МАУРЦЕВ Борис Александрович
Генерал-майор, почетный сотрудник КГБ СССР, заслуженный врач Украинской ССР
Родился 18 июля 1921 года в городе Шуя Ивановской области. Оте – Маурцев Александр Иванович (1878–1952), был инженером-строителем. Мать – Маурцева Наталья Александровна (1890–1923), работала заместителем директора детского дома. Супруга – Маурцева Татьяна Сергеевна (1923 г. рожд.), во время Великой отечественной войны была медсестрой в эвакогоспитале. Сын – Маурцев Ростислав Борисович.
Врачом Маурцев стал случайно. После школы он собирался поступать в Институт инженеров транспорта или в Архитектурный. Но тут пришла повестка в военкомат, где ему сказали: «У вас два варианта: либо служить рядовым, либо поступить в военное училище. Можете выбирать: Могилевское пехотное или Киевское военно-медицинское»? Борис выбрал Киевское, и в 1939 году стал курсантом.
Воевать начал с первых дней войны под Уманью на Южном фронте в звании военфельдшера командиром взвода санитаров-носильщиков 279-го стрелкового полка 273-й стрелковой дивизии. В подчинении молодого офицера были в основном артисты Киевского театра оперы и балета, а их работа – одна из самых рискованных на войне: выносить под огнем раненых с поля боя. Здесь Маурцев получил свою первую награду – медаль «За отвагу».
Как-то был случай. Над нейтральной полосой был подбит советский самолет, а в нем остался лежать штабной офицер с секретными документами. Командир полка приказал: любой ценой вытащить. Первый санитар-носильщик пополз к самолету и не вернулся. Второго тоже снял снайпер. «Хватит губить людей, – сказал Маурцев. – Дождемся вечера». Как только стемнело, он самолично добрался до самолета, обвязал его тросом. Танк вытянул железную махину...
Полк, в котором служил Маурцев понес огромные потери. В декабре 1941 года Бориса перевели командиром санитарного взвода в 39-й стрелковый полк 4-й стрелковой дивизии. В боях за Донбасс был ранен, а после госпиталя, в июле 1942 года, получил направление в Самарканд на учебу в Военно-медицинскую академию имени Кирова, эвакуированную из Ленинграда.
В Академии Борис Маурцев проучился немногим более двух месяцев, а затем подал рапорт об отправке на фронт и был назначен старшим фельдшером в 274-й стрелковый полк Сухумской дивизии внутренних войск НКВД, воевавшей на Северо-Кавказском фронте. Участвовал в прорыве «голубой линии» на Кубани, за что награжден орденом Отечественной войны II степени. Снова получил ранение. Отлежался в госпитале и опять на фронт. На этот раз – врачом первого батальона 290-го отдельного десантного полка внутренних войск НКВД, входившего в состав знаменитой 18-й армии.
Здесь ему довелось встретиться с политруком армии полковником Л.И. Брежневым. Было это перед самым штурмом Новороссийска в 1943 году. Готовились к десанту. Жили в палатках. Питались кое-как. У многих началась цинга, стали выпадать зубы. Маурцев пытался было воспротивиться, но безуспешно. Как-то под вечер в палатку входит человек – «какой-то начальник».
– Вы кто?
– Врач первого батальона Маурцев.
– Как живете?
– Плохо. Голодаем. Ни мяса, на картошки.
«Начальник» (им оказался Л.И. Брежнев) мгновенно вызвал начтыла и начпродслужбы полка и приказал принять меры по обеспечению продовольствием. Через день продуктами полк был обеспечен.
В августе 1943 года началась операция по освобождению Новороссийска. Подразделениям полка была поставлена задача произвести высадку на участке от пристани Нефтеналивная до Элеваторной и соединиться с десантниками 393-го батальона и 255-й бригады, чтобы создать единый плацдарм в тылу гитлеровцев для овладения центральными районами города. Группа, в которую входил Маурцев, должна была высадиться на Нефтеналивной пристани и отсюда атаковать врага.
Ночью три торпедных катера с десантниками на полном ходу ворвались в Цемесскую бухту. Впереди были ворота мола. Зарево пожаров, пылавших в городе, ярко высвечивало узкий проход. Здесь на десант обрушился ураганный огонь. Один катер был потоплен. К причалу прорвались только два. Пришвартовавшись, обнаружили, что причал почти весь взорван (в темноте это не сразу заметили), а катера уже успели уйти. Десантники оказались отрезанными. С берега, где вовсю шел бой, их обнаружили фашистские пулеметчики. Многие бойцы погибли. Семнадцать человек было ранено. Не теряя ни секунды, принялись вязать плоты: отдирали от причала уцелевшие доски, связывали их лямками от вещмешков.
С рассветом группа из трех десантников на плоту переправилась на берег. А основная группа осталась на пристани и вела бой. Маурцев остался с ними – раненым требовалась помощь. В течение двух суток, находясь в осаде под шквальным огнем без еды и воды, он оказывал помощь раненым бойцам. Когда подошел баркас, Маурцев организовал эвакуацию раненых на Большую землю, а сам присоединился к своему батальону освобождать Новороссийск. За все время, пока импровизированный медпункт был отрезан от основных сил, ни один из его девятнадцати пациентов не погиб.
16 сентября войска 18-й армии во взаимодействии с Черноморским флотом и 4-й воздушной армией освободили порт и город. За участие в освобождении Новороссийска Борис Маурцев был награжден орденом Отечественной войны II степени.
После освобождения Новороссийска полк Маурцева воевал в Крыму, а в декабре 1944 года Б.А. Маурцев был назначен начальником медсанчасти отдельного батальона боевого обеспечения 17-й стрелковой бригады войск НКВД, воевавшей на Западной Украине против украинских националистов. Во Львове он встретил Победу, а в августе 1945 года был направляется в Ленинград на учебу в Военно-медицинскую академию имени С.М. Кирова.
Окончив академию, Б.А. Маурцев вновь вернулся на Украину. В 1950 году его назначают начальником пункта медицинской помощи 332-го Гладского стрелкового полка внутренних войск МВД, дислоцировавшегося в городе Ходорове бывшей Дрогобужской области. Здесь ему опять пришлось участвовать в подавлении вылазок бандеровцев. Как врач, он много раз выезжал на места их зверских расправ с активистами и офицерами. Часто приходилось оказывать медицинскую помощь попадавшим в засады раненым бойцам.
В 1951 году Б.А. Маурцева переводят в город Рава-Русская Львовской области – помощником начальника военно-медицинской службы 88-го пограничного отряда МВД Украинского округа. Затем, в 1953-м, – в город Добромиль, в 5-й Карпатский ордена Красной Звезды погранотряд МВД, в 1955-м – в 123-й погранотряд в Молдавию начальником военно-медицинской службы. В 1956 году Б.А. Маурцев переезжает во Львов, куда его назначили старшим помощником начальника военно-медицинской службы Управления погранвойск МВД Юго-Западного округа. В 1959 году переведен начальником военно-медицинского отделения тыла Управления погранвойск КГБ при Совете Министров УССР, а в 1963 году – начальником объединенного военного госпиталя погранвойск Краснознаменного Западного пограничного округа.
В 1970 году Б.А. Маурцева перевели в Москву, где назначили на должность начальника Центральной поликлиники КГБ СССР. Далее, в 1974 году, он становится заместителем начальника, а в 1982 году – первым заместителем начальника Военно-медицинского управления КГБ СССР.
В 1985 году, первым из медиков-чекистов, Б.А. Маурцев вылетел на военном самолете в Кабул организовывать медпункт для сотрудников КГБ, работающих в Афганистане, за что был награжден орденом Дружбы Афганистана.
В 1992 году в звании генерал-майора медицинской службы Б.А. Маурцев вышел в отставку. Работал заместителем председателя совета ветеранов ФСБ России, оказывая необходимую помощь ветеранам. За особые заслуги перед ветеранским движением был удостоен званий Почетный ветеран Москвы и Почетный ветеран России.
Редактировал сборники научно-практических работ врачей погранвойск и учреждений КГБ. Написал ряд статей по международной тематике.
Б.А. Маурцев – заслуженный врач Украинской ССР, почетный сотрудник КГБ СССР. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, Трудового Красного Знамени, медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За отличие в охране Государственной границы СССР», «За победу над Германией», афганским орденом «За дружбу народов», многими медалями СССР и бывших социалистических стран.