КИРТОК Николай Наумович
Герой Советского Союза, участник Парада Победы 1945 года
Родился 6 декабря 1920 года в селе Мариновка Доманевского района ныне Николаевской области (Украина). Отец – Наум Филонович (1880–1969). Мать – Александра Кирилловна (1885–1967). Супруга – Кирток Роза Павловна (1923 г. рожд.). Дочь – Терентьева Марина Николаевна.
Наум Филонович и Александра Кирилловна до революции были бедными крестьянами, потом продолжили заниматься сельским хозяйством. Окончив в 1936 году семилетку в селе Мариновка, Николай уехал в Одессу. Там поступил в ФЗУ и после его окончания работал стропальщиком на заводе имени Октябрьской революции. Одновременно учился на вечернем отделении рабфака педагогического института.
В 1938 году Николай Кирток поступил в Одесский аэроклуб в группу пилотов. В течение года освоил самолет У-2 (По-2) и был направлен в Тамбовскую школу пилотов. К началу Великой Отечественной войны овладел самолетами УТ-2, Р-5 и приступил к полетам на СБ (скоростной бомбардировщик).
С июля 1943 года Кирток на фронте. Воевал в составе 2-й и 5-й воздушных армий Степного, 1-го и 2-го Украинских фронтов в должностях летчика, командира звена 140-го штурмового авиационного полка, а с октября 1944 по май 1945 года – командира эскадрильи 143-го штурмового авиационного полка.
Навсегда врезалось в память Николаю Киртоку его боевое крещение в июле 1943 года. На рассвете младший лейтенант Кирток в группе штурмовиков вылетел на первое задание. Нужно было уничтожить колонну немецких танков. Летчики потрудились: после их ударов горели «тигры», «пантеры», другие бронемашины врага.
В июле 1944 года войска 1-го Украинского фронта, стремительно наступая на запад, вышли к Висле и с ходу заняли на ее левом берегу плацдарм в районе Сандомира. Противник упорно оборонялся. С воздуха действия наших наземных войск поддерживали летчики 2-й воздушной армии. 140-й гвардейский штурмовой авиационный полк, в котором командиром звена был Николай Кирток, базировался на полевом аэродроме в районе Жешува.
11 августа Кирток дважды поднимал свой штурмовик в воздух и брал курс на Сандомирский плацдарм для подавления танковых контратак противника. В середине дня группа в составе пяти штурмовиков Ил-2 под его командованием получила задачу нанести бомбоштурмовой удар по противнику в районе Шидлув, Дуже. Это был 151-й боевой вылет Николая.
Противник встретил сильным зенитным огнем. Летчики группы, умело маневрируя, без потерь пробились к цели, начали атаковать вражеские танки, бронетранспортеры и пехоту. При последнем, пятом заходе на цель в воздухе появились немецкие истребители. Завязался воздушный бой.
Истребители прикрытия и стрелки «Илов» успешно отражали атаки. Однако паре «мессершмиттов» удалось прорваться к штурмовикам. Самолет Киртока прошила очередь. В кабине появился запах гари. Но при очередной атаке вражеский истребитель, не рассчитав дистанции, на большой скорости проскочил вперед «Ила». Николай нажал гашетку, и «мессер» взорвался в воздухе.
Киртока вызвали на командный пункт полка. Там были комдив А.С. Фетисов, командир полка майор К.Л. Круглов и начальник штаба полка майор Д.М. Слащанский. Комдив сказал: «Завтра с утра двумя самолетами Ил-2 под прикрытием четырех истребителей «Як» из дивизии генерала Баранчука произвести разведку войск противника в районе Кельце, Сташув, Босовице, Гжибув и Ракув. Имеются сведения о том, что противник подтягивает в район плацдарма свежие резервы».
Взлетели затемно, чтобы с рассветом уже быть над линией фронта. Через 40 минут показалась дорога, идущая с запада в район Сташува. Кирток обнаружил на ней колонну танков, бронетранспортеров и автомашин.
Снизившись до 200-300 метров, сделали два круга, и Кирток насчитал до 70 танков, бронетранспортеров и около 100 автомашин.
Получив данные разведки, с аэродромов 2-й воздушной армии поднялись штурмовики и бомбардировщики для уничтожения обнаруженной техники врага.
В конце августа 1943 года полку поставили сложную боевую задачу: уничтожить танки противника, контратаковавшие наши наземные части в районе Кобеляны. Для выполнения этой задачи полк выделил несколько групп самолетов Ил-2. Группа Николая Киртока в составе 8 штурмовиков должна была вылететь третьей.
В середине дня по команде командира корпуса дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации В.Г. Рязанова группы самолетов взлетели, взяв курс на северо-запад, где шли жестокие бои. Полет к цели протекал спокойно. Через двадцать минут полета вдали на солнце блеснула Висла, а на ее западном берегу показался столб дыма, поднимавшийся до высоты полукилометра. Это и был Сандомирский плацдарм.
Справа внизу в пелене дыма и пыли к переднему краю наших войск, стреляя на ходу, двигались танки противника. Кирток дал команду: «Внимание! Работаем в боевом порядке «круг». Приготовиться к перестроению».
После шести заходов на цель с земли поднялись шесть столбов дыма. Это загорелись танки. Пехота противника залегла. На последнем, седьмом заходе один штурмовик неожиданно загорелся от попадания зенитного снаряда. Летчик направил объятый пламенем самолет прямо в скопление танков. Там образовался огромный столб пламени и дыма. Так героически погиб командир 8-й штурмовой авиационной дивизии подполковник А.С. Фетисов. Погиб и его воздушный стрелок старшина Л. Соленко.
Группа Киртока вернулась на свой аэродром. В результате ее удара была задержана атака противника на этом участке фронта, уничтожен десяток немецких танков и бронетранспортеров.
Особенно отличился Николай Кирток в боях за Берлин. 24 апреля 1945 года он дважды водил группы «Илов» на уничтожение артиллерийских и минометных батарей противника на юго-западной окраине Берлина. Метким бомбовым ударом, пушечно-пулеметным огнем и ракетами шесть «Илов» создали три сильных взрыва, четыре очага пожара и подавили огонь четырех артиллерийских батарей.
Последний боевой вылет Кирток совершил 10 мая. Фашистская Германия уже капитулировала, но на юге Чехословакии группа немецко-фашистских войск под командованием фельдмаршала Шернера стремилась прорваться на запад, чтобы сдаться в плен нашим союзникам.
...В полку была объявлена боевая тревога. Кирток получил боевую задачу: нанести бомбово-штурмовой удар по войскам противника на западном берегу реки Эльбы. И эта боевая задача была выполнена отлично. А на земле летчиков ждала телеграмма от командующего 1-м Украинским фронтом И.С. Конева: «Всему личному составу полка объявляю благодарность».
За период с 27 июля 1943 года по 11 мая 1945 года Николай Наумович Кирток совершил 210 успешных боевых вылетов в условиях сильного противодействия немецкой зенитной артиллерии и истребительной авиации. 210 боевых вылетов – это более тысячи атак по наземным целям. На его счету числятся уничтоженными и поврежденными 38 танков и бронетранспортеров, 54 автомашины с войсками и грузами, семь цистерн с горючим, им подавлен огонь шести батарей зенитной артиллерии, уничтожен железнодорожный эшелон с боеприпасами. Звание Героя Советского Союза Николаю Наумовичу присвоено 27 июня 1945 года.
Капитан Николай Наумович Кирток – участник исторического Парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве.
После войны он продолжал службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно-воздушную академию, служил в ГКНИИ ВВС начальником отделения тактических испытаний самолетов. С 1954 по 1976 год работал на руководящих должностях в Главном оперативном управлении Генерального штаба ВС. В 1976 году ушел в запас. До 1987 года работал инженером-конструктором в ОКБ имени А.С. Яковлева.
Супруга героя заслуженный изобретатель СССР Роза Павловна Кирток окончила МАИ, с 1947 по 1986 год работала в ОКБ имени С.В. Ильюшина, прошла путь от инженера-конструктора до начальника экспериментального отдела. Их дочь Марина Николаевна окончила МАИ, работала в ОКБ имени С.В. Ильюшина инженером-расчетчиком.
Герой Советского Союза Николай Наумович Кирток награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, 29 медалями, в том числе иностранных государств.