ЖУГАН Николай Павлович (1917-2017)
Герой Советского Союза, генерал-майор, почетный гражданин города Краснодара
Родился 23 февраля 1917 года в Николаевске Ширяевского района Одесской области. Отец – Жуган Павел Арсентьевич (1870 г. рожд.). Мать – Жуган Акулина Григорьевна (1878 г. рожд.). Супруга – Жуган Тамара Иосифовна (1920 г. рожд.). Сыновья: Александр Николаевич, Игорь Николаевич. Дочь – Татьяна Николаевна.
В 1934 году Николай Жуган окончил школу-семилетку и поступил в Одесский техникум общепита. В 1936 году стал курсантом Харьковской школы пилотов Осовиахима. В 1937–1938 годах – снова учеба в Одесской военной школе пилотов.
В войну Николай Жуган вступил, уже имея некоторый авиационный опыт. Но 28 июня 1941 года, на шестой день войны и на шестом боевом вылете, с его экипажем случилось непредвиденное. Группа из пяти Ил-4, в которой ведущим был капитан Н. Модестов, возвращаясь с боевого задания, попала в мощный грозовой фронт. Перед входом в облака ведущий дал группе команду действовать самостоятельно.
Каждый экипаж стал искать «окно», чтобы выйти из грозового облака. Жугану не повезло. Его «окно» оказалось обманчивым: через несколько секунд машину стало кидать вверх и вниз метров на 100–150. В самолет ударили разряды молнии. Через секунд 20–30 отвалилось хвостовое оперение.
Николай дал команду членам экипажа прыгать, сам с огромным усилием открыл фонарь кабины и выбросился. У земли дул сильный ветер, и Николая вначале крепко «приложило» к картофельному полю, а затем еще протянуло метров 50. Едва он погасил купол парашюта – потерял сознание. Оказалось, что кроме удара о землю он получил еще и разрыв связок голеностопного сустава. Пришел в сознание, когда его нашли две колхозницы и помогли добраться до колхозной конторы. А там уже были члены его экипажа: штурман лейтенант Васильченко, стрелок-радист Фетисов и стрелок Александров. Их всех на грузовике отправили на железнодорожную станцию Бобруйск. Там оказался санитарный поезд, и вскоре их отправили в тыл.
Николаю Жугану пришлось лечиться две недели, потом он уехал в свой полк, который перебазировался в Елец.
В 1942 году немецкие войска были остановлены под Ленинградом и оттеснены от Москвы. Дальним бомбардировщикам поставили задачу нанести бомбовый удар по крупным военно-промышленным объектам Восточной Пруссии Кенигсбергу, Данцигу, Тильзиту. Авиаторы также помогали наземным войскам под Сталинградом, бомбили железнодорожные станции, аэродромы, скопления войск. После завершения операции некоторым полкам, в том числе 98-му, в котором служил Николай Жуган, было присвоено наименование Сталинградских.
В июле 1943 года Верховный Главнокомандующий приказал командующему дальней авиацией генералу А.Е. Голованову нанести мощный бомбовый удар по Берлину. Голованов ответил: «в светлые и короткие июльские ночи бомбардировщикам не хватит темного времени, чтобы от линии фронта дойти до цели и вернуться обратно. Для дальней авиации многократно увеличилась опасность быть сбитыми истребителями и зенитной артиллерией противника. посбивают их, и мы останемся без дальней авиации». Сталин согласился подождать до осени. Вскоре летчики получили распоряжение готовиться к боевым действиям в глубоком тылу противника.
Штурманы и летчики изучали карты, радисты осваивали таблицы связи, технический состав выполнял регламентные работы на моторах и самолетах. Оружейники делали надписи на крупнокалиберных бомбах: «Гитлеру на закуску», «Подарок главному фашисту».
Когда Курская битва приближалась к завершению, наиболее подготовленные экипажи перелетели на подмосковные аэродромы Монино, Тушино, Быково. Там организовали тщательную проверку летно-технического состава, материальной части самолетов, спецоборудования, провели занятия и консультации по дальним полетам.
В конце августа 1943 года поступил приказ перелететь на аэродром подскока – Адрианополь в Луганской области, и быть готовыми к выполнению боевой задачи. На новом месте базирования полк с радостью и чувством большой ответственности узнал, что их целью будет Берлин.
При подходе к цели Николай Павлович набрал высоту до 8500 метров. За полсотни километров до Берлина враг устроил сплошную огневую завесу. Но самолет Жугана оставался невредимым. Истребителей не было, лучи прожекторов такой высоты не достигали. Первыми к цели подошли экипажи А.И. Молодчего и П.А. Тарана. Они сбросили крупнокалиберные бомбы, вызвавшие пожары. В воздухе повисло несколько светящихся бомб. На один крупный завод прицельно сбросил бомбовый груз штурман Жугана Н.И. Куроедов.
Стали разворачиваться обратно, и радист Н.Т. Осьмачко по самолетному переговорному устройству зачитал текст телеграммы от экипажа Молодчего: «Москва, Кремль, тов. Сталину. Нахожусь над Берлином, задание выполнил. Молодчий».
Через несколько дней А.И. Молодчий Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден второй Золотой Звездой Героя, а его штурману Куликову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Что касается Николая Павловича, то он звания Героя Советского Союза был удостоен в августе 1944 года. К тому времени он уже совершил 242 боевых вылета на разведку и бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника.
В 1949 году Николай Павлович Жуган окончил Высшую офицерскую летно-техническую школу, а в 1958 – высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. Командовал бомбардировочной авиационной дивизией. В 1960 году генерал-майор авиации Н.П. Жуган ушел в запас.
В родном Краснодаре он активно занимался общественной деятельностью, поддерживал память о ветеранах войны. Долгие годы на Кубани был командующим военно-патриотической игрой «Орленок», заместителем председателя краевого военно-научного общества и членом Краевого совета ветеранов.
Герой Советского Соза Николай Павлович Жуган награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды. Он – почетный гражданин города Краснодара.