ЛЕЗЖОВ Иван Иванович (1923-2015)
Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, кандидат военных наук, профессор, участник Парада Победы 1945 года
Родился 19 сентября 1923 года в городе Кашира Московской области, в крестьянской семье. Отец – Иван Иванович (1895 г. рожд.). Мать – Анастасия Петровна (1900 г. рожд.). Дочери: Ирина Ивановна, Елена Ивановна.
Окончив 7 классов и прибавив к своему возрасту два с половиной года, Иван ушел от родителей и устроился работать на Мытищинский вагоностроительный завод. Вечерами учился в механическом техникуме при заводе. В июне 1940 года по призыву комсомола он поступил в Тамбовскую летную школу, на ускоренный курс, в экспериментальную летную группу. В июне 1941 года, окончив полеты на СБ в Тамбове, вместе с авиашколой эвакуировался в город Джизак (Средняя Азия), где некоторое время был техником самолета УСБ. Затем его направили в город Давлеканово (Башкирия), в разведывательное авиационное училище, где проходила подготовка разведывательных экипажей на самолетах Пе-2.
5 января 1943 года Иван Лезжов прибыл в 215-ю дальнюю разведывательную авиационную эскадрилью, которая базировалась на аэродроме Мостовская, юго-восточнее Сталинграда. Эскадрилья вошла в состав 4-го отдельного дальнего разведывательного авиационного полка Ставки ВГК (переименован в 98-й гвардейский одрап Ставки ВГК).
В Сталинграде разведэкипаж Лезжова получает свое первое боевое задание: сфотографировать с воздуха окруженную группировку противника. Воздушные разведчики вернулись с ценными документами, которые были использованы в завершающий период разгрома немцев в Сталинграде.
После первого задания было множество других.
Ночью 7 июля 1943 года экипаж Лезжова был срочно вызван на командный пункт оперативной группы командиром эскадрильи майором Плитка, который в присутствии заместителя командира полка майора Исаева поставил экипажу задачу: определить и сфотографировать направление выдвижения немецкой дивизии из города Харьков.
Линию фронта пересекли на высоте около 7000 м между Обоянью и Прохоровкой в направлении Белгорода. Она просматривалась через густую дымку вспышками огней и белыми островками дыма. Белгород встретил летчиков зенитным огнем. На железной дороге они увидели два эшелона с дымом паровозов. Однако фотографирование было невозможно из-за сильной дымки. Продолжая курс на Харьков, они обнаружили еще пять железнодорожных эшелонов. Харьков также встретил зенитным огнем. Параллельно железной дороге по шоссе двигались колонны войск тоже в направлении Белгорода.
Фотоаппарат включен. Идет съемка. Лезжов произвел небольшие развороты только скольжением самолета, чтобы фотографируемые объекты не вышли из кадра. Открытым текстом дважды передал по радио: из Харькова на Белгород движутся семь железнодорожных эшелонов, по шоссейной и проселочным дорогам идут большие колонны войск.
Фотоаппарат еще работал, когда мощный зенитный огонь прекратился, а со стороны солнца выскочили немецкие истребители Ф-190. Лезжов резко отвернул влево, чтобы уйти от атаки. Но тут Ф-190 пулеметным огнем нанес удар по правому мотору самолета-разведчика. Пе-2 перестал слушаться рулей, начал гореть. Стрелок-радист Сергеев сбил вражеский истребитель. Штурман Снегирев сбил еще один истребитель и подбил второй. Но сам был тяжело ранен и упал на пол кабины. Тут выходящий из атаки Ф-190 оказался перед носом Пе-2. Лезжов нажал на кнопку стрельбы двух носовых пулеметов, и истребитель противника взорвался. Взрывом снесло почти всю носовую часть Пе-2, который начал падать.
Горящий самолет, планируя, упал на склон холма на берегу реки Псел и развалился на части. Невдалеке был медсанбат. Лезжова и штурмана вытащили из-под обломков. Стрелок-радист Сергеев, видя, что первая помощь его товарищам оказана, на попутном транспорте добрался до аэродрома. Раненых летчиков отправили во фронтовой госпиталь в Курске. На следующий день (8 июля) их извлекли из полуразрушенного ночной бомбардировкой госпиталя, погрузили в отлетавший в Москву самолет Ли-2 и доставили в Сокольники в авиационный госпиталь в сопровождении врача полка В.А. Иванова. В госпитале экипаж был награжден орденами Красного Знамени.
После выздоровления И. Лезжов вернулся на фронт, участвовал в Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Берлинской, Пражской операциях. Над десятками объектов, а среди них: Киев, Краков, Варшава, Бреслау, Лейпциг, Мюнхен, Арденны, огромный Рур – на предельной высоте пролетал Пе-2 лейтенанта Лезжова, запечатлевая на фотопленку расположение фашистских войск, штабов, передвижение воинских эшелонов... Одним из первых еще в 1944 году осуществил Иван Иванович фотографирование Берлина и его окрестностей.
9 января по команде штаба фронта 6 самолетов Як-9ДД во главе с И. Лезжовым произвели утром посадку на бывшем немецком полевом аэродроме в северной части Сандомирского плацдарма в 5–6 км от линии фронта. Перед наступлением темноты аэродром подвергся усиленному обстрелу дальнобойной артиллерией немцев. Под обстрелом летчики по команде Лезжова буквально впрыгнули в кабины самолетов и начали по одному взлетать на аэродром Лабуне. Перед взлетом последним Лезжов успел передать распоряжение наземным службам оставаться на месте. Вокруг аэродрома было вырыто большое количество окопов и траншей, в которых укрывались оставшиеся на аэродроме. Самолеты при обстреле повреждений не получили.
После посадки в Лабуне командир эскадрильи Виктор Сачков доложил на командный пункт фронта и в штаб полка о благополучном выводе самолетов из-под обстрела, а затем получил распоряжение – группе находиться в постоянной готовности к немедленному вылету на аэродром плацдарма по дополнительной команде. Радиостанции самолетов группы были настроены на волну радиостанции разведуправления фронта.
Погода с каждым днем ухудшалась. Видимость – менее 2 км, высота нижнего края облачности – 100–150 м, и поэтому авиация в районе Сандомир – Лабуне оставалась на своих аэродромах.
11 января 1945 года за час до наступления темноты поступил приказ с командного пункта фронта: группе взлет немедленно с посадкой на аэродроме плацдарма. Посадку на плацдарме производили с ходу, при полном радиомолчании. Все самолеты разместили в удобном положении каждой пары для немедленного взлета.
Сандомирско-Силезская наступательная операция войск 1-го Украинского фронта началась утром 12 января 1945 года без участия наших ВВС из-за плохих метеоусловий (сплошная облачность высотою 10–20 м над холмами и видимость менее 1000 м). Однако случайно прорвавшийся с юго-восточного направления одиночный летчик-разведчик на штурмовике Ил-2 доложил на КП фронта, что к району прорыва наших войск подходит колонна из более 70 танков противника (хотя прорыв еще не начинался).
С началом проведения войсками фронта мощной артиллерийской подготовки поступил приказ по радио из разведуправления фронта: лично Лезжову с напарником (ведомым) немедленно взлететь при любых метеоусловиях, провести разведку шоссейных дорог на территории противника, подходящих к Сандомирскому плацдарму от пункта Хмельник и других.
Взлетев в сторону реки Вислы, развернулись и, буквально прижимаясь к верхушкам деревьев, воткнулись в огненные трассы артподготовки. Вокруг самолетов бушевал артиллерийский и минометный огонь с обеих сторон, а низкая облачность стала желто-красной. Как они проскочили это огненное решето – непонятно. Маневрируя между холмами с закрытыми облачностью вершинами, разведчики не обнаружили никаких колонн. Но затем, огибая очередной холм, Лезжов увидел на шоссейной дороге часть колонны автомашин с выгружающейся пехотой. В этот момент в шлемофоне раздался испуганный голос ведомого Николая Середы: «Командир, я потерял тебя, нахожусь в облаках». Продолжая разворот для полета вдоль всей колонны на запад, Лезжов ответил: «Коля, пробивай облачность вверх и с курсом 90° следуй на свою территорию». В процессе облета территории Лезжов установил, что в колонне, прибывшей с запада, более 70 автомашин с выгружающейся пехотой, но не обнаружил в ней танков. Передав открытым текстом на КП фронта об обнаружении колонны автомашин без танков, получив в ответ благодарность, Лезжов обследовал почти все шоссейные дороги с запада и с юго-запада.
Передав на КП фронта, что танков противника не обнаружил, Лезжов начал запрашивать своего ведомого о его местонахождении. Не получив ответа, вышел на хорошо знакомый ориентир – слияние рек, зашел на посадку на аэродром на плацдарме. Передав в Лабуне сообщение о выполнении задания КП фронта, об исчезновении ведомого и о нелетной погоде на плацдарме, Лезжов попросил Виктора Сачкова сообщить в случае обнаружения ведомого.
Николай Середа был прекрасным летчиком, строго сохранял свое место в строю пары, но не имел практики полета в облаках. Утром 13 января Лезжов получил из разведуправления фронта радостное сообщение: «Ваш ведомый совершил посадку на аэродроме Мелец. Жив и здоров».
Войска 1-го Украинского фронта с Сандомирского плацдарма, прорвав оборону противника, в течение двух дней продвинулись на 25–40 км и расширили прорыв до 60 км.
Разведэкипажи с аэродрома на плацдарме по погодным условиям в эти дни не летали. Полеты на разведку продолжали с аэродрома Лабуне. Используя сложившуюся обстановку, по разрешению Виктора Сачкова Лезжов на своем самолете Як-9ДД прибыл в Лабуне. Там он узнал, что поступило распоряжение о перебазировании всей эскадрильи на аэродром плацдарма.
В ночь на 9 мая личный состав эскадрильи и базирующегося вместе с ней полка штурмовиков на Ил-2 собрался в столовой. Зал гудел как встревоженный улей в ожидании экстренных сообщений из Москвы.
Неожиданно вокруг аэродрома разразилась настоящая канонада. Все выскочили из столовой и среди грохота услышали радостное: «Мир! Мир! Мир! Война закончена».
Утром 9 мая в эскадрилью прибыли из разведуправления фронта несколько офицеров, которые установили на самолете Лезжова специальную радиостанцию. Офицеры также сообщили, что время его взлета вместе с ведомым для нахождения над Прагой в момент встречи в центре города передовых частей 1-го Украинского фронта с частями 2-го и 4-го Украинских фронтов и передачи сообщения по радио об этом факте всему миру будет указано из штаба 1-го Украинского фронта.
Поступила команда на взлет и следование к городу Праге. Над городом на высоте около 3000 м встали в растянутый круг и внимательно стали наблюдать за продвижением танковых групп по улицам Праги. И в момент, когда две танковые колонны встретились, Лезжов включил радиостанцию и в течение более 45 минут, кружась над Прагой, четким и радостным голосом передавал: «Слушайте все, слушайте люди мира, 1-й и 2-й Украинские фронты соединились в Праге». И так на весь мир, повторяя через каждые 2 минуты, звучал его голос. Это был незабываемый на всю жизнь и волнующий эпизод окончания Великой Отечественной войны.
10 мая пара Як-9ДД Ивана Лезжова, а также пары Евгения Мартынова и Федора Неминущего произвели по два вылета на обнаружение и фотографирование движения нескольких колонн немецкой группы армий «Австрия», которые, прорвавшись из нашего окружения западнее Праги, спешно двигались в зону к американцам. Вели также разведку расположения окруженной немецкой группировки войск генерала Шернера восточнее Праги, а также двигающихся ускоренным маршем на восток остатков дивизии власовцев.
Всего за годы войны Иван Иванович совершил 238 боевых вылетов на дальнюю разведку, был дважды ранен и контужен.
29 июня 1945 года старшему лейтенанту авиации И.И. Лезжову присвоено звание Героя Советского Союза.
После окончания командной академии ВВС в 1950 году И.И. Лезжов назначен заместителем командира, а затем командиром отдельного разведывательного авиационного полка. В 1951 году он переведен в Генеральный штаб. После обучения в Военно-дипломатической академии работал в Генеральном штабе, затем находился на дипломатической работе в США и ФРГ.
Окончив Академию Генерального штаба, вернулся в войска на должность начальника оперативного отдела – заместителя начальника штаба 17-й воздушной армии в Киеве, с декабря 1973 по сентябрь 1977 года – начальник штаба 23-й воздушной армии в Забайкалье.
Далее работал начальником кафедры тактики и оперативного искусства Военно-воздушной академии имени Жуковского. Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата военных наук. И.И. Лезжов – участник боевых действий в Афганистане и Анголе.
После увольнения в запас в 1985 году работал в должности начальника одного из управлений Министерства внешней торговли СССР и начальником отдела Управления кадров Торгово-промышленной палаты.
Участник исторического Парада Победы 1945 года, юбилейных парадов Победы 1985 и 1995 годов и командир сводного полка 1-го Украинского фронта на Параде Победы 2000 года.
И.И. Лезжов – президент Всероссийского фонда социальной защиты бывших военнослужащих, заместитель председателя правления Московского клуба Героев и кавалеров ордена Славы 3-х степеней, член правления Российской ассоциации Героев, член Совета Московского дома ветеранов.
Герой Советского Союза И.И. Лезжов награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Красной Звезды, «За службу Родине» III степени, медалью «За победу над Германией» и другими медалями.