МАЛИНОВСКИЙ Борис Николаевич
Лауреат Государственной премии Украины, заслуженный деятель науки и техники Украины, доктор технических наук
Родился 24 августа 1921 года в городе Лух Ивановской области, в семье учителей. Отец – Николай Васильевич. Мать – Любовь Николаевна. Супруга – Октябриса Николаевна. Дети: Лев, Вера, Николай.
В 1939 году Борис Малиновский окончил среднюю школу в городе Иваново и вскоре был призван в Красную Армию. Служить ему довелось вплоть до окончания Великой Отечественной войны. За эти годы Борис Николаевич прошел нелегкий путь солдата, затем офицера. Начал рядовым артиллеристом в 108-м гаубичном (позднее пушечном) артиллерийском полку РГК (1939–1941), победу встретил командиром 76-миллиметровой батареи 84-го артиллерийского полка 55-й Краснознаменной Мозырской стрелковой дивизии (1942–1945).
Годы войны вместили в себя ожесточенные бои с врагом на Северном, Ленинградском, Западном, Северо-Западном, Центральном, 1-м Белорусском и 1-м Прибалтийском фронтах. Сам он вспоминал:
«От четырех лет проведенных, на различных фронтах Великой Отечественной войны остались в памяти в основном те события, когда приходилось быть, как говорят, сам на сам со смертью. Постепенно воспоминания у человека стираются, тускнеют, но не эти. На всю оставшуюся жизнь останется память о старшем брате Льве Николаевиче Малиновском, командире танка Т-34, погибшем 15 декабря 1943 года. Родители не писали мне о постигшей нашу семью трагедии два месяца, зная, каким страшным ударом будет для меня известие. За день до гибели ему исполнилось всего 24 года... Письма брата о поединках с немецкими танками я не могу читать до сих пор.
Немного о себе. Через три дня после начала войны артиллерийская часть, в которой служил, была уже на границе с Финляндией, которая объявила войну Советскому Союзу. Запомнился первый (минометный) обстрел: вел себя глупо и мог бы погибнуть на седьмой день войны – выскочил из своего окопа, чтобы проверить, не ранило ли кого-либо из моих разведчиков (я был командиром отделения артиллерийской разведки). Очередная мина разорвалась рядом с окопом, в который я успел упасть.
Не забуду и первое ранение. 22 ноября 1941 года немцы заметили наблюдательный пункт нашего артдивизиона, что был на чердаке дома в одном из приволжских сел (Калинин – теперь Тверь – уже был захвачен фашистами). Двенадцатый снаряд пробил крышу дома и взорвался, когда я спускался с чердака, чтобы укрыться в подвале. Мне показалось, что взрывом оторвало от русской печки, рядом с которой я оказался, глыбу кирпича, и она ударила меня по плечу с такой силой, что сбила с ног и отбросила к стенке дома. Сумел спрыгнуть в подвал и только тогда понял, что ранен – по спине ручьем текла кровь. В санбате врач сказал: «Вы счастливый, если бы осколок прошел миллиметром ниже, вас сюда не довезли бы: с сонной артерией шутки плохи!»
Это было на Западном фронте, когда фашистские войска рвались к Москве.
После излечения в госпитале в Тюмени в начале мая 1942 года попал на болотный Северо-Западный фронт, где пробыл 300 дней. За это время наш 84-й артполк полностью обновился, а 55-я стрелковая дивизия, в которую он входил, трижды теряла почти весь личный состав и только поступавшее пополнение позволяло ей называться дивизией (в военное время это около 10 тысяч человек). Как я уцелел – не знаю. Многими днями артиллерийский и минометный обстрел шел не переставая.
Болотистая почва не позволяла зарываться в землю, разве что на штык, иначе окоп превращался в колодец с водой. Попал и под «кукушку», когда, плохо зная передовую, оказался на нейтральной полосе. Зимой 43 года, когда шел с наблюдательного пункта, спас случайный взгляд на небо: увидел две летящие на меня черные точки. Сумел вовремя упасть в глубокий снег – обе мины разорвались рядом. Такое было за всю войну единственный раз и вряд ли случалось с кем-то другим. Хорошо, что это были мины, – снаряд, летящий на человека, увидеть невозможно.
По болотам приходилось укладывать настилы из жердей, чтобы с одного (более сухого места), перейти на другое. Навсегда в глазах запечатлелась картина километрового настила через болото Сучан, ведущего к переднему краю. При наступлении 7 ноября 1943 года, когда утром я шел по нему, он был покрыт только что выпавшим снегом. К вечеру, когда возврашался обратно, настил был похож на окровавленное огромной длины полотно – по нему весь день несли с передовой раненых, а кто мог – шли сами. Весь настил был покрыт каплями солдатской крови.
Потом была Курская дуга, ожесточенные бои под Понырями. Я уже был командиром взвода (звание младшего лейтенанта присвоили на Северо-Западном фронте). Больше всего запомнились бомбежки. Дважды бомбы рвались совсем рядом. (Первый раз в нескольких метрах от блиндажа, второй – вблизи окопа, в который успел запрыгнуть). Бомба летит со страшным свистом, а при взрыве земля дергается словно в конвульсиях, уши забивает звук взрыва.
Запомнились слова бывшего со мной в блиндаже начальника штаба дивизиона. Придя в себя и отплевавшись от пыли, поднятой взрывом бомбы, и послав куда надо Гитлера и его пособников, он, и тут не потеряв юмора, добавил: «Еще немного, и перенесло бы нас из этого ада прямо в рай!»
И при всем этом надо было делать свое дело: наблюдать за противником, обнаруживать цели для обстрела, готовить данные для стрельбы из орудий.
Есть и другие воспоминания, они тоже на всю жизнь, но связаны совсем с другими переживаниями.
В октябре 1944 года во время боев под Ригой, когда въезжал на лошади на только что оставленный фашистами хутор, ко мне навстречу бросилась женщина с криком: «Освободители наши! Освободители наши!»
Подбежав, она обняла мой видавший виды сапог и начала неистово целовать его, повторяя и повторяя свои причитания.
У меня, сейчас 90-летнего (а тогда 23-летнего начальника разведки артиллерийского полка – меня назначили им после возвращения из госпиталя, где я пробыл два месяца после второго ранения), эти слова до сих пор звучат в ушах.
Кстати сказать, при втором ранении мне повезло. Наш полк продвигался по шоссе, догоняя вступившие в бой стрелковые полки. Кто-то наступил на прыгающую мину. Трех солдат убило, меня – контузило и ранило в правую руку, голову и левую ногу.
На Северо-Западном фронте меня наградили медалью «За боевые заслуги». На войне за то, что выжил, не награждали. За эти 300 дней мне, сержанту, пришлось выполнять обязанности командира взвода, а однажды – командира батареи. Вот и отметили. Орден Красной звезды получил в Белоруссии: ночью, незаметно, сумел перевезти орудие (на лошадях) через линию фронта в немецкий тыл. Утром, при нашем наступлении, артиллерийский огонь с тыла вызвал у фашистов панику, они с большими потерями отступили.
В Прибалтике, при наступлении на Ригу, когда был назначен командиром батареи, за успешные действия во время ночного боя получил орден Отечественной войны II степени.
Подробнее о всем этом я написал в книге "Участь свою не выбирали" (Киев, 1995)».
В 1945 году, демобилизовавшись, Борис Николаевич поступил в Ивановский энергетический институт имени В.И. Ленина. После его окончания в 195 году продолжил обучение в аспирантуре Института электротехники Академии наук Украины. С тех пор с Академией наук Украины его связывает более полстолетия. За это время работал как научный сотрудник, заведовал отделом, возглавлял сектор, был советником дирекции. Вначале Борис Николаевич трудился в лаборатории вычислительной техники Института электротехники НАН Украины, затем в Институте кибернетики имени В.М. Глушкова. В 1953 году он стал кандидатом, в 1963 году доктором технических наук, в 1969 году – членом-корреспондентом Академии наук УССР (ныне Национальной академии наук Украины).
Ученик академиков С.А. Лебедева и В.М. Глушкова, Б.Н. Малиновский посвятил себя разработке теории проектирования и применения вычислительных и управляющих машин. В 1952–1954 годах темой его работ стало исследование возможности использования магнитных элементов в первой в континентальной Европе электронно-вычислительной машине МЭСМ, разработанной под руководством академика С.А. Лебедева.
С 1957 по 1967 год Б.Н. Малиновский занимался созданием первой в Советском Союзе полупроводниковой управляющей машины «Днепр», передачей ее в серийное производство на киевский завод ВУМ (ныне «Электронмаш»), проблемами применения управляющих систем в промышленности, энергетике, уникальном физическом эксперименте и др. Для распространения полученного опыта он инициировал создание журнала «Управляющие системы и машины», который издается и по сей день.
В 1967–1973 годах Б.Н. Малиновский возглавлял разработку первой в республике мини-ЭВМ М-180, предназначенной для систем автоматизации научного лабораторного эксперимента. Являясь председателем совета по автоматизации научных исследований при Президиуме Академии наук Украины (1969–1979), он активно содействовал развитию работ в этом направлении. К середине 70-х годов в Академии наук Украины было создано около 100 систем автоматизации лабораторного эксперимента. В 1973–1986 годах Б.Н. Малиновский принимал участие в разработке первых в СССР микро-ЭВМ (Электроника С5, «Нейрон» и др.), а также сигнальных процессоров для наземных и бортовых систем связи нового поколения.
Всего за годы научной и практической деятельности Б.Н. Малиновский опубликовал более 200 научных работ и изобретений в области компьютерной науки и техники. Он – автор и соавтор 12 монографий, в том числе: «Цифровые управляющие машины и автоматизация производства» (1963), «Управляющая машина широкого назначения Днiпро» (1964), «Основы проектирования управляющих машин промышленного назначения» (1969), «Введение в кибернетическую технику. Параллельные структуры и методы» (1989), «Справочник по цифровой вычислительной технике» (1974). В 1980-х – 1990-х годах ученый написал несколько книг по истории вычислительной техники: «Академик Сергей Лебедев» (1982), «Академик В. Глушков» (1983), «История вычислительной техники в лицах» (1995), «Очерки по истории компьютерной науки и техники в Украине» (1998).
Теме Великой Отечественной войны посвятил книги «Путь солдата» (1974) и «Участь свою не выбирали» (1995). В 2000-х годах написал еще несколько книг, посвященных истории Великой Отечественной войны и истории вычислительной техники: «Нет ничего дороже» (2005), «Хранить вечно» (2007), «Документальная трилогия. Памятники нашей молодости. Друзья, которых я не увижу. Глазами ветерана» (2011). Принял участие в проекте украинской компании М-Платформа по созданию реконфигурируемой компьютерной системы «М-12», на базе которой проектируется суперкомпьютер «Академик Сергей Королев».
Борис Николаевич подготовил 10 докторов и более 40 кандидатов наук, организовал активно действующий Международный благотворительный фонд истории и развития компьютерной науки и техники. В 1995 году его избрали академиком Международной академии информатизации.
Б.Н. Малиновский – заслуженный деятель науки и техники Украины, лауреат Государственной премии Украины, премий Президиума Национальной академии наук Украины имени С.А. Лебедева и имени В.М. Глушкова.
Награжден орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией», орденом Богдана Хмельницкого III степени (Украина), многими другими наградами. Отмечен Почетной грамотой Верховного Совета УССР.