РЕШЕТНИКОВ Василий Васильевич (1919-2023)
Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, лауреат премии Правительства Российской Федерации, заслуженный военный летчик СССР
Родился 23 декабря 1919 года в Екатеринославе (ныне – город Днепропетровск, административный центр Днепропетровской области). Отец – Решетников Василий Павлович (1875–1965). Мать – Прасковья Васильевна (1895–1986). Супруга – Наталия Антоновна (1926 г. рожд.). Сын – Александр Васильевич Решетников.
Семья Решетниковых – потомственные художники: прадед – мастер живописи, дед – иконописец в Сурско-Литовске, отец – художник, дядя – академик Федор Решетников, автор знаменитых полотен «Прибыл на каникулы», «Опять двойка». В этом ряду судьба Василия Решетникова стоит особняком. Он родился в Днепропетровске, на улице Херсонской, 22. После школы-семилетки № 13 он окончил в 1936 году три курса медицинского рабфака и сразу же по комсомольскому набору был зачислен в курсанты 11-й Ворошиловградской школы военных летчиков. Завершив обучение в 1938 году младшим лейтенантом, получил назначение в Орел в 45-й скоростной бомбардировочный полк. Оттуда вскоре переведен в Воронеж в 164-й полк 1-й резервной бригады. Там освоил самолет ДБ-3 и был оставлен инструктором.
С началом Великой Отечественной войны Решетников рвался на фронт, но получал отказ за отказом. Многие годы спустя в книге «Что было, то было. На бомбардировщике сквозь зенитный огонь» Василий Решетников писал: «Капитана Казьмина стали донимать рапортами – на фронт! Он отмалчивался, потом собрал всех и отрезал:
– Есть приказ наркома: из резервных частей – никуда. Наше дело готовить для фронта экипажи. Летную программу не сокращать, но закончить ее в кратчайшее время. Работать будем днем и ночью с максимальной нагрузкой».
Наконец в конце 1941 года он добился желаемого: стал летчиком 751-го ночного дальнебомбардировочного полка. Вначале участвовал лишь в дневных боевых вылетах на самолете Ил-4. Но вскоре командование убедилось в его достаточных навыках и для ночного пилотирования.
28 февраля 1942 года в светлую лунную ночь после мощного удара по аэродрому Орша, откуда немцы совершали налеты на Москву, самолет Решетникова был атакован вражеским истребителем Ме-110. В том бою «мессер» хотя и был сбит, но успел наделать много бед: смертельно ранил штурмана, разнес в клочья приборную доску, повредил левый мотор, управление рулем высоты, продырявил баки. До своей территории оставалось около 350 километров, и Решетников все же дотянул, но самолет потерял высоту. Выбросив на парашютах стрелков, летчик, не выпуская шасси, успешно приземлился на брюхо – на заснеженное поле.
По особому приказу Верховного Главнокомандующего особые части авиации еще в первые месяцы войны начали бомбить Берлин, вылетая с острова Эзель в Балтийском море. «Мир был взбудоражен и наэлектризован: та самая авиация, о которой только и было известно, что она уже давно разбита, бомбит Берлин! И справиться с нею пока не удается», – писал Решетников.
Позже его в числе лучших летчиков отобрали для этих полетов, хотя по опыту он сильно уступал своим новым товарищам. «Постепенно я стал осознавать всю сложность моего положения. Летчики докладывали о своих тысячных и многосотенных часах налета не только днем, но и ночью, в облаках, одновременно упоминая о немалом опыте боевого применения, участии в маневрах и учениях. Ничего подобного в моем летном активе не значилось.
Придерживаясь правил «табели о рангах», я поднялся последним. Мое сообщение об общем «налете», особенно ночном, вызвало веселое расположение духа у всех присутствующих. Улыбнулся и командир: почти четыреста часов здесь ничего не значили. Последовал вопрос о моем возрасте. И снова командир улыбнулся. Больше вопросов не поступало.
Мною овладело предчувствие катастрофы. Все мои вожделенные устремления могли вот-вот в одно мгновение оборваться. Достаточно одного, короткого, как выстрел, слова, произнесенного этим непостижимо недосягаемым человеком – «нет!», – и судьба моя вмиг повиснет в пространстве. Но командир ничего не сказал. Это была надежда».
В него все же поверили. В 1942 году Василий Решетников в многочасовых ночных полетах – без второго пилота, без автопилота и подогрева кабины – участвовал в бомбежке Берлина, Данцига, Кенигсберга, Штеттина, Будапешта и других районов дислокации войск и боевой техники противника. Он внес свой личный вклад и в успех Сталинградской и Курской битв, совершая для бомбежки вражеских позиций по 3–4 боевых вылета в сутки.
В марте 1943 года награжден орденом Красной звезды. В представлении его к следующей награде, званию Героя Советского Союза, написано: «Летчик-командир звена ст. лейтенант Решетников с декабря 1941 года успешно громит полчища Гитлера, летая на самолете Ил-4 в составе ночного экипажа, где штурман старшина Архипов и воздушный стрелок Штефурко. Тов. Решетников быстро овладел техникой слепого и ночного самолетовождения, показывает в боевых вылетах отличные результаты в выполнении боевых заданий и техники пилотирования. Всего произведено 105 боевых вылетов, из них ночью 97. Успешно бомбардировал столицу врага г. Берлин, военно-промышленные объекты в г. Будапешт, в г. Кенигсберг два раза, в г. Варшава три раза, г. Данциг один раз. ...За 15 успешно выполненных боевых полетов т. Решетников награжден орденом «Красная Звезда». После награждения произвел 90 боевых вылетов ночью».
15 мая 1943 года 751-й авиаполк бомбил в районе Днепропетровска. Василий Васильевич вспоминал: «Каждый переулок, каждый дом мне знакомы как азбука... Днепропетровск бил здорово, огонь зря не разбрасывал и прожекторов собрал до черта. На боевом курсе с большой высоты стали просматриваться кварталы города. Я угадал на параллели Днепра нашу главную магистраль – проспект Карла Маркса, прикинул в сплошной черноте район Херсонской, где был наш дом». Машину Решетникова поймали прожектора, тяжелый снаряд серьезно задел корпус, правый мотор загорелся. Но летчик не сошел с боевого курса, пока прицельно не сбросил бомбы на железнодорожный узел; затем, с трудом вытягивая штурвал, все же довел бомбардировщик до линии фронта и усадил в Серпухове. «Зрелище на земле открылось любопытное. Из моторного капота был выдран метровый бок. Мотор пришлось менять, а капот мастера заклепали огромной дюралевой латкой и крупно на ней прочеканили: «Днепропетровск».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Решетникову Василию Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 14644) и медали «Золотая Звезда» (№ 1055).
К лету 1944 года Василий Решетников первым в своем авиакорпусе совершил 300 боевых вылетов. Несмотря на строгий запрет командующего авиацией дальнего действия на дополнительные боевые полеты (война идет к концу, надо беречь молодые профессиональные кадры), Решетникову удалось получить разрешение сделать еще 7 вылетов, в том числе во время Берлинской операции.
При попытке пробиться к Кенигсбергу самолеты попали в мощные грозовые облака и стали разрушаться. Решетникову и его экипажу пришлось прыгать с парашютом, потом больше недели пробираться к своим по вражеской территории.
Войну Василий Васильевич закончил в звании подполковника. Сразу после войны был направлен на курсы в Москву, в Монинскую академию (Военную академию командно-штурманского состава в поселке Монино Московской области, ныне – Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина). По окончании в 1946 году назначен командиром родного фронтового 19-го гвардейского Краснознаменного Рославльско-Катовицкого дальнебомбардировочного авиационного полка.
Осенью 1954 года по собственной просьбе и при поддержке командующего Авиацией дальнего действия маршала Александра Александровича Новикова он стал слушателем Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова (ныне – Военная ордена Ленина, Краснознаменная, ордена Суворова академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации). По ее окончании в 1956 году вначале назначен заместителем, а позже – командиром 106-й дивизии тяжелых стратегических бомбардировщиков Ту-95.
Василий Решетников застал удивительное время в истории отечественной военной авиации. Вместе со своими полками Василий Васильевич облетал всю страну, Ледовитый океан, акватории Тихого океана. Весной 1959 года на Ту-95 вместе с генералом В.Т. Тарановым он установил мировой рекорд дальности полета – 17 тысяч 150 километров, превзойдя американский рекорд на 2700 километров и пробыв в воздухе 21 час 15 минут.
Летом 1961 года Василий Решетников стал заместителем командира, а в 1964 году – командиром 2-го отдельного тяжелого бомбардировочного корпуса в Виннице. А 30 октября на советском ядерном полигоне на Новой Земле прогремел самый мощный взрыв в истории человечества. Это и была та самая «кузькина мать», как прозвали ее ядерщики. Долгие годы эта информация была засекречена. Решетников получил задание выделить экипаж для сопровождения этого эксперимента.
Сопровождать самолет Ионы Баженова, которому поручили сбросить бомбу, решили всем составом, расположив самолеты в небе так, как пояснил Василий Васильевич: «Чтобы на разных, но минимально безопасных расстояниях и курсовых углах от эпицентра взрыва проверить «на ощупь» воздействие ударной волны на самолетную конструкцию и экипаж. Я сел рядом с молодым летчиком, избрав место в строю на правом фланге – «подальше, но пониже». На глаза опустили очки с густо-черными светофильтрами – настолько плотными, что сквозь них не просматривались кабинные приборы». Все совершили круг почета вокруг ядерного «гриба». И все машины оказались целы, кроме самолета Баженова, поврежденного излучением. Это был последний воздушный ядерный взрыв, испытания навсегда ушли под землю.
Василий Решетников избирался депутатом Верховного Совета Украинской ССР VI и VII созывов (1963–1971). В 1965 году он получил звание «Заслуженный военный летчик СССР».
Осенью 1968 года ему доверили пост первого заместителя, а с января 1969 года – командующего дальней авиацией. С ноября 1980 года почти шесть лет он был заместителем Главкома ВВС.
В 1986 году, прослужив 50 лет, генерал-полковник авиации Решетников ушел в отставку, поселился в Москве и увлекся литературным трудом, к которому всегда питал неподдельный интерес. Он написал и издал невероятно интересные, живые и легко читаемые книги: «Что было, то было. На бомбардировщике сквозь зенитный огонь» (М., Яуза, Эксмо, 2010); «307 боевых вылетов. На бомбардировщике сквозь зенитный огонь» (Серия: «Сталинские соколы», М., Эксмо, Яуза, 2006); «Обреченные на подвиг. Избранники времени. Все выше, и выше...» (Серия: «Война и мы. Сталинские соколы», М., Эксмо, Яуза, 2007). «Краткие рассказы Василия Осипенко» (М., Октопус, 2007); посвященную жизни Главного маршала авиации СССР «А. Голованов. Лавры и тернии» (М., 1988). Выпущена книга на английском языке: Vasiliy Reshetnikov, «Bomber pilot on the Eastern front; 307 missions behind enemy lines» (Pen and Sword, 2008).
До последнего времени он вел активную общественную деятельность на посту председателя Совета ветеранов авиации дальнего действия и дальней авиации. В 2012 году он удостоен премии Правительства Российской Федерации за значительный вклад в развитие ВВС России.
Сын Александр Васильевич пошел по его стопам: он – полковник, авиаинженер.
13 августа 2004 года во время авиационной выставки на подмосковном аэродроме «Монино» восьмидесятитрехлетний Василий Васильевич Решетников в составе экипажа поднял в воздух бомбардировщик Б-25 «Митчелл» – самый массовый американский бомбардировщик Второй мировой войны (поступавший в СССР по «ленд-лизу»), на котором летал на боевые задания в военные годы.
Его именем назван один из лучших стратегических бомбардировщиков ВВС России «Ту-160».
Герой Советского Союза Василий Васильевич Решетников награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Почета, тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, многими медалями.