РОЖКОВ Михаил Федотович (1918-2018)
Народный артист России, профессор
Родился 30 августа 1918 года в селе Крюковка Лукояновского района Нижегородской губернии. Отец – Рожков Федот Федорович (1883 г. рожд.). Мать – Рожкова Варвара Федоровна (1884 г. рожд.). Первая супруга – Рожкова Надежда Алексеевна. Сын – Рожков Владимир Михайлович. Супруга – Рожкова Надежда Ивановна.
Михаил рос в многодетной семье, был младшим из семи сыновей. Отец был урядником, и после революции, чтобы спастись, переехал в Нижний Новгород, устроился работать на железную дорогу. Михаил был еще ребенком, когда отец со старшими сыновьями уехал на строительство железной дороги Турксиб. Михаил с мамой и братом Борисом остались в Нижнем Новгороде. Семья распалась.
В 1925 году Михаила приняли в пионеры и направили в так называемый Пионердом, детский дом дневного содержания, где ребята проводили весь день и домой приходили только ночевать. Дом носил имя латышского революционера Ансона, сделавшего много хорошего для детей Нижнего Новгорода. Там хорошо кормили; мальчик научился плавать, бегать, приобрел физическую крепость.
В Пионердоме был самодеятельный оркестр народных инструментов, и Михаил научился играть почти на всех; именно тогда он впервые взял в руки балалайку. Когда ему исполнилось 16 лет и пришло время выбирать профессию, своему учителю и руководителю оркестра он твердо сказал: хочу учиться на музыканта и дирижера.
В 1934 году Михаил поехал в Ленинград поступать в музыкальное училище имени М.П. Мусоргского. В училище, по совету товарищей, он начал с игры на четырехструнной домре. И все шло хорошо до той поры, пока не услышал, как в одном из классов играет на балалайке Павел Нечепоренко (в то время тоже студент училища, впоследствии ставший народным артистом СССР, профессором Государственной академии музыки имени Гнесиных). Михаил был потрясен звучанием инструмента в его руках, буквально заболел балалайкой. На следующий день пошел к заведующему отделением Александру Александровичу Холодилину с просьбой перевести его в класс балалайки. До конца учебного года оставалось всего несколько месяцев, но Михаилу пошли навстречу, и он за эти месяцы прошел по классу балалайки программу года. Занимался Рожков, как и Нечепоренко, у Владимира Иосифовича Домбровского.
В училище Михаил Рожков проучился пять лет и окончил его на отлично. На третий год учебы стал выступать в оркестре имени Андреева. Это был и заработок, и отличная практика. Но солистом не стал. Шел трудный процесс формирования музыканта. Домбровский приказал Рожкову уйти из оркестра, сказав, что у него великолепная перспектива, и он будет самым знаменитым балалаечником России.
В 1939 году Михаил приехал в Москву на Всесоюзный конкурс исполнителей на народных инструментах, чтобы послушать его участников. В это же время в столице проходил конкурс в Краснознаменном ансамбле. Рожкова пригласили показаться, и в результате, по приказу Наркома обороны К.Е. Ворошилова, он был определен в Центральный Дом Красной Армии, в балалаечный красноармейский оркестр, где проработал семь лет: сначала солистом-балалаечником, потом – дирижером оркестра.
Название оркестра не раз менялось. Во время войны он назывался Ансамблем балалаечников Калининского фронта, затем – 1-го Прибалтийского фронта, затем – Земландской группы войск в Восточной Пруссии, наконец, – Ансамблем Прибалтийского военного округа.
Война не обошла ансамбль стороной. Среди артистов было много раненых, контуженых. Не стало двух танцоров, погиб замечательный певец Михаил Золотарев. Михаил Федотович свято хранит память о своих боевых товарищах. Сам он с балалайкой прошел трудный путь от Подмосковья до Кенигсберга.
Первые концерты Ансамбля Калининского фронта, солистом которого был Михаил Рожков, проходили на полянах и опушках леса, прямо около орудий на батареях и маленьких импровизированных сценах, на передовых позициях. Сейчас Михаил Федотович с улыбкой вспоминает, как ему был преподан первый урок солдатской науки.
Однажды перед началом концерта артист разговаривал с солдатом-шофером. Деревню начал обстреливать вражеский бронепоезд. При первом же разрыве снаряда шофер мгновенно исчез. Да и всех вокруг как ветром сдуло. Вскоре Рожков сам научился реагировать на обстановку, овладел оружием. На всю жизнь ему запомнилась деревня Кокашилово. Они прибыли туда выступать, а над деревней появились «мессершмитты». Начали рваться снаряды, разгорелся бой. Музыканты, стараясь не обращать внимания на свист пуль и бомбежку, выносили с поля боя раненых, были и санитарами, и связными. А когда самолеты отстрелялись и улетели, когда были отбиты атаки и раненых разместили по избам, начался концерт. За этот бой Михаил Рожков и его товарищи получили свои первые боевые награды – медали «За боевые заслуги».
Всего за годы войны военные артисты дали сотни концертов, выступали в тяжелых условиях. Сценой им могли служить кузов грузовика, наскоро сколоченный настил. Особенно трудно было зимой, когда пальцы коченели, а струны лопались на морозе. В одной из бомбежек пострадала даже балалайка Рожкова, пришлось ее срочно «лечить» – ведь в день артисты давали по нескольку концертов.
Может быть, кто-то из бывших танкистов вспомнит, как однажды артисты к ним приехали в лютый мороз. На танк взобрался молодой музыкант, снял рукавицы и стал играть на балалайке «Русскую плясовую». Когда продрогший до костей Михаил Рожков спрыгнул с танка, то попал прямо в объятия танкистов, которые тут же укутали его полушубками, приговаривая: «Балалаечка твоя похлеще оружия. В такой мороз душу нам отогрела».
На фронте он вступил в ВКП (б).
В 1945 году по приказу маршала Баграмяна Михаил Рожков принял командование оркестром и с Геннадием Петровичем Быковым создал дуэт балалаек. А в 1946 году демобилизовался в звании старшего сержанта и они приехали в Москву. Репетировали, где могли – в подвалах, на чердаке. Когда они играли во Всероссийском театральном обществе «Пляску скоморохов» Римского-Корсакова, их услышал Михаил Фабианович Гнесин. «Вы чудо, – сказал он. – Вас надо за границей показывать!» Дуэт без сопровождения играл русские народные песни, обработки, которые делали сами музыканты. Дуэт Рожкова и Быкова выступал на самых престижных сценах Москвы, записал пластинку. Однако в 1949 году Быкова арестовали (Михаил Федотович говорит – «ни за что, разве что он анекдоты рассказывал!»).
Его четыре брата – Дмитрий, Борис, Евгений, Глеб – тоже были репрессированы. Они выжили, были впоследствии освобождены и реабилитированы. Михаила не тронули по указанию ЦК партии. Видимо сказалась его известность.
Примерно в тот период Михаил Рожков решил, что ему не хватает мастерства, знаний, музыкального кругозора. В 1948 году он поступил на только что созданный факультет народных инструментов в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. Рожкову повезло. Он занимался в классе у Александра Сергеевича Илюхина, который никогда не подавлял творческую свободу студента. Илюхин воспитал в Рожкове понимание того, что столь уникальный музыкант – такой как Рожков – обязан выступать со сложными программами, иметь в запасе огромный репертуар.
Одновременно с учебой продолжалась интенсивная концертная деятельность. В свои программы Михаил Рожков включал русские народные песни, классику, произведения современных композиторов, обработки популярных советских песен. Все это позволяло ему с максимальной полнотой показать возможности балалайки. При этом каждое выступление непременно сопровождалось тогда, как, впрочем, сопровождается и теперь, интересным и увлекательным рассказом об истории инструмента. Однажды Рожкова услышал Леонид Осипович Утесов, был в восторге, назвал его «гением балалайки». Утесов был первым, кто поддержал музыканта в Москонцерте после войны. Благодаря ему Рожков попал в эстрадную элиту страны, в лучшие концерты на лучших площадках.
Михаил пробовал соединить балалайку с различными инструментами и пришел к выводу, что идеальный дуэт – балалайка и гитара. «С гитарой мы слились так, что теперь никакой другой аккомпанемент меня так не греет, как гитара» – говорит он.
Большую роль в его жизни в этот период сыграла встреча с замечательным гитаристом Георгием Ивановичем Меняевым. В 1958 году они создали, по существу, первый профессиональный дуэт балалайки и гитары, пятнадцать лет проработали вместе, выступали по всему Союзу, были во многих зарубежных странах – почти во всех странах Европы, в Африке, дважды в Японии, в Америке. После смерти Георгия Ивановича шесть лет Михаил Рожков гастролировал с пианисткой Светланой Сорокиной. Потом снова пятнадцать лет выступал с гитаристом Юрием Черновым.
Он стал лауреатом I Всероссийского конкурса артистов эстрады (1960), заслуженным артистом Якутской АССР (1964) и РСФСР (1968).
Многие годы без участия Михаила Рожкова был немыслим ни один из главных концертов в Москве. Его приглашали на выступления посольства Италии, Испании, Польши, США, Франции, многих других стран. Когда послом Чили в СССР был Аугусто Пиночет, то Михаил Рожков был непременным участником организованным посольством концертов. То же самое можно сказать о Хуане Антонио Самаранче в период его пребывания в СССР послом Испании. Рожковым восхищались Жан Маре, Эдуардо де Филиппо, Марсель Марсо, Анна Герман и другие звезды мирового искусства. Высоко ценили его мастерство легендарные отечественные актеры: Любовь Орлова, Борис Андреев, Петр Глебов, Сергей Мартинсон, Марк Бернес, Гелена Великанова.
Великий дирижер Герберт фон Караян, после того как услышал игру Рожкова, назвал его «Паганини балалайки». «Нет слов, чтобы выразить, насколько мне понравилась ваша игра. Я так полюбил балалайку!» - воскликнул знаменитый пианист Ван Клиберн, обращаясь к Михаилу Рожкову после концерта. Его именем назван международный конкурс балалаечников в Нижнем Новгороде. В Париже репертуар маэстро признан «балалаечным Евангелием». Арам Хачатурян после исполнения Рожковым и Быковым «Танца с саблями» воскликнул: «Я написал это для симфонического оркестра в 92 человека. Как играют два человека – не пойму!»
Гастрольные маршруты Михаила Федотовича покрыли весь мир – его слышали в Баден-Бадене и в сибирских монастырях. В Сиднее существует оркестр его имени.
Еще малый факт: Михаил Рожков всю жизнь выступает в смокингах.
Михаилу Рожкову и его балалайке посвящено множество публикаций в отечественной и зарубежной прессе. В 1998 году сбылась его мечта – напечатан репертуар произведений для балалайки в сопровождении гитары, бесценный учебник для последующих поколений молодых балалаечников. Всего вышло в свет три сборника из репертуара музыканта.
Балалайку Рожкова можно услышать в пятидесяти фильмах: «Василий Андреев», «Война и мир», «Течет Волга», «А зори здесь тихие...», «Простая история» и многих других. Самого себя – балалаечника – он сыграл в двух картинах: «Фантазии на темы Дунаевского» (1970) и «Москва в нотах» (СССР, ФРГ, 1969). О нем издана книга: «Михаил Рожков, Балалайка – жизнь моя» (А.В. Афанасьев под редакцией Н.И. Рожковой, М., 2008). Беседы автора книги с Михаилом Рожковым происходили в период с 2006 по 2008 годы.
В 2005 году было опубликовано стихотворение Владимира Кострова, посвященное Рожкову: «Что со мною ты сделал, народный артист! Слышишь: сердце дрожит, как осиновый лист, и поёт, как твоя балалайка...» (В.С. Костров. «Если любишь... Стихи, поэмы, переводы». М., «Классика»).
Несмотря на солидный возраст, Михаил Федотович по-прежнему оптимистичен, бодр, полон юношеской энергии и задора и продолжает выступать с концертами по всей стране. «Перед вами сам Михаил Федотович Рожков, – озорно улыбаясь, представился артист тем, кто пришел на его спонтанный концерт в Павловскую детскую музыкальную школу в июле 2010 года. – Ничего хорошего не ждите от него, потому что 91 год – возраст. Просто хочу, чтобы вы послушали народные инструменты – балалайку да гитару, чтобы улыбнулись».
В 1994 году Рожков стал народным артистом Российской Федерации, в 1998 году – профессором гуманитарного факультета МАТИ имени К.Э. Циолковского. Он – академик Петровской Академии наук и искусств.
Свободное время он отдает книгам и по мере сил – спорту. В молодости увлекался греблей, байдаркой. Спортом занимается и по сей день, выделяет те виды, которые помогают сохранить профессиональную форму. Любит велосипед, лыжи, бассейн, бадминтон, прогулки пешком. С супругой они вместе уже 16 лет. Надежда Ивановна – скрипачка и искусствовед по образованию – освоила гитару, чтобы аккомпанировать мужу, стала его личным секретарем.
Народный артист России Михаил Федотович Рожков награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, Отечественной войны I степени, медалями «За боевые заслуги» и «За взятие Кенигсберга». Лауреат I Всероссийского конкурса мастеров эстрадного искусства.