ЯЗВИНСКИЙ Станислав Гаврилович
Доктор технических наук
Родился 4 сентября 1923 года в городе Старые Дороги Минской области (Белоруссия). Отец – Гаврила Антонович (1898–1945), родился в семье лесника, 25-м по счету ребенком; работал районным ветеринарным врачом. Мать – Мария Эдуардовна (1900–1987). Супруга – Нина Алексеевна (1946 г. рожд.).
Детство Станислава прошло на белорусском Приволье. В старших классах он увлекся авиацией, стал заниматься в Могилевском аэроклубе.
Войну встретил в кабине боевого самолета. За 3 месяца освоив грозный штурмовик Ил-2, из Балашовской летной школы он попадает в штурмовой авиаполк. Под Харьковом в одном из боевых вылетов зенитный снаряд противника пробил маслосистему самолета, фонарь кабины. Станислав был серьезно ранен, и следы на лице от горячего масла долгие годы напоминали о том бое. Летать сержанту Язвинскому больше не довелось – запретили врачи.
В 1942 году он попал в 225-й отдельный саперный батальон 124-й стрелковой дивизии. От Харькова отступал на восток. Саперов распределили по 2-3 человека на автомашины ЗИС-5 с открытыми бортами. С них они сбрасывали на землю противотанковые мины. Вскоре дивизии присвоили звание гвардейской.
При переправе через Дон Язвинского контузило, у него почти отнялись ноги. И все же он остался в своем батальоне, который вошел в состав 50-й гвардейской стрелковой дивизии (позже ставшей гвардейской дважды Краснознаменной, орденов Суворова и Кутузова I степени Сталинградской).
Вскоре на высоте 220,0 он уже строил командный пункт для командующего фронтом К. К. Рокоссовского.
В боях под Сталинградом Язвинский лично подорвал 2 гитлеровских танка. (Об этом написал в своих мемуарах дважды Герой Советского Союза генерал Д.Д. Лелюшенко.)
Третий танк буквально замуровал под землей отважного сапера. К счастью, товарищи его откопали.
От Сталинграда 50-я гвардейская стрелковая дивизия двигалась к Морозовскому, до станций Лихая, Лиски. Батальон саперов под командованием капитана В.Н. Рябчукова, где служил и сержант Язвинский, расчищал засыпанные шурфы под Краснодоном, в Молодогвардейске. Тогда еще не знали, что в тех шурфах приняли героическую смерть подпольщики-комсомольцы...
Позже С. Язвинский участвовал в наступательной операции «Багратион». Однажды ему пришлось разминировать взлетную полосу, на которую сел По-2 Василия Сталина – чудом не подорвавшись.
После войны они случайно встретились в Москве, недалеко от Кремля – сын вождя узнал своего спасителя. С. Язвинский устроился работать в отдел боевой подготовки ВВС МВО, командовал которым и генерал Сталин. Станислав Гаврилович принимал участие в подготовке воздушных парадов. Затем около года испытывал реактивные истребители. После смерти И.В. Сталина и ареста его сына Василия майором Язвинским заинтересовался КГБ, в результате на Лубянке пропали его летные книжки, записи и наброски литературных работ. Выручил брат «шефа» КГБ – Иван Ефимович Семичастный – начальник курса Военно-воздушной академии имени Жуковского, где учился Станислав Гаврилович.
Дипломной темой С.Г. Язвинского стала разработка бомбы, которая пробивала танковую броню толщиной 53 сантиметра. И бомбу, и взрывчатку, и взрыватель выпускник академии сделал сам. Работой заинтересовались. Вскоре Язвинского вызвали к Главному маршалу артиллерии М.И. Неделину, который командовал Ракетными войсками. Состоялся короткий разговор.
Через 2 недели молодой специалист был допущен к самостоятельным испытаниям ракет и космических аппаратов. В октябре 1960 года при испытании первой ракеты конструкции Янгеля, когда погиб маршал М.И. Неделин, а с ним несколько десятков человек, инженер Язвинский чудом уцелел. Но в огне он лишился одного легкого, были поражены желудок и печень. Через полгода Станислав Гаврилович снова был в строю. Он работал с Сергеем Павловичем Королевым, первыми космонавтами. Потом служил в Генеральном штабе.
Служба и труд полковника С.Г. Язвинского отмечены более чем 20 орденами и медалями.
После выхода в отставку Станислав Гаврилович живет полнокровной творческой жизнью. Увлекается литературой. Его перу принадлежат «Записки инженера-испытателя», многие очерки и статьи о космических достижениях страны. Не забыта в его рукописях и тема войны.