ПЕРЕЯСЛАВЕЦ Владимир Иванович (1918-2018)
Лауреат Государственной премии РСФСР, народный художник Российской Федерации, академик Российской академии художеств, полковник
Родился 22 ноября 1918 года на станции Мироновка (ныне город Мироновка) Шевченковского района Киевской области Украинской ССР. Отец – Иван Митрофанович (ум.1919 г.). Мать – Вера Аполлоновна (ум.1930 г.). Супруга – Попова Ирина Николаевна (1923–1988), член Союза художников России, дочь известного художника Н.Н. Попова. Сын – Переяславец Михаил Владимирович, скульптор, Народный художник Российской Федерации. Дочь – Переяславец Мария Владимировна, член Союза художников России.
Отец Владимира скончался, когда тому не было и года. После его смерти мать перебралась в станицу Тимашевку, а в 1924 году вместе с сыном переселилась в Краснодар. В 1930 году после смерти матери Володю определили в детский дом №1 Краснопресненского района Москвы.
В 1933 году воспитанники детдома, в который был зачислен Переяславец, отдыхали на даче, на станции Обнинское. Здесь, на берегу реки Протвы, юный художник познакомился с Петром Кончаловским, приехавшим на этюды. И тут же Кончаловский написал этюд-портрет Володи Переяславца на фоне реки. Встреча с известным русским живописцем оказала огромное влияние на весь дальнейший ход жизни юноши.
В 1936–1937 годах Владимир учился на рабфаке Московского архитектурного института у Александра Дейнеки. В 1938 году поступил в художественный институт имени В.И. Сурикова на курс Аристарха Лентулова (1938–1939), далее учился у Александра Осмёркина (1939–1940) и Александра Дейнеки (1940–1941).
В начале Великой Отечественной войны В. Переяславец поступает в Центральный аэроклуб имени В.И. Чкалова в Москве и с марта по май 1942 года служит в 12-й отдельной эскадрилье ночных полетов в городе Самарканде. Потом направляется на учебу в школу летчиков-истребителей, эвакуированную из Одессы во Фрунзе.
В 1944 году после окончания учебы Владимир Переяславец попадает на фронт. В составе 1-й авиаэскадрильи 119-го истребительного авиаполка 104-истребительной авиадивизии 1-й воздушной армии он проходит службу на Северном фронте.
Служба в армии продолжалась и после войны, вплоть до 1946 года. После демобилизации Владимир Переяславец поступает в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, где учится в мастерской В.Н. Яковлева.
В 1949 году В.И. Переяславца призывают в армию для переподготовки летного состава. На протяжении 9 лет он участвует в воздушных парадах, посвященных Дню авиации на Тушинском аэродроме в Москве, в спортивной группе на самолетах Як-18-П.
В 1950 году он становится членом коллектива Студии военных художников имени М.Б. Грекова, а в 1957 году – членом Союза художников СССР.
С 1953 года начал участвовать во Всесоюзных, республиканских, московских художественных выставках, а также выставках, организуемых Студией военных художников имени М.Б. Грекова в частях и подразделениях Советской Армии и Военно-Морского флота. Его персональные выставки прошли в залах Центрального Дома Советской Армии в 1954, 1961, 1971, 1978 годах. В 1987 году состоялась персональная выставка в доме-музее М.Б. Грекова в Новочеркасске, а также в городском выставочном зале города Фрунзе.
Творческая жизнь художника-грековца В.И. Переяславца – это бесчисленные поездки в воинские части и на флот, на пограничные заставы, работа во Вьетнаме в 1966 году, десятки творческих командировок по всему миру. Все эти события, как в зеркале отражены в его живописи, где главное место занимает галерея портретов. Эти портреты несут в себе не только достоверные образы изображенных людей, но и неизъяснимое обаяние самой творческой личности художника.
В послевоенные годы любимыми героями живописи В.И. Переяславца являются летчики. И уже тогда формируется характерный для него тип портрета в среде. Он как бы оторван от общей тенденции парадного портрета 1950-х годов. Художник создает свои исполненные живым чувством композиции, где каждая личность раскрыта панорамно, во всей широте своего жизненного проявления. Так, например, Героя Советского Союза полковника С.Н. Анохина он пишет на цветущей лесной поляне, при этом одетым в парадную лётную форму. Такой отрыв от официальной традиции выражает творческую натуру, неординарный человеческий характер самого художника.
Как бы вглядываясь в себя, в свою эпоху, он пишет «Автопортрет» в военное время, изображая себя в летном обмундировании, с альбомом в руке, но не у крыла самолета, а на скамейке возле стены деревенской избы. Правда жизни, а не парадная ее сторона естественность проявления чувств – главные модули сюжетного начала портретов Переяславца, которые в большей части своей можно назвать портретами-картинами.
В жанре группового портрета это качество наиболее ярко выражено в таких композициях, как «Потомки А.С. Пушкина – участники Великой Отечественной войны» или «Три поколения русских моряков"». Художник находит тонкие внутренние связи между героями, точные типические характеристики, при этом никогда не перегружая холст излишними бытовыми подробностями так, что переход от частного к общему становится непроизвольным, и групповой портрет обретает драгоценное качество картины жизни.
Портреты военных летчиков, моряков, солдат, пограничников художник пишет всю свою жизнь, с какой-то страстной настойчивостью, мечтая о дружбе между военными, о мирном наступлении людей этой суровой профессии.
Однако о нем нельзя говорить только как о мастере портрета. Его дар многообразен. В жанре пейзажа и натюрморта произведения В.И. Переяславца поражают подчас то масштабной широтой, то сокровенной камерностью какого-нибудь городского мотива. Улицы Москвы, Гаваны, Камчатка, цветущий Гурзуф или фантастические красота горного водопада в Корее сливаются на холстах мастера в симфонию цвета и света.
Одна из лучших картин Владимира Ивановича – «Налетался», которая выражает мечту всего послевоенного поколения советских мальчишек, стала подлинной классикой русской советской живописи.
В 1986 году В.И. Переяславец был уволен из рядов Советской Армии в звании подполковника. Продолжал трудиться, потому что без счастья творчества не мыслил своей жизни. И уже никто не удивлялся, увидев смуглого и атлетичного в его годы художника то прыгающим в море со скалы в Гурзуфе, то пишущим портреты воинов 201-й дивизии в Таджикистане, на далекой, тревожной и опасной заставе.
В.И. Переяславец работал в станковой и монументальной скульптуре, создал портреты, сюжетные композиции исторической и мифологической тематики, городские памятники. Широкую известность получили созданные им памятники Воинам-десантникам в Москве (2002), Василию Ивановичу Сурикову в Москве (2003), трижды Герою Советского Союза летчику А.И. Покрышкину в Новосибирске (2005), Екатерине II в Цербсте в Германии (2010), писателю Петру Павловичу Ершову (2008), Фёдору Михайловичу Достоевскому (2010) в Тобольске.
В декабре 1999 года в залах Российской Академии художеств прошла выставка В.И. Переяславца и членов его семьи («И.Н. Попова и Переяславцы»), которая наряду с талантливыми произведениями его жены и детей отразила как символ эпохи, прежде всего, неповторимость судьбы этой творческой личности – профессионального художника и профессионального летчика в одном лице.
В марте 2013 года Российская Академия художеств организовала еще одну выставку «Династия», которая объединила произведения мастеров выдающейся российской художественной династии Поповых – Переяславцев: живописцев Ирину Николаевну Попову (1923–1988), Николая Николаевича Попова (1890–1953), Владимира Ивановича Переяславца, Марию Владимировну Переяславец, скульптора Михаила Владимировича Переяславца.
Михаил Владимирович Переяславец – народный художник Российской Федерации, лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина, действительный член Российской академии художеств, профессор кафедры скульптуры и композиции Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова.
Награжден орденами Красной Звезды, «Знак Почета», медалью «За победу над Германией», серебряной медалью имени М.Б. Грекова (за серию картин «Героический Вьетнам борется», картину «Юность нашего неба», портрет Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя С.Н. Анохина), дипломом Российской Академии художеств, почетными грамотами 201-й Гатчинской дважды Краснознаменной мотострелковой дивизии.