КОНЯЕВ Виктор Михайлович (1925-2016)
Полный кавалер ордена Славы, заслуженный металлург СССР
Родился 10 декабря 1925 года в городе Орджоникидзе (ныне – Владикавказ). Отец – Коняев Михаил Дмитриевич (1895–1953). Мать – Коняева Евдокия Даниловна (1903–1968). Брат, Коняев Александр Михайлович (1923–1943), – участник Великой Отечественной войны, погиб на фронте. Супруга – Коняева (Титова) Валентина Ивановна (1927 г. рожд.). Дочь – Коняева Татьяна Викторовна. Сын – Коняев Михаил Викторович.
Виктор Коняев – коренной владикавказец. Родился в Курской слободке. Вырос в простой рабочей семье: отец был сапожником, а мать – домохозяйкой.
Учился он в средней школе № 11, а 7 классов закончил уже в школе № 22. Его тянуло к технике, и он стал студентом ремесленного училища № 1. По воспоминаниям друзей, рос отчаянным парнем, а в действующую армию попал благодаря своей настырности.
В начале августа 1942 года, когда фронт докатился до Армавира и Майкопа (откуда было недалеко и до Орджоникидзе) он вместе с друзьями, а все они были старше его, пришел на призывной пункт, который располагался в Клубе Декабристов (ныне – республиканский кукольный театр). Когда дошла очередь до Виктора, то члены призывной комиссии не смогли его выпроводить. Он объяснял, что еще в 1939-м за отличную стрельбу был удостоен звания «Ворошиловский стрелок», и заставил-таки записать, что ему исполнилось 17 лет, после чего отправился проходить медицинскую комиссию.
3 октября 1942 года шестнадцатилетний Виктор стал пулеметчиком артиллерийской батареи 606-го стрелкового полка 317-й стрелковой дивизии 56-й армии Южного фронта. А в ноябре его перевели в полковую разведку.
В разведке он и прослужил всю войну. Группа Коняева взяла на передовой 36 «языков», обладающих ценной информацией. Разведчики – особенные люди, даже в мелочах. «У нас была примета, нами же созданная: мы всегда работали нечетным числом, но не менее 7 человек, – рассказывает Виктор Михайлович. – А количество уходивших в разведку людей зависело от сложности задания и местоположения».
Были у разведчиков и другие негласные правила, к примеру – «своих не оставлять». Однажды в Тернопольской области разведгруппа Коняева вернулась со сложного задания с потерями. Он обратился к товарищам: «Кто со мной?». В тыл к немцам отправились трое. Стояло лето. Надо было дождаться темноты. Когда тройка обнаружила убитых товарищей, противник открыл лихорадочный огонь. Тем не менее, разведчики дотащили своих товарищей до своей передней траншеи.
В тяжелых боях советские войска измотали силы противника и 1 января 1943 года перешли в наступление, начав оттеснять фашистов с Северного Кавказа. В передовых подразделениях неизменно шел красноармеец Коняев. Не раз был ранен, лечился в госпиталях, но, едва окрепнув, вновь возвращался в боевой строй.
Особенно высокое воинское мастерство, мужество и отвагу Виктор Коняев проявил, будучи разведчиком 248-й отдельной разведроты 302-й стрелковой дивизии. Он участвовал в боевых операциях по освобождению Донбасса, Правобережной Украины. В конце марта 1944 года дивизия после короткого отдыха готовилась к наступлению в районе города Тернополя. С целью захвата «языка» ночью 21 марта в расположение врага была послана разведгруппа. В ее состав вошел и Виктор Коняев. Разведчики залегли, осмотрелись и решили брать пленного в замаскированной огневой точке противника. Но когда они подобрались поближе, оттуда открыли огонь. Виктор Коняев успел бросить внутрь гранату и доставил уцелевшего «языка» в часть целым и невредимым.
1 апреля 1944 года в бою в предместье Тернополя Коняев уничтожил трех вражеских солдат, а одного взял в плен. У пленного оказались ценные документы, которые во многом прояснили обстановку в полосе действия 302-й стрелковой дивизии. Командир высоко оценил его мужество и отвагу. Через неделю, 7 апреля, В.М. Коняев был награжден орденом Славы III степени.
В ходе одного из боев за освобождение небольшого городка оставшийся практически без подразделения армейский командир обратился за помощью к разведчикам, чтобы те «выкурили» из трех ключевых домов засевших там гитлеровцев. И Виктор Коняев со своим взводом в 17 человек взялся за несвойственное разведчикам дело. Штурмовать в лоб 4-х этажный дом означало – погибнуть всем. Но бойцы Коняева сумели незамеченными подкрасться к дому и открыли внутри дома шквальный огонь. После этого остальные вражеские укрепления прекратили сопротивление. Благодарность командира дивизии, которому доложили о смельчаках, была безмерной. За этот бой Виктор Коняев был удостоен ордена Красной звезды.
Счет «языков», взятых красноармейцем Коняевым, продолжал расти вместе с его известностью. В дивизии о нем заговорили как об одном из самых удачливых разведчиков. О подвигах Виктора писала дивизионная газета «За нашу Родину». Заметка под броским заголовком: «Дерзкий внезапный налет разведчиков» с подзаголовком «Бойцы подразделения тов. Новикова захватили контрольного пленного» рассказала еще одну захватывающую историю, случившуюся с Виктором Коняевым.
«Языка» решено было брать в немецком блиндаже, который располагался на отлогом скате высоты за передним краем противника. Блиндаж имел хороший обзор впереди лежащей местности и дополнительную защиту в виде реки. Нужны были переправочные средства.
Командиром был назначен старший сержант Куркин, отобравший в группу наиболее опытных и смелых, в том числе – и Виктора Коняева. В полосе своей дивизии Куркин для начала нашел для тренировки высотку, подобную той, на которой находился вражеский блиндаж.
Ночью разведчики и приданные им в помощь два сапера на резиновой лодке в два приема переправились через реку, незаметно прошли через передний край и подобрались к вражескому блиндажу. Старший сержант разбил группу на две части. Коняев вошел в первую, которую возглавил сам Куркин. Она должна была брать «языка». Вторая – прикрывать ее.
Первая группа незамеченной обошла огневую точку справа и вплотную приблизилась к ней. Забросав блиндаж гранатами, разведчики ворвались в него. Гитлеровцы не успели оказать сопротивление. Коняев нашел и захватил уцелевшего немца. Группа начала отход, сквозь открытый по ним огонь прорвалась к реке, где их ожидал сапер с лодкой, и без потерь вернулась в расположение своих войск.
Все разведчики были представлены к наградам. 7 июня 1944 года Виктор Коняев получил орден Славы II степени.
В скором времени разведчику присвоили звание «сержант», затем – «старший сержант». Теперь уже юный 19-летний командир сам стал возглавлять группы, водить их на задания, выполнять самые различные задачи по сбору сведений о боевой технике и живой силе врага, уничтожению важных объектов фашистов.
8 февраля 1945 года, когда наши войска вели боевые действия в Польше, старший сержант Коняев с небольшой группой проник в тыл противника в районе населенного пункта Погвиздов и ликвидировал артиллерийский расчет. Вражеское орудие, хорошо замаскированное в складках местности, своим огнем наносило немалый урон подразделениям. Попытка уничтожить его ответным огнем артиллерии не увенчалась успехом. За артиллеристов сделал это старший сержант Коняев со своими разведчиками.
За умелое выполнение этой и ряда других важных задач 27 июня 1945 года Виктор Михайлович удостоен ордена Славы I степени. Фронтовые подвиги Коняева обрастали легендами, а к концу войны его грудь была сплошь в боевых наградах. Многочисленные награды Коняева соседствуют с многочисленными ранениями. О своем третьем ордене Славы Виктор узнал в Праге, где лежал с ранением в медсанбате: радостные однополчане принесли ему «Красную звезду», где было написано о его награждении.
Он был представлен и к званию Героя Советского союза, но указ был отменен командованием.
После окончания Великой Отечественной войны разведчик Виктор Михайлович Коняев остался служить в армии. В запас он ушел в 1951 году в звании старшины. Вернулся в родной город Орджоникидзе. Поступил работать на завод «Электроцинк», стал металлургом – старшим аппаратчиком. Работал доблестно и достойно. В 1970 году ему присвоено звание «Заслуженный металлург СССР». Виктор Михайлович неоднократно признавался отличником социалистического соревнования среди работников цветной металлургии страны. Он был капитаном заводской футбольной команды. Но когда получил травму, с футболом пришлось закончить, а сосредоточиться на поддержке главной команды Осетии. За местный «Спартак», а потом и за «Аланию» Коняев болел так же неистово, каким сам был на футбольном поле.
Несмотря на свой почтенный возраст, Виктор Михайлович полон сил и жизненного оптимизма. Они с супругой идут рука об руку уже много лет, вырастили своих детей, а теперь воспитывают внуков. А познакомились они во Владикавказе после войны совершенно случайно. «Шел дождь, – вспоминает Виктор Михайлович. – Я стоял на трамвайной остановке. А рядом от дождя пряталась Валя, которая тоже ждала трамвай. Мы разговорились. И поняли, что нашли друг друга».
В.М. Коняев является членом комитета ветеранов войны Республики Северная Осетия – Алания, ведет активную общественную работу по воспитанию молодежи.
Увлекается охотой и рыбалкой. В прошлом занимался стрелковым спортом, был чемпионом Северо-Кавказского военного округа по стрельбе из малокалиберной винтовки.
Полный кавалер ордена Славы Виктор Михайлович Коняев награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны I степени, двух орденов Красной Звезды, семнадцатью медалями.