ПУГОВКИН Михаил Иванович (1923-2008)
Народный артист СССР
Родился 13 июля 1923 года в селе Рамешки Чухломского района Ярославской области. Отец – Пуговкин Иван Михайлович. Мать – Пуговкина Наталья Михайловна.
Михаил появился на свет в хлопотное время сенокоса, когда все жители села, кроме старых и малых, с утра до позднего вечера были в поле. Михаил Пуговкин был третьим сыном в семье, дома и в селе его ласково называли Минькой. Семья жила бедно, и Минька с ранних лет познал все тяготы крестьянского труда.
Школа находилась в 40 км от Рамешек, ребятишек возили туда на лошадях. Маленький Минька все делал с шутками, прибаутками, но никто тогда не мог и подумать, что этот паренек с задорной мордашкой станет народным артистом СССР.
Талант Миньки проявился на деревенских свадьбах, где он лихо отплясывал цыганочку, барыню и русскую полечку. Без него не обходилась ни одна свадьба, приглашали и в соседние деревни.
В 1938 году семья Пуговкиных переехала в Москву. Родители хотели дать детям хорошее образование. Поселились у сестры Натальи Михайловны, в доме ? 5 по Печатному переулку. Михаил, как отец и братья, поступил на работу и старался держаться солидно, даже повсюду прибавлял себе два года.
На тормозном заводе, где он трудился электромонтером, его полюбили за смекалку и веселый характер. Но уже тогда все помыслы Михаила витали в Клубе имени Каляева, где после работы он занимался в драматическом кружке. На репетиции бежал, позабыв обо всем.
Встреча с народным артистом РСФСР А.П. Шатовым, художественным руководителем клуба, стала для Михаила счастливой. Опытный мастер распознал в нем природный артистический дар, и когда заболел исполнитель главной роли в пьесе А. Островского «Свои люди – сочтемся», он поручил ее Пуговкину. Михаил за одну ночь выучил не только свою роль, но и всю пьесу. После этого роль купца Большого прочно укрепилась за ним на целых два года.
Как-то на спектакль пришел заслуженный деятель искусств РСФСР Ф.М. Каверин, который возглавил тогда Московский драматический театр. Он был поражен игрой молодого паренька и заинтересовался им. Вскоре он пригласил Михаила в профессиональный театр. Это был подарок судьбы, ведь у него не было даже специального образования, а играть надо было с профессионалами. Сначала поручались эпизодические роли, но юноша не затерялся среди мастеров. Его игрой любовались коллеги, восхищались зрители, о нем начала писать пресса.
Работал он много и упорно. Пришлось приложить массу усилий для улучшения дикции. С этой задачей он успешно справился, заслужив уважение Ф.М. Каверина.
В 1941 году М. Пуговкин получил приглашение на работу в кинематограф. Известный режиссер Г.А. Рошаль предложил ему сняться в роли Степаши в картине «Дело Артамоновых». Не раздумывая, Михаил дал согласие. На пробах Рошаль спросил, сможет ли он петь, плясать, играть, и на все был ответ: могу. «Вот молодость! Что ж, будем его снимать», – сказал Рошаль. В этом фильме в роли молодой певицы дебютировала Любовь Орлова.
В то же время М.И. Пуговкин познакомился с Марком Бернесом, они подружились, вместе ездили на гастроли, участвовали в концертах. Бернес ласково называл его – «крестьянин».
Съемки фильма «Дело Артамоновых» шли в июне 1941 года. Картину не успели озвучить, началась война. Михаил, ушел вслед за отцом и братьями на фронт. Попал в стрелковый полк разведчиком. На Смоленщине прошел через кромешный ад без единой царапины, а в августе 1942 года под Ворошиловградом получил ранение в ногу. В госпитале началась гангрена, Михаила готовили к ампутации. Он попросил главного хирурга полевого госпиталя: «Доктор, нельзя мне без ноги, я же артист!». Хирург пошел навстречу.
Лечение длилось долго, болезнь отступала медленно. Из одного госпиталя – в другой, так добрался до Тбилиси. Оттуда его списали в запас, целый месяц добирался до Москвы. Выздоравливая, вспоминая свою трехлетнюю творческую деятельность, он твердо решил: без сцены, без съемочной площадки ему не прожить.
Как только добрался до столицы, пришел в единственный действовавший в то время театр драмы, где главным режиссером был народный артист РСФСР Н.М. Горчаков (ныне Театр имени В. Маяковского). Заведующим музыкальной части был Константин Симонов, ведущими артистами – Валентина Серова и Ростислав Плятт. В театре репетировали пьесу «Москвичка», Михаил получил в ней роль. Успех у публики был огромный.
В 1943 году в Москве открывается Школа-студия В.И. Немировича-Данченко во главе с режиссером МХАТа В.Г. Сахновским. Михаил идет в приемную комиссию, а в ней В.И. Качалов, И.М. Москвин, Н.П. Хмелев, А.К. Тарасова, А.И. Грибов... Просмотрев документы, Москвин удивленно воскликнул: «Вы – артист! Уже артист! И хотите учиться? Да у вас три класса образования?» Несмотря на огромное волнение и отсутствие аттестата об образовании, Михаил благополучно сдал вступительные экзамены. Его первым зачислили в списки студентов. И.М. Москвин, как опытный мастер, был уверен в успехе талантливого юноши.
Сокурсниками Михаила Пуговкина были Владлен Давыдов, Алексей Покровский, Игорь Дмитриев, Андрей Гончаров, Владимир Трошин, Ирина Скобцева. Михаил учился с большим удовольствием, с радостью играя все порученные роли. И.М. Москвин, не скрывая, боготворил студента Пуговкина.
Приглашали М. Пуговкина и в кино. В 1943 году ему досталась небольшая роль солдата Феди в фильме В. Петрова «Фельдмаршал Кутузов», затем в фильме И. Анненского «Свадьба» по А.П. Чехову. Сцена была с танцем, снимали много дублей. Раненая нога болела и кровоточила, но Михаил старался двигаться легко и плавно. Работа в картине запомнилась ему партнерством с Фаиной Раневской, Эрастом Гариным, Зоей Федоровой, с которой через много лет встретился на съемках «Свадьбы в Малиновке».
В 1944 году Михаилу Пуговкину пришлось прервать учебу, так как его призвали на действительную службу в танковое училище в Ветлуге. Начал работать, делать концерты, выступать, защищая честь родного училища. Спустя годы М.И. Пуговкину подарили книгу, выпущенную к 50-летию училища, где есть его портрет с подписью: «Курсант М.И. Пуговкин, много сделавший для развития художественной самодеятельности училища, ныне – народный артист СССР».
Закончилась война. После демобилизации Михаил продолжил занятия в студии МХАТа.
В 1947 году М. Пуговкин женился на своей сокурснице, ныне заслуженной артистке РСФСР Н.В. Надеждиной. У них родилась дочь Елена, проживающая с мужем и сыном Михаилом в Москве. С Н.В. Надеждиной они прожили 12 лет, затем семейная жизнь дала трещину, они разошлись. С дочерью и внуком у Михаила Ивановича были добрые отношения. Н.В. Надеждина перед своим бенефисом 22 мая 1994 года в Омском академическом театре прислала Михаилу Ивановичу приглашение и теплое письмо.
После окончания Школы-студии МХАТа М.И. Пуговкин едет работать на Север. В Мурманском театре Северного флота он играет Олега Кошевого в спектакле «Молодая гвардия». Затем год работы в Вильнюсском русском драматическом театре, а затем снова Москва, театр Ленинского комсомола и съемки в кино. За 8 лет – 16 картин. Среди них «Адмирал Ушаков», «Солдат Иван Бровкин», «Земля и люди», «Олеко Дундич» и др. После фильма «Адмирал Ушаков» критики, пресса дружно отметили, что так искренне и неподдельно может играть только талантливый, одаренный природой актер. Его незаурядная внешность говорила сама за себя. И пошли у Пуговкина одна за другой комические роли, и в каждой из них он был великолепен и неповторим. Много позже режиссеры рассмотрят в нем новые, совершенно иные свойства, которые позволят ему играть роли противоположного жанра.
Фильм «Адмирал Ушаков» снимался в Ялте. Тогда Михаил Пуговкин впервые увидел море. Оно произвело на него грандиозное впечатление. Получилось так, что из 33 фильмов, в которых снялся Михаил Пуговкин, 26 снимали в Ялте, а 6 – в Севастополе. Играл моряков, боцманов, морских офицеров. Входя в образ, ходил в тельняшке, стоял на вахте, драил палубу. Дружба актера с моряками продолжается до сих пор. На 70-летний юбилей Михаилу Пуговкину дарили тельняшки, бескозырки, капитанские кители. Моряки-черноморцы прислали теплое поздравление.
Режиссер Михаил Ромм в молодом актере увидел не только нужный типаж, но и талант, редкую для молодых актеров способность совершенно естественно держаться перед камерой. Именно он сказал ему важную фразу: «Думаю, если будете много работать, то годам к 50 полностью оформитесь. Тогда вас будет еще интереснее снимать». Его слова оказались пророческими. К 50 годам М.И. Пуговкин снялся в 57 фильмах.
В 1955 году на экраны вышел фильм С. Ростоцкого «Земля и люди», где М. Пуговкин колоритно сыграл Гришку Хвата, типичного единоличника из села, не желающего работать на колхоз. Хват еще не уголовник, а вот Софрон Ложкин из фильма «Дело п?стрых», снятого в 1958 году Н. Досталем, – закоренелый преступник со стажем. Роль исполнена великолепно, хотя в преступной среде М. Пуговкину «вращаться», разумеется, не приходилось. Ложкин не был главным персонажем фильма, но Пуговкин сыграл его очень выпукло, поэтому внимание зрителя оказалось приковано именно к нему. Его фигура заслонила других героев картины. Это актерское качество Михаила Пуговкина отмечал и Сергей Бондарчук. Однажды, уже под конец жизни, он сознался Михаилу Ивановичу, что ошибся с ролью Некрасова в фильме «Они сражались за Родину», – надо было снимать Пуговкина, а Ю. Никулину нашлась бы другая роль.
В 1961 году М.И. Пуговкин женится во второй раз, на актрисе Москонцерта А.Н. Лукьянченко. Михаил Иванович и Александра Николаевна прожили счастливо 30 лет. В доме всегда царили уют и порядок, творческая атмосфера. Но 1 апреля 1991 года Александра Николаевна ушла из жизни. Михаил Иванович тяжело переживал потерю. Поэтому, когда его пригласили в Ялту на озвучивание фильма «Болотная стрит», в котором он играл коменданта дома, – уехал без промедления.
С Леонидом Гайдаем М. Пуговкин встретился уже в пору творческой зрелости. Их счастливое сотрудничество продолжалось долгие годы. Потрясающий успех у зрителей имели образы прораба – перевоспитателя из «Операции “Ы”» и режиссера Якина из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», отца Федора из «12 стульев» и др.
В 1965 году Михаилу Ивановичу Пуговкину присвоили звание заслуженного артиста РСФСР. Он много ездил по стране, встречался со зрителями и, конечно, снимался: «Беспокойное хозяйство» в постановке М. Жарова, «Девушка с гитарой» А. Файнциммера, «Суд идет» С. Третьякова, «Нейлон-100» В. Басова, «Майские звезды» С. Ростоцкого и др. Значительной работой в 1967 году оказалась роль Яшки-артиллериста в фильме А. Тутышкина «Свадьба в Малиновке». Потом он сыграл у того же режиссера главную роль в картине «Шельменко-денщик».
Народно-смеховую основу персонажей М.И. Пуговкина высоко ценил режиссер-сказочник А. Роу. Пуговкин снялся у него в нескольких фильмах-сказках. В них актер очень разный. То глуповатый, чванливый король, то отважный, с душой нараспашку воевода, то хитрый, изворотливый атаман. Но общее в них – острохарактерность и комизм.
С восхищением принимает зритель вышедший на экраны в 1969 году сатирический киножурнал «Большой фитиль», где предстает блестящий дуэт выдающихся характерных актеров – Сергея Филиппова и Михаила Пуговкина, играющих в шашки стаканчиками, заполненными коньяком и водкой.
В 1977 году М.И. Пуговкину присваивают звание народного артиста РСФСР, а в 1988 году – народного артиста СССР. После 1982 года Пуговкин снялся в более чем 20 фильмах.
В 2004 году М.И. Пуговкин награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За Победу над Германией», Жукова, «50 лет Победы». Он также награжден украинским орденом «За заслуги» III степени. Избран академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России.
После смерти супруги Александры Николаевны Михаил Иванович приехал в Ялту для работы над фильмом и остался там. В Ялте он познакомился с сестрой своего друга, актера Юрия Медведева – Ириной Константиновной. Со временем они стали работать вместе, Михаил Иванович чувствовал во всем с ее стороны большую заботу. Теперь она – его менеджер, администратор, продюсер, близкий друг, любимая жена.
В августе 1995 года в гостинице «Ялта» кинорежиссер и кинооператор Игорь Красовский снял документальный фильм, посвященный Михаилу Пуговкину. Актеру выпала очень продолжительная творческая жизнь: начав сниматься в кино в 1941 году, он трудится до сих пор. Далеко не каждому актеру удается не только сохранить, но и развить свой творческий потенциал в течение столь длительного срока и быть настолько любимым зрителями в каждой своей роли. Секрет популярности Михаила Пуговкина заключается не только в верности своей теме, но и в органической связи с корнями, обычаями его родной земли, его родного народа.