ЭШПАЙ Андрей Яковлевич (1925-2015)
Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, лауреат Государственной премии СССР, академик Российской академии кинематографических искусств, почетный гражданин Йошкар-Олы, почетный гражданин Козьмодемьянска
Родился 15 мая 1925 года в городе Козьмодемьянске Марийской АССР. Отец – Эшпай Яков Андреевич, композитор, музыковед-фольклорист, хормейстер и педагог, автор проникновенных акварельных зарисовок. Мать – Валентина Константиновна, учительница русского языка и литературы, знаток марийских, русских и чувашских песен, в юности пела в учительском хоре.
На формирование творческой личности Андрея Эшпая – выдающегося художника современности, ярчайшего представителя российской музыкальной культуры основное влияние, несомненно, оказали родители.
В 1928 году, когда Андрею было три года, семья Эшпаев переехала в Москву. Отец учился в аспирантуре Московской консерватории, мать – в педагогическом институте.
В 1934 году Андрей поступил в музыкальную школу-семилетку имени Гнесиных (класс фортепиано В. Листовой) и окончил ее в роковом 1941 году. Учебу в 10-м классе средней школы он продолжил в Мариинском Посаде (Чувашия), в эвакуации. Андрей рвался добровольцем на фронт, но его время еще не пришло. В январе 1943 года он поступил в Чкаловское (Оренбургское) пулеметное училище, затем окончил курсы военных переводчиков и с конца 1944 года находился в действующей армии 1-го Белорусского фронта. В составе 608-го стрелкового полка 146-й стрелковой Островской Краснознаменной ордена Суворова дивизии 7-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии лейтенант взвода разведки А. Эшпай был на передовой и лично участвовал в боях за освобождение Варшавы, брал Померанский вал (западнее Быдгоща), принимал участие в окружении и преследовании противника в районе Польцина и Кольберга на Балтийском море, на реке Одер и побережье Померанской бухты. Тяжелейшими были бои как на подступах к вражескому логову, так и в самом Берлине. Район Маобит, театр Комише опер, рейхстаг – места, где вел битву против отборных эсэсовских частей взвод Эшпая. У стен рейхстага погибли два лучших друга Андрея – разведчики Володя Никитинский из Архангельска и Гена Новиков из Ташкента. После окончания войны еще до сентября 1946 года Эшпай служил в управлении информации (Берлин, Карлсхорст).
Именно на фронте А. Эшпай осознал свое призвание, почувствовал неодолимую тягу к творчеству. После демобилизации он стал студентом музыкального училища при Московской консерватории, где обучался на двух факультетах: фортепианном (класс Р. Чернова) и композиторском (класс Е. Месснера).
В 1948 году Андрей поступил в Московскую консерваторию и снова на два факультета: композиторский (класс Н. Ракова, Н. Мясковского, Е. Голубева) и фортепиано (класс В. Софроницкого). В итоге композиторские и пианистические достижения Эшпая были признаны отличными. Открывалась дорога в школу высшего мастерства – аспирантуру, куда он был принят в класс А. Хачатуряна (1953–1956).
Опусы А. Эшпая студенческих лет свидетельствуют о том, как быстро росло и развивалось мастерство молодого композитора. Сонатина для фортепиано, пьесы для скрипки, кларнета, флейты, «Колыбельная» и «Танец» для двух роялей (1952), Пассакалья для органа (памяти Н. Мясковского, 1950). (В 1977 году А. Эшпай посвятил еще одно произведение памяти своего учителя – Второй скрипичный концерт.)
К крупным сочинениям той поры относятся «Венгерские напевы» для скрипки с оркестром (1953), «Симфонические танцы» на марийские темы (1951), фортепианный и скрипичный концерты.
Общность музыкальных корней марийского и венгерского народов объясняет интерес композитора к мелодиям Венгрии. В «Венгерских напевах» в рапсодической форме объединено шесть разнохарактерных мелодий, получающих исключительно темпераментное и виртуозное воплощение.
Концерты Первый фортепианный («Памяти Мориса Равеля», 1954) и Первый скрипичный с посвящением Э. Грачу (1956) стали новым достижением Эшпая в сфере симфонической музыки.
За год до окончания консерватории, в 1952 году, Андрей Эшпай был принят в Союз композиторов СССР и стал одним из самых молодых его членов.
Шли годы. Накапливался духовный опыт, осмысливалось пережитое, а боль от утраты старшего брата Валентина и гибели друзей не утихала. Вот как рассказывает Эшпай о создании песни «Москвичи» («Сережка с Малой Бронной», 1957): «Это просто поразительно! Все, о чем говорится в песне «Сережка с Малой Бронной», было у меня в жизни. Поэт-фронтовик Женя Винокуров, конечно, этих подробностей не знал. Марк Бернес принес мне готовые стихи и предложил написать песню. Я прочел стихи и был буквально ошеломлен.
В полях за Вислой сонной
лежат в земле сырой
(Земля там сырая, форсирование Вислы, – мои военные дороги в Польше).
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Моховой
(Наша семья жила на Бронной, только не на Малой, а на Большой, старший брат Валя не вернулся с войны).
А где-то в людном мире,
Который год подряд
Одни в пустой квартире
Их матери не спят.
(И моя мама не спала ночами).
Свет лампы воспаленный
Пылает над Москвой
В окне на Малой Бронной
В окне на Моховой.
(И лампа пылала все ночи напролет).
Друзьям не встать. В округе
Без них идет кино.
Девчонки, их подруги,
Все замужем давно.
(Ну, т.е. точнее не придумаешь).
Картину, подобную моим ощущениям, я наблюдал не раз во время концертов. Помню наши выступления с Иосифом Кобзоном в Казани – люди плакали, потому что это коснулось души каждого. Замечательные стихи поэта».
Замечательная, конечно, и музыка, благодаря которой эта песня стала одной из самых любимых в народе.
На небывалом подъеме композитор создал Первую (1959) и Вторую (1962) программные симфонии. Эпиграф Первой трагедийно-философской симфонии – «Надо вырвать радость у грядущих дней». Симфония состоит из двух частей: одна – реквием павшим, память о фронтовом братстве, другая – радость дней грядущих. Это яркий пример контрастно-составной формы произведения.
Вторая симфония – «Хвала свету» – трехчастная, с нетрадиционной второй частью: автор ввел в инструментальный состав солирующую гитару.
«Даже если вы не пишете конкретно о войне, – говорит Эшпай, – она все равно присутствует в творчестве художника, который был на фронте. О войне нельзя говорить словами. Тот, кто не был на поле боя, никогда не узнает, что такое война. Все герои в земле – война унесла лучших».
Своим балетом «Круг» («Помните!», 1980, либретто И. Чернышева) композитор средствами музыки пытается предостеречь планету Земля от апокалипсиса, от деяния рук человеческих – нейтронной бомбы. Возрождение цивилизации из небытия в балете удается осуществить силой всепоглощающей любви героини, ее самопожертвованием.
Антивоенная направленность музыки балета решена синтетическим сплавом разнородных стилей (классика, джаз, фольклор, знаменный распев) с присущими Эшпаю умением и вкусом. По характеру тематического материала и по способам его развития музыка этого балета – настоящая симфоническая партитура. С этим связано ее естественное «перевоплощение» в Четвертую симфонию («Симфония-балет» для большого симфонического оркестра, 1980).
В Пятой «Военной» симфонии для большого симфонического оркестра с посвящением Е. Светланову (1986) обнаженная конфликтность создается столкновением интонационных сфер русской песенности и фашистского марша. Новизна технических решений подчеркивает ее мелодическую рельефность. Симфония – о судьбах людей, о человеке, о явлениях мира, в котором не должно быть места насилию.
Почти через четверть века после окончания войны появилась на свет оперетта А. Эшпая «Нет меня счастливей» (либретто Б. Рацера и В. Константинова, 1969). В ней нашли отражение дни мужественного сопротивления нашей Родины фашизму. Обилие зажигательной и лирической по настрою музыки сделало оперетту популярной на многие годы.
В феврале 1963 года умер Я.А. Эшпай, отец Андрея, – человек мудрый и проницательный в искусстве, в жизни – ранимый и беззащитный, сама доброта и отзывчивость. Оборвалась живая связь, но сын навсегда сохранил нежные чувства к отцу и верность его делу.
В Третьей симфонии с посвящением «Памяти моего отца» (1964) Андрей Эшпай использовал две марийские песни. Памяти отца Андрей Эшпай посвятил еще одно замечательное произведение – «Песни горных и луговых мари» для симфонического оркестра (1982).
Шестую «Литургическую» симфонию для хора и симфонического оркестра (1988) А. Эшпай написал на подлинные библейские тексты.
Седьмая симфония для большого симфонического оркестра написана Андреем Эшпаем в 1992 году. Она затрагивает извечный вопрос: что такое жизнь? И своей музыкой отвечает почти по Блезу Сандрару: «... это – мы, и Бог, и я — и Вечность это».
Памяти Д. Шостаковича Эшпай посвятил Струнный квартет «Concordia discordans» (согласие несогласного). «Тот не умер, кто не позабыт». Вся интонационная сфера квартета в каждом его разделе оттеняет образ того, чьей памяти посвящено сочинение.
В 1999 году А. Эшпай закончил «Четыре стихотворения» для симфонического оркестра, хора и чтеца (стихи М. Лермонтова, М. Цветаевой, С. Есенина, Ф. Глинки), перекинув невидимый мост от старославянского языка Шестой симфонии к высокой русской поэзии. Отталкиваясь от первоосновы, композитор нашел адекватную музыкальную характеристику каждому стиху, сцементировав их в единый живой организм.
Накануне 2000 года Андрей Эшпай осуществил замысел, на который никто из композиторов до него не отваживался, – завершил «золотую серию» концертов для всех инструментов симфонического оркестра (кроме тубы в силу специфики ее звучания): четыре скрипичных, два фортепианных, концерты для альта, гобоя, флейты, саксофона, виолончели, контрабаса (или фагота), кларнета, валторны, двойной концерт для трубы и тромбона, концерт для оркестра с солирующими трубой, фортепиано, вибрафоном и контрабасом. При всей сложности технической стороны концертов музыка остается по-эшпаевски возвышенной и притягательной.
К бесспорным достижениям композитора относится его эпохальная Симфоническая картина «Переход Суворова через Альпы» (1999). Эшпая, как фронтовика-разведчика, как патриота земли русской и как глубокого знатока истории России, давно интересовал и волновал один из самых знаменитых походов в истории военного искусства – Швейцарский поход Суворова 1799 года. Эшпай даже был у Чертова моста, на перевале в Альпах – в настоящей природной ловушке, сам слышал страшный гул из бездны коварного ущелья, почти воочию увидел путь спасенной Суворовым армии. И композитор запечатлел то, что прочувствовал. Без артиллерийской стрельбы и чрезмерных шумовых эффектов он нарисовал высоко художественную картину, в которой видны и леденящий душу риск, и беспримерная отвага, и противостояние смерти. Этим оркестрово-развернутым полотном Эшпай выразил восторг и преклонение перед силой духа русского солдата, но не только. Андрей Эшпай «из глубины души» хотел воссоздать трагическую реальность последних мгновений СВОЕЙ войны, когда с друзьями строил планы встреч после Победы. И все рухнуло...
Триумфальное шествие «Суворова» по концертным залам России началось, будет продолжено в XXI веке, но уже сейчас, по реакции слушателей несомненно, что Симфоническая картина «Переход Суворова через Альпы» – есть музыкальный Подвиг композитора Андрея Эшпая.
А. Эшпай – автор музыки более чем к шестидесяти кино- и телефильмам и к двадцати театральным постановкам.
Плодотворным было его сотрудничество с кинорежиссерами А. Салтыковым, Е. Ташковым, В. Левиным и постановщиками спектаклей С. Штейном, М. Микаэлян.
Кинематограф сблизил композитора с поэтами Г. Регистаном, В. Карпеко, Г. Поженяном, Е. Евтушенко, в содружестве с которыми создано много чудесных песен: «С первой встречи с тобой», «Я сказал тебе не все слова», «Ночь была с ливнями» («Мы с тобой два берега у одной реки»), «А снег идет», «Зашумит ли клеверное поле...» и другие.
Среди вдохновенных пропагандистов музыки Эшпая – дирижеры С. Самосуд, К. Иванов, Е. Светланов, О. Лундстрем, Г. Рождественский, В. Синайский, В. Гергиев, А. Ведерников, Д. Китаенко, Г. Проваторов, В. Дударова, В. Понькин, Цунг Е, Э. Инбал; скрипачи Э. Грач, М. Яшвили, В. Третьяков, Л. Дмитерко, Д. Кох; пианисты Т. Николаева, Н. Петров, В. Крайнев; альтист Ю. Башмет, гобоист А. Любимов, кларнетист Н. Кокс, контрабасист Р. Комачков, саксофонисты М. Леонард и С. Гурбелошвили, флейтисты И. Матуш и В. Шапкин; певцы Р. Сикора, В. Трошин, М. Кристалинская, М. Бернес, Е. Кибкало, Э. Хиль, Л. Зыкина, С. Ротару, Л. Гурченко, И. Кобзон.
Уже в 2000 году состоялась первая премьера А. Эшпая: «Lamento и toccata-фуга» – пьесы для струнного оркестра – в Большом зале консерватории в исполнении Камерного оркестра «Московия» (дирижер Э. Грач).
Выдерживать сумасшедшие нагрузки и суровую действительность наших дней Андрею Эшпаю помогает семья. Супруга – Александра Михайловна, пианистка, много лет была заведующей фортепианным отделом издательства «Композитор». Сыновья: Валентин, научный работник Института Кино; Андрей (младший), режиссер на киностудии имени М. Горького.
Облик композитора Андрея Эшпая будет неполным, если не коснуться других сторон его деятельности: педагогической – с 1965 по 1971 год он вел класс композиции в Московской консерватории, в 1978 и 1979 годах проводил в Болгарии международные семинары молодых композиторов; общественной – на посту секретаря Союза композиторов СССР, председателя всесоюзной комиссии по работе с творческой молодежью; председателя жюри первого Всесоюзного конкурса пианистов имени С. Рахманинова; председателя жюри конкурса пианистов на VI (1978), VIII (1986), XI (1998) Международных конкурсах имени П.И. Чайковского. Он – участник международных встреч с композиторами Австрии, Венгрии, Италии, Канады, Кубы, Норвегии, США, ФРГ, Швеции, Японии.
Эшпай – музыкант-созидатель, мастер своего дела, он по праву считается классиком отечественной музыки. Концертные залы переполнены при одном лишь упоминании его имени на афише. Он умеет «волшебно изваять» как молнию и небо, так и мысль, и душу человека на грешной земле. Он щедро дарит свет и радость людям, дает им пищу для ума и сердца.
И в то же время в музыке отчетливо проявляются черты характера самого автора — этой высокоталантливой личности. Каков Эшпай, такова и его музыка. По натуре Андрей Эшпай – человек энергичный, порывистый, остроумный, обаятельный (и внутренне, и внешне), невероятно работоспособный и целеустремленный. А за всем этим – глубинный ум, ранимость, душевная чистота. Он мгновенно проникает в суть сложнейшего вопроса и непременно находит верное решение, он открыт и прост в общении, всегда протянет руку помощи, окажет поддержку. Но до сих пор остается неразгаданной природа его таланта, тайна явления по имени – Эшпай.
Боевой путь отважного разведчика лейтенанта Андрея Эшпая отмечен государственными наградами: орденом Красной Звезды, польской медалью «За Варшаву 1939–1945 гг.», медалями «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы».
В мирное время он награжден орденами: «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Дружбы, Ленина, Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета». А. Эшпаю присвоено звание Народного артиста СССР, он удостоен Ленинской премии за Концерт для гобоя с оркестром и «Песни горных и луговых мари» и Государственной премии СССР за Второй фортепианный концерт, удостоен высокой общественной награды – знаком ордена святого Александра Невского «За труды и Отечество». Заслуженный деятель искусств Марийской АССР, Якутской АССР, Мордовской АССР, Чувашской АССР, народный артист Марийской АССР. Награжден почетной премией РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства». Международным Объединенным Биографическим Центром в рамках проекта «Кто есть кто в современной культуре» признан «Человеком века». А.Я. Эшпай член Международного музыкального совета при ЮНЕСКО, почетный член Общества им. Ф. Листа.