САРКИСЯН Акоп Гургенович
САРКИСЯН Акоп Гургенович
Генеральный директор ООО «Эрнст энд Янг – оценка» и ООО «Эрнст энд Янг – стоимостное консультирование», член партнерского консультативного совета глобальной организации «Эрнст энд Янг», член правления Российского общества оценщиков
Родился в 1959 году в селе Ацеван Котайского района (Армения).
Отец – Саргсян Гурген Акопович (1932–1995), преподаватель в средней школе. Мать – Овсепян Ася Акоповна (1932–2007), по специальности историк, преподаватель в средней школе. Супруга – Трусь Ирина Александровна (1959 г. рожд.). Сын – Саркисян Саркис Акопович (1989 г. рожд.), студент Московского архитектурного института. Дочь – Саркисян Каринэ Акоповна (1991 г. рожд.), студентка МГУ имени М.В. Ломоносова.
Когда речь заходит о бизнесе и его заметных представителях, обычно говорят об олигархах, банкирах, руководителях холдингов, концернов, держателях торговых марок и т.п. Акоп Саркисян не из их числа, хотя представляет крупнейший бизнес, мировой бренд. За полтора десятка лет рыночных преобразований в России, когда стремительно совершались удивительные карьеры деловых людей, он прошел по сложной, но прекрасной траектории, приобретя многие атрибуты специалиста мирового класса. Блестящий математик, ставший членом партнерского консультативного совета одной из самых авторитетных мировых компаний – «Эрнст энд Янг».
Проследим его творческую и деловую судьбу начиная с корней рода. История фамилии Саркисян теряется в бурном водовороте трагических событий, связанных с геноцидом армянского народа в Османской империи в конце XIX века. Вероятно, род берет свое начало из Ирана, возможно – от армян, живших на озере Ван в Турции. О прадеде А.Г. Саркисяна Саркисе известно лишь то, что 5–7 летним ребенком он был вывезен из Западной Армении и оказался в Ереване. В начале XX века Саркис, будучи очень способным юношей, обладая от природы инженерным складом ума, нашел себе работу по кузнечному делу, а затем открыл собственную мастерскую по ремонту и сборке оружия, в частности маузеров. Он сумел наладить поставку комплектующих для маузеров из-за границы.
Процветающее дело Саркис передал своему сыну Акопу. У Акопа Саркисовича не было специального образования, он учился у отца и успешно продолжил его дело – значительный по тем временам бизнес. Предков Акопа Гургеновича в те времена стали называть Чилингарами – на тюркском языке «оружейники».
Акоп Саркисович – по характеру и убеждениям настоящий промышленник, всегда ставил себя вне политики, не состоял ни в какой партии и не делал различия между заказчиками. Женился он на девушке на 20 лет моложе себя по имени Эрикназ. У них родилось трое сыновей. Чтобы не потерять единственную связующую нить с утерянным родом, Акоп Саркисович изменил свою фамилию Мовсесян на Саркисян, так как единственное, что ему доподлинно было известно, это имя его отца – Саркис.
После революции в Армении, когда к власти пришли Советы, Акоп Саркисович, опасаясь за судьбу своих близких, решился уехать из страны. Семья эмигрировала в Иран. После выхода знаменитого постановления Совнаркома о возвращении в СССР эмигрантов они вернулись на родину. Опасения бабушки, не желавшей возвращаться, подтвердились: уже на границе их ждали сотрудники НКВД. Акопа Саркисовича арестовали. Но, видимо, его абсолютная аполитичность спасла его от физического уничтожения. Дом в Ереване конфисковали, и семья принудительно была отправлена в село Ацаван в предгорьях Араратской долины – каменистое, неплодородное место.
Там Акоп Саркисович со свойственной ему хозяйственностью выстроил себе дом, стал возделывать поля (поля эти стали называться полями Чилингара), пережил не одно раскулачивание. Его уважали и любили местные жители, многие из которых получали работу в его хозяйстве. В голодные годы Великой Отечественной войны Акоп Саркисович продолжал возделывать землю. В подземных хранилищах собственной конструкции он сберегал тонны хлеба и раздавал его местному населению совершенно бескорыстно. Фактически, благодаря ему многие семьи смогли выжить.
Деда А.Г. Саркисяна по материнской линии тоже звали Акопом. Он получил инженерное образование в Санкт-Петербурге, потом заведовал гидротехническими сооружениями Идживанского района и соорудил систему орошения, которая функционирует до сих пор. В 1937 году он пал жертвой сталинских репрессий. Его жена одна вырастила трех дочерей и сына, который погиб во время Великой Отечественной войны в Белоруссии, будучи командиром артиллерийской батареи.
Отец А.Г. Саркисяна умел делать буквально всё – инженерный талант он унаследовал от деда и от отца. В 1962 году, купив на окраине Еревана немного земли, он построил собственный дом. Работал в средней школе. Продолжая преподавать, он решил завести пасеку и вскоре стал известнейшим пчеловодом в республике.
Мать также преподавала в ереванской средней школе современную историю и историю Армении. Она свою жизнь посвятила воспитанию детей. В школе Асе Акоповне всегда давали самые трудные классы, и дети уважали и любили ее. Благодаря природному педагогическому дару ей удалось привить собственным детям высокую нравственность, трудолюбие и целеустремленность. В семье выросло трое сыновей. Старший – Рафаэль, окончил Ереванский медицинский институт, доктор медицинских наук, профессор, известный хирург, работает в Национальном центре онкологии Министерства здаравоохранения Республики Армения. Средний – Роберт, по образованию инженер-строитель, окончил Ереванский политехнический институт, занимается бизнесом, связанным со строительными материалами.
Акоп Саркисян уже с детства четко понимал, что будет заниматься математикой. Он учился в школе, где преподавал отец, и всегда был отличником – за все годы учебы из текущих оценок имел всего три «четверки». Школу окончил с золотой медалью. Самым любимым занятием Акопа было решение задач, и в 6-м классе он уже решал задачи для 10-го. Помимо учебы мальчик занимался музыкой – брал частные уроки игры на аккордеоне у профессора Согомоняна. За пять лет пройдя курс музыкальной школы и будучи одним из лучших учеников, он очень удивил и огорчил своего педагога сообщением, что собирается поступать на мехмат в Ереванский университет. Математика была единственной страстью Акопа, и свое будущее он не мыслил связать ни с чем иным.
По окончании школы отец посоветовал Акопу заняться не чистой теорией, а учиться конкретному делу, какому-либо ремеслу.
А.Г. Саркисян поступил в Ереванский политехнический институт на факультет промышленного и гражданского строительства. Золотому медалисту нужно было сдать лишь один профильный экзамен – математику, что он и сделал, как всегда на «отлично». В институте А.Г. Саркисян тоже учился только на одни «пятерки», получал Ленинскую стипендию. Уже после первого семестра у него сложилось определенное расписание посещений читального зала, во время которых он консультировал студентов по различным предметам. Это получилось естественным образом, все студенты знали дни и часы этих консультаций. Когда решался вопрос о присвоении А.Г. Саркисяну Ленинской стипендии, вся студенческая общественность ходатайствовала за него, и эти консультации были учтены как необходимая для Ленинского стипендиата общественная нагрузка.
Математика оставалась любимой дисциплиной А.Г. Саркисяна. Преподаватель Вермишян, обнаружив, что А.Г. Саркисян уже знает то, что читается на лекциях, отправил его к своим коллегам в университет, где он мог слушать лекции по функциональному анализу, аналитической геометрии, векторной алгебре. И несмотря на то что в те годы нельзя было параллельно учиться в двух институтах, он, по сути дела, без диплома окончил и университет. В 1979 году А.Г. Саркисян попытался с потерей одного курса перевестись в Московский физико-технический институт, на факультет аэрокосмических исследований, но его не приняли, так как в том году – предшествовавшем Олимпиаде, в московские вузы не переводили студентов из других республик.
В 1981 году А.Г. Саркисян окончил институт с «красным» дипломом и мог сразу же поступать в аспирантуру без обязательного для остальных двухгодичного стажа работы. Для этого нужно было приехать на экзамены в Москву не позже начала октября, но этого сделать не удалось. До конца сентября А.Г. Саркисян находился на армейских сборах. Начальник военной кафедры института не пошел навстречу одному из лучших, если не лучшему студенту института – не согласился отпустить его на неделю раньше.
Два года А.Г. Саркисян работал по распределению в Армянском научно-исследовательском институте строительства и архитектуры (АрмНИИСА), в лаборатории сейсмостойкого строительства у академика Эдуарда Ефремовича Хачияна, известнейшего механика-математика. Здесь он мог применить свои знания в математике. За два года по результатам работ А.Г. Саркисяном совместно с академиком Хачияном и В.А. Амбарцумяном было опубликовано немало работ в научных изданиях. В Академии наук СССР вышла книга по волновой механике и сейсмологии, где была глава по распространению волн в стратифицированных средах, написанная 24-летним младшим научным сотрудником А.Г. Саркисяном.
В 1982 году по рекомендации Хачияна А.Г. Саркисян приезжает в Москву и оформляется в соискатели ученой степени к выдающемуся ученому, специалисту по динамике сооружений Александру Израилевичу Цейтлину. В 1983 году он поступает в аспирантуру Центрального научно-исследовательского института строительных конструкций (ЦНИИСК) имени В.А. Кучеренко. В 1987 году защищает кандидатскую диссертацию на тему «Решение динамических задач вязко-упругости методом граничных элементов». Вместе с присвоением А.Г. Саркисяну ученой степени кандидата технических наук Ученый совет предложил ему дополнить работу и защитить докторскую диссертацию.
Во время учебы в аспирантуре в 1984 году А.Г. Саркисян познакомился со своей будущей супругой Ириной Александровной – тоже аспиранткой. Она окончила Брестский инженерно-строительный институт, факультет промышленного и гражданского строительства. Прадед супруги по материнской линии, выпускник Бауманского технического училища, был соратником знаменитого генерала Карбышева при укреплении Брестской крепости; дед был солистом балета, танцевал в Минском театре оперы и балета; отец – член-корреспондент Академии наук Белоруссии, материаловед.
В 1987 году они поженились. Ирина Александровна пожертвовала своей карьерой ради карьеры мужа. В 1987 году, когда он защитил кандидатскую диссертацию, ее работа была тоже практически готова. Чтобы остаться в Москве, она нашла работу инженера-конструктора в конструкторском бюро в Павлово-Посадском платочном объединении, получив там прописку. Молодой семье дали комнату в рабочем общежитии. В дальнейшем институт помог с московской пропиской, но на первых порах этот самоотверженный шаг сыграл решающую роль в судьбе Акопа Гургеновича.
Уже во время учебы в аспирантуре А.Г. Саркисяну представился случай показать свой высокий профессиональный уровень. Известный производитель металлургического оборудования – немецкая компания «Тиссен Крупп» продала Челябинскому металлургическому комбинату конвертор аргонно-кислородного рафинирования стали. В конвертор, где обогащалась и рафинировалась сталь, под колоссальным давлением подавались аргон и кислород, при этом возникали сильнейшие динамические удары, и колебания распространялись далеко вокруг. Рядом с конвертором находилась 60–70-метровая заводская труба, которая могла не выдержать этих колебаний.
А.И. Цейтлин получил приглашение от Госстроя СССР принять участие в переговорах с представителями компании «Тиссен Круп», которые предлагали чрезвычайно дорогостоящее решение проблемы. Вместо себя Александр Израилевич предложил поехать на совещание А.Г. Саркисяну, специализацией которого были как раз волновые задачи. На совещании, оценив предложения немецких специалистов, А.Г. Саркисян со всей прямотой молодости высказал свое мнение о некорректности этих предложений и предложил свое решение. Немецким специалистам ничего не оставалось, как признать его правоту. После этого буквально за неделю в ЦНИИСК имени В.А. Кучеренко все необходимые расчеты были сделаны. Государство сэкономило сотни тысяч немецких марок.
С того момента как А.Г. Саркисян начал работать в докторантуре, А.И. Цейтлин, будучи очень занятым человеком, стал доверять ему почти всех своих аспирантов. Более того, он, докторант, руководил работами даже и некоторых докторантов.
В начале 1990-х годов, когда на экономику страны обрушилась шоковая терапия, одной из наиболее незащищенных областей оказалась фундаментальная и прикладная наука. ЦНИИСК имени В.А. Кучеренко – флагман строительной науки, занимавшийся всем спектром задач начиная с сопротивления материалов, теории сооружений и заканчивая изготовлением и испытанием реальных конструкций и фрагментов сооружений, в один день был поставлен перед фактом полного отсутствия государственных заказов. В течение последующих двух лет такое положение дел сохранялось. Считая свое дело важным для страны, сотрудники института продолжали работать, не получая практически никакой компенсации.
В семье А.Г. Саркисяна на тот момент было уже двое маленьких детей. При этом его родители, оставшиеся в Армении, где в эти годы одно трагическое событие следовало за другим (землетрясение, конфликт в Нагорном Карабахе, блокада), тоже нуждались в помощи. Акоп Гургенович, будучи в этот момент докторантом, получая символическую стипендию, вынужден был выполнять договорные работы в различных регионах страны, делая всевозможные обследования по динамике сооружений. По результатам таких исследований он совместно со своими коллегами получил престижную награду – серебряную медаль ВДНХ СССР.
Исследования А.Г. Саркисяна последних лет были посвящены решению плохообусловленных систем линейных алгебраических уравнений. Проблема эта в научных кругах считалась нерешаемой. Однако А.Г. Саркисяном вместе с его аспирантом Б.А. Адамико были найдены числовые решения данных задач, что явилось фундаментальным достижением в линейной алгебре.
Аналогичные задачи возникали в экономике при макроэкономическом прогнозировании – «обратная матрица Леонтьева». Американские коллеги лауреата Нобелевской премии по экономике В.В. Леонтьева просили разработчиков решить тестовую задачу с помощью найденного ими алгоритма, что и было успешно продемонстрировано.
Это достижение принесло А.Г. Саркисяну известность в экономических кругах. Поступали предложения работать в США – доводить работу над алгоритмом, над программным продуктом до конца. Желая оставить приоритет в этой работе за Россией, А.Г. Саркисян категорически отказался от этих предложений.
Стал фактом массовый уход специалистов. До тех пор пока у А.Г. Саркисяна оставались аспиранты, он не мог позволить себе покинуть институт. Переломный момент наступил тогда, когда появилась настоятельная необходимость помогать родителям в Ереване, но не было средств даже для поездки туда. На этом этапе Акоп Гургенович принял решение изменить род занятий. Выпустив с А.И. Цейтлиным последнего аспиранта, он посчитал себя свободным. Это случилось осенью 1994 года.
Еще в мае 1994 года А.Г. Саркисян получил предложение от компании «Эрнст энд Янг». Руководство компании проявляло очевидную заинтересованность, и в ноябре он согласился. А.Г. Саркисяну было предложено выбрать область, где он хотел бы применить свои знания.
В одном из департаментов компании – департаменте финансовых услуг – работал в это время один из бывших коллег Акопа Гургеновича. Там существовали услуги по оценке бизнеса, активов и т.д. Акоп Гургенович понял, что в этой области он может применить, пусть и не в полной мере, свои знания.
Так в конце 1994 года А.Г. Саркисян был принят на работу в «Эрнст энд Янг». Решение уйти из большой науки далось ему нелегко. Пришлось полностью отдаться новому роду занятий, отложив фундаментальную математику – свой ежедневный любимый труд.
На новой должности А.Г. Саркисян начал заниматься оценкой предприятий и активов, так как в этой области требуется специальный математический аппарат. В рамках консультационных услуг оценка активов была той сферой, где в наибольшей степени требуются технические знания. В этой работе, когда оцениваются предприятия начиная от зданий и заканчивая оборудованием, помогло и инженерное образование. В 1997 году появилась дочерняя компания «Эрнст энд Янг» в СНГ. Со своим партнером И.И. Недужим и коллегами А.Г.Маркисян фактически с нуля создал службу оценки в России. Была разработана методика массовой оценки, когда оцениваются сотни тысяч, миллионы инвентарных объектов. Первым большим успехом компании в 1997 году стала оценка одного из крупнейших естественных российских монополистов согласно правилам российского бухгалтерского учета.
В 2000 году А.Г. Саркисян избран партнером компании – по сути совладельцем, акционером. Помимо этого, А.Г. Саркисян является генеральным директором ООО «Эрнст энд Янг – оценка» и генеральным директором ООО «Эрнст энд Янг – стоимостное консультирование». Он стал руководителем группы оценки, входившей в департамент консультационных услуг по сделкам.
В 2002 году после объединения «Эрнст энд Янг» с компанией «Артур Андерсен» он продолжал быть главой оценочной службы объединенной компании. Вошел в компенсационный комитет, определяющий компенсационные пакеты партнеров. Без согласия этого комитета совет директоров не может принимать решений о том или ином пакете компенсаций.
В 2006 году А.Г. Саркисян делегирован в региональный партнерский консультативный совет компании в Центральной Европе.
В 2007 году он выдвинут в партнерский консультативный совет глобальной организации «Эрнст энд Янг», являющийся высшим органом корпоративного управления. Там он представляет страны СНГ, страны Балтии, Польшу, Австрию, Венгрию, Чехию, Словакию, Словению и Хорватию. Партнеров такого уровня в глобальной компании около 40 человек.
А.Г. Саркисян является членом правления Российского общества оценщиков. Он – член экспертного совета по интеллектуальной собственности комитета по предпринимательской деятельности в Государственной думе, член Оценочного совета Министерства экономического развития и торговли РФ.
С 2005 года А.Г. Саркисян обучался в знаменитой бизнес-школе Чикагского университета, которую окончил в 2007 году.
Как гражданин России, имеющий свою гражданскую позицию, А.Г. Саркисян стремится к тому, чтобы оценка интеллектуальной собственности российских предприятий проводилась объективно, несмотря на то, что сами российские отраслевики зачастую недооценивают стоимость своих интеллектуальных ресурсов. Компания «Эрнст энд Янг» в этом смысле является действительно международной, транснациональной. Она имеет свою карту мира, на которой обозначены не политические границы, а места работы лучших специалистов. Эти специалисты, в какой бы стране мира ни жили, собираются вместе в одну интернациональную команду для решения задач, поставленных клиентами.
За годы работы в «Эрнст энд Янг» А.Г. Саркисян оказывал помощь компаниям в создании новой стоимости для своих акционеров, для общества, в управлении этой стоимостью, в повышении их эффективности.
А.Г.Саркисян - аккредитованный старший оценщик Американского общества оценщиков (ASA). В августе 2008 года Американским обществом оценщиков ему присуждено Почетное звание международно-признанного эксперта по оценке. Он является Почетным членом Королевского Института Дипломированных Инспекторов (RICS) (2009).
Предметом особой заботы и гордости Акопа Гургеновича являются его дети. Сын Саркис с самого раннего детства обладал особыми способностями к рисованию. Когда ему исполнилось 7 лет, он поступил в художественно-театральную школу имени Г. Вишневской в Москве. Дочь Карина имеет определенные способности к изучению языков и к рукоделию.
А.Г. Саркисян хорошо знает классическую музыку, любит Чайковского, Моцарта, особенно в исполнении Венского оркестра под управлением Герберта фон Караяна. Сам увлекается игрой на аккордеоне и мечтает приобрести в Италии настоящий концертный аккордеон, чтобы музицировать в кругу своих близких. Интересуется механическими часами и хорошо в них разбирается, хотя и не коллекционирует.