РАЙКИН Константин Аркадьевич
РАЙКИН Константин Аркадьевич
Народный артист России, лауреат Государственных премий РФ, художественный руководитель Российского государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, профессор
Родился 8 июля 1950 года в Ленинграде. Отец – Райкин Аркадий Исаакович (1911–1987), народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии. Мать – Иоффе Руфь Марковна (1915–1989). Супруга – Бутенко Елена Ивановна, окончила Школу-студию МХАТ, заслуженная артистка РФ, актриса театра «Сатирикон». Дочь – Райкина Полина, студентка Высшего театрального училища имени Б.В. Щукина.
В школе Константин Райкин серьезно готовился стать биологом. Поступать в театральное училище решил уже после выпускных экзаменов. Он поехал в Москву и подал документы в одну из лучших российских театральных школ – Высшее театральное училище имени Б.В. Щукина при Театре имени Евг. Вахтангова (1967). Он блестяще показал себя на первом же прослушивании, буквально поразив приемную комиссию, легко сдал все образовательные предметы и был зачислен в училище на курс замечательного актера и педагога Ю. Катина-Ярцева.
По словам народного артиста СССР, профессора В.А. Этуша – одного из педагогов-наставников К. Райкина, он был не только необыкновенно талантливым студентом. Его всегда отличали удивительная дисциплинированность и работоспособность. Не прийти на репетицию, опоздать было для Райкина немыслимым. Его хватало на все: на работу с ролью, на костюмы, грим, декорации. Театр для него уже тогда не ограничивался игрой на сцене, он знал и умел в нем многое.
В 1971 году К. Райкин окончил театральное училище и получил приглашение Галины Волчек в театр «Современник». Начинать было непросто: многие долго воспринимали его как сына великого отца. Перед ним стояла сложнейшая задача: под грузом фамилии обрести свою дорогу, независимость, признание. В «Современнике» К. Райкин проработал 10 лет, сыграв за это время 38 ролей, в том числе 15 главных в спектаклях: «Валентин и Валентина» М. Рощина, «И пойду… и пойду…» («Записки из подполья», «Сон смешного человека») Ф. Достоевского, «Монумент» Э. Ветемаа, «Лоренцаччо» А. Мюссе (режиссер В. Фокин), «Как брат брату» Д. Рейба (режиссер А. Вайда), «Из записок Лопатина» К. Симонова (режиссер И. Райхельгауз), «Двенадцатая ночь» У. Шекспира (режиссер П. Джеймс), «Балалайкин и Ко» М. Салтыкова-Щедрина (режиссер Г. Товстоногов) и других.
В 1981 году, стремясь к максимальной реализации своих творческих возможностей, ища новые формы для самовыражения, К. Райкин переходит в Ленинградский театр миниатюр под руководством А.И. Райкина. В 1982 году театр переезжает в Москву и становится Государственным театром миниатюр (в 1987 г. переименован в Московский театр «Сатирикон»). В этот период вместе с отцом он сыграл спектакли «Его Величество Театр» (1981) и «Мир дому твоему» (1984), а с пришедшими с ним в театр молодыми артистами – спектакли «Лица» М. Мишина, «Что наша жизнь?» А. Арканова. В спектакле «Лица» (1984, режиссер В. Фокин) К. Райкин не только исполнил главную роль, но и выступил в качестве хореографа. В 1985 году состоялась премьера его авторской программы «Давай, артист!..», и в том же году ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
В 1987 году не стало Аркадия Исааковича Райкина. В 1988 году художественное руководство театром «Сатирикон» (ныне Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина) перешло к его сыну. Еще при жизни отца они много говорили о будущем театра, об ансамбле актеров, о сценической выразительности, зрелищности спектаклей. Строительство нового театра теперь стало главным делом его жизни.
Заслужив право на громкое звание лидера и став руководителем театра, Райкин ищет для него новое лицо, постепенно формируя полноценный драматический репертуар.
На сцене театра появляются «Служанки» Ж. Жене (режиссер Роман Виктюк, 1988). Резко изменив привычный курс театра, Райкин одержал громкую победу. «Служанки» стали событием в театральной жизни. Спектакль имел огромный успех, объездил много стран. Среди многочисленных призов, полученных «Служанками» на международных фестивалях, есть приз «За виртуозность актерской игры» (фестиваль БИТЕФ, 1990), которым награжден К. Райкин (Соланж) и его партнеры.
Творческая встреча с режиссером Л. Трушкиным подарила К. Райкину две замечательные работы: роль Джорджа в спектакле «Там же, тогда же…» Б. Слейда (Театр Антона Чехова, 1990) и Сирано в спектакле «Сирано де Бержерак» (совместная постановка «Сатирикона» и Театра Антона Чехова, 1992).
В 1992 году К.А. Райкин удостоен звания народного артиста Российской Федерации.
После «Там же, тогда же...», где с чаплинскими остротой и пронзительным сочувствием был сыгран «маленький человек» большой Америки, после романтического экзистенциализма Сирано наступил черед поэта и безумца Брюно в спектакле «Великолепный рогоносец» Ф. Кроммелинка (1994, режиссер П. Фоменко). За роль Брюно, в которой Райкину удалось передать на сцене сложнейшие подробности душевных движений своего героя, обнаружить неизмеримые бездны и выси человеческого духа, ему присуждена Государственная премия РФ в области литературы и искусства (1995). Ассоциация деятелей культуры «Музы свободы» вручила К. Райкину премию «Хрустальная Турандот» за лучшую мужскую роль.
В 1995 году состоялась премьера спектакля «Превращение» Ф. Кафки (совместно с Театральным центром имени Вс. Мейерхольда, режиссер В. Фокин). За роль Грегора Замзы К. Райкин удостоен Национальной театральной премии Союза театральных деятелей РФ «Золотая маска».
В 1996 году К. Райкин сыграл отчаянного бандита-эстета Мэкки-Ножа в «Трехгрошовой опере» Б. Брехта (режиссер В. Машков). Его следующей актерской работой была роль остроумного, мудрого Жака в спектакле «Жак и его Господин» по пьесе М. Кундеры (режиссер Е. Невежина, 1998). За эту работу К. Райкин удостоен Международной премии К.С. Станиславского и премии российских деловых кругов «Кумир».
В спектакле «Гамлет» У. Шекспира, поставленном в «Сатириконе» Робертом Стуруа (1998), К. Райкин сыграл главную роль. Спектакль имел большой успех и у зрителей, и у театральной критики и был приглашен в Пловдив (Болгария) летом 1999 года в рамках театрального проекта «Гамлет-2000».
В 2000 году состоялась премьера моноспектакля К. Райкина «Контрабас» П. Зюскинда (режиссер Е. Невежина). Эта выдающаяся актерская работа принесла К. Райкину вторую «Золотую маску».
В «Сатириконе» в разные годы работали замечательные театральные режиссеры: Роман Виктюк, Петр Фоменко, Валерий Фокин, Роберт Стуруа, Елена Невежина, Юрий Бутусов и другие. По словам К. Райкина, он никогда не боялся быть учеником, и, участвуя как актер в работе этих знаменитых постановщиков, всегда старается как можно больше усвоить из их профессионального мастерства.
Константин Аркадьевич много и успешно работает в «Сатириконе» как режиссер. Поставленные им спектакли: «Маугли» (1990), «Такие свободные бабочки» (1993), «Ромео и Джульетта» (1995), «Кьоджинские перепалки» (1997), «Квартет» (1999) – отличаются оригинальностью трактовки, глубиной прочтения пьесы. Настоящим событием стал поставленный К. Райкиным «Шантеклер» Э. Ростана (2001).
В 2002 году состоялась новая встреча с Робертом Стуруа. На этот раз режиссер поставил в «Сатириконе» веселый и одновременно грустный спектакль «Синьор Тодеро хозяин» по малоизвестной пьесе Карло Гольдони с Константином Райкиным в главной роли (премия фонда К.С. Станиславского «Московская премьера»). Эта роль стала еще одним ярким штрихом в череде сценических открытий К. Райкина. За этот спектакль и спектакль «Контрабас» Райкин был удостоен второй Государственной премии РФ в области литературы и искусства.
В 2003 году на сцене «Сатирикона» появляется русская классика – пьеса А.Н. Островского «Доходное место» в постановке Константина Райкина, который впервые обратился к творчеству великого русского драматурга. Театр читает А.Н. Островского на современном театральном языке. На сцене – самые мощные творческие силы «Сатирикона» с присущими театру ритмами, энергией, пластикой и темпераментом.
В 2004 году в «Сатириконе» сыгран «Ричард III» У. Шекспира в постановке петербургского режиссера Юрия Бутусова. В роли Ричарда выступил Константин Райкин. Выступил блестяще, после чего в одной из рецензий было написано: «Если в России сегодня существует великий актер – это Константин Райкин». За эту роль Константин Аркадьевич получил третью «Золотую маску» (номинация «лучшая мужская роль»).
С 2001 года Константин Аркадьевич руководит курсом в Школе-студии МХАТ. В 2005 году состоялся первый выпуск студентов актерского факультета – курса профессора К.А. Райкина. Художественный руководитель «Сатирикона» подготовил новое поколение артистов театра. Визитной карточкой молодых артистов стал дипломный спектакль «Страна любви» по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка», который вошел в репертуар театра.
В 2005 году осуществлен совместный проект театра «Сатирикон» и Театра имени А.С. Пушкина – спектакль «Косметика врага» по роману бельгийской писательницы А. Нотомб (режиссер Р. Козак). В этом спектакле на двоих К. Райкин сыграл Текстора Текселя, еще раз продемонстрировав свое беспредельное актерское мастерство. «Райкин сыграл тут не злодея, а зло как таковое, – писала газета “Известия”. – Зло с пустыми глазницами. Концентрированное, но имперсональное. Сущее, но не существующее. Лишенное индивидуальности. Не злую душу, а отсутствие души. Пугающее ничто. Любопытно наблюдать, как вертлявый бес, в виде которого предстает поначалу перед нами Текстор Тексель, по ходу дела превращается в эдакую черную дыру, от которой веет смертельным холодом».
После детективного триллера Амели Нотомб Райкин-режиссер обратился к драматургии знаменитого английского комедиографа Рэя Куни, и в «Сатириконе» появилась искрометная комедия положений «Смешные деньги». Большинство героев пьесы появляется именно в те моменты, когда ни в коем случае не должны появляться, и видят то, что ни в коем случае не должны видеть. Всем приходится врать, выкручиваться, то и дело что-нибудь придумывать… Эта пьеса – настоящий подарок для актеров.
Новый сезон 2006/2007 года в театре открылся премьерой «Короля Лира» в постановке Юрия Бутусова. В главной роли – Константин Райкин.
Константин Аркадьевич Райкин – Артист с большой буквы, чья преданность театру граничит с фанатизмом. Диапазон его творчества необыкновенно широк: он уверенно существует и в комедии, и в драме, и в трагедии, и в гротеске. Каждый его выход на сцену – это триумф актерского искусства, мощного, глубокого, захватывающего своей энергией. Одна из главных тем К. Райкина в искусстве – вызов, дуэль с жизнью, ее жестокой обыденностью и пошлым несовершенством.
За годы руководства «Сатириконом» К. Райкину удалось создать, по сути, новый театр, впитавший лучшие черты своего предшественника и превратившийся в первоклассный репертуарный ансамблевый театр, пользующийся неизменным успехом у российских и зарубежных зрителей. «Сатирикон» вышел в лидеры зрительских симпатий, все спектакли идут при неизменном аншлаге, что во многом объясняется их зрелищностью, яркостью постановок. Как художественный руководитель К.А. Райкин – настоящий «генератор идей», успешно решающий многочисленные проблемы сегодняшнего дня и непрестанно думающий о будущем «Сатирикона». По словам Константина Аркадьевича, для него «Сатирикон» – это семья, это дом, где он растет сам и растит молодых актеров, успехи которых считает частью своей жизни.
В кино Константин Райкин дебютировал в маленькой роли в военной картине «Командир счастливой “Щуки”». Широкую известность ему принесли роли в фильмах «Много шума из ничего» (режиссер С. Самсонов, 1971) и «Свой среди чужих, чужой среди своих» (режиссер Н. Михалков, 1972). Причем во время съемок последнего все трюки актер выполнял сам, без дублера. Большой зрительский успех сопутствовал К. Райкину после главной роли в музыкальной ленте режиссера В. Воробьева «Труффальдино из Бергамо» (1976). В другом музыкальном фильме – «Остров погибших кораблей», снятом Е. Гинзбургом в 1988 году, он также сыграл одну из главных ролей (Шолом). Драматический дар Константина Райкина и его мастерство перевоплощения ярко проявились в картине «Тень, или Может быть, все обойдется» (1990), поставленном М. Козаковым по пьесе Евг. Шварца, где актер исполнил две роли – Ученого и его Тени. Помимо перечисленных снялся в фильмах: «Комедия о Лисистрате», «Руанская дева по прозвищу Пышка», «Русский регтайм», «Стреляющие ангелы», «Простодушный». В 2001 году К. Райкин сыграл роль Пуаро в телевизионном фильме «Ошибка Пуаро» по роману Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда» (режиссер С. Урсуляк).
К.А. Райкин награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000). С 1975 года является членом Союза театральных деятелей России. С 2001 года – член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.
Живет и работает в Москве.