ЛАВРОВ Сергей Викторович
Министр иностранных дел РФ, постоянный член Совета безопасности РФ, чрезвычайный и Полномочный Посол РФ, Герой труда Российской Федерации, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», заслуженный работник дипломатической службы РФ
За время работы на посту министра иностранных дел РФ Сергей Лавров в сложнейший исторический момент перехода к новому мировому порядку своим профессионализмом и преданностью делу преумножил и укрепил роль России в мировой политике. Россия вернулась к роли ведущего геостратегического партнера основных политических стран-игроков, и ныне ее позицию должны учитывать все державы.
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Родился 21 марта 1950 года в Тбилиси. Мать, Калерия Борисовна Лаврова, была сотрудницей Министерства внешней торговли СССР. Супруга, Мария Александровна Лаврова, — филолог, преподаватель русского языка и литературы, в один из периодов жизни работала в библиотеке Постоянного представительства Российской Федерации при ООН. Дочь, Екатерина Сергеевна Винокурова, изучала политологию в Колумбийском университете и магистратуру по экономике в Лондоне, была директором российского отделения аукционного дома Christie’s, с 2015 года реализует собственный художественный проект Smart Art, имеет сына и дочь.
Будущий министр иностранных дел России родился в Тбилиси, на легендарном Авлабаре, но был еще дошкольником, когда его увезли в Москву. Затем, пока мать была в долгой зарубежной командировке, он жил с дедом и бабушкой в Ногинске. Дед, Борис Николаевич Лавров, был начальником железнодорожной станции Ногинск, бабушка — медсестрой. Там Сергей пошел в школу №2 имени В.Г. Короленко с английским уклоном, а окончил (с серебряной медалью) московскую школу №607, тоже с углубленным изучением английского языка.
Одним из его любимых предметов была физика, и он планировал поступать в МИФИ или МФТИ. Но поскольку мать работала в дипломатической сфере, дальнейшее образование и профессиональный путь оказались во многом предопределены. Вступительные экзамены в Московский государственный институт международных отношений МИД СССР (МГИМО) проводились на месяц раньше, чем в других вузах, и Сергей Лавров успешно их сдал.
В студенческие годы он ездил со стройотрядами в Хакасию, Туву, Якутию, на Дальний Восток, участвовал в строительстве Останкинской телебашни, был культоргом курса, а потом и всего вуза.
Его, организатора «капустников», автора стихов и исполнителя песен под гитару — друзья называли душой компании. На 3-м курсе Сергей Викторович женился на Марии Александровне. Родилась дочь.
В 1972 году Сергей Лавров окончил институт. На восточном отделении, где он учился, ему достался сингальский язык — основной на острове Цейлон, родственный мальдивскому языку дивехи. Конечно, он выучил и английский, и французский языки.
В то время не существовало правила, по которому выпускник МГИМО должен был некоторое время отработать в центральном аппарате МИДа.
Когда освободилось место в советском посольстве в Республике Шри-Ланка, Лавров отправился туда старшим референтом. Советский Союз строил там шинный завод и металлургический комбинат, через советское посольство в Шри-Ланке поддерживал дипломатические отношения с Мальдивской Республикой. В посольстве работали 24 дипломата. Лаврову было поручено заниматься непрерывным анализом ситуации в республике; он стал переводчиком посла Рафика Нишановича Нишанова, выполнял функции его личного секретаря и помощника, заведовал протоколом. Вскоре получил дипломатический ранг атташе.
В 1976 году Лавров вернулся в Москву. До 1981 года занимал должности третьего, затем — второго секретаря Отдела международных экономических организаций МИД СССР, занимался аналитической работой, входил в число многих делегаций.
С 1981 по 1988 год был первым секретарем, советником и старшим советником Постоянного Представительства СССР при ООН в Нью-Йорке.
Там Лавров стал одним из самых заметных дипломатов. Его страсть к кофе и сигаретам, общительность, блестящий английский и невероятная работоспособность обеспечили ему симпатию и даже дружбу многих западных коллег.
Страна помнит эпоху Эдуарда Шеварднадзе в МИДе во второй половине восьмидесятых: удаление кадровых дипломатов, понимавших, что происходит с внешней политикой страны. Лавров на «удаленной работе» тогда сохранил и место, и трезвый патриотический взгляд.
В 1988 году он был назначен заместителем начальника управления международных экономических отношений МИД СССР, со временем — первым заместителем, а потом и начальником этого же управления. Был членом КПСС до 1991 года. В 1991–1992 годах возглавлял Управление международных организаций МИД СССР (с 1992 года — Департамент международных организаций и глобальных проблем МИД РФ).
3 апреля 1992 года Сергей Лавров стал заместителем министра иностранных дел РФ. Курировал деятельность Департамента международных организаций и международного культурного сотрудничества, Департамента по делам государств СНГ. 5 июня 1992 года ему был присвоен ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации.
В марте 1993 года Лавров назначен заместителем председателя Межведомственной комиссии по участию РФ в международных организациях системы ООН, в ноябре 1993-го — сопредседателем Межведомственной комиссии координации участия РФ в миротворческой деятельности. Участвовал в переговорах по согласованию Устава СНГ, по прекращению огня в грузино-абхазском конфликте, занимался конфликтами в Осетии, Карабахе и Приднестровье.
На фоне последовательных уступок российских национальных интересов МИД РФ стал терять уровень профессионализма и превращаться в «протокольный отдел». Сергей Лавров оставался одним из тех немногих, кто сохранял традиции русской и советской дипломатии.
На посту заместителя министра иностранных дел он пробыл до января 1994 года, когда его назначили постоянным представителем РФ при ООН и представителем РФ в Совете Безопасности ООН.
В январе 1996 года министром иностранных дел стал Евгений Примаков. В обществе говорили, что он вернул достоинство российской дипломатической службе. Внешнюю российскую политику назвал тогда «доктриной Примакова» именно Сергей Лавров. В том же году он был награжден орденом Почёта.
В 1997 году во время очередной реорганизации правительства обсуждалась идея назначить Лаврова министром внешних экономических связей и торговли, но он пожелал остаться в постпредстве.
Тогда Лавров и приобрел репутацию решительного и принципиального дипломата. Отстаивая позицию России, он не раз делал жесткие заявления на заседаниях Совета Безопасности.
В 2000 году демонстративно покинул заседание Совбеза ООН, когда представителя Югославии не допустили к дискуссии по Балканскому региону; указывал на предвзятое отношение Гаагского трибунала к сербам и требовал его закрытия. Он досконально разобрался в многосторонней дипломатии; благодаря его личным усилиям ООН одобрила рекордное количество российских инициатив.
В 1998 году Сергей Лавров награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
В начале 2000-х годов Россия вышла на новый внешнеполитический курс прагматичного следования своим экономическим и геополитическим интересам. Российская внешняя политика стала многовекторной: началось налаживание взаимодействия не только со странами Запада и «ближнего зарубежья», но и Азии, Африки, Латинской Америки. Президент Владимир Путин обозначил ее приоритеты: создание многополярной системы международных отношений, противодействие принижению роли ООН и Совета Безопасности, решение внешнеполитических задач согласно национальным интересам государства.
Усиление влияния России способствовало потеплению отношений с Западом в экономическом и политическом плане. После терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке позиции России и США сблизил общий враг в лице международного терроризма. В октябре 2001 года на форуме АТЭС в Шанхае впервые была высказана идея положительной трансформации отношений между Россией и НАТО. В 2002 году подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП) и создан совет Россия–НАТО.
Девять с половиной лет работы в ООН принесли Лаврову популярность в России и международных кругах. Его деятельность освещало российское телевидение; он получил известность у россиян, признание и уважение в международной и российской политической элите. Сергей Викторович стал блестящим знатоком мировой политики и мастером верных решений (в том числе — в Югославии, Ираке, Афганистане) и борьбе с терроризмом (особенно после крушения «башен-близнецов»). Считается, что молодой Президент РФ Владимир Путин обратил внимание на Сергея Лаврова еще в сентябре 2000 года, во время «Саммита тысячелетия» ООН в Нью-Йорке.
9 марта 2004 года указом президента Сергей Лавров был назначен министром иностранных дел Российской Федерации. Он был призван на этот пост для «нейтрализации» действий США, прежде всего — на кавказском направлении, и налаживанию диалога. Не завязанный на столичные интриги кадровый дипломат сразу же взял курс на профессионализацию и независимость МИДа.
Тогда же специально для газет «КоммерсантЪ» и The Wall Street Journal он написал статью, где высказался по ключевым вопросам и сформулировал задачи МИДа во внешней политике. «У нас слишком много общих дел, чтобы позволить себе увязнуть в спорах по проблемам, принадлежащим прошлому. Эти проблемы не должны мешать нам вместе строить более безопасный и справедливый мировой порядок» («Сергей Лавров. Другая Россия: вызов или новые возможности партнерства?» КоммерсантЪ, 01.04.2004).
В апреле 2004 года Сергей Лавров стал Председателем Комиссии России по делам ЮНЕСКО. В мае того же года, после инаугурации избранного на следующий срок Президента РФ был вновь назначен на пост министра иностранных дел. Вектор работе МИДа был задан внешнеполитическими принципами, сформулированными Президентом РФ в его послании Федеральному собранию, — неконфронтационность, партнерство, твердое обеспечение национальных интересов России. В том же году Сергей Лавров был отмечен званием «Заслуженный работник дипломатической службы Российской Федерации».
В 2005 году Президент РФ отметил 55-летие Сергея Лаврова указом о его награждении орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени «за большие заслуги в реализации внешнеполитического курса Российской Федерации и многолетнюю плодотворную работу».
В том же году президент сильно расширил и кадрово укрепил МИД.
3 марта 2006 года Сергей Викторович опубликовал в «Московских новостях» программную статью «Россия в глобальной политике», где заверил: Россия не примет чью-либо сторону в развязываемом межцивилизационном конфликте глобального масштаба, не позволит поссорить себя с исламским миром и не подпишется под выдвигаемыми Западом проектами, как бы они ни назывались — «повсеместным продвижением свободы и демократии» или «преобразовательной дипломатией» (навязыванием собственных идей путем дипломатического давления. — Прим. ред.).
В условиях конфликта с Грузией в 2006 году, размещения в Европе систем ПРО и выхода России из Договора об обычных вооруженных силах и вооружениях в Европе (ДОВСЕ) в 2007 году МИД РФ вел поистине филигранную работу.
Как после вступления в должность президента Дмитрия Медведева в мае 2008 года, так и после вступления в должность президента Владимира Путина в мае 2012 года Сергей Лавров не оставил своего поста.
Во время президентства Медведева министерство под руководством Лаврова принимало огромное дипломатическое участие в главном событии тех лет — освобождении Республики Южная Осетия от грузинских войск и признании независимости Абхазии и Южной Осетии.
11 января 2010 года Лавров стал членом правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. 12 июня 2010 года был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Годы третьего президентского срока Владимира Путина стали для Сергея Лаврова очень напряженными. Украинский переворот и присоединение Крыма вызвали настоящую дипломатическую бурю. Российско-американские отношения достигли низшей точки с окончания холодной войны. Резко ухудшились, а затем восстановились отношения с Турцией.
Ведущую роль лавровская политика сыграла и в арабских, и в юго-восточных регионах. Действия МИД России в столь сложной международной обстановке всегда были уверенными и эффективными.
21 марта 2015 года Указом Президента Российской Федерации Сергей Викторович Лавров награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров за годы своего пребывания на этом посту лично добился важнейших преобразований на всех внешнеполитических направлениях. Большинство из них реализовывалось параллельно. Остановимся подробней на отношениях с некоторыми странами и организациями.
США
В начале своего первого президентства Владимир Путин и его внешнеполитическая команда в МИДе и ООН делали доверительные шаги сближения с США, но это было остановлено выходом США из договора по ПРО в 2002 году.
В 2003 году Россия совместно с Францией и Германией фактически возглавили «лагерь несогласных» с действиями США в отношении Ирака.
Несмотря на декларацию совместной борьбы с терроризмом, и по этому вопросу между Россией и США возникали трения, что требовало от МИД РФ особой тактики. Сергей Лавров к этому времени уже был министром иностранных дел. В августе 2004 года США предоставили политическое убежище «министру иностранных дел Ичкерии» Ильясу Ахмадову. Ведомство Сергея Лаврова назвало это «очевидным проявлением двойных стандартов». В сентябре, вскоре после теракта в Беслане, Лавров резко ответил Госсекретарю США Колину Пауэллу, раскритиковавшему антитеррористические инициативы президента Путина.
К концу 2004 года в российско-американских отношениях из-за «оранжевой революции» на Украине опять наступило «похолодание». Во время конфликта с Грузией в 2006 году США блокировали в ООН принятие российской резолюции с осуждением «провокационных действий Грузии». В американском сенате рассматривался законопроект о поддержке вступления Грузии в НАТО. Лавров обвинил Запад в провоцировании кризиса и отверг любые попытки посредничества Запада в налаживании российско-грузинских отношений. Вскоре после умелых дипломатических переговоров Совет Безопасности ООН утвердил предложенную Россией резолюцию по Грузии. США изменили позицию в обмен на то, что РФ поддержит США в вопросе о санкциях против КНДР.
В начале 2007 года США объявили о размещении системы ПРО на территории Чехии и Польши, объясняя это защитой Европы от ракет Ирана и КНДР. МИД РФ высказал протест. 10 февраля 2007 года Владимир Путин выступил со своей знаменитой речью на Мюнхенской конференции по безопасности, подвергнув жесткой критике внешнеполитический курс США. Речь наглядно подтвердила вектор действия, чем сильно облегчила задачи Министерства иностранных дел, но еще сильней осложнила отношения с США.
В 2008 году Косовский кризис в феврале и «принуждение к миру» Грузии в Южной Осетии в августе привели Россию и США практически к полному разрыву. Но снижению градуса конфронтации поспособствовал мировой экономический кризис, переключивший внимание всех государств на проблемы финансово-экономического характера. В марте 2009 года Сергей Лавров и Госсекретарь США Хиллари Клинтон провели двустороннюю встречу, на которой дали символический старт процессу «перезагрузки» российско-американских отношений: снятию напряженности в диалоге и практическому сотрудничеству в зонах совпадения интересов.
В 2010 году президенты Медведев и Обама в Праге подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ–III). Несмотря на то что этот шаг снял взаимные озабоченности, отвечал интересам безопасности России и упрочил безопасность мирового сообщества, размещение системы ПРО в Восточной Европе продолжилось. «Перезагрузка» ожидаемого результата не дала.
В августе 2013 года из-за разногласий по Сирии и предоставления временного убежища бывшему сотруднику ЦРУ Эдварду Сноудену был отменен визит Президента США в Москву и едва не была сорвана встреча двух президентов на саммите G20 в сентябре того же года.
В 2013 году напряженными темами между РФ и США стали ситуация в Сирии и КНДР, продолжение размещения ПРО, положение некоммерческих организаций в России, «Закон Магнитского» и «Закон Димы Яковлева». Продолжение военного сотрудничества России с Ираном, Сирией, КНДР и другими государствами, «вызывающими тревогу» у США, постоянно приводит к российско-американским конфликтам в Совете Безопасности ООН.
В 2014 году после переворота на Украине российско-американские отношения, казалось, окончательно рухнули. Именно по инициативе США были введены экономические и политические санкции в отношении России. К США присоединились ЕС, Австралия, Япония, Канада и страны-кандидаты в члены Евросоюза.
В результате этого шага Россия стремительно развернулась на Восток, а верховенство США пошатнулось. Санкции не привели к изоляции России и показали остальным странам мира опасность полагаться лишь на западные институты, правила, платежные системы, валюты. Мировая политическая и финансовая система начала разворот от однополярной к многополярной, к дедолларизации, по сути — деамериканизации экономических отношений. Политическое же влияние России, — как на всем постсоветском пространстве, так и в других регионах, — стремительно возросло.
В сентябре 2015 года после начала военных действий России в Сирии, кратких переговоров двух президентов «на полях» Генеральной Ассамблеи ООН и длительных переговоров Сергея Лаврова с Джоном Керри возобновились военные контакты России и США в целях исключения взаимных помех в сирийских операциях. Но уже в ноябре 2015 года министр обороны США Эштон Картер объявил о мерах по сдерживанию «российской агрессии»: модернизации ядерного оружия, развитие авиации и новых систем вооружений.
Положительные сдвиги произошли после избрания Президентом США прагматичного политика Дональда Трампа. В первом его телефонном разговоре с Президентом России Владимиром Путиным 14 ноября 2016 года стороны сошлись в оценке крайне неудовлетворительного состояния российско-американских отношений и высказались в пользу активной совместной работы по их нормализации и выведению в русло конструктивного взаимодействия по самому широкому кругу вопросов.
Но для того чтобы этот разговор произошел, МИД РФ под руководством Лаврова в сложнейших политических условиях долгие годы поддерживал конструктивные связи с соответствующими американскими ведомствами.
Великобритания
Сергею Лаврову пришлось работать в обстановке неуклонно осложняющихся отношений не только с США, но и с ведущими европейскими державами. Первой влиятельной страной Европы, отношения с которой проделали путь от «почти дружбы» в начале первого президентского срока Владимира Путина до открытого противостояния в 2006–2007 годах, стала Великобритания. Спецслужбы Великобритании назвали Россию третьей по опасности угрозой для страны после террористической организации «Аль-Каида» и Ирана. На этом фоне создание усилиями российской стороны атмосферы для разумного дипломатического диалога, поддержания интереса к экономическому сотрудничеству, ядерному нераспространению и международной безопасности стали несомненной заслугой ведомства Сергея Лаврова. После прихода к власти в 2010 году правительства под руководством Дэвида Кэмерона в отношениях двух стран наметились позитивные подвижки.
Но на фоне конфронтации по поводу переворота на Украине осенью 2015 года Великобритания практически прервала с Россией политический диалог, заморозила экономическое и научное сотрудничество. Английский МИД отказал России в разведданных относительно позиций ИГИЛ в Сирии, усложнил выдачу виз дипломатам. Но негласное дипломатическое сотрудничество продолжалось, связи понемногу восстанавливались. Согласно статье The Times от 2 марта 2017 года, в комитете по внешним делам палаты общин британского Парламента заявили о нехватке экспертов по России, что негативно сказалось на отношениях, — и призвали восстановить сотрудничество. Кроме того, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон по согласованию с Сергеем Лавровым наметил первый за пять лет визит такого уровня в Москву.
Германия
Российско-германские отношения осложнились в 2005 году, когда Федеральным канцлером Германии стала Ангела Меркель. С ее приходом к власти страна, которую на фоне пополнения ЕС недружественно настроенными к России странами называли «адвокатом России в Евросоюзе», вернула внешнеполитическую ориентацию на Соединенные Штаты. К России же отношение стало сильно дистанцированным.
Тем не менее в 2008 году Германия поддержала предложение России о разработке Договора о европейской безопасности, а РФ и Германия рассматривали возможность создания Комитета Россия–ЕС по вопросам внешней политики и безопасности.
Фатально отношения между странами ухудшились в 2014 году, когда Германия приветствовала смену власти на Украине. Ангела Меркель обвинила Россию во вмешательстве в украинские внутренние дела и в поддержке самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик.
В июне 2016 года Правительство Германии обновило редакцию «Белой книги» — руководства по национальной безопасности страны. Россия для Германии — больше не партнер, а соперник и входит в число основных угроз.
НАТО
Предложение Сергея Лаврова в 2007 году ратифицировать адаптированный договор ДОВСЕ для окончательного преодоления «конструкций времен холодной войны» не нашло поддержки в странах НАТО. Под воздействием США начало ратификации стало увязываться с невыполнимыми условиями, — например, с выводом российских войск с территорий Грузии и Молдавии. Итоговый документ согласовать не удалось. Тогда Российская Федерация приостановила действие договора и связанных с ним международных договоров.
НАТО же продолжило размещение в сопредельных с Россией странах своих «ограниченных контингентов» и вооружения.
А после украинского переворота практическое военное и гражданское сотрудничество между Россией и НАТО было окончательно заморожено. Одностороннее решение об этом приняли главы МИД стран-участниц НАТО в апреле 2014 года.
В марте 2015 года Российская Федерация прекратила свое участие в заседаниях Совместной консультативной группы по ДОВСЕ; объявленное Россией в 2007 году решение о его приостановке стало полным.
Но 20 апреля 2016 года в Брюсселе по инициативе натовского руководства состоялось первое за два года заседание Совета Россия–НАТО. Причиной такой дипломатической оттепели стала политическая победа в Сирии. По словам генерального секретаря Североатлантического альянса Йенса Столтенберга, дискуссия получилась «откровенной», и хотя разногласия между РФ и НАТО никуда не исчезли, встречи совета будут продолжаться.
30 марта 2017 года в штаб-квартире НАТО в Брюсселе прошла еще одна встреча на уровне послов. Российская сторона поставила вопрос о наращивании военного присутствия НАТО вдоль границ.
Конструктивный диалог продолжается. Это — несомненная заслуга Сергея Лаврова.
Украина
История украинского переворота стала огромным испытанием для российских дипломатов. Одно из важнейших событий в деле прекращения вооруженного конфликта на востоке Украины — Минские соглашения — не состоялось бы без активного участия Сергея Лаврова. Представители России, Украины, ОБСЕ, Луганской и Донецкой народных республик подписали Протокол и Меморандум о прекращении огня («Минск–1») в сентябре 2014 года.
«Комплекс мер по выполнению Минских договоренностей» («Минск-2»), обязавший Украину прекратить обстрелы и предоставить Донбассу суверенность, в феврале 2015 года подписали руководители Германии, Франции, Украины и России. Несмотря на то что Киев саботировал последний пункт, курс Кремля остался последовательным — следование «Минску-2» и постепенная интеграция Донбасса в российское экономическое пространство.
На 53-й Конференции по вопросам безопасности в Мюнхене 18 февраля 2017 года Сергей Лавров заявил: «Нашей общей целью является полное выполнение Минских договоренностей, которые гласят, что необходимо обеспечение безопасности на линии соприкосновения, проведение конституционной реформы с тем, чтобы закон об особом статусе стал ее частью, проведение амнистии для всех участников боевых действий в Донбассе и затем — проведение выборов. И только после этого — восстановление полного контроля украинского правительства над границей с Российской Федерацией. Пока мы этого не наблюдаем».
Сирия
В драматический момент, когда уже готовы были планы бомбардировок Сирии из-за обвинений в использовании химического оружия, а судьба самого Башара Асада была неясной, именно Сергей Лавров выдвинул идею, в считанные часы изменившую ситуацию.
На острейшей фазе кризиса вокруг Сирии в сентябре 2013 года Владимир Путин провозгласил инициативу о постановке под международный контроль сирийского военно-химического потенциала. России удалось вернуть переговорный процесс в разумные рамки.
В сентябре 2015 года президент Сирии Асад обратился к России с официальной просьбой о помощи против оппозиционных ему боевых соединений — согласно подписанному в 1980 году договору «О дружбе и сотрудничестве между СССР и Сирийской Арабской Республикой».
30 сентября началась первая широкомасштабная военная операция постсоветской России за пределами территории бывшего СССР. ВКС России в тесной координации с регулярной армией Сирии приступили к нанесению эффективных точечных ударов по сирийским позициям ИГ.
В марте 2016 года основная часть российской военной группировки была из Сирии выведена, но ВКС России продолжили наносить авиаудары. Сергей Лавров подчеркнул, что решение о частичном выводе группировки было принято «не для того, чтобы кому-то понравиться; мы исходили из интересов сирийского народа и мобилизации международной поддержки в борьбе с терроризмом. Эти цели достигнуты».
Заметного преимущества Лаврову удалось добиться в сентябре 2016 года на очередном раунде Женевского переговорного процесса по Сирии под эгидой ООН, начавшегося еще в январе. Тогда же Россия, Сирия, Иран и Ирак создали совместный Информационный центр в Багдаде для координации борьбы с ИГ, — хотя США делали всё для того, чтобы это заблокировать.
8–9 сентября Лавров провел многочасовые консультации с Джоном Керри. Удалось выработать план мирного урегулирования в регионе, достичь принципиального соглашения о прекращении огня, создать российско-американский центр по размежеванию умеренных оппозиционных группировок и террористов. «Я хочу подчеркнуть, — сказал Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам консультаций, — что задача физического отделения на земле оппозиционеров от террористов закреплена в одобренном нами документе в качестве ключевого приоритета». 12 сентября правительство Сирии дало согласие на участие в прекращении боевых действий. 17 сентября американская авиация нанесла удар по сирийским правительственным войскам у города Дейр-эз-Заур. Пентагон сразу же заявил о том, что они допустили ошибку. Однако сирийцы расценили инцидент как агрессию, а Россия обвинила Вашингтон в провокации. 19 сентября 2016 года Башар Асад объявил, что соглашение утратило силу.
15 ноября при поддержке российских авиационных и ракетных ударов сирийская армия начала завершающее наступление на Алеппо, который через месяц перешел под контроль правительства.
В Сирии формируется новый мировой альянс. Основными участниками официально становятся Россия (включая весь блок ОДКБ), Китай, Индия. Неофициально — Иран, Ирак, Пакистан, ЮАР, Сирия, Судан и другие страны.
Возвращение в большую средиземноморскую политику, несмотря на Крым и санкции, — огромная победа России, ее президента и министра иностранных дел.
Турция
В ноябре 2015 года инцидент со сбитым Турцией российским Су-24 повлек за собой резкое ухудшение дотоле благополучных отношений. Турецкие власти, по версии которых бомбардировщик нарушил со стороны Сирии воздушное пространство Турции (эту версию поддержало и НАТО), отказались приносить извинения и выплачивать компенсации погибшим. МИД РФ объявил, что не рекомендует россиянам посещать Турцию из-за террористических угроз на турецкой территории; был приостановлен безвизовый режим. Россия приняла ряд мер: введение экономических санкций против Турции, давление на ее энергетический сектор, денонсация договора о строительстве там атомной электростанции. В Сирии были атакованы туркоманские группировки и позиции пользовавшихся поддержкой Анкары боевиков. Перспектива политического участия Турции в решении сирийского конфликта оказалась под угрозой. Российские экономические санкции сильно ударили по Турции и обошлись ей примерно в 10 млрд долл.
В конце июня 2016 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил Владимиру Путину послание, в котором выразил свою заинтересованность в урегулировании ситуации, принес соболезнования семье погибшего пилота и гарантировал компенсацию. Сергей Лавров сообщил, что Россия и Турция смогут возобновить работу по сирийскому урегулированию.
9 августа того же года Эрдоган нанес президенту Путину визит примирения. Были сняты санкции, разрешены поездки, разморожено строительство «Турецкого потока»; Турция высказала желание присоединиться к Евразийскому союзу и включилась в борьбу с ИГИЛ в Сирии. Встрече предшествовала попытка части турецких военных совершить 15–16 июля 2016 года военный переворот; Эрдоган избежал физической опасности и мгновенно купировал восстание, полностью контролируя ситуацию. По инсайдерской информации, о перевороте Эрдогана заранее предупредили с помощью дипломатических каналов российские спецслужбы.
Иран
В 2006–2007 годах Госдепартамент США ответил на военное сотрудничество России с Сирией и Ираном введением санкций против российских государственных компаний «Рособоронэкспорт», «Сухой» и других. Сергей Лавров назвал это неловкой попыткой США распространить свое законодательство на иностранные фирмы. «Если кому-то в Вашингтоне кажется, что таким образом США сделают Россию более покладистой для принятия американских подходов в урегулировании иранской ядерной проблемы, то это ошибка», — добавил он. Впоследствии представитель Госдепартамента США Том Кейси признал, что российские поставки Ирану не являются нарушением резолюций СБ ООН.
В июне 2013 года введен в эксплуатацию первый энергоблок Бушерской АЭС, построенный в содружестве с российскими специалистами.
В июле 2015 года Иран и страны «шестерки» достигли по иранской ядерной программе соглашения в обмен на отмену санкций; процесс запущен. Россия осталась для Ирана наиболее дружественной страной. Продолжают выстраиваться отношения на десятилетия вперед, поддерживается регулярный политический диалог по разоружению и борьбе с терроризмом.
А 28 марта 2017 года Иран даже предоставил России свою военную инфраструктуру для борьбы с террористами в Сирии.
Израиль и Палестина
Одним из определяющих направлений работы МИДа в 2000-х годах было продолжение урегулирования арабо-израильского конфликта и поддержка идеи создания Палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме. Сразу же по вступлении в должность Сергей Лавров принял участие в деятельности «четверки» международных посредников (Россия, США, ООН и ЕС) и международной конференции в Лондоне по оказанию финансовой помощи Палестине; провел переговоры с исламскими странами (Малайзия, Сенегал, Турция, Марокко и Палестина), настаивая на необходимости «дорожной карты» как единственного варианта решения конфликта.
В январе 2006 года на выборах в Палестинский законодательный совет победила партия ХАМАС — непреклонные исламисты, всегда заявлявшие о необходимости ликвидации Израиля и использовавшие террористические методы борьбы. Из всех участников «четверки» только Россия смогла проявить необходимый прагматизм, давший возможность выхода из палестинского тупика. По мнению российского МИДа, планируемый бойкот правительства ХАМАС и прекращение международной помощи Палестине могли привести к новому всплеску насилия в регионе.
В 2006 году Сергей Лавров встретился с лидерами движения ХАМАС в Москве, что вызвало возмущение в Израиле и неоднозначные отклики в США и Евросоюзе.
Этот нестандартный шаг позволил России усилить свою роль в урегулировании ближневосточного конфликта, стать посредником между ФАТХ, ХАМАС, Израилем и «четверкой» и снизить остроту напряженности. Впоследствии визиты исламистов в Россию состоялись в феврале 2007-го и январе 2010 года.
В 2014 году на XXII Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике в Москве Сергей Лавров говорил:
«Важно понять, что нельзя постоянно держать в глубокой заморозке проблему палестинского государства. Ее неурегулированность в течение почти 70 лет — один из серьезных аргументов в устах тех, кто вербует экстремистов в свои ряды.
«Нет никакой справедливости: было обещано создать два государства, еврейское создали, а арабское не создадут никогда», — говорят они. На голодной арабской улице эти аргументы звучат очень серьезно».
Арабский регион
Большим дипломатическим успехом Министерства иностранных дел РФ можно назвать итоги встреч Сергея Лаврова с руководством Объединенных Арабских Эмиратов и главой Лиги арабских государств Ахмедом Абу-ль-Гейтом 1 февраля 2017 года в Абу-Даби в рамках четвертой сессии Российско-Арабского форума сотрудничества. Сергей Лавров подчеркнул важность дипломатических методов урегулирования и отметил, что намеченные на предыдущей сессии форума планы успешно реализуются на практике, что способствует российско-арабскому сотрудничеству и урегулированию конфликтов в Сирии, Ливии, Йемене и Ираке.
«Период потрясений, через который проходит этот регион, является результатом порочной практики геополитической «инженерии», вмешательства во внутренние дела суверенных государств, смены неугодных режимов. Как результат, мы видим беспрецедентный всплеск террористической угрозы. Ее подавление остается, по нашему убеждению, первостепенной задачей всех государств мира и, конечно, ООН», — сказал Лавров.
ООН
С самого начала своей карьеры, а потом — на посту министра иностранных дел Сергей Лавров делал большой упор на роль ООН в решении основных международных проблем. Он справедливо и точно выстраивает стратегию активного использования Устава ООН, укрепления роли Совета Безопасности. Но в процессе принятия решений о ситуации в Югославии и во многих странах Ближнего Востока США стали пренебрегать ролью Совета Безопасности, и для министра иностранных дел России это — поле, на котором идет планомерная и принципиальная борьба.
Постсоветское пространство
Сергей Лавров занял министерский пост в момент вакханалии «цветных революций», и все прошедшие этот процесс страны с подачи США выбрали своей «постреволюционной» стратегией нападки на Россию. Лавров полностью отказался от диалога с ними, и это оказалось совершенно оправданным.
Еще в своей первой министерской программной статье он назвал пространство бывшего СССР сферой жизненных интересов России, — но не зоной соперничества и борьбы за влияние.
Грузинское противостояние стало одним из ключевых в становлении Лаврова как политика. МИД РФ сумел отстоять твердую и неуступчивую позицию. Тем более, что одним из главных приоритетов его работы стала интеграция на постсоветском пространстве.
Подписанный еще в 1992 году Договор о коллективной безопасности (ДКБ) в 2002 году преобразован в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая в 2004-м получила в ООН статус наблюдателя. Ныне туда входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан.
В 2001 году основана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) в составе России, Китая, Казахстана, Белоруссии, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана.
В 2004 году шесть постсоветских республик учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). С каждой из этих стран Лавров налаживал свои отношения кнута и пряника. По информации газеты «КоммерсантЪ», в 2009 году срыв подписания протоколов, нормализующих отношения между Арменией и Турцией, предотвратила записка Лаврова армянскому коллеге Эдварду Налбандяну: «Эдвард! Соглашайся на церемонию без заявлений».
В 2010 году вступили в силу договоренности о создании в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза в составе России, Казахстана и Белоруссии. В 2012 году эти же страны создали Единое экономическое пространство — для либерализации экономических отношений внутри объединения и осуществления коллективного протекционизма за его пределами. В 2014 году ЕврАзЭС уступило место Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС); договор был подписан Россией, Белоруссией и Казахстаном; затем присоединились Армения и Киргизия.
«Интеграционные процессы на постсоветском пространстве мы не противопоставляем иным интеграционным усилиям», — заверил Сергей Лавров российских и зарубежных журналистов на пресс-конференции 26 января 2016 года.
Запрос о присоединении к ШОС направил Афганистан. Вступил в завершающую стадию процесс приема в ШОС Индии и Пакистана. Будет удовлетворена заявка Ирана. Большой интерес к сотрудничеству начали проявлять Израиль и Саудовская Аравия. Возникла зона свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом; на создание такой зоны подал заявку Египет. Началась работа по сопряжению ЕАЭС и Экономического пояса Шёлкового пути. Обговаривается возможность сопряжения ЕАЭС с ШОС и АСЕАН.
7 апреля 2016 года между Сергеем Лавровым и главами МИД Азербайджана и Ирана достигнута договоренность о совместном запуске маршрута между Петербургом и Мумбаи.
* * *
Ставший главой внешнеполитического ведомства в 2004 году Сергей Викторович Лавров считается министром-«долгожителем». Он работал при трех составах правительства. Дольше него этот пост занимал лишь Андрей Громыко, который говаривал: «Лучше 10 лет переговоров, чем один день войны». Сергей Лавров называет Андрея Громыко «великим дипломатом советской эпохи», а отмеченное в западной прессе свое сравнение с Громыко оценил в интервью НТВ в 2014 году как лестное.
За Лавровым прочно закрепился образ жесткого дипломата. Его резкие и безмерно остроумные высказывания, наперебой цитируемые мировыми СМИ, вызывают симпатию и поддержку не только в российском обществе. Так или иначе, стиль Лаврова заслужил уважение целого ряда иностранных политиков.
Директор Центра региональной безопасности на Ближнем Востоке Александр Кирпичёв сказал «Газете.ру» (статья «Дипломат высокого полета», 21.03.2017): «Он [Лавров] источает уверенность. Многие зарубежные партнеры даже теряются в первые секунды, когда он входит в переговорную. Вроде бы он не делает ничего особенного, а создается впечатление, что он просто уничтожает взглядом».
Сергей Лавров обладает уникальным умением налаживать личные отношения с любым контрпартнером, выдерживающие самые сложные времена. Один из примеров — контакты с бывшим главой Госдепартамента США Джоном Керри. The New York Times писала о том, что вне зависимости от противоречий, которые обострились между Россией и США при администрации Барака Обамы, отношения Керри и Лаврова можно назвать дружескими.
Александр Бессмертных в своем письме в Международный Объединенный Биографический центр подтвердил:
«У него ощутимая способность работать с лидерами не только государств, но и движений, как это требуется на Ближнем Востоке, — с представителями разных группировок (это новое явление; эпоха такова, что разного рода движения и образования выступают фигурами мировой политики). Удивительная подвижность — встречи в критических ситуациях, переговоры где угодно. Он очень легок в этом смысле. Роль министра иностранных дел при таком деятельном президенте, как Путин, должна быть весомой. Лавров полностью справляется с этой задачей. Некоторые его идеи выносятся на президентский уровень. С Владимиром Путиным идет слаженная работа с высоким уровнем доверия».
В современных условиях — в сложнейший период становления России как глобального игрока в мировом геополитическом пространстве, когда эпоха политического и экономического доминирования Запада завершается, а Евросоюз «идет в фарватере» политики США, — роль министра Лаврова неуклонно возрастает.
18 февраля 2017 года Сергей Лавров выступил на 53-й Конференции по вопросам безопасности в Мюнхене перед лидерами десятков стран Европы и других регионов мира. После Мюнхенской речи Владимира Путина ничто, сказанное Россией, не вызывало столь же сильной реакции западной политической элиты.
Речь Сергея Лаврова оказалась настоящим перформансом с яркой терминологией. Он сказал: «Человечество сегодня стоит на перепутье. Целый исторический этап, который можно определить как «post-cold war order» («порядок после холодной войны». — Прим. ред.), подошел к концу. Основным его итогом стал провал усилий по приспособлению институтов «холодной войны» к новым реалиям. Мир не стал ни западноцентричным, ни более безопасным и стабильным. Достаточно посмотреть на результаты «демократизаторства» в регионе Ближнего Востока и Севера Африки, и не только там.
...Надеюсь, что выбор будет сделан в пользу созидания демократического и справедливого мирового порядка. Если хотите, назовите его «post-west» («послезападный». — Прим. ред.). Когда каждая страна, опираясь на свой суверенитет в рамках международного права, будет стремиться к поиску баланса между своими национальными интересами и национальными интересами партнеров.
...Многие миллионы граждан Советского Союза отдали свои жизни за свободу Европы. ...Не может радовать, что Евросоюз не находит в себе силы отказаться от выстраивания своей российской политики по принципу «наименьшего знаменателя», когда коренные прагматические интересы стран-членов приносятся в жертву русофобским спекуляциям на принципе «солидарности».
Каких отношений мы хотим с США? Отношений прагматизма, взаимного уважения, осознания особой ответственности за глобальную стабильность.
...Россия не ищет конфликтов ни с кем, но всегда будет способна защитить свои интересы. Наш безусловный приоритет — добиваться своих целей через диалог; поиск согласия на основе взаимной выгоды. Если бы все подписались под таким подходом, то мы смогли бы быстро преодолеть период «post-truth» («после правды». — Прим. ред.). Отбросить навязываемые международному сообществу истеричные информационные войны и перейти к честной работе, не отвлекаясь на ложь и вымыслы. Пусть это будет эпоха «post-fake» («после лжи». — Прим. ред.).
Одним этим жестким термином Сергей Лавров в Мюнхене дал оценку всей политике Запада, которую в последние годы видит мир.
* * *
При всей своей огромной занятости Сергей Викторович находит время заниматься другими важными делами. Он — председатель попечительского совета МГИМО; почетный член Императорского православного общества Палестины; член редакционной коллегии издания «США и Канада: экономика, политика, культура», попечительского совета фонда «Русский мир», наблюдательного совета фонда «Дети России», попечительского совета программы фонда Андрея Первозванного «Восстановление памятника россиянам в Галлиполи».
Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» I, II, III и IV степени, Почёта, иностранными орденами: Достык I степени (Казахстан), Дружбы народов (Белоруссия), Дружбы (Вьетнам), Большим крестом ордена «Солнце Перу», орденом Святого Месропа Маштоца (Армения), орденом «Содружество» Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ, орденами Преподобного Сергия Радонежского и Святого благоверного князя Даниила Московского I и II степени Русской Православной Церкви, почетной медалью «За участие в программах ООН» (Российская ассоциация содействия ООН).
Лауреат премии СП РФ «Имперская культура» (2016, за стихи «Посольский приказ»).
Всю жизнь С.В. Лавров пишет стихи и песни. Песня, написанная в 1999 году ко встрече выпускников МГИМО, стала институтским гимном.
Сергей Викторович серьезно увлекается рафтингом, в 1985 году стал одним из инициаторов экспедиций по сибирским рекам выпускников МГИМО. Старается ежегодно выкраивать из своего графика около двух недель и во время сплава полностью отключается от внешнего мира.