КРАМАРЕНКО Сергей Макарович (1923-2020)
Герой Советского Союза, генерал-майор авиации
Родился 10 апреля 1923 года в селе Калиновка Ромненского района Сумской области. Отец – Макар Иванович (1890–1967). Мать – Надежда Григорьевна (1901–1982). Супруга – Юлия Алексеевна (1934 г. рожд.). Сын – Алексей Сергеевич Дочь – Надежда Сергеевна.
Родители были крестьянами. В школьные годы, как и сотни тысяч его сверстников, Сергей занимался в оборонных кружках Осоавиахима, был даже руководителем одного из них. Но о военной карьере никогда не задумывался.
После десятилетки он в 1940 году поступил в Московский институт железнодорожного транспорта. Однако учебу пришлось оставить. По комсомольской путевке Сергей вскоре оказался в Дзержинском аэроклубе. После его окончания он был зачислен в Борисоглебскую военно-авиационную школу пилотов. Теория ему давалась легко. Практические полеты осваивались на УТ-2 (советский учебно-тренировочный самолет предвоенного и военного периодов) и И-16. Здесь его и застала Великая Отечественная.
В июне 1942 года школу со станции Поворино перевели далеко в глубь страны. А восьмерых наиболее подготовленных курсантов, в числе которых оказался и Крамаренко, направили в 1-й запасной авиаполк, который находился в Арзамасе.
С августа 1942 года молодой летчик участвовал в боевых действиях в составе 523-го истребительного авиационного полка 303-й истребительной авиадивизии на Западном фронте в районе города Сухиничи. Летал он на Ла-5. За год совершил больше восьмидесяти вылетов. В неравных боях с гитлеровскими бомбардировщиками и «мессерами» сержант Крамаренко сбил вражеский самолет и, как довесок к нему, аэростат.
В те дни его приняли в ВКП (б) и перевели в 19-й истребительный авиаполк или, говоря языком того времени, полк «охотников». Вскоре он сменил сержантские погоны на офицерские с маленькой звездочкой. После перелета под Бердичев новоиспеченный младший лейтенант чуть не погиб.
19 марта в воздушном бою неподалеку от Проскурова его Ла-5 жарко вспыхнул и упал. Обгоревший летчик попал в немецкий лагерь для военнопленных, где его, к счастью, поместили в лазарет. Плен длился недолго. На седьмой день в город ворвались наши танки. Немцы вынуждены были бежать, успев захватить с собой лишь военнопленных и легкораненых. Сергея и нескольких его соседей по лазарету оставили. Их освободили подоспевшие пехотинцы и сразу же определили в ближайший госпиталь.
Там младший лейтенант подхватил сыпной тиф, а вслед за ним – воспаление легких. Только к маю он начал кое-как ходить. И первое, что сделал – побывал на аэродроме, где неожиданно встретил своих однополчан. Его отвели к командиру. Тот, не долго думая, связался с главнокомандующим ВВС, и чуть ли не на другой день Крамаренко оказался в Центральном авиационном госпитале в Сокольниках. Долго еще, вплоть до сентября, приводили его медики в нормальное состояние. Наконец медицинская комиссия признала его годным к летной работе. Он получил направление в незнакомую часть, куда ему совсем не хотелось ехать.
Но он случайно узнал, что родной полк находится в Бресте. Знакомый летчик перебросил его в бомболюке до Барановичей. А там по железной дороге «дезертир» самостоятельно добрался до Бреста. Правда, его полка там уже не было, часть воевала в Польше. Сергей нашел связной самолет полка, на котором и добрался до места, и с ходу вошел в боевые будни своего, теперь уже 176-го гвардейского полка. Несколько раз на новом Ла-7 ему довелось быть ведомым у прославленного аса И.Н. Кожедуба. С ним Крамаренко сбил один вражеский самолет лично. Сопровождая штурмана полка майора А.С. Куманичкина, помог ему вывести из строя двенадцать машин противника. А в групповых боях с его участием было уничтожено еще десять.
После войны в августе 1945 года 176-й гвардейский истребительный авиаполк был перебазирован на подмосковный аэродром Теплый Стан (ныне район Москвы). Теперь все время отнимала повседневная служба, подготовка и участие в воздушных парадах. Через несколько лет, когда началась американская агрессия в Корее, в полк приехал заместитель командующего ВВС округа набирать добровольцев. Желание изъявили все. Но отобрали 30 человек, наиболее подготовленных, имеющих боевой опыт. Вскоре они, в том числе и заместитель командира эскадрильи гвардии капитан Крамаренко, железнодорожным составом отправились на Дальний Восток. Обосновались на территории Китайской Народной Республики. Летчиков переодели в китайскую форму и усиленно тренировали. Затем перебросили поближе к Корее на аэродром Андунь, где и закончилось формирование 324-й истребительный авиационной дивизии под командованием гвардии полковника И.Н. Кожедуба.
Поздней весной 1951 года началась боевая работа, появились потери. Особенно жаркими были бои в районе железнодорожного моста через реку Яундзян. Это был важный стратегический узел: американцы упорно пытались вывести его из строя. 10 апреля сорок восемь бомбардировщиков Б-29 в сопровождении ста истребителей Ф-84 совершили очередной налет. Комдив немедленно поднял на перехват все свои машины. «МиГи» буквально врезались в боевые порядки американцев. И закрутилась в небе карусель. В коротком бою было сбито двенадцать «летающих крепостей». Правда, как стало известно, американцы списали 27. Видимо, дополнительные пятнадцать были так повреждены, что не подлежали восстановлению. Более ста летчиков с подбитых самолетов воспользовались парашютами и попали в плен. Сгорели в небе и четыре истребителя Ф-84. Крамаренко своей шестеркой «МиГов» не дал им защитить бомбардировщики и сбил ведущего группы Ф-84. Американские летчики назвали этот день «черным вторником» и месяца три после него не показывались в небе Кореи.
Что касается нашей стороны, то в тот день не было потеряно ни одной машины.
В корейском небе командир эскадрильи капитан Крамаренко сбил тринадцать самолетов. Еще два не засчитали. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1951 года за личный героизм и воинское мастерство ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
А 17 января 1952 года капитану не повезло. Его истребитель был подбит, пришлось катапультироваться. Американский летчик сделал попытку добить Крамаренко в воздухе, но, к счастью, промахнулся. Через пару недель часть вернулась на Родину, разместилась в Калуге.
В том же году Крамаренко стал слушателем Военно-воздушной академии, которую окончил в 1955 году. С 1955 года он – заместитель командира 201-го истребительного авиаполка Войск ПВО страны (г. Мачулищи Минской области Белорусской ССР). С 1957 года – командир 167-го гвардейского истребительного авиационного полка (г. Цукулидзе Грузинской ССР). С 1960 года – заместитель командира по авиации 20-й истребительной авиационной дивизии Войск ПВО страны (Новосибирск), с марта 1964 года там же – заместитель командующего 14-й отдельной армии ПВО по боевой подготовке. В сентябре 1960 года его перевели в Москву старшим летчиком-инструктором службы безопасности ВВС страны. В период пребывания в этой должности находился в двух длительных командировках: в 1970–1971 годах в Ираке – военный советник командующего ВВС по безопасности полетов, в 1973-1975 годах в Алжире – старший офицер в аппарате Главного военного советника СССР. Затем он назначен в Читу на должность заместителя начальника штаба 23-й воздушной армии. В 1979 году он стал генерал-майором. За 40 лет службы он освоил 22 типа самолётов: от УТ-2 и И-16 до МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21 и Су-9.
В 1981 году Сергей Макарович вышел в запас и поселился в Москве. Долгие годы он вел активную общественную работу. Он – почетный профессор Российской академии естественных наук, заместитель председателя правления Клуба Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы.
Супруга Юлия Алексеевна работала художником-декоратором. Сын Алексей Сергеевич – кандидат физико-математических наук. Дочь Надежда Сергеевна преподавала английский язык в МГУ.
Герой Советского Союза генерал-майор Сергей Макарович Крамаренко награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалью «За боевые заслуги» и многими другими. В городе Ромны Сумской области (Украина) на Аллее Героев установлен памятный стенд С.М. Крамаренко.