КУРАВЛЁВ Леонид Вячеславович (1936-2022)
Народный артист РСФСР, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени
Знаменитый советский, а позже и российский актер. Фильмы с его участием безумно популярны и любимы публикой. Яркая индивидуальность и исполнительское мастерство, умение никогда не повторяться и быть убедительным в каждой роли позволило ему создать незабываемые образы, а картины с его участием хочется смотреть снова и снова. Многогранный талант этого невероятного актера позволял ему сниматься в различных амплуа.
(Иллюстрированная версия жизнеописания в формате PDF – Скачать >>)
Родился 8 октября 1936 года в Москве. Отец — Куравлёв Вячеслав Яковлевич (1909—1970), высококвалифицированный слесарь, трудился на авиационном заводе «Салют». Мать — Куравлёва Валентина Дмитриевна (1916—1993), парикмахер. Супруга — Куравлёва Нина Васильевна (1939–2012), преподаватель английского языка. Сын — Куравлёв Василий Леонидович (1978 г. рожд.), кандидат экономических наук, окончил Московский автодорожный институт. Дочь — Куравлёва Екатерина Леонидовна (1962 г. рожд.), в прошлом актриса, окончила Щукинское училище, психотерапевт. Внуки — Григорий (2010 г. рожд.), Фёдор (2007 г. рожд.), Степан (2003 г. рожд.).
Окончив московскую среднюю школу, Леонид Куравлёв решил поступить во ВГИК, хотя до этого вовсе не помышлял об актерской карьере. Первая попытка не удалась, и Куравлёв год проработал на фабрике кинооптики. Следующая попытка состоялась в 1955 году. На этот раз Леонид успешно сдал экзамены и стал студентом актерского отделения ВГИКа, где учился на курсе Бориса Владимировича Бибикова, воспитавшего таких звезд как Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова, Руфина Нифонтова, Светлана Дружинина, Софико Чиаурели.
Первые годы обучения дались парню тяжело. Он был стеснителен и зажат. Его даже хотели отчислить. Впервые на съемочную площадку его пригласил Андрей Тарковский, снимавший вместе с Александром Гордоном свою курсовую работу «Сегодня увольнений не будет» (1958). Студент Куравлёв сыграл солдата, который вместе с товарищами обезвреживал мины, оставленные фашистами в Курске. Да и фразу, давшую название фильму, произносил именно Куравлёв.
Леонид Вячеславович вспоминает: «Все в нашей жизни решает случай... Когда я учился на четвертом курсе, на экзамен по вокалу пришла Софья Абрамовна Милькина (сорежиссер Михаила Швейцера). В тот день я изображал неуклюжего кавалера своей однокурсницы Софико Чиаурели. Милькина и порекомендовала меня Швейцеру на роль матроса Камушкина в фильме «Мичман Панин». Я думаю, зайди она в другую аудиторию, на другой урок, то, наверное, заприметила бы другого студента. Так я попал в кино. А так Швейцер стал моим «кинематографическим отцом», и я снялся в шести фильмах у великого режиссера». Именно в фильме «Мичман Панин» (1960, режиссер М.А. Швейцер) ярко обозначился комедийный талант Леонида Куравлёва.
В 1960 году Куравлёв и его друг Василий Макарович Шукшин окончили ВГИК. Выпускник ВГИКа Шукшин пригласил друга сыграть в его дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают» (ее впервые показали в московском кинотеатре «Иллюзион» лишь после смерти режиссера). В ней рассказывается один день работы райкома, с которым связаны цикличные и перекликающиеся между собой, параллельные истории сразу нескольких героев. Герой Куравлёва появляется в образе запинающегося простачка шофера, который в дальнейшем найдет развитие в последующей и, как ни странно, одной из самых сильных и невероятно смешных картин Шукшина — «Живёт такой парень».
Первые и самые важные уроки профессионального мастерства актер получил от Б.В. Бибикова, своего мастера по ВГИКу, а также от М.А. Швейцера и В.М. Шукшина.
Л.В. Куравлёв быстро накапливал опыт, уверенно сыграв ряд небольших киноролей (Ленька в фильме Л.А. Кулиджанова «Когда деревья были большими» (1961) и др.). А после исполнения роли Пашки Колокольникова в картине В.М. Шукшина «Живет такой парень» (1964) к актеру пришел первый большой успех. Куравлёвский герой получился удивительно обаятельным, без натуги сочетающим лукавство и озорство, браваду и доброту, готовность к самопожертвованию — одним словом, чуть ли не сказочным (вроде солдата, обманувшего смерть), но... абсолютно достоверным. Такие «недостатки» героя, как малообразованность и склонность к рискованным шуткам, с лихвой искупаются его искренностью и юмором. Сочетание живых, точно сыгранных черт характера с идеальными делает Пашку Колокольникова истинно народным героем, а вовсе не «положительным советским человеком».
В следующем фильме Шукшина — «Ваш сын и брат» (1965) Куравлёв создал совершенно иной характер, драматический: его Степан Воеводин — зрелый, битый жизнью крестьянский мужик, искупающий словно бы не свою, а чужую вину. Степан бежит из тюрьмы (его осудили за драку), когда до конца срока остаются считанные недели, — чтобы вдохнуть поскорее деревенский воздух, окунуться в прежнюю жизнь. А может, для того, чтобы выразить свой смутный, неосознанный бунт против чего-то такого, что не дает ему жить спокойно.
Например, против распада и умирания традиционного уклада деревенской жизни, против наступления «городских» порядков и морали. Куравлёв следует авторской мысли Шукшина: поступок Степана есть не что иное, как обоснование невозможности подвига в жизни героя (и в повседневной действительности тех лет). И значит, драма Степана Воеводина объясняется тем, что он тоскует по иной, лучшей жизни, безуспешно пытается разобраться в окружающем мире и своих смятенных чувствах. В результате герой неумело приносит в жертву свое жизненное благополучие, так и не найдя божества, которое бы могло эту жертву принять. Разумеется, столь сомнительный, с точки зрения официальной критики, герой был ею воспринят как нечто чужеродное. Но он не был вполне понят и зрителями, которые в большинстве своем оказались не готовы к обсуждению столь беспокойных материй.
Куравлёв мог бы сыграть у Шукшина еще один раз (главная роль в фильме «Печки-лавочки» писалась специально для него), но отказался, опасаясь повтора. Актер избрал собственный, не шукшинский, подход к воссозданию человеческих характеров, хотя и не перестал испытывать огромного уважения к творчеству, к убеждениям и к человеческим качествам Василия Макаровича. Куравлёвским героям более не были свойственны мучительная «нутряная» правда и стремление одним махом изменить все сразу: состоятельность своей и окружающей жизни они проверяли каждым поступком. Потому-то огромное внимание Куравлёв стал уделять внешнему рисунку роли, поиску наиболее точного жеста, манеры поведения. Его размышления об искусстве киноактера, опубликованные в сборнике «Панорама» (М.: Искусство, 1977, вып. 2) так и назывались: «Магический жест». В них Куравлёв обобщил собственный творческий опыт, закончив их словами А.А. Румнева, своего вгиковского педагога по курсу пантомимы: «Если вы жизнь человеческого тела сыграли правильно, значит, вы сыграете и жизнь человеческого духа».
Напутствием Румнева актер руководствуется всякий раз, приступая к очередной роли. Наиболее показательным примером может служить сантехник Афанасий Борщов, центральный герой фильма Георгия Николаевича Данелия «Афоня» (1975). Этот персонаж стал воплощением определенного социального типа — настолько точно были найдены актером и режиссером его характерные особенности. Афоня циничен, безволен, лжив, необязателен, но он также ерник, готовый поверить в иллюзию и способный даже безответно влюбиться.
Конечно же он «антигерой», полностью противоположный Пашке Колокольникову, и все-таки у него не отнять какого-то неистребимого, пусть «отрицательного», но — обаяния. Его вымученная улыбка в финале картины — своеобразный перевертыш знаменитой улыбки героини фильма Ф. Феллини «Ночи Кабирии» (1956), печальная констатация того факта, что все (или почти все) в своей жизни Афоня делал не так. Куравлёв и Данелия не обманывают зрителя якобы мажорным финалом, а подводят к необходимости осознания простой жизненной мудрости: нельзя перемениться в одночасье, надо стараться в любой ситуации поступать по совести — ибо жизнь быстротечна.
Такого результата актер добивается внешне непритязательными, не бьющими на эффект средствами. Афоня все время находится в движении, у него чрезвычайно разболтанная, неуверенная пластика (Куравлёв поясняет: «словно бы балансирует, у него нет точки опоры») — и поведение персонажа постепенно становится ярким свидетельством его человеческой сути. В то же время Куравлев не осуждает своего героя, а просто показывает его, умело соблюдая дистанцию. Роль, таким образом, наполняется вполне конкретным социальным содержанием. Жест куравлёвских героев — это проявление их бытия, доказательство их реальности, их жизненной достоверности. Может, поэтому не получаются одномерными в исполнении Куравлёва даже отрицательные персонажи — например, Сорокин в фильме «Неподсуден» (1969, режиссеры В.А. Краснопольский и В.И. Усков) и Айсман в телесериале «Семнадцать мгновений весны» (1973, режиссер Т.М. Лиознова). Или возникают такие разноплановые герои, как Хома Брут в «Вие» (1967, режиссер К.В. Ершов), Робинзон Крузо в «Жизни и удивительных приключениях Робинзона Крузо» (1972, режиссер С.С. Говорухин), мистер Дроот в «Бегстве мистера Мак-Кинли» (1975, режиссер М.А. Швейцер), «Копченый» в «Месте встречи изменить нельзя» (1979, режиссер С.С. Говорухин), Адриан Прохоров и Лепорелло в «Маленьких трагедиях» (1979, режиссер М.А. Швейцер), Шиндин в «Мы, нижеподписавшиеся» (1981, режиссер Т.М. Лиознова), Эзра Планкетт в «Тресте, который лопнул» (1983, режиссер А.И. Павловский), фон Борк в фильме «Двадцатый век начинается» (1986, режиссер И.Ф. Масленников).
Похоже, актерский метод Куравлёва поистине универсален. Особенно наглядно доказывает это мастерски сыгранная Леонидом Вячеславовичем в фильме Л.С. Мирского «Два дня чудес» (1970) сложнейшая роль неожиданно повзрослевшего 12-летнего мальчика. Актер, впрочем, никогда не почивает на лаврах: если ему доводится играть персонажей одного типа, то он не упускает возможности довести их социальную характеристику до совершенства. Так, у Аркадия из фильма Г.А. Панфилова «Начало» (1970) существовал явный предшественник в виде Володи в «Старшей сестре» (1967) Г.Г. Натансона.
В том, как был сыгран Володя, чувствовалась некоторая недосказанность, поскольку Куравлёв (и в том не его вина) не сумел распорядиться своим мастерством в полной мере. Аркадий, напротив, дал актеру возможность «отыграться», завершить социальный портрет героя такого типа. Куравлёв очень тонко передал, как Аркадий мало-помалу начинает ощущать свою человеческую ограниченность, как сквозь его бесхарактерность пробиваются первые ростки духовно богатой, зрелой личности.
Но все-таки родная стихия актера — комедия. Ролей, окрашенных всеми оттенками комедийных красок, он сыграл больше всего. Самые известные из них — в фильмах «Время, вперед!» (1965, режиссер М.А. Швейцер), «Золотой теленок» (1968, режиссер М.А. Швейцер), «Гори, гори, моя звезда» (1969, режиссер А.Н. Митта), «Семь невест ефрейтора Збруева» (1970, режиссер В.В. Мельников), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973, режиссер Л.И. Гайдай), «Кыш и Два портфеля» (1974, режиссер Э.А. Гаврилов), «Лев Гурыч Синичкин» (1974, режиссер А.А. Белинский), «Не может быть» (1975, режиссер Л.И. Гайдай), «Соло для слона с оркестром» (1975, режиссер О. Липский), «Ты — мне, я — тебе» (1976, режиссер А.И. Серый), «Мимино» (1977, режиссер Г.Н. Данелия), «Инкогнито из Петербурга» (1977, режиссер Л.И. Гайдай), «Шла собака по роялю» (1978, режиссер В.А. Грамматиков), «Суета сует» (1979, режиссер А.И. Сурикова), «Дамы приглашают кавалеров» (1980, режиссер И.Д. Киасашвили), «За спичками» (1980, режиссер Л.И. Гайдай), «Демидовы» (1983, режиссер Я.Л. Лапшин), «Мы из джаза» (1983, режиссер К.Г. Шахназаров), «Опасно для жизни» (1985, режиссер Л.И. Гайдай), «Левша» (1986, режиссер С.М. Овчаров), «Оно» (1989, режиссер С.М. Овчаров), «Частный детектив, или Операция «Кооперация»» (1990, режиссер Л.И. Гайдай), «Самоубийца» (1990, режиссер В. Пендраковский), «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди» (1992, режиссер Л.И. Гайдай), «Кодекс бесчестия» (1993), «Призрак дома моего» (1994), «Барышня-Крестьянка» (1995), «Ширли-мырли» (1995), «Старые песни о главном-2» (1997), многосерийный фильм «Сыщики» (2001), «Сага о булгарах»(2001) и многие другие.
Очень успешно Л.В. Куравлёв сотрудничал с Леонидом Иовичем Гайдаем, снимаясь в 1970—1980-х годах почти в каждом фильме этого блестящего комедийного режиссера. Всенародно известным и любимым персонажем стал... проходимец и авантюрист Жорж Милославский, сыгранный Куравлёвым в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». По сюжету Жорж — всего лишь квартирный вор, но актер ведет свою роль с таким азартом, так отточено исполняет разнообразные «гэги», что характеристика персонажа существенно обогащается.
Более того, Куравлёв делает Жоржа Милославского своеобразным «наследником» Хлестакова и Остапа Бендера: время, в котором живет персонаж, не позволяет ему проявить всю широту натуры. Потому-то, очутившись в эпохе Ивана Грозного, Милославский с легкостью заставляет управдома Буншу подписывать царские указы, заводит неформальные отношения с дьяками, шведскими посланниками, организовывает при дворе «банкет». При этом, однако, он не забывает о своих «профессиональных» интересах, почему постоянно и остается именно комедийным героем. Серьезность, с которой Милославский относится ко всему, что делает, — будь то квартирная кража или «государственные» дела, — замечательно точная краска, найденная Куравлёвым и Гайдаем.
Благодаря этому персонаж в любом эпизоде выглядит достоверно и живо, действует как бы на опережение зрительских ожиданий. Зритель поначалу не понимает, что смешного в действиях Милославского, а когда осознает это, то невольно «прокручивает» в памяти предыдущее поведение Жоржа. Смех, таким образом, становится по отношению к персонажу разоблачительным — т. е. не пустопорожним, а основанным на глубоком понимании природы.
Все роли Л.В. Куравлёва перечислить невозможно (их свыше 200!), но каждую из них он наделил частицей своего тепла, обаяния, юмора, любви к людям, житейской мудрости.
В 1960—1992 годах Леонид Вячеславович — актер Театра-студии киноактера. В конце 1990-х годов вел на ТВ программу «Мир книг с Леонидом Куравлёвым», в которой рассказывалось о книжных новинках.
В 1990-х—2000-х годах актер также снимался, однако роли той поры не приносили ему большого удовольствия. По признанию самого Леонида Вячеславовича в свое время он работал с выдающимися режиссерами с В.М. Шукшиным, М.А. Швейцером, Л.И. Гайдаем, Т.М. Лиозновой, А.Н. Миттой, С.С. Говорухиным, Г.А.0 Панфиловым, Л.А. Кулиджановым, П.Е. Тодоровским... Сниматься же у современных создателей фильмов у него не было особого желания.
Семь лучших фильмов с участием Леонида Куравлёва — «Живет такой парень», «Афоня», «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Иван Васильевич меняет профессию», «Начало», «Ты — мне, я — тебе», «Золотой теленок».
В 1977 году Л.В. Куравлёву было присуждено звание народного артиста РСФСР. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2012), «Знак Почета». Лауреат конкурса по присуждению знака восстановленного ордена святого князя Александра Невского.
В Ярославле в 2010 году Куравлёву установили своеобразный памятник — поставили скульптуру одного из самых ярких его персонажей — слесаря Афони, а в Выборге на аллее славы находится его именная звезда.