БАТАЛОВ Алексей Владимирович (1928-2017)
Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР, РСФСР и РФ, лауреат премии Президента РФ, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, лауреат премий «Ника», «Триумф», Международной премии Андрея Первозванного «За веру и верность»
Выдающийся русский актер, кинорежиссер, сценарист. В его лице — профессионального, умного единомышленника — режиссеры получали благодатную возможность выражения своих замыслов. Великолепный педагог, вырастивший целую плеяду замечательных артистов.
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Родился 20 ноября 1928 года во Владимире, в семье актеров Московского Художественного академического театра. Отец — Баталов Владимир Петрович (1906 г. рожд.). Мать — Ольшевская Нина Антоновна (1908 г. рожд.). Ближайшие родственники родителей также выходцы из актерской среды. Среди них великие актеры: О. Андровская, Н. Баталов, В. Станицын. Супруга — Баталова Гитана Аркадьевна (урожденная Леонтенко), в прошлом цирковая актриса. Дочери: Баталова Надежда Алексеевна (1955 г. рожд.), Баталова Мария Алексеевна (1968 г. рожд.).
Семья Баталовых проживала в производственном дворе МХАТа, в маленькой комнате. Вокруг все было пропитано театром: сцена, кулисы, костюмы, зрители, аплодисменты... Весь мир маленького Алёши был театр — Московский Художественный академический.
Они передали актерскую эстафетную палочку Алексею Баталову, профессиональному актеру, режиссеру, имя которого на долгие десятилетия стало символом духовности русского интеллигента.
Когда Алексею было 7 лет, в дом к ним впервые приехала Анна Ахматова. Общение с Анной Андреевной стало одним из самых ярких человеческих и художественных впечатлений детства и юности и, может быть, всей жизни. Вошедшая в жизнь семьи как подруга матери, Анна Ахматова своими стихами, драматичной судьбой, самой личностью навсегда стала духовным критерием, примером жизнестойкости и мужества.
Кисти А.В. Баталова принадлежит портрет А.А. Ахматовой, написанный им в последний период жизни великой поэтессы, когда, отвергая просьбы многих художников, она смогла довериться только близкому человеку. Таким человеком стал Алексей Баталов.
Первое детство, по словам Алексея Владимировича, закончилось в 1941 году. Второе — началось в эвакуации в Бугульме (Татария). С этим временем связаны особые впечатления: нескончаемая череда военных дней, работа в качестве рабочего сцены, первая зарплата, первый выход на сцену... Впечатления театрального детства в мхатовском дворике нашли неожиданное преломление в театральных впечатлениях военного времени, выступлениях труппы, созданной матерью, — перед ранеными в госпиталях, в промерзших залах, которые фантастическим образом каждый день заполнялись зрителями.
Семья вернулась в Москву в 1945 году. Учась в школе, Алексей сыграл свою первую кинороль в фильме Л. Арнштама «Зоя». В его памяти остались первый опыт пребывания перед кинокамерой, неожиданно возникшее ощущение скованности, чужеродности рук, ног, голоса.
Начало профессии, а в ее выборе в семье Баталовых сомнений не было, положила Школа-студия имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе. Учеба в мхатовской студии не стала для Алексея легкой прогулкой: напряженный ритм послевоенного времени, высокая требовательность педагогов без ссылки на авторитет фамилии. Алексей Владимирович с благодарностью вспоминал своих учителей — С.К. Блинникова, В.Я. Станицына, всех тех, кто учил его сценическому искусству, помог овладеть системой К.С. Станиславского. Он остался верен духу творческих исканий великих мастеров Художественного театра.
После окончания училища А. Баталов поступил на работу во МХАТ. Однако подошло время службы в армии, и в 1950 году среди других талантливых молодых актеров Москвы он был командирован в труппу Театра Советской армии и прослужил там несколько лет. В 1953 году Алексей Баталов вернулся в родной МХАТ. Судьба распорядилась таким образом, что, снявшись в 1954 году в своем первом «взрослом» фильме, он навсегда связал свою жизнь с кинематографом.
Роль Алексея Журбина в кинокартине «Большая семья» И. Хейфица положила начало одной из самых ярких и значительных биографий в российском киноискусстве. Встреча с И. Хейфицем стала поистине судьбоносной для молодого актера. В его манере работы с актерами не было ничего общего с потребительской эксплуатацией актерской индивидуальности. Напротив, он стремился терпеливо и тонко раскрывать максимальные возможности актера. Это роднило его со мхатовской школой. Опытный мастер, тонкий психолог, И. Хейфиц увидел в молодом актере тип героя, настоятельно заявивший о себе в реальной жизни. Появилась потребность в актерах не «играющих», а «живущих». Это было самое начало перемен, произошедших в нашем кинематографе в середине 1960-х годов. В лице А. Баталова в середине 1950-х годов кинематограф приобрел героя узнаваемого, умного и тонкого собеседника, обсуждающего на равных со зрителями волнующие всех проблемы: любви, долга, чести, самоутверждения в жизни.
У И. Хейфица А. Баталов снялся в 5 картинах: «Большая семья» (1954), «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой» (1960), «День счастья» (1964). Особое место среди этих работ принадлежит, безусловно, фильму «Дама с собачкой» по одноименному рассказу А.П. Чехова.
Во-первых, потому, что это встреча с классическим материалом и именно с Чеховым, во-вторых, потому, что роль Гурова была возрастной и, что самое главное, требовала преодоления привычного восприятия актера как близкого всем современника, того, что называлось в ту пору образом положительного героя. Риск И. Хейфица оказался оправдан. Фильм был признан одним из самых точных приближений к литературному первоисточнику. Образ, созданный Баталовым, отличался глубиной, психологической насыщенностью, эмоциональностью, был близок чеховскому замыслу.
Судьба дарила актеру встречи с лучшими режиссерами отечественного кинематографа в период его расцвета. В 1956 году М. Донской приглашает Алексея Баталова на роль Павла Власова в картину «Мать» по одноименному роману А.М. Горького. Эта роль была тем более ответственна, что в классическом фильме В. Пудовкина роль Павла Власова исполнял дядя Алексея — Николай Баталов — талантливейший, обаятельный актер. И эта роль принесла успех актеру, режиссеру, фильму.
«Летят журавли» режиссера М. Калатозова (1957) — фильм-легенда, который вошел в золотой фонд отечественного и, без преувеличения, мирового кинематографа. Свидетельство тому — Золотая пальмовая ветвь на Международном кинофестивале в Каннах (1958), множество призов на других престижных фестивалях, любовь и признание миллионов зрителей.
В 1962 году режиссер М. Ромм снимает фильм «Девять дней одного года». А. Баталов играет в нем главную роль физика Гусева, который воплотил на экране образ героя своего времени, отнюдь не плакатного, умного, преданного своей идее, своей Родине ученого. Эта картина была справедливо признана критиками и общественностью самой новаторской картиной того времени.
Среди ролей А. Баталова не было проходных: «Живой труп» В. Венгерова по одноименной пьесе Л. Толстого (1969); «Бег» А. Алова и В. Наумова по мотивам произведений М. Булгакова (1971); «Чисто английское убийство» С. Самсонова (1974); «Звезда пленительного счастья» В. Мотыля (1975); «Сгореть, чтобы светить» Н. Чернева (Болгария, 1975); «Москва слезам не верит» В. Меньшова (1979); «Скорость» В. Светозарова (1983); «Зонтик для новобрачных» (1986) — перечень картин воскрешает личные ассоциации, воспоминания у зрителей разных поколений, убеждает в значительности, неординарности творческой биографии актера.
Однако две киноленты, две роли все-таки стоят особняком. Классика — пьеса «Бег» М. Булгакова, которую блистательно экранизировали А. Алов и В. Наумов, где воссоздана подлинная драма гражданской войны и русской эмиграции; роль приват-доцента Голубкова, которую исполнил А. Баталов, — точное и тонкое воплощение замысла авторов пьесы и кинокартины. Современная мелодрама «Москва слезам не верит» — фильм, которому уготована счастливая судьба. Он получил высшее признание в мировом киноискусстве — премию «Оскар». А. Баталову, как одному из главных героев кинокартины, пришлось вкусить безмерную любовь зрителей. Эти роли несопоставимы по эпохам, по характерам персонажей, краскам, которые использует актер. Роднят их глубина души, человеческая чистота, внутреннее мужество — качества, которыми наделил Алексей Баталов своих персонажей.
Одной из форм творческого самовыражения Баталова была, безусловно, режиссерская работа. В качестве режиссера-постановщика он снял три картины. Это экранизации классических произведений: «Шинель» по Н.В. Гоголю (1960), «Три толстяка» по Ю. Олеше (1966, совместно с И. Шапиро), «Игрок» по Ф.М. Достоевскому (1973) — все они – пример своеобразного, интересного в то же время бережного перенесения образного литературного решения в экранное; все отмечены вниманием критики, неформальным интересом зрителей.
Особое место в творчестве Баталова занимала работа на радио. Профессиональный интерес и желание постичь, какими средствами создавался радиообраз, появились в период вынужденного бездействия, когда радио стало для него единственным средством общения с миром. Его радиотеатр — это театр живого актера, живого многогранного образа, бережного внимания к слову. Среди радиопостановок А. Баталова: «Казаки» Л.Н. Толстого, «Белые ночи» Ф.М. Достоевского, «Поединок» А.И. Куприна, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира.
В 1975 году творческая биография А.В. Баталова обрела новую грань — он стал преподавателем ВГИКа. В 1999 году он, как художественный руководитель, профессор и заведующий кафедрой актерского мастерства Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова, осуществил 6-й выпуск своей актерской мастерской. Помимо России ученики А.В. Баталова работают в Киргизии, Белоруссии, Украине, Азербайджане, Узбекистане, многих странах мира. Он часто выезжал за рубеж с мастер-классами по методике Русской актерской школы. В основе его педагогического метода, конечно, лежала школа Художественного театра и многообразный личный творческий опыт. Для него была лично педагогика — возможность практического использования всех знаний, навыков, приобретенных за годы работы в кинематографе, театре, на радио, в общении с самыми яркими людьми своего времени. Многие его ученики плодотворно работают в кинематографе и театре, стали лауреатами всероссийских фестивалей: О. Кабо, А. Снаткина, Л. Толкалина, Е. Стычкин, А. Мерзликин, В. Вдовиченков, Н. Аристова, Д. Орлов, А. Соколов, М. Алимова, Т. Лютаева, Д. Иосифов, Н. Кочегаров, М. Флоренская, Т. Муминов, Л. Каюров, К. Мкртчан, С. Карабаев, Т. Денисенко, И. Фокина, Е. Кучеренко, Н. Уварова.
А.В. Баталов продолжал свою творческую деятельность. Одними из последних работ Баталова в кинематографе явились: закадровый текст документального фильма «Прогулки по Москве» (2002), озвучение фильма «Казус Кукоцкого» (2005), работа в фильме Э. Рязанова «Карнавальная ночь-2» (2006), «Далеко от Сансет-Бульвара» (2006). Алексей Владимирович принимал участие в озвучении сайта Президента Российской Федерации.
В 2005 году в издательстве «Вагриус» вышла его книга «Судьба и ремесло» в серии «Мой XX век». Многочисленные выступления в печати, на телевидении, встречи со зрителями всегда становились ярким событием культурной и общественной жизни.
Огромный вклад Алексея Баталова в развитие отечественной культуры отмечен высшими государственными и общественными наградами. Он — народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1989), лауреат Государственной премии СССР за фильм «Москва слезам не верит» (1981), Государственной премии РСФСР за художественный фильм «Девять дней одного года» (1963), премии Ленинского комсомола за создание образов молодого человека в фильмах «Дорогой мой человек», «Девять дней одного года», «Летят журавли» и др. Лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства, премии города Москвы в области литературы и искусства, Государственной премии РФ, премии имени Булата Окуджавы.
Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, двумя орденами Ленина, Императорским орденом Святой Анны II степени, Крестом Александра I Благословенного, болгарским орденом Кирилла и Мефодия, общественными наградами — орденом «Звезда Отечества» и орденом Петра Великого II степени и другими.
Его творческая деятельность высоко оценена в профессиональных кругах. В 2002 году он удостоен премии киноакадемии «Ника», в 2003-м — премии «Триумф» и «Кумир», в 2007-м — международной премии Андрея Первозванного «За веру и верность». А.В. Баталов отмечен золотой медалью С.Ф. Бондарчука в номинации «За выдающийся вклад в кинематограф» 17-го Международного кинофестиваля «Золотой витязь» в 2008 году. Первый обладатель приза «Признание поколения» на кинофестивале ВГИКа в 2008 году.
С 2003 года Алексей Баталов — академик киноакадемии «Золотой орёл». Русский драматический театр в Бугульме с 2008 года носит его имя.
Алексей Баталов был известен и как активный общественный деятель. Многие годы он являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики, работал в Комитете защиты мира, Фонде мира, Ассоциации «Родина».
Выдающийся актер избран почетным президентом Парижского киноклуба «Жар-птица», председателем Оргкомитета ежегодной премии российских деловых кругов «Кумир» за лучшие актерские работы года, почетным членом Международного фонда «Мир искусства», почетным членом Правления региональной благотворительной организации «Московская ассоциация содействия и помощи инвалидам с детским церебральным параличом», членом Попечительского совета Марфо-Мариинского благотворительного общества (при его участии была восстановлена Марфо-Мариинская обитель).
Алексей Владимирович писал стихи, сценарии, детские сказки, увлекался живописью. В 1984 году в издательстве «Искусство» вышла книга «Судьба и ремесло». Он – автор книги «Диалоги в антракте» и главы об Анне Ахматовой в книге «Легендарная Ордынка», написанной совместно с Михаилом и Борисом Ардовыми.
Владел Баталов и многими необходимыми житейскими навыками: еще со времен службы в армии он профессиональный шофер, автомеханик.
Скончался 15 июня 2017 года.