ЗОЛЬНИКОВ Степан Михайлович (1919-2014)
Доктор медицинских наук, профессор, кавалер пяти медалей «За отвагу», участник Парада Победы 1945 года
Родился 10 ноября 1919 года в деревне Старая Горяша (город Краснослободск) Мордовской АССР. Отец – Зольников Михаил Никифорович (1870–1948). Мать – Зольникова Александра Ивановна (1870–1950). Супруга – Зольникова Наталия Илларионовна (1924 г. рожд.). Дочери – Зольникова Галина Степановна, Пальцева Ирина Степановна.
В 1937 году С.М. Зольников окончил Краснослободскую среднюю школу и до 1939 года работал учителем математики в 5–7 классах Мордовско-Паркинской неполной средней школы. В 1939 году его призвали на действительную службу в Красную Армию. Ему выпало пройти две войны.
В 1939–1940 годах он принимал участие в боевых действиях на Карельском перешейке. В апреле 1940 года стрелковый полк, в котором проходил службу С.М. Зольников, перебросили на полуостров Гангут (Ханко). Государственная граница СССР тогда протянулась здесь всего на 2,5 километра – это был небольшой, в 123 квадратных километра, участок суши, вдающийся в Финский залив. На этом клочке земли фашисты сосредоточили мощную группировку своих войск, целью которой было сбросить русских в Финский залив, а затем форсировать наступление на Ленинград.
Защитники Гангута выкопали противотанковые рвы, установили надолбы, проволочные заграждения; ежедневно занимались огневой и тактической подготовкой. К обороне подготовились надежно, и когда финны попытались перейти границу, все их атаки были отбиты.
164 дня гангутцы сдерживали натиск врага. Далее было принято решение Ставки Верховного Главнокомандования перебросить гарнизон в блокированный Ленинград и Кронштадт. Так закончилась пятимесячная оборона Гангута.
13 ноября 1941 года в «Правде» было напечатано письмо защитникам полуострова Ханко от защитников Москвы. В нем, в частности, было сказано: «Пройдут десятилетия, века пройдут, а человечество не забудет, как горстка храбрецов, патриотов земли Советской, ни на шаг не отступая перед многочисленным и вооруженным до зубов врагом, под непрерывным шквалом артиллерийского и минометного огня, презирая смерть во имя Победы, являла пример невиданной отваги и героизма. Враг пытался штурмовать вас с воздуха, моря и суши, но ничто не сломило и мы уверены - не сломит вашей решимости не отдавать врагу ни пяди родной земли. Великая честь и бессмертная слава вам, герои Ханко!»
Пройдут десятилетия, и, приехав в Финляндию в командировку, Степан Михайлович посетит эти места. Поныне хранится в его доме горсть гангутской земли – в память о тех днях, о боевых друзьях, оставшихся в той земле навечно.
Нелегкими были фронтовые дороги минометчика Степана Зольникова во время Великой Отечественной войны. Всю войну он сражался на Ленинградском фронте. 8-ю отдельную стрелковую бригаду, в которой служил Степан Зольников, перебросили на один из самых трудных участков обороны Ленинграда – в район Синявинских болот. Зольников, как один из опытных бойцов, прошедших суровую школу Гангута, стал командиром минометного расчета, получил звание младшего сержанта.
День 3 сентября 1942 года памятен ему до мельчайших подробностей. Минометчики должны были расчистить путь батальону пехотинцев и обеспечить переправу бойцов. В бою его расчет четко выполнял приказы командования, ликвидировал огнем точки противника. Но прямое попадание снаряда разбросало весь расчет, остался жив только командир, получивший тяжелое ранение. «Когда я очнулся, так хотелось пить, – вспоминает Степан Михайлович, – я пополз к болотцу, которое было недалеко от нашей позиции. Напился воды...». У этого болотца его и заметила медсестра, повязала красную повязку – эвакуация вне очереди: тяжелораненый.
Судьба хранила Степана Михайловича. От верной смерти тогда его спас пистолет. Крупный осколок перебил его пополам и раздробил тазобедренный сустав. Четыре месяца пролежал он в госпитале, думал, что не выкарабкается. Но фронтовые хирурги сделали свое дело, и тогда для себя Степан Михайлович решил: «Если останусь живым, буду врачом!» За участие в боях у Синявинских болот сержант-минометчик Степан Михайлович Зольников получил медаль «За отвагу».
Вернувшись после госпиталя в свою бригаду, он принимал участие в сражениях на Пулковских высотах. Минометчик – значит, всегда на передовой. С опытом приходит умение выбрать позицию, быстро сманеврировать, принять одно-единственное правильное решение в сложнейшей ситуации. А таких ситуаций на войне было немало. За мужество, смекалку и находчивость он был награжден орденом Славы III степени.
В январе 1944 года начался прорыв блокады. Батальон, в котором воевал Степан Зольников, вел бой за Воронью гору в районе Пулковских высот. Враг основательно окопался, отчаянно дрался за каждый метр земли. Когда после двухчасовой артподготовки началась атака, многие огневые точки фашистов ожили, открыли яростный огонь. Минометчики стремились подавить их, часто меняя позицию. В одном из бросков Степан увидел, как бежавший рядом солдат с опорной плитой упал. Старшина Зольников подполз к нему, взял плиту, догнал расчет. В глубокой воронке быстро установили миномет и открыли огонь по пулемету, преграждавшему путь наступавшим. После нескольких залпов пулемет замолчал, пехотинцы снова поднялись в атаку. За проявленное мужество С.М. Зольников был награжден второй медалью «За отвагу».
Третью медаль «За отвагу» он получил, когда бригада, ставшая к тому времени гвардейской, вела ожесточенные бои под Выборгом. 20 июня 1944 года был взят важный опорный пункт. Медаль вручали на партийном собрании, на котором С.М. Зольникова принимали в члены Коммунистической партии.
Свою четвертую медаль Степан Зольников получил за мужество и храбрость, проявленные при форсировании реки и взятии Нарвы.
«От разрывов снарядов, поднимавших черную массу земли, от дыма и копоти день походил на ночь... Но фронтовые дороги вели наш полк, нашу дивизию в одном направлении – на запад, куда отступали гитлеровские полчища. И хотя каждый населенный пункт приходилось брать ценой немалых потерь, остановить наше наступление фашисты уже не смогли», - писал Степан Михайлович о последних днях войны в своих воспоминаниях.
Около шести месяцев сопротивлялся враг на Курляндском полуострове. Здесь были сосредоточены 33 фашистские дивизии. Шли тяжелые бои. Особенно сильный бой разгорелся за кирпичное здание в предместьях Риги. Минометчики выпустили много мин, но подавить пулемет врага не удавалось. Зольникову осколком задело голову, но он не покинул позицию. Он предложил выдвинуть один из расчетов на более удобную позицию и ударить навесным огнем. Маневр удался. В ночь на 9 мая 1945 года сопротивление было сломлено, фашисты сдались в плен. За этот последний свой бой Степан Михайлович был удостоен пятой медали «За отвагу».
В конце мая 1945 года он в составе сводного полка Ленинградского фронта прибыл в Москву для участия в Параде Победы 24 июня.
Заветная мечта-клятва «стать врачом» осуществилась. После демобилизации он поступил учиться во 2-й Московский медицинский институт (ныне Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова), окончил его с отличием в 1952 году. Два года работал ординатором в хирургической клинике. Потом учился в аспирантуре. В 1957 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 1973 году – докторскую. С 1978 года он – профессор медицины.
С 1957 по 1963 год С. М. Зольников работал младшим, затем старшим научным сотрудником в Институте грудной хирургии АМН СССР. Со дня основания Центрального научно-исследовательского института рефлексотерапии Минздрава СССР в 1963 году и до ухода на пенсию Степан Михайлович занимал должность заместителя директора по научной работе. С 1986 года он работал научным консультантом НИИ традиционных методов лечения Минздрава РФ.
Научный вклад С.М. Зольникова в медицину – это исследования по защите головного мозга от кислородного голодания при операциях на сердце. При нормальной температуре тела мозг без кровообращения погибает через 2–3 минуты, а при понижении температуры на 5–7 градусов выдерживает голодание до 12 минут. Этого времени достаточно, чтобы провести операцию на выключенном из кровообращения сердце. В сотрудничестве с инженерами Степаном Михайловичем Зольниковым был создан не имеющий аналогов в мире прибор «Холод 2Ф», предназначенный для краниоцеребральной гипотермии и запатентованный в 15 странах мира. Многим людям он вернул счастье быть здоровыми.
Работая в Институте рефлексотерапии Минздрава СССР, С.М. Зольников создал еще один прибор – для лечения болевого синдрома, который также нашел широкое применение в практике здравоохранения.
За разработку и внедрение новых методов лечения в практику здравоохранения С.М. Зольников был награжден пятью медалями ВДНХ СССР: двумя золотыми, двумя серебряными и одной бронзовой. С целью демонстрации своих методов лечения он не раз выезжал за рубеж. Побывал в Японии, Швеции, Испании, ФРГ, ГДР и других странах. Он, единственный советский ученый-медик, дважды (1983, 1985) удостоен Международной премии, названной именем крупного австрийского ученого-патофизиолога Альфреда Пишингера. Эта награда вручается раз в год ученым, опубликовавшим лучшую научную работу в журнале «Немецкий журнал акупунктуры».
Всего С.М. Зольников опубликовал более 200 научных работ в отечественных и зарубежных изданиях, подготовил 7 докторов и 23 кандидатов медицинских наук. С 1954 по 1988 год он являлся членом Всероссийского общества анестезиологов и реаниматологов.
Супруга, Наталия Илларионовна – также стала врачом, доктором медицинских наук.
С.М. Зольников награжден орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, Славы Ш степени, единственный москвич, награжденный пятью медалями «За отвагу», медалями «За победу над Германией», «За оборону Ленинграда» и другими медалями.