» (1990), «Исчадье ада» (1991), «Ночь самоубийцы» (1991), «Брюнетка за 30 копеек» (1991), «Курица» (1991), «Рай под тенью сабель» (1992), «Предсказание» (1993), «Кодекс бесчестия» (1993), «Скандал в нашем Клошгороде» (1993), «Лихая парочка» (1993), «Рядом» (1994), «Нимб» (1994), «Уснувший пассажир» (1994), «Вальсирующие наверняка» (1994), «Дорога на край жизни» (1995), «Карьера Артуро Уи. Новая версия» (1996), «Графиня де Монсоро» (1997), «Ковчег» (2002), «Ключ от спальни» (2003), «Есть идея...» (2003), «Порода» (2003), «На безымянной высоте» (2003), «Next-3» (2003), «Гибель империи» (2004), «Боец» (2004), «Надежда уходит последней» (2004), «Девять неизвестных» (2006) и другие.
Когда Валерий Владимирович Фокин возглавил Московский театр имени М.Н. Ермоловой, он пригласил в труппу талантливых актеров – А. Пашутина, З. Гердта, О. Меньшикова, Т. Догилеву, В. Проскурина, В. Павлова, С. Сазонтьеву, А. Балуева. А.С. Пашутин сразу вошел в знаменитый спектакль «Говори!», где сыграл Руденко. За эту постановку В. Фокин получил Государственную премию РСФСР в области литературы и искусства. С. Ф. Бондарчук, увидев Пашутина на сцене, сказал Г.И. Буркову: «Это актер уникальный!» А при личной встрече с Пашутиным чрезвычайно скупой на похвалы Сергей Федорович произнес фразу, которая греет Александра Сергеевича всю жизнь: «Актеров много, артистов мало… Вы – Артист!»
После шумного успеха спектакля В. Фокин вместе с М. Цитриняком поставил пьесу
В. Дозорцева «Последний посетитель» – камерный спектакль, в котором сыграли А. Пашутин, В. Павлов и С. Сазонтьева. В Театре имени М.Н. Ермоловой Пашутин работал до 1995 года. Застал момент раздела театра на две части – Театр имени М.Н. Ермоловой и Международный театральный центр. Сыграл в спектаклях «Последний посетитель», «Бронкс. Нью-Йорк» и «Калигула» (роль Сенеки, режиссер А. Житинкин).
В 1996 году П. Хомский пригласил А.С. Пашутина в труппу Театра имени Моссовета. Для актера начался новый период. Он ввелся в спектакль Ю. Ерёмина «Мадам Бовари», и его роль Аптекаря Омэ прошла через весь спектакль. Потом Пашутин остро и смешно сыграл Министра в постановке П. Хомского «Кубик для президента» (пьеса В. Подлубного), а в мюзикле Ю. Кима и В. Дашкевича по «Недорослю» – роль Простакова. В постановке А. Житинкина «Милый друг» Пашутин играет Вальтера, в «Мамаше Кураж» – Ефрейтора, в «Вишнёвом саде» – Епиходова (постановка Л. Хейфеца). ПашутинЕпиходов – немолодой, азартный, мрачный и очень обидчивый. Эта роль в спектакле уходящего столетия была очень важна для актера, и вместе с О. Остроумовой, Е. Стебловым, А. Шмариновым Александр Пашутин составляет главную актерскую удачу спектакля. Александр Сергеевич принимает участие в спектаклях «Школа неплательщиков» (Министр финансов), «Белая гвардия» (Камер-лакей), «Король Лир» (Герцог Олбэни), «Мужчины по выходным» (Колыманов).
А.С. Пашутин – заслуженный артист СССР (1991). Народный артист России (1999). Награжден медалью «Защитник свободной России» и общественными орденами: «Миротворца» I степени, Петра Великого, «Меценат» и другими наградами.
А.С. Пашутин участвовал в популярных телевизионных проектах «Последний герой», где чувствовал себя героем романов Жюля Верна и «Танцы со звездами». Светлана Богданова, блистательная танцовщица и партнерша А.С. Пашутина по проекту «Танцы со звездами», говорит: «У Александра Сергеевича всегда много идей. Он очень честный, сильный, порядочный и интересный человек. Сейчас мало таких мужчин!»
Александр Сергеевич занимается спортом – плавает, играет в теннис. Его удивительно живые глаза выражают и жажду жизни, и огромную внутреннюю силу. Он любит читать и много лет собирает библиотеку, насчитывающую более полутора тысяч книг. А.С. Пашутин уверен в том, что человеку в жизни всегда дается шанс и в любви, и в профессии, а как им распорядиться – это зависит от личного выбора.
Живет и работает в Москве.