МЯСНИКОВ Владимир Владимирович (1924-2015)
Герой Советского Союза, генерал-полковник
Родился 16 мая 1924 года в деревне Анкудиново Петушинского района Владимирской области. Отец – Мясников Владимир Дмитриевич (1900–1943). Мать – Зинаида Ивановна (1903 г. рожд.). Оба по роду занятий – крестьяне. Супруга – Мясникова (Рыжова) Людмила Александровна. Сын – Александр Владимирович.
Когда Владимиру исполнилось 12 лет, отец сказал: «Володя, ты уже узнал цену хлеба, стал помощником нам на подворье. Пора приобщаться и к коллективному труду, доказать всем, на что ты способен». С наступлением сенокоса, Володя вместе с отцом и другими колхозниками стал заготавливать сено для колхозного стада. Присмотрелся к опыту взрослых, начал орудовать косой. Прошел пяток прокосов и услышал первую прилюдную похвалу бригадира: «Молодец, парень, косишь красиво».
С тех пор он совмещал школьную учебу с трудом в колхозе «Заря». Аттестат о среднем образовании Володя получил в самый канун войны. Отец ушел на фронт. Мечта об институте не сбылась. Володя стал помощником матери, главной опорой младшим братьям и сестренке. И заодно выполнял с честью и достоинством гражданский долг: долбил мерзлую землю вместе с пожилыми мужчинами и женщинами – рыл окопы на оборонительных рубежах между Москвой и Владимиром. С деревенскими пацанами валил березняк на дрова, а затем, преодолевая километры, подвозил их на санях к паровозам.
Наступившая весна застала односельчан в небывалой растерянности: как сеять яровые – необходимой техники нет, все тракторы МТС мобилизованы для нужд Красной Армии. Деревенским мальчишкам пришлось научиться пахать на лошадях, а затем и сеять, как в древние времена, из лукошка.
30 июля 1942 года начали заполняться новые страницы биографии добровольца Красной Армии. И сразу возникли неожиданные препятствия. Первая комиссия военкомата признала сельского юношу непригодным к строевой службе!.. Это заключение огорошило и обидело Владимира. В глубине души клокотал протест – не сдаваться, доказать себе и другим, что ты здоров и на многое способен! Под напором его настойчивости вторая комиссия, учтя аттестат выпускника средней школы, предложила начать службу в военном заведении – армии всегда нужны высококвалифицированные кадры.
И Владимир Мясников оправдал доверие: окончил Краснознаменное Харьковское военное училище химической защиты. В звании младшего лейтенанта его направили на 3-й Прибалтийский фронт. В августе 1944 года он был назначен командиром огнеметного взвода 8-го отдельного огнеметного батальона. Здесь ему пришлось пополнять знания уже в соответствии с требованиями боевой обстановки.
Батальон входил в состав 67-й армии и принимал активное участие в боях под Изборском, Выру, Тарту, а затем на территории Латвии до освобождения города Риги в октябре 1944 года. За успешное участие в этих боях батальон был награжден орденом Александра Невского и стал именоваться 8-м отдельным ордена Александра Невского огнеметным батальоном.
После освобождения от фашистских захватчиков города Риги батальон был выведен на доукомплектование и обучение молодого пополнения. Впервые в батальон пришло поколение 1927 года рождения. Молодого офицера беспокоила мысль: успеют ли они еще помочь завоеванию Победы? На пороге уже март 1945 года...
Ободрило распоряжение: 8-й отдельный батальон придать 5-й ударной армии, в составе ее войск принять участие в боях на Кюстринском плацдарме. Рота, в составе которой был взвод Мясникова, перекрывала шоссе Берлин–Кенигсберг. После этой операции последовала Берлинская...
... Уже был апрель 45-го. Берлин взят в железное кольцо окружения. Наши войска – на подступах к центру города. Путь им преградил один из многочисленных оборонительных немецких рубежей перед рейхстагом – река Шпрее с высокими берегами, одетыми в гранит. Огромный железобетонный двухъярусный мост соединял две важнейших магистрали города.
Созданный для захвата моста штурмовой отряд трижды пытался пробиться на левый берег и всякий раз под губительным огнем останавливался. Стало очевидно, что действовать крупными силами – значит обрекать людей на гибель.
На командном пункте созрело иное решение. Перейти мост ночью и выжечь фашистов из каменных домов поручили двадцатилетнему командиру огнеметного взвода лейтенанту Владимиру Мясникову. Для выполнения ответственной задачи подготовили 15 человек с шестью огнеметами. Ночью незамеченным воинам удалось добраться до первого завала на мосту. Дальнейшее продвижение преградил шквальный огонь противника – строчили пулеметы, рвались фаустпатроны. Послышались стоны: один из огнеметчиков был ранен в живот, другой – в руку. Пришлось укрыться за опорами моста.
Мясников мучительно раздумывал: «Что же делать? Как преодолеть опасный участок?» Стал наблюдать и анализировать поведение немцев: они вели не постоянный сплошной огонь, а переносили его с одного участка на другой. «Этим надо воспользоваться и перемещаться бросками, – решил он. – Но как быть с огнеметами? С ними быстро не побежишь...».
Выручила Мясникова природная смекалка: по его команде бойцы привязали к станкам куски провода, за них смогли подтягивать огнеметы в укрытия за опоры верхней части моста. Сам же лейтенант занял удобное для наблюдения место. Как только противник перенес огонь с ближнего участка, Мясников скомандовал: «Вперед!» Одну коляску с огнеметом удалось поставить на позицию у съезда с моста. Возле него на асфальте распластались солдаты Соколов и Кузьмин, готовясь произвести выстрел. Мясников перебрался за второй завал и залег рядом за двумя небольшими обломками. Выждав расчетное время на подготовку к стрельбе, подал команду: «Огонь!» Но ожидаемого выстрела не последовало. «Почему не стреляли?» – спросил лейтенант, добравшись до Соколова и Кузьмина. «Осколок от мины разбил пороховой патрон», – ответили солдаты.
Огнемет был поврежден осколками, командир же во время этого огневого налета был ранен.
И случилось непредвиденное. Фашисты предприняли попытку прорваться из окружения через мост. Пришлось вести бой с противником, наступающим с тыла. Путь им преградили наши пехотинцы и огнеметчики. Частично уничтожив и рассеяв прорвавшуюся группу противника, огнеметчики в невероятно трудных условиях удерживали мост в общей сложности более 15 часов.
Во второй половине дня группу Мясникова поддержала наша артиллерия стрельбой прямой наводкой. От разрывов рушились стены зданий, летели обломки кирпичей, дом слева от моста загорелся. Тогда-то и возник дерзкий замысел: воспользоваться замешательством немцев, проскочить в подвал горевшего дома, пройти его, выйти в тыл немцев к третьему дому от набережной и ударить по нему из огнеметов. Перед решающим броском Мясников указал каждому бойцу порядок передвижения, приказал приготовить гранаты. По его команде подчиненные бросились вперед. Гитлеровцы никак не ожидали появления советских огнеметчиков у себя в тылу – среди них поднялась паника...
А по мосту, как и планировалось, подошла вторая половина его взвода. Огнеметчики стали очищать от гитлеровцев все дома вдоль набережной. В одном из них показалась фигура с поднятыми руками. На ломаном русском языке немец объяснил, что в подвале находится остаток гарнизона, оборонявшего мост, – около 60 человек. Если им сохранят жизнь, все сдадутся. Мясников приказал фашистам выходить без оружия...
Итак, боевое задание выполнено! К тому же с малыми потерями. Что принесло успех молодому лейтенанту и его солдатам? Трезвый расчет, мастерство, смелость, высокое чувство патриотизма и многие другие качества творцов Победы.
Первый день Победы стал для Владимира Владимировича Мясникова лучшим на всю его жизнь подарком ко дню рождения – 16 мая. Еще одно яркое и радостное событие произошло в жизни лейтенанта той победной весной. 31 мая 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. И поныне он бережно хранит пожелтевшую страничку «Правды» с Указом Президиума Верховного Совета СССР о присвоении высокого звания и склеенный по сгибам трофейный план столицы Германии. На нем отчетливо видна карандашная пометка рядом с надписью «Обербаумбрюкке», обозначающая тот самый огненный мост. А глубоко в сердце затаилась память и боль о погибшем на фронте в 1943 году отце и павших в боях товарищах.
Владимир Владимирович Мясников и после войны остался служить в рядах Советской Армии, не изменяя своей профессии. В 1953 году он окончил Военную академию химической защиты, и в 1972 году возглавил ее. Семнадцать лет он руководил этим учебным заведением. Своими опытом и знаниями генерал-полковник «вооружил» слушателей многих выпусков, оставил в наследство учебники о тактике химических войск, справочники по защите от оружия массового поражения, ряд важных публикаций.
Заслуги Героя Советского Союза В.В. Мясникова перед Родиной отмечены более чем четырьмя десятками орденов и медалей. Среди них – ордена Дружбы, Ленина, Отечественной войны I степени, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» II и III степени, медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За безупречную службу», «За укрепление боевого содружества», многие другие.
Владимир Владимирович ушел в отставку в 1990 году и всецело занялся общественной деятельностью. Был делегатом XXI съезда Компартии Латвии, депутатом Московского совета народных депутатов нескольких созывов. В Российском комитете ветеранов войны и военной службы возглавлял комиссию по увековечению памяти погибших защитников Отечества.