МОИСЕЕВА Лариса Петровна
Кавалер трех медалей «За отвагу»
Родилась 17 декабря 1923 года в деревне Денино Ржевского района Калининской области, в крестьянской семье. Отец – Вишняков Петр Дмитриевич (1901–1930). Мать – Вишнякова Мария Васильевна (1902–1976). Супруг – Моисеев Павел Сергеевич (1912–1993). Сын – Моисеев Сергей Павлович.
В семье Вишняковых было трое детей, Лариса – старшая. Родителям со своими малолетками жилось трудно. В начале 1930-х годов отец уехал на заработки в Москву. Имея навыки строителя, устроился прорабом. А вскоре и семью забрал к себе. Они поселились в сыром полуподвальном помещении на Остоженке. Главный кормилец не щадил себя на работе, пренебрегал непогодой. С ног свалила его простуда и отправила на тот свет в неполных 29 лет. Все легло на плечи мамы – Марии Васильевны. Она устроилась работать в автобусный парк кондуктором, возвращалась домой поздно, прямо с порога тихо пересчитывала спящих детей: один, два, три...
Лариса изо всех сил помогала матери, с шести лет мыла посуду, вытряхивала во дворе одеяла, половики, развлекала младшеньких песенками, гуляла с ними во дворе, укладывала спать...
В 1939 году Лариса окончила неполную среднюю школу и устроилась лаборанткой на ткацко-отделочной фабрике. Посещала курсы сандружинниц. Эти знания вскоре пригодились. Сразу после начала войны Ларису вместе с подругой Валей Грибковой призвали в полк МПВО, где молодых москвичек учили разбирать и собирать винтовку и автомат, посылали на дежурство в госпиталь. Однажды Лариса увидела на стене соседнего дома плакат – «Родина-мать зовет!».
Подруги стали проситься в армию, но им отказали. Девушки все же решили ехать на фронт. В шинелях, в ботинках с обмотками и с ... гитарой они забрались в проходящий эшелон. Беглянок задержали и отправили обратно в Москву.
Но они все же добились своего: их направили в 152-ю стрелковую дивизию, которая вела боевые действия под Харьковом. В истории войны это была одна из самых трудных страниц: бои в окрестностях Харькова шли кровавые.
Как-то рота, в которую определили Вишнякову, освобождала высотку от немцев. Бежавший рядом с Ларисой ординарец командира взвода упал на колени, упираясь руками в землю. Из его бритой головы фонтанчиком лилась кровь. Преодолев шок, Лариса подползла к нему, достала из сумки перевязочный пакет и двумя подушечками закрыла рану, осторожно опустила раненого на землю. В траве нашла и командира взвода: кисть его правой руки превратилась в кусок кровавого мяса. Перевязала и дотащила раненого в безопасное место.
Здесь находилась и Валя со своими спасенными. В тот день подруги вынесли с поля боя не менее 30 раненых с их автоматами и пулеметами. Устали очень, но не оставили в беде никого, и сами уцелели.
Вскоре москвичек перевели в санитарную роту 480-го стрелкового полка, где Лариса впервые в жизни... потерялась... На пути к Днепропетровску пошла с разведчиками в расположение противника за «языком». Завязалась перестрелка. Раздался стон разведчика. Пока оказывала ему помощь, потеряла из виду товарищей. Солдат, к сожалению, скончался. Девушка осталась одна, рядом с врагами. Мобилизовала всю силу воли и поползла вперед, раздвигая траву, к спасителю – лесу. Помогло небо – разразился сильный дождь, в сопровождении которого набрела на чью-то землянку и обессилено рухнула внутрь... Смутно распознала голос Вали: «Нашлась пропавшая!» Молча опустилась на дрова у печки, мгновенно уснула...
В дивизионной газете появилась заметка под заголовком «Отважные девушки» – о Ларисе и Вале, где справедливо было отмечено: девушки наравне с мужчинами защищают родную землю, под обстрелом противника переплывают озера и реки, с честью выходят из труднейших ситуаций.
После форсирования Днепра бои продолжались с прежним упорством. Под прикрытием авиации фашисты часто переходили в контратаки, пытаясь сбросить наши подразделения в реку. В трудном положении оказалась стрелковая рота, в которой служила Лариса со своим командиром – фельдшером, лейтенантом медицинской службы Петром Аблисимовым. Немцы вели непрерывный огонь. Наши стрелки ответить тем же не могли – осталось мало патронов. Пока ждали подмогу, гитлеровцы осмелели, вышли из укрытия во весь рост. Лариса встревожилась, с отчаянием взглянула на фельдшера и... глазам не поверила: он устанавливал трофейный пулемет. Но ленты к нему находились вдали... За ними поползла Лариса, и пулемет застрочил по вражеской цепи... Контуженого Петра Аблисимова заменила у пулемета Лариса. Он похвалил: «Молодец, девушка, здорово косишь...» Атака немцев захлебнулась. Немецкий пулемет хорошо поработал против своих же...
Фельдшера лейтенанта Петра Аблисимова и бойца санитарной службы Ларису Вишнякову представили к награждению медалью «За отвагу». Свою первую награду Лариса получить не успела. 22 октября 1943 года она была тяжело ранена осколком бомбы.
Только через 35 лет на встрече однополчан в Днепропетровске Лариса Петровна узнала: тот, кто на телеге доставил ее, беспамятную, в госпиталь, был фельдшер Петр Аблисимов. Благодаря его хлопотам и поддержке однополчан ей вручили в 1978 году ту самую медаль – «За отвагу», которой она была награждена за бои на Днепре, но не получила из-за ранения.
После выписки из госпиталя Лариса попросилась на передовую. Ее направили на Западный фронт, в 824-й отдельный разведывательный артдивизион. Здесь ее определили на командный пункт, где она выполняла новые обязанности – связистки-телефонистки. Шел 1944 год. Бывшая медсестра обеспечивала артиллеристам надежную связь во всех боях до самого Берлина. Когда случались кратковременные передышки, поднимала воинам настроение песнями, в том числе лично сочиненными.
Песнями освятила и свой брак с однополчанином, старшим лейтенантом Павлом Сергеевичем Моисеевым. В 1946 году Лариса демобилизовалась, познакомила мужа со своей семьей. Ее мама Мария Васильевна все годы войны шила обмундирование на фабрике. Брат Евгений вернулся с фронта без ноги. Сестренка Зина познала сполна опаленное войной детство.
Новая послевоенная жизнь Ларисы Петровны подчинялась условиям кочевой жизни мужа-офицера. Трудовая деятельность соответствовала и личным интересам, и медицинской сфере: работала бухгалтером в районной поликлинике, кассиром и продавцом в аптеке.
В 1979 году Лариса Петровна удостоилась медали «Ветеран труда». Эта почетная награда заняла достойное место на парадном костюме в ряду заслуженных мужественным фронтовым трудом орденов Отечественной войны I степени, Красной Звезды, трех медалей «За отвагу», медалей «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы».
Важной для себя наградой Лариса Петровна считает признание людей, во имя блага которых она занималась общественной работой с 1957 года. Несколько лет подряд ее избирали старшей по дому №4 на Хамовническом валу. Ее стараниями и при поддержке жильцов он стал одним из лучших по благоустройству в районе. Подъезд, в котором живет Лариса Петровна, показали по телевидению как образец.
«Я счастливая, – утверждает Лариса Петровна. – За всю свою жизнь – ни на фронте, ни теперь меня никто не обижал, не оскорблял. Со мною любимые и любящие внучка и правнучка, однополчане, с которыми я участвовала в параде ветеранов на Красной площади 9 мая 1995 года».