НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ
АО «Корпорация «Московский институт теплотехники»
13 мая 1946 года под грифом «Совершенно секретно (особая папка)» вышло Постановление Совета министров СССР № 1017-419сс «Вопросы реактивного вооружения», которое на долгие годы определило направления развития ракетной техники в Советском Союзе. С этого Постановления начинается история Московского института теплотехники. Приказом Министерства сельскохозяйственного машиностроения от 15 мая 1946 года № 114 в данном министерстве был создан Научно-исследовательский институт пороховых снарядов, который вскоре был переименован в НИИ-1. В 1966 году НИИ-1 был переименован в Московский институт теплотехники.
В первые годы перед коллективом института встали сложные и ответственные задачи. Необходимо было в кратчайшие сроки разработать и снабдить реактивными снарядами всех заинтересованных в них заказчиков — Сухопутные войска, Военно-морской флот и Военно-воздушные силы.
Бодров |
Мазуров |
Надирадзе |
В 1952 году директором НИИ-1 стал Сергей Яковлевич Бодров, генерал-майор инженерно-технической службы, кандидат технических наук. Под его руководством была проведена большая работа по становлению предприятия. Одним из важнейших достижений коллектива института в те годы была разработка целого поколения реактивных систем залпового огня для Сухопутных войск. Другое направление работ было связано с разработкой неуправляемых авиационных реактивных снарядов для поражения как воздушных, так и наземных целей. Третье основное направление — разработка и создание реактивного противолодочного вооружения флота.
В эти годы институтом было разработано несколько комплексов с противолодочными неуправляемыми реактивными глубинными бомбами. Системы «Ураган», «Бурун», «Смерч», «Смерч-II», «Смерч-III» с многозарядными палубными установками, дальность стрельбы которых составляла до 6 км, долгое время служили ВМФ.
Ракетная противолодочная система «Смерч-II»
Самой «знаменитой» из них, находящейся до сих пор на вооружении ВМФ России и ВМС ряда стран, является система «Смерч-II» (РБУ-6000), которая будет находиться на вооружении еще долгое время в составе вооружения крейсеров, эсминцев и сторожевых кораблей различных проектов.
В 1960-е годы работа коллектива института по противолодочной тематике осуществлялась под руководством Николая Петровича Мазурова, главного конструктора направления, лауреата Ленинской и Государственной премий, доктора технических наук, профессора, действительного члена Российской академии ракетных и артиллерийских наук.
Н.П. Мазуров (1917–2004), ученый, специалист, руководитель работ в области создания ракетных комплексов. Работал в МИТе с 1945-го по 2004 год. Начальник и главный конструктор по направлению. Принимал участие в разработках дальнобойных твердотопливных реактивных снарядов, реактивных систем залпового огня БМ-14, БМ- 20, БМ-24, в разработках и создании подвижных тактических ракетных комплексов с ядерными зарядами «Марс», «Филин», «Луна», «Луна-М», противолодочных реактивных систем «Ураган», «Бурун», «Смерч», ракетных противолодочных комплексов «Вихрь», «Ливень», «Медведка».
Для поражения подводных лодок на всех глубинах был разработан ракетный противолодочный комплекс «Вихрь» (РПК-1), поступивший в 1968 году на вооружение противолодочных кораблей и тяжелых крейсеров.
В середине 1950-х годов, параллельно с другими работами коллектив института начинает новый этап — приступает к разработке тактических неуправляемых ракет с ядерными зарядами. Под руководством главного конструктора по данному направлению Николая Петровича Мазурова были разработаны ракеты ЗР1 «Марс» и ЗР2 «Филин». С принятием на вооружение ракетных комплексов с ракетами «Марс» и «Филин» Сухопутные войска СССР впервые получили тактическое ядерное оружие.
В дальнейшем, в 1959–1961 годах, была осуществлена разработка комплекса с ракетой ЗР9 «Луна», а в 1961–1964 годах — комплекса «Луна-М». Причем работы по комплексу «Луна-М» проводились в очень сжатые сроки. 27 декабря 1961 года состоялся первый пуск опытной ракеты на полигоне Капустин Яр, а серийное производство на Воткинском заводе развернулось уже в 1964 году. Комплекс «Луна-М» 6 августа 1964 года поступил на вооружение Советской армии. Его преимуществами являлись простота эксплуатации, надежность, высокая маневренность, нетребовательность в выборе огневой позиции, высокие ходовые качества, обеспечивающие скорость передвижения до 60 км/ч по шоссейным и грунтовым дорогам, возможность применения в любых погодных условиях при температуре от -40° до +50°С.
Ракетный комплекс
оперативно-тактического назначения «Луна-М»
В конце 1950-х годов институт приступил к решению принципиально новой для отечественного ракетостроения задачи — созданию управляемых баллистических ракет на твердом топливе.
В 1961 году директором — главным конструктором института был назначен Александр Давидович Надирадзе, дважды Герой Социалистического Труда, действительный член Академии наук СССР, доктор технических наук, профессор, заслуженный изобретатель РСФСР, лауреат Ленинской и Государственной премий. На протяжении более четверти века, с 1961 года по 1987 год, он определял облик института, его развитие и успех.
А.Д. Надирадзе (1914–1987) основал научную школу проектирования мобильных ракетных комплексов и ракетных двигателей на твердом топливе. Организатор НИОКР, один из создателей оперативно-тактических и стратегических видов ракетного оружия (подвижных грунтовых ракетных комплексов с управляемыми баллистическими твердотопливными ракетами). Руководил разработкой и созданием ракетных комплексов «Темп», «Темп-С», «Темп-2С», «Пионер» и его модификаций, «Горн», «Скорость», «Курьер». Заложил основы создания подвижного грунтового ракетного комплекса «Тополь». Под его руководством выполнено более 80 НИР и ОКР оборонного значения. Автор более 100 научных трудов и 220 изобретений. Заслуженный изобретатель РСФСР.
Основные технические решения по этому направлению института были отработаны при разработке и создании комплекса с оперативно-тактической ракетой «Темп» с дальностью стрельбы 500 км. 20 мая 1960 года на полигоне Капустин Яр был осуществлен пуск первой в истории отечественного ракетостроения управляемой баллистической твердотопливной ракеты.
В середине 1963 года работы по этому комплексу были прекращены в связи с тем, что Министерство обороны СССР поставило задачу создания комплекса с твердотопливной оперативно-тактической ракетой с дальностью, существенно превышающей дальность (740 км) новой американской ракеты «Першинг».
Основные технические решения и характеристики нового комплекса, получившего название «Темп-С», определялись исходя из заданного типа ядерного заряда головной части ракеты и стартовой массы ракеты, соответствующей грузоподъемности нового четырехосного шасси повышенной проходимости МАЗ-543.
Летные испытания ракеты «Темп-С» на полигоне Капустин Яр начались 14 марта 1964 года и включали в общем 29 пусков ракеты. Созданный в рекордно сжатые сроки (около трех лет) подвижный ракетный комплекс «Темп-С» был принят на вооружение в декабре 1965 года. Впервые в нашей стране в серийное производство поступила управляемая твердотопливная баллистическая ракета. На протяжении более четверти века комплексы «Темп-С» успешно эксплуатировались сначала в РВСН, а затем в Сухопутных войсках.
Постановлением от 6 марта 1966 года институту была поручена задача разработать проект подвижного грунтового комплекса с трехступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой «Темп-2С» с моноблочной ядерной головной частью.
Летные испытания комплекса «Темп-2С» начались 14 марта 1972 года с полигона Плесецк. Испытания комплекса прошли в основном успешно. Пуски проводились по полигону Кура на Камчатке и на максимальную дальность в акваторию Тихого океана. За время испытаний комплекса «Темп-2С», завершившихся 29 декабря 1974 года, было произведено 30 пусков (из них 23 полностью успешных), по результатам которых ракету и комплекс приняли на вооружение. В соответствии с Владивостокскими договоренностями между СССР и США материальная часть ракетного комплекса «Темп-2С» была ликвидирована. Договор о ракетах средней и меньшей дальности впервые квалифицировал комплекс «Темп-2С» как неразвернутую систему.
К началу 1970-х годов руководство государства поставило задачу усиления группировки ракет средней дальности. Были развернуты опытно-конструкторские работы по созданию комплекса с ракетой «Пионер», оснащенной разделяющейся головной частью с тремя боевыми блоками.
В новой двухступенчатой ракете «Пионер» в основном были использованы узлы, системы, агрегаты и маршевые двигательные установки ракеты «Темп-2С».
Начатые 21 сентября 1974 года летные испытания ракеты «Пионер» с полигона Капустин Яр прошли исключительно удачно. Они завершились 9 января 1976 года двадцать первым, успешным, как и все предшествующие, пуском ракеты.
11 марта 1976 года комплекс «Пионер» был принят на вооружение. Летом того же года впервые на боевое дежурство был поставлен подвижный грунтовой комплекс с твердотопливной управляемой баллистической ракетой с дальностью стрельбы до 4500 км. В дальнейшем были разработаны модернизированные ракетные комплексы «Пионер» с улучшенными тактико-техническими характеристиками в части увеличения дальности стрельбы, улучшения кучности стрельбы и увеличения района разведения боевых блоков.
ПГРК "Пионер"
8 декабря 1987 года Президентами СССР и США был подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), в соответствии с которым уничтожались все ракеты типа «Пионер» и «Темп-С» — так же, как и их американские аналоги. В процессе ликвидации было произведено 72 пуска ракеты «Пионер», и все они прошли успешно. Последняя из заявленных в договоре 650 этих ракет была уничтожена в мае 1991 года.
В 1990 году были уничтожены и последние из более 1200 ракет «Темп-С». Постановлением от 19.07.1976 Московскому институту теплотехники было поручено начать работы по созданию нового ракетного комплекса с межконтинентальной баллистической ракетой «Тополь». Главным конструктором этого комплекса был утвержден Александр Давидович Надирадзе. После его смерти работу над комплексом «Тополь» возглавил Борис Николаевич Лагутин.
Лагутин Борис Николаевич (1927-2010) |
Никулин Сергей Петрович |
Б.Н. Лагутин (1927–2010), Герой Социалистического Труда, действительный член Российской академии ракетных и артиллерийских наук, Международной инженерной академии, Инженерной академии РСФСР, доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской и Государственной премий, заслуженный изобретатель РСФСР.
В МИТ Борис Николаевич работал с 1961 года. В 1967 году был назначен начальником специального конструкторского бюро и одновременно — заместителем директора по научной части и проектированию. В 1970 году назначен первым заместителем директора — Главного конструктора МИТ. С 1987 по 1997 год — Генеральный конструктор и директор МИТ. С 1997 по 2010 год — почетный Генеральный конструктор — почетный директор ФГУП «МИТ».
При его участии созданы ракетные комплексы «Темп-С», «Темп-2С», «Пионер» и его модификации, «Горн», «Курьер», «Скорость», «Сирена», принят на вооружение ракетный комплекс «Тополь».
Автор и соавтор свыше 350 научных трудов и изобретений. Изданы 5 его книг и 1 монография.
При разработке новой ракеты наряду с безусловным выполнением положений Договора ОСВ-2, который был заключен в мае 1979 года, необходимо было выполнить более высокие требования по дальности и точности стрельбы, по повышению надежности и удобства эксплуатации.
При этом учитывалось, что положения договора фактически исключали возможность оснащения ракеты «Тополь» средствами преодоления противоракетной обороны или разделяющейся головной частью. В результате межконтинентальная твердотопливная баллистическая ракета «Тополь» была выполнена по схеме с тремя маршевыми и боевой ступенями. Максимальная дальность стрельбы — 10 000 км. Самоходные пусковые установки размещались на семиосных колесных шасси МАЗ-7912 или МАЗ-7917.
Летные испытания ракеты «Тополь» начались 8 февраля 1983 года на полигоне Плесецк. В декабре 1984-го основная серия испытаний была успешно завершена, после чего было принято решение о серийном производстве «Тополя», и 23 июля 1986 года на боевое дежурство заступила первая часть РВСН, оснащенная этими комплексами.
Как и прежние мобильные комплексы Московского института теплотехники, «Тополя» могли стартовать как с маршрута боевого патрулирования, так и во время стоянки в гаражном сооружении. Застать их врасплох невозможно. Боеготовность с момента получения приказа до пуска ракеты доведена до двух минут. При создании «Тополя» применены самые высокие в то время технологии и новейшие разработки отечественной науки и техники. В процессе эксплуатации ракета «Тополь» продемонстрировала свою исключительную надежность. После успешного учебно-боевого пуска ракеты «Тополь», проведенного 28 октября 2010 года с космодрома Плесецк, срок эксплуатации группировки МБР «Тополь» был продлен до 23 лет, что превышает гарантийный срок в полтора раза.
Ракета «Тополь» полностью отвечала требованиям эксплуатации в составе подвижного грунтового комплекса, но по ряду причин не могла применяться в составе шахтных комплексов.
Исходя из этого, с учетом возможности развертывания перспективных систем ПРО в конце 1980-х годов были начаты работы по созданию унифицированной по типу базирования многофункциональной ракеты.
В марте 1983 года США объявили о стратегической оборонной инициативе (СОИ), направленной на разработку широкомасштабной противоракетной обороны. В случае ее создания нарушался сложившийся между СССР и США баланс стратегических сил.
Советский Союз не дал втянуть себя в разрушительный для его экономики очередной высокозатратный виток гонки вооружений и ответил комплексом ассимметричных мер. Главная из них заключалась в создании ракеты с качественно новыми характеристиками, в первую очередь по живучести, в том числе при воздействии поражающих факторов ядерного взрыва, и преодолению существующей и перспективной ПРО США.
В конце 1980-х годов Постановлением Правительства СССР двум организациям — КБ «Южное» и МИТу — было поручено совместно разработать универсальную ракету стационарного шахтного и подвижного грунтового вариантов базирования. По замыслу предполагалось максимально объединить опыт и научно-технические заделы обеих организаций. Требовалось решить ряд организационно-технических проблем. Одной из наиболее сложных оказалось рациональное распределение объемов проектирования ракеты между этими организациями.
Для решения возникших проблем в то время состоялось мероприятие, которое, можно сказать, послужило отправной точкой для начала работ.
Было принято решение провести на территории КБ «Южное» трехстороннее совещание с участием КБ «Южное» и МИТ, под эгидой Главного управления ракетного вооружения. КБ «Южное» считалось законодателем в создании ракетно-ядерного оружия для РВСН. В совещании принял участие Генеральный конструктор КБ «Южное» академик Владимир Фёдорович Уткин.
Московский институт теплотехники к тому времени приобрел авторитет победителя в многолетней, трудной борьбе за признание своих идей в боевом стратегическом ракетостроении. Интересы МИТ на совещании представлял заместитель Генерального конструктора — начальник ракетного отделения МИТ Юрий Семёнович Соломонов.
Соломонов Юрий Семёнович
Генеральный конструктор
АО «Корпорация «МИТ»
Герой Труда РФ
лауреат Государственных премий СССР и РФ
академик РАН
джоктор технических наук, профессор
В Московском институте теплотехники Юрий Семёнович работает с 1971 года. Прошел путь от инженера до Генерального конструктора. При его участии созданы ракетные комплексы «Пионер» и его модификации, «Горн», «Тополь», «Сирена», «Скорость», «Курьер». Генеральный конструктор ракетного комплекса «Тополь-М» шахтного и мобильного вариантов базирования, ракетного комплекса «Ярс» шахтного и мобильного вариантов базирования, ПГРК «Рубеж», испытательного ракетного комплекса «Тополь-Э», ракетного комплекса морского базирования «Булава-30».
Генеральный конструктор ракетно-космических комплексов семейства «Старт». Научный руководитель, организатор и исполнитель важнейших фундаментальных и прикладных исследований, выполненных в обеспечение создания и постановки на вооружение ракетных комплексов стратегического назначения. Его основные научные публикации посвящены вопросам проектирования ракет на твердом топливе и их основных агрегатов. Значительное число работ посвящено проблемам создания боевого оснащения ракет, разработке новых оригинальных конструктивно-компоновочных схем и схем функционирования их в полете, обоснования критериев эффективности систем. Автор более 175 изобретений, 300 научных трудов, в т.ч. 9 монографий, 6 учебных пособий. Заслуженный изобретатель РСФСР.
Начало совещания не сулило быстрого его завершения. Обе стороны говорили, в основном, об опыте и потенциальных возможностях своих организаций, а конкретных обоснованных предложений не высказывали. Видимо, каждый ждал, что скажет конкурент, чтобы понять его замысел. Полезность совещания стала вызывать сомнение. Как выход из намечающегося тупика было инициировано создание рабочей группы для выработки конкретных совместных предложений с последующим общим обсуждением и принятием окончательного решения. В группу от КБ «Южное» вошли три человека. От МИТ — Ю.С.Соломонов.
В ожидании предложений рабочей группы большинство собравшихся в зале включилось в общие рассуждения о предстоящем проекте, возможных технических проблемах. Через довольно продолжительное время группа появилась в зале. По их виду было понятно, что состоялась тяжелейшая борьба. Докладывать предложения группы о распределении объемов проектирования стал Ю.С. Соломонов. Говорил убедительно. Обоснование строил так, что оно воспринималось как общее мнение группы. Суть предложений заключалась в следующем.
Головным разработчиком по стационарному шахтному комплексу предлагалось КБ «Южное», оно же — разработчик головной части с КСП ПРО, первой ступени ракеты и ракеты в целом для этого комплекса. Головным по подвижному грунтовому комплексу — МИТ. Он же становился разработчиком головной части с КСП ПРО, второй и третьей ступеней ракеты и ракеты в целом для этого комплекса.
Это предложение представлялось разумным. Однако большинство участников от КБ «Южное» вначале восприняли его негативно, видимо, рассчитывая на большее. Скорее всего, в части проектирования ракеты, а возможно и КСП ПРО. Ведь в 1980-х годах ракетные комплексы «Воевода», «Молодец» и БЖРК, разработки КБ «Южное», после успешного завершения летных испытаний вводились в состав группировки РВСН. Посыпались разные вопросы. На них отвечал тоже Юрий Семёнович.
И здесь проявились его способности оратора, полемиста, в некотором смысле, дипломата: быстрая реакция на вопросы, умение на фоне признания достижений и опыта КБ «Южное» подчеркнуть прогрессивность возможных технических решений МИТ. Он отвечал на вопросы уверенно, как человек, убежденный в своей правоте, все с той же присущей ему технической агрессивностью. За обилием вопросов можно было представить, каково ему было противостоять в группе талантливым конструкторам, прошедшим «огонь, воду и медные трубы». Постепенно представители КБ «Южное» от определенного неприятия предложений группы стали склоняться к их целесообразности. Но примирение выглядело зыбким. Да и В.Ф. Уткин не высказывал своего мнения. Он внимательно слушал ход дискуссии, не задавал вопросов, а от его позиции в большой степени зависел результат совещания.
Сложилась ситуация, когда надо было закрепить ростки согласия и окончательно развеять у сторон сомнения. Начальник ГУРВО генерал-полковник А.А. Ряжских поручил выступить начальнику управления ГУРВО по ОКР и НИР В.И. Болысову. Проект решения в целом отвечал интересам заказчика, поэтому выступающий счел своей главной задачей сблизить позиции сторон, подтолкнуть их к взаимопониманию. На основе доклада Ю.С. Соломонова показать, что проигравших нет, а совместная работа может дать качественно новые конструкторские решения и методические подходы к отработке агрегатов и систем, испытаниям ракеты и комплекса в целом. Весомым доводом виделась возможность обеспечить обе организации масштабной работой, необходимой для их развития, повышения научно-технического потенциала.
В.Ф. Уткин с решением рабочей группы согласился. Присутствующие успокоились, заговорили с заказчиком и между собой о дальнейшей организации работ. Это совещание стало визитной карточкой Ю.С. Соломонова, признанием его высокого профессионализма сообществом известных конструкторов-конкурентов.
Вскоре совместное проектирование ракеты «Универсал» активно началось, много было сделано, но, не получив завершения, рухнуло. 1992 год мы встретили в разных странах. С развалом Советского Союза в одночасье распались общие для бывших республик политические, экономические, военные и административные институты, а следовательно, и промышленные кооперации, межкооперационные связи.
Финансово-экономическая обстановка в образовавшихся государствах быстро становилась кризисной. Остро встал вопрос о сохранении ракетно-ядерного потенциала России, возможности развития РВСН. Все понимали, что надо исключить потерю уникальных предприятий, НИИ и испытательных полигонов. Дать им работу, создать необходимые условия и обеспечить финансированием. Конкретно для РВСН выполнение этой задачи связывалось с образованием во главе с МИТ российской кооперации разработчиков и производителей боевых ракетных комплексов, разработкой планируемых ранее ракетных комплексов с универсальной ракетой. Вся тяжесть решения проблем, сопутствующих этой задаче, легла на специалистов РВСН и МИТ.
В конце 1991 года МИТ пришлось приступить к формированию скорректированной, чисто российской кооперации разработчиков и изготовителей комплекса, получившего название «Тополь-М». В частности, к разработке первой ступени ракеты вместо КБ «Южное» подключили пермское НПО «Искра», а МИТ стал головным как по грунтовому подвижному, так и по стационарному шахтному ракетным комплексам.
С учетом проработок вновь привлеченных организаций в 1992 году Московский институт теплотехники выпустил дополнение к эскизному проекту, отразившее изменившийся облик ракеты и комплексов в целом.
Необходимо отметить напряженный творческий труд большого количества сотрудников МИТ, по результатам которого были определены технический облик и характеристики ракеты.
Значительный вклад в этот процесс внес Ю.С. Соломонов, который в ту пору был первым заместителем Генерального конструктора. Ему приходилось решать практические вопросы с Министерством финансов, Министерством экономики, где выбивалось авансирование работ, отстаивая все позиции и продвигая основные направления деятельности МИТа. Разработка стационарного шахтного комплекса осложнялась тем, что МИТ не имел опыта проектирования комплексов такого вида базирования. Кроме того, в сложившихся экономических условиях требовалось методически по-новому вести отработку ракеты и всего комплекса. Минимизировать стендовую материальную часть и количество опытных образцов, а следовательно, получать максимум информации при каждом испытании и пуске.
В этой связи значительно возросла роль глубины и точности расчетных материалов, на которых базировались виды и объемы наземной отработки.
В ходе проектирования пришлось решать не только инженерные, но и научные задачи. В небывало сложных условиях, при наличии ограничений международного Договора СНВ-1 требовалось достигнуть не только нового уровня традиционных характеристик ракеты, но и новых свойств. Таких, например, как живучесть в полете при нанесении ядерного удара по позиционному району и преодоление перспективной ПРО.
Разработано было много оригинальных конструкторских решений, а заимствованные использовались таким образом, что даже в рамках модернизации созданная ракета «Тополь-М» приобрела новое качество.
В этот период наиболее ярко проявились у Юрия Семёновича незаурядные организаторские способности и талант конструктора, инженерная и научная эрудиция. Ему удалось сплотить вновь образованную кооперацию, мобилизовать ее на целенаправленную творческую работу.
Во многом благодаря е го умелой координации работ предприятий, требовательности к разработчикам систем и агрегатов, нестандартному и тщательному подходу к отработке, запредельной самоотдаче удалось сделать то, что казалось подчас, невозможным.
В 1993 году Указом Президента РФ перед МИТ была поставлена задача создания универсальной ракеты для наземных комплексов силами исключительно российских предприятий.
Общая разработка ракеты «Тополь-М» велась под руководством Генерального конструктора и директора МИТ Бориса Николаевича Лагутина, а выбор основных технических решений по ракете осуществлял Юрий Семёнович Соломонов, который приказом министра оборонной промышленности от 1 марта 1997 года был назначен генеральным директором и генеральным конструктором ФГУП «Московский институт теплотехники». В очень непростых экономических, организационных, политических и кадровых условиях генеральному директору и Генеральному конструктору МИТ Ю.С. Соломонову пришлось решать проблемы создания новой российской кооперации смежников и ее финансирования, сохранения кадров высококвалифицированных специалистов, а также поиска новых, нетрадиционных для МИТа конверсионных заказов, в том числе в рамках международного сотрудничества. Ю.С. Соломонов неимоверными усилиями пробивал проект создания «Тополя-М», ездил по предприятиям, где иногда приходилось уговаривать выпускать требуемую продукцию.
Огромную роль в сохранении сложившейся за долгие годы кооперации разработчиков и изготовителей ракетной техники сыграли от РВСН В.И. Болысов и от МИТ — заместитель Генерального конструктора МИТ Л.С. Соломонов.
Многие смежные предприятия акционировались и работали только на прибыль.
Визит в МИТ Премьер-министра Российской Федерации С.В. Кириенко
Новые директора говорили, что военные заказы, которые составляли 5–10% от объема выпускаемой продукции, им не нужны, и закрывали то, что было предписано по оборонному направлению постановлениями правительства. Закрывали потому, что производство по оборонному заказу было убыточное из-за маленьких серий по сравнению с большим потоком невоенной продукции. Раньше им некуда было деться, а теперь им реформаторы развязали руки. А порой было так, что некоторые новые директора даже не знали, что у них на предприятии изготавливается продукция для обороны страны.
В таких условиях приходилось создавать комплекс «Тополь-М», когда кооперацию предприятий приходилось восстанавливать. В тяжелейших условиях и в сжатые сроки была отработана конструкция и технология изготовления первой российской межконтинентальной баллистической твердотопливной ракеты «Тополь-М». При разработке предусматривалось применение ресурсосберегающей технологии, когда максимально широко использовались уже существующее наземное технологическое оборудование и шахтные пусковые установки. Шахтный вид базирования при высокой фортификационной стойкости шахтной пусковой установки требовал минимальных расходов. Поэтому именно шахтный вариант ракеты «Тополь-М» стал разрабатываться в первую очередь. Тогда же начались работы по переоборудованию шахтных пусковых установок разработки ОКБ «Вымпел» для ракет среднего класса под ракету «Тополь-М». Впоследствии, после подписания Договора СНВ-2, допускалось переоборудование 90 шахтных пусковых установок разработки Санкт-Петербургского КБСМ для тяжелых ракет под ракету «Тополь-М». При этом транспортнопусковой контейнер с ракетой «Тополь-М» должен был быть унифицирован для обоих вариантов ШПУ. Из воспоминаний Ю.С. Соломонова о работе над шахтным вариантом комплекса «Тополь-М»:
«При проектировании ракеты «Тополь-М» нам необходимо было создать конструкцию, которая впервые в отечественной и мировой практике позволила бы решить ряд сложнейших задач. Требовалось разработать универсальную по отношению к видам базирования ракету, которая имела бы:
— одинаково высокие боевые качества как в составе стационарного шахтного комплекса, так и в составе подвижного грунтового комплекса на базе самоходной пусковой установки;
— высочайшую точность стрельбы и возможность длительного боевого дежурства в различных боевых готовностях;
— высокий уровень стойкости к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва в полете;
— адаптивность к развертыванию возможным противником систем противоракетной обороны различного состава.
Несмотря на ограниченное финансирование, низкую заработную плату, потерю части квалифицированных кадров, перешедших на заработки из государственного в частный сектор, износ на заводах оборудования и станочного парка, трудовые коллективы Московского института теплотехники и смежников, сохранившие главные качества — чувство высокого гражданского долга и профессионализм, сделали, казалось бы, невозможное: создали уникальный комплекс, на много лет вперед утвердивший свой приоритет.
Удалось значительно улучшить один из основных показателей боевого оружия — точность стрельб, снизить степень уязвимости ракеты при воздействии на нее ПРО, повысить стойкость ракеты в полете к воздействию поражающих факторов различных видов оружия, включая ядерное, обеспечить повышенную ядерную взрывобезопасность. Гарантийный срок хранения новой ракеты больше, чем у созданных ранее.
Была решена еще одна важная задача: комплекс от разработки и изготовления до поставки в войска создан российской кооперацией. На всех этапах кооперация работала слаженно и выполняла намеченные планы и требования заказчика.
В целях экономии средств была широко применена ресурсосберегающая технология. Это особенно проявилось при использовании существующих шахтных пусковых установок. С минимальными доработками, по результатам переосвидетельствования используется материальная часть оборудования и сооружений. Такой подход был реализован при разработке и других элементов шахтного комплекса».
20 декабря 1994 года с полигона Плесецк стартовала и успешно достигла цели первая МБР «Тополь-М». Напряженные испытания комплекса продолжались, но главная задача была решена. Летные испытания первой ракеты подтвердили правильность основных технических решений.
ПГРК "Тополь-М"
Этот пуск стал исторической победой российского ракетостроения, высококлассных специалистов МИТ и его смежников, подтвердившей, что школа боевого ракетостроения в России есть.
Второй запуск произведен в сентябре 1995 года, третий — 25 июля 1996 года. Четвертый пуск модернизированной МБР «Тополь-М» успешно произведен 8 июля 1997 года, а 24 декабря 1997 года на боевое дежурство уже были поставлены две МБР (одна ракета — боевая, другая — учебно-боевая).
Успехи МИТ, а также его смежников — ФГУП «НПЦ АП имени академика Н.А. Пилюгина», ФГУП «РФЯЦ–ВНИИЭФ», ФГУП «ФЦДТ «Союз», ФГУП «Воткинский завод», ФГУП ОКБ «Вымпел», ОАО КБСМ и других предприятий в разработке и производстве нового ракетного комплекса обеспечили возможность заступления на боевое дежурство 30 декабря 1998 года первого полка с 10 ракетами «Тополь-М».
ПГРК «Тополь-М» на Красной площади в Москве во время военного парада
10 декабря 1999 года на боевое дежурство заступил второй полк.
Государственная комиссия по проведению летных испытаний ракеты «Тополь-М» 25 апреля 2000 года рекомендовала принятие на вооружение всего ракетного комплекса «Тополь-М» стационарного базирования, и 13 июля 2000 года указом Президента РФ такой комплекс был принят на вооружение РВСН.
Этим указом открылась дорога новому этапу развития РВСН. 26 декабря 2000 года на боевое дежурство заступил третий полк РК «Тополь-М» шахтного вида базирования. Стационарный комплекс «Тополь-М» отвечает всем требованиям к комплексам 4-го поколения, обеспечивает высокую защищенность от поражающих факторов ядерного взрыва, комплексную, в том числе фортификационную, защиту от обычных боеприпасов, включая высокоточное оружие.
Создание этого комплекса обошлось намного дешевле по сравнению со строительством новых ракетных шахт, подземных командных пунктов и технической ракетной базы, как это практиковалось ранее. На шахтных пусковых установках обошлись минимумом строительно-монтажных работ, так как ни глубина, ни диаметр шахт не менялись. Следует обратить внимание на то, что в процессе решения сложнейшей задачи создания новой стратегической системы оружия продолжалась успешная реализация концепции, в соответствии с которой на институт и его кооперацию замыкается весь комплекс работ в течение всего жизненного цикла ракетного комплекса — начиная с разработки, серийного производства, постановки на боевое дежурство, гарантийного надзора во время эксплуатации и заканчивая его утилизацией.
Ю.С. Соломонов с министром обороны
С.Б. Ивановым
Преодолевая трудности, параллельно с созданием комплекса «Тополь-М» стационарного базирования коллектив МИТ продолжал напряженную работу по созданию мобильного варианта этого комплекса. Об этом периоде Юрий Семёнович Соломонов говорит:
«Жизненный цикл существующих ракетных комплексов «Тополь» составляет от 10 до 15 лет, где-то он может быть продлен на более длительный срок путем пролонгации сроков эксплуатации, но процесс их морального устаревания уже необратим. Группировка МБР требует периодического обновления, исходя из жизненного цикла ракетных систем. И этот 10–15-летний цикл обновления как раз пришелся на конец 1980-х годов.
Именно тогда закладывался ракетный комплекс «Тополь-М». Определяющей была идея создания ракетного комплекса в соответствии с принципом внутривидовой унификации — как комплекс двойного базирования, шахтный и мобильный. Возможность эксплуатации ракетного комплекса (в данном случае комплекса «Тополь-М») на базе подвижной пусковой установки по аналогии с существующим ракетным комплексом «Тополь», — это направление исторически было прерогативой Московского института теплотехники».
Основные технические решения по ракете «Тополь-М» определяют ее высокий модернизационный потенциал, в частности, возможность применения перспективных высокоточных боевых блоков, в том числе с неядерным оснащением, а также реализации принципиально новых средств преодоления самых совершенных систем ПРО.
«Тополь-М» — универсальная трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета для шахтного и мобильного видов базирования. Эта ракета способна маневрировать в процессе полета, что затрудняет использование против нее средств противоракетной обороны вероятного противника. Она оснащается моноблочной головной частью с комплексом средств преодоления ПРО.
Для ракеты «Тополь-М» была создана новая самоходная пусковая установка в Волгоградском ФГУП «ЦКБ «Титан» на базе восьмиосного колесного шасси Минского завода колесных тягачей. При создании систем и агрегатов самоходной пусковой установки использованы принципиально новые технические решения.
Так, система неполного вывешивания дает возможность развертывать пусковые установки даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает ее живучесть. Комплекс способен производить пуски ракет из любой точки позиционного района, обладает более совершенными средствами маскировки от оптических и других средств разведки.
Первый пуск ракеты «Тополь-М» с мобильной пусковой установки был проведен 20 сентября 2000 года.
20 апреля 2004 года был проведен пуск ракеты «Тополь-М» с мобильной пусковой установки на максимальную дальность (порядка 11 000 км). Данный пуск был первым за последние 15 лет на предельную дальность и оказался очень сложным с организационно-технической точки зрения.
Это было связано, во-первых, с тем, что точка падения макета боевого блока находилась за пределами территории России, в акватории Тихого океана, что требовало присутствия в этом районе специальных измерительных средств фиксации результатов пуска. В качестве такого измерительного средства использовалось судно «Маршал Крылов» Тихоокеанского флота.
Вторая особенность пуска заключалась в том, что он проводился с мобильной пусковой установки, но в пусковом контейнере находилась универсальная для двух типов базирования ракета, которая была серийно изготовлена для шахтной пусковой установки. То есть этот пуск «защищал» одновременно партию тех ракет, которые были изготовлены, и тех, которые находились на боевом дежурстве в шахтных пусковых установках.
Заключительный четвертый пуск ракеты мобильного варианта «Тополь-М» был проведен 24 декабря 2004 года.
В 2006 году поставлен на боевое дежурство первый полк, вооруженный подвижным грунтовым ракетным комплексом с ракетой «Тополь-М».
К декабрю 2009 года число МБР «Тополь-М» в подвижном варианте базирования, имевшихся на вооружении 54-й гвардейской ракетной дивизии РВСН 27-й ракетной армии, достигло 18.
Как мобильный, так и стационарный варианты базирования ракетного комплекса
«Тополь-М» полностью совместимы с существующей системой боевого управления и связи. Характеристики РК «Тополь-М» позволили значительно повысить готовность РВСН к выполнению поставленных задач в любых условиях, обеспечивать маневренность, скрытность действий и живучесть частей, подразделений и отдельных пусковых установок, а также надежность управления и автономное функционирование в течение длительного времени без пополнения запасов материальных средств.
Из воспоминаний Льва Семёновича Соломонова, заместителя Генерального конструктора МИТ: «Работа над ракетным комплексом «Тополь-М» для Юрия Семёновича — это та школа, которая позволила ему стать не просто конструктором, но и организатором производства. Он впервые прошел весь путь от начала до самого конца, когда приходилось некоторые проблемы выносить даже на уровень президента. Надо отдать Юрию Семёновичу должное — у него манера общения с руководителями самого высокого уровня отшлифовалась до такой степени, что они открывают рот и слушают, как он четко, раскладывая все по полочкам, излагает свою мысль. Когда он заканчивает выступление, убедительность доводов становится непреодолимой. И слушатели говорят: да, все поняли, мы согласны.
Я часто бывал на больших совещаниях — и в Правительстве России, и в Роскосмосе, и у нас в МИТе, когда собирались депутаты Государственной думы, члены Совета Федерации, министры, их заместители, руководители-оборонщики. И когда мы им докладываем, обычно это делает Юрий Семёнович, реакция, как правило, самая положительная, поскольку все понимают: вопросы ставятся не те, которые можем сами у себя решить, а государственного уровня, когда действительно нужна поддержка на самом верху. Умение рассказать, поставить задачи, доказать, что ты делаешь все методически правильно, по закону, юридически безукоризненно, — вот то главное качество, которым Юрий Семёнович владеет блестяще».
В середине 2000-х годов перед МИТ была поставлена новая задача — создание существенно модифицированных ракетных комплексов на основе значительной унификации как с ныне существующими комплексами различного базирования, так и с только создающимися.
Важным этапом дальнейшего развития наземных ракетных комплексов явилось создание усовершенствованной межконтинентальной твердотопливной баллистической ракеты РС-24 «Ярс», оснащенной разделяющейся головной частью с несколькими боевыми блоками и комплексом средств преодоления ПРО. Имеющийся в составе боевого оснащения ракеты РС-24 «Ярс» комплекс средств преодоления ПРО существенно затрудняет обнаружение и перехват боевых блоков, что резко повышает эффективность РС-24 в условиях развертывания вероятным противником перспективных систем ПРО. 29 мая и 25 декабря 2008 года на полигоне Плесецк успешно проведены летные испытания этого комплекса.
Пуск МБР «Ярс» на полигоне Плесецк
За период опытно-боевого дежурства ракетный комплекс РС-24 «Ярс» зарекомендовал себя надежным оружием, в связи с чем было принято решение о перевооружении РВСН на данный тип ракетных комплексов подвижного и шахтного вариантов базирования.
В настоящее время идет переоснащение ракетных дивизий на новейшие ракетные комплексы РС-24 «Ярс». Вместе с уже принятой на вооружение моноблочной ракетой «Тополь-М» шахтного и мобильного вариантов базирования, ракеты РС- 24 «Ярс» составят основу ударной группировки РВСН до 2050 года.
В 1997 году под руководством генерального директора и Генерального конструктора Ю.С. Соломонова МИТ выставил на конкурс разработку новой баллистической ракеты морского базирования — «Булава-30». По результатам его рассмотрения, а также рассмотрения в 1998 году конкурса аванпроектов выбор был сделан в пользу предложений МИТ. При проектировании «Булавы-30» были не только использованы достижения, реализованные в ракете «Тополь-М», но и применены уникальные конструктивно-схемные решения: например, компоновочная схема, ранее не использовавшаяся ни на одной отечественной или зарубежной ракете.
Новая морская ракета «Булава-30» в значительной степени унифицирована с ракетой «Тополь-М», однако не является ее прямой модификацией, поскольку с позиций проектирования – это принципиально разные подходы. Речь идет об унификации, во-первых, отдельных элементов комплекса, во-вторых, об унификации технолгий. В БРПЛ «Булава-30» внедрены реализованные в МБР «Тополь-М» мероприятия, направленные на повышение боевой эффективности, в том числе в условиях развертывания перспективной противоракетной обороны.
Президент России В.В. Путин
проводит совещание
по вопросу оснащения Российской армии
современным перспективным оружием
Сокращенный по времени и протяженности активный (разгонный) участок траектории, а также возможность осуществления противоракетного маневра сводят к минимуму уровень потерь от воздействия ракетных перехватчиков и других средств космического эшелона ПРО, а также от средств ПРО морского и передового наземного базирования.
БРПЛ «Булава-30» создана для вооружения стратегических атомных подводных ракетных крейсеров проекта «Борей».
В 2011–2014 годах произведены пуски БРПЛ «Булава-30» с АПРК «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах» из акваторий Белого и Баренцева морей, в том числе залповый пуск двумя ракетами. Один из пусков был на максимальную дальность по акватории Тихого океана в район Гавайских островов.
13 мая 2016 года Московскому институту теплотехники исполнилось 70 лет. За это время менялось наименование института, сменялись его руководители, расширялась тематика научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Практика постоянно ставила перед коллективом МИТ новые сложные задачи.
Реактивные системы залпового огня сменялись тактическими ракетными комплексами с неуправляемыми ракетами. Затем на повестку дня было поставлено создание подвижных грунтовых ракетных комплексов с межконтинентальными управляемыми ракетами на твердом топливе.
По словам Юрия Семёновича Соломонова, «деятельность МИТ за последние 5–10 лет настолько диверсифицировалась, что наряду с комплексами подвижного грунтового базирования на сегодняшний день трансформировалась в работы, охватывающие практически все сферы функционирования подобного рода систем.
То есть практически все среды, которые потенциально могут быть в той области применения оружия, которое мы создаем, охвачены. И все это превращается в реальную номенклатуру ракетных комплексов с точки зрения загрузки людей, их материального обеспечения, которое гарантирует нам на ближайшие 5–6 лет устойчивое функционирование без всяких оговорок».
МИТ является сегодня единственным отечественным предприятием, разрабатывающим твердотопливные перспективные стратегические ракетно-ядерные межконтинентальные системы как наземного, так и морского базирования.
При этом институт является своеобразной вершиной огромного научно-промышленного айсберга, основу которого составляет мощнейшая кооперация, насчитывающая более 600 российских предприятий.
Подвижные грунтовые комплексы с баллистическими ракетами, несущие долгое время боевое дежурство в Вооруженных силах, являются непревзойденными по своим тактико-техническим характеристикам среди подобных систем, а многие из них вообще не имеют аналогов в мировой практике.
Заслуженные сотрудники
АО «Корпорация «Московский институт теплотехники»
Александров Вадим Александрович
Лауреат Государственной премии СССР
Начальник отдела АО «Корпорация
«Московский институт теплотехники»
Кандидат технических наук
Старший научный сотрудник
Родился 20 августа 1937 года в Москве.
В 1960 году окончил МВТУ имени Н.Э. Баумана.
С 1965 года — старший инженер МИТ.
С 1983 года занимает должность начальника отдела МИТ.
В.А. Александров — лауреат Государственной премии СССР.
Награжден орденами Почёта, Трудового Красного Знамени, медалями «В память 850-летия Москвы» и «Ветеран труда», отмечен почетной грамотой Федерального космического агентства.
Ветеран труда МИТ.
Васильев Юрий Семёнович
Лауреат Государственной премии СССР
Кандидат технических наук
Родился 5 июня 1934 года в Москве.
В 1958 году окончил МВТУ имени М.В. Баумана.
С 1965 года — ведущий инженер МИТ.
С 1971 года — начальник отдела.
Старший научный сотрудник (1986).
С 2009 года — заместитель начальника отдела.
Награжден орденом Почёта, медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», «В память 850-летия Москвы».
Ветеран труда МИТ.
Гребёнкин Владимир Иванович
Лауреат Государственной премии СССР
Лауреат премии Правительства Российской Федерации
Заслуженный конструктор Российской Федерации
Кандидат технических наук
Родился 12 января 1936 года в Ворошиловграде.
В 1959 году окончил Тульский механический институт.
С 1959 года работал инженером в МИТ.
С 2000 года — заместитель Генерального конструктора — начальник отделения.
С 2008 года — помощник первого заместителя генерального директора и Генерального конструктора.
С 2010 года работает в должности старшего научного сотрудника в МИТ.
Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы, медалями «Ветеран труда», «За доблестный труд. К 100-летию В.И. Ленина», «300 лет Российскому флоту», «В память 50-летия Байконура», почетной грамотой ФКА.
Ветеран труда МИТ.
Дорофеев Александр Алексеевич
первый заместитель генерального директора
и генерального конструктора
АО «Корпорация «Московский институт теплотехники»
Родился 13 мая 1949 года в городе Лозовая Харьковской области.
В 1972 году окончил Ижевский механический институт, в 1984 году окончил Московский институт управления имени С. Орджоникидзе.
С 1997 года — первый заместитель директора и Генерального конструктора МИТ. С 2010 года занимает должность первого заместителя генерального директора и Генерального конструктора МИТ.
А.А. Дорофеев награжден орденами Дружбы, Почёта, «Знак Почёта», медалью «В память 850-летия Москвы», медалью имени академика С.П. Королёва, медалью Федеральной службы по техническому и экспортному контролю «За укрепление государственной системы защиты информации» I степени, отмечен знаком Циолковского.
Ефимов Валерий Павлович
лауреат Государственной премии СССР
заслуженный конструктор РФ
помощник первого заместителя
генерального директора и Генерального конструктора
АО «Корпорация «Московский институт теплотехники»»
Родился 22 сентября 1941 года в Челябинске.
В 1964 году окончил МВТУ имени Н.Э. Баумана. С 1969 года — ведущий инженер МИТ, с 1974 года — заместитель начальника отделения, с 1991 года — заместитель Генерального конструктора — начальник отделения. С 2015 года занимает должность помощника первого заместителя генерального директора и Генерального конструктора МИТ.
В.П. Ефимов — лауреат Государственной премии СССР, заслуженный конструктор РФ. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Почёта, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями «В память 850-летия Москвы», «Адмирал Горшков», знаком Королёва и знаком Циолковского.
Ветеран труда МИТ.
Мосин Виктор Васильевич
лауреат Государственной премии РФ
заместитель генерального директора
АО «Корпорация «Московский институт теплотехники»
по экономике, планированию и финансам
кандидат технических наук
Родился 22 августа 1950 года в Мурманске.
В 1973 году окончил МВТУ имени Н.Э. Баумана. С 1973 по 1992 год работал в МИТ инженером, старшим инженером, ведущим инженером, руководителем группы, начальником сектора, начальником отдела, заместителем начальника отделения — начальником отдела.
В 1992–1997 годах был исполняющим обязанности заместителя директора по экономике и планированию, в 1997–2010 годах — заместителем директора по экономике, планированию и финансам.
С 2010 года — заместитель генерального директора по экономике, планированию и финансам МИТ.
В.В. Мосин — лауреат Государственной премии РФ. Награжден орденом Дружбы, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «За трудовое отличие».
Полунин Вячеслав Дмитриевич
лауреат Государственной премии СССР
заслуженный машиностроитель РФ
главный инженер —
первый заместитель генерального директора
АО «Корпорация «Московский институт теплотехники»
Родился 6 сентября 1938 года в Москве.
В 1961 году окончил МВТУ имени Н.Э. Баумана.
С 1966 года работал старшим инженером в МИТ, с 1980 года — заместителем начальника отделения, с 1986 — начальником отделения, с 1989 — главным инженером, с 1992 — главным инженером — первым заместителем директора МИТ.
С 2010 года занимает должность главного инженера — первого заместителя генерального директора МИТ.
В.Д. Полунин — лауреат Государственной премии СССР, заслуженный машиностроитель Российской Федерации.
Награжден орденами Почёта, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «300 лет Российскому флоту», «В память 850-летия Москвы», «Ветеран труда», медалями имени В.П. Макеева, имени А.Д Надирадзе, имени М.В. Келдыша, имени В.Н. Челомея, имени академика С.П. Королёва, «За достижения в области развития инновационных технологий», «Москва космическая», «Преодоление», отмечен почетной грамотой Правительства Москвы, знаком Королёва, знаком Циолковского, знаком отличия «Главный маршал артиллерии Неделин».
Ветеран труда МИТ.
Соломонов Лев Семёнович
лауреат Государственной премии СССР
заместитель Генерального конструктора —
начальник отделения
АО «Корпорация «Московский институт теплотехники»
кандидат технических наук
Родился 8 мая 1939 года в Москве.
В 1962 году окончил Московский авиационный институт (МАИ).
Работа в МИТ: с 1962 года — инженер, с 1971 года — начальник отдела, с 1974 года — начальник отделения — начальник отдела, с 1988 года — начальник отделения — заместитель Генерального конструктора.
С 1991 года является заместителем генерального конструктора — начальника отделения МИТ.
Л.С. Соломонов — лауреат Государственной премии СССР.
Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Ленина, Октябрьской революции, медалями «За трудовое отличие», «В память 850-летия Москвы», «Адмирал Горшков», отмечен знаком Циолковского.
Ветеран труда МИТ.
Сухадольский Александр Петрович
лауреат Государственной премии СССР
заслуженный конструктор РФ
заместитель генерального директора —
начальник отдела ведущих конструкторов
АО «Корпорация «Московский институт теплотехники»
кандидат технических наук
Родился 5 сентября 1948 года в поселке Забайкал Толочинского района Витебской области Белорусской ССР. В 1972 году окончил МВТУ имени Н.Э. Баумана.
Работает в МИТ с 1972 года. Занимал должности инженера, старшего инженера, ведущего инженера, начальника группы, заместителя начальника отделения, начальника отделения — заместителя Генерального конструктора, заместителя генерального директора — Генерального конструктора комплекса «Булава-30».
С 2015 года является заместителем генерального директора — начальником отдела ведущих конструкторов МИТ.
Награжден орденом Почёта, медалями «За трудовую доблесть», «В память 850-летия Москвы», «Адмирал Горшков», знаком Циолковского.
Ветеран труда МИТ.
Ясинский Геннадий Алексеевич
лауреат Ленинской премии
лауреат Государственной премии РФ
первый заместитель генерального конструктора
АО «Корпорация «Московский институт теплотехники»»
по испытаниям
Родился 5 января 1932 года в поселке Любна Гродненской области Белорусской ССР.
В 1961 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени А.Ф. Можайского.
С 1973 года — заместитель главного конструктора по испытаниям в МИТ, с 1991 года — заместитель директора по гарантийному надзору — заместитель генерального конструктора, начальник отделения, с 1997 года — первый заместитель Генерального конструктора по испытаниям и гарантийному надзору. С 2009 года занимает должность первого заместителя Генерального конструктора по испытаниям.
Г.А. Ясинский — лауреат Ленинской премии, Государственной премии РФ.
Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Ленина, Октябрьской Революции, медалями «За трудовую доблесть», «В память 850-летия Москвы», «300 лет Российскому флоту», имени Ю.А. Гагарина, имени А.Д. Надирадзе, имени М.В. Келдыша, имени В.П. Бармина, «25 лет полета Ю.А Гагарина», «30 лет полета Ю.А. Гагарина», «Москва космическая», отмечен знаком Королёва, знаком Циолковского, знаком «Главный маршал артиллерии Неделин».
Ветеран труда МИТ.