СКРИПКОВ Яков Никифорович (1919-2016)
Народный художник России, член Союза художников, профессор
Родился 13 января 1919 года в селе Полуямки Михаловского района Алтайского края. Отец – Скрипков Никифор Сергеевич (1889–1919). Мать – Скрипкова Степанида Васильевна (1889–1971). Супруга – Скрипкова Нина Анатольевна (1923 г. рожд.). Дочь – Бубнова Наталья Яковлевна.
Семья Скрипковых переехала в Алтайский край во время столыпинских реформ. Селение Полуямки возникло в 1878 году в виде нескольких крестьянских подворий. За 15 лет число жителей дошло до 985.
Талант будущего художника открылся, когда мальчику было не больше десяти лет. Яков рос без отца, который погиб при загадочных обстоятельствах в смутное время гражданской войны. Жилось бедно и трудно.
Он вспоминал: «Я был мал и сидел, коротая тоскливое время, дома. Ждал прихода матери, работавшей сторожихой школы. Домом была маленькая пришкольная комнатушка. Очень рано стал рисовать. Постоянно был озабочен поисками карандаша и бумаги. Непонятно, как пришла эта страсть. Наверное, дед виноват. Пока он не болел, работал, как заведенный, и особенно любил украшать свой дом. Был сведущ в малярном деле, занимался резьбой по дереву. Такими крупными, яркими розанами изукрасил наличники окон, что соседи одобрительно улыбались. Мне нравились причуды деда, которые я оценил как спасительное средство от скуки и одиночества. На стенах нашей комнатушки я развесил множество своих рисунков. Мать похвалила. Попробовал рисовать портреты. Сначала копировал газетные фотографии. Удивил всех большим портретом Ленина. Перешел к зарисовкам с натуры. И это стало получаться. Порою не верили, что сам нарисовал»
К восьмому классу мальчик уже подрабатывал художником в местном кинотеатре. Его рисунки увидел инспектор районо и увез Якова в районный центр Ключи. В Ключах была устроена большая выставка рисунков.
Сразу после окончания 9 класса, несмотря на протесты родных, юный художник со своим другом решаются ехать учиться в Москву.
Ребята неудачно попробовали свои силы в Московском художественном училище памяти 1905 года. Однако Яков Скрипков с товарищем не спешили уехать и стали искать счастья в поисках любой оплачиваемой работы. Уже потеряв всякую надежду, они случайно познакомились с одним из студентов художественного вуза, который посоветовал им попробовать свои силы в Художественно-промышленном училище имени М.И. Калинина. Здесь сибиряков встретили с распростертыми объятиями: после мытарств по вокзалам и пыльным улицам светлая спальная комната для абитуриентов показалась мальчикам раем. Вскоре они сдали вступительные экзамены и остались учиться в Москве.
Все время обучения для Скрипкова было наполнено искусством. Он с наслаждением посещал художественные выставки и музеи. За первый год обучения написал в два раза больше, чем предполагалось по программе. Первым его учителем стал Павел Васильевич Суриков. В это же время Яков начал писать стихи.
Но его призвали в армию.
Судьба забросила Якова в отдаленный полк, который находился в междуречье российской Аргуни и монгольского Халхин-Гола, у самой границы японского марионеточного государства Маньчжоу-Го, чтобы воевать с Японией в Монголии и Китае.
Рядовой разведчик Скрипков зарекомендовал себя храбрым солдатом в ходе танковой атаки во время прорыва линии обороны противника, считавшейся неприступной. Затем он стал армейским журналистом и художником, сотрудником газеты 61-й дивизии «Натиск»; стал автором репортажей, очерков, статей, корреспонденций, лирических стихов, песен, эпиграмм и сатирических частушек; занимался оформлением газеты: рисовал карикатуры, вырезал клише, макетировал.
Во время решающего танкового броска через пустыню Гоби и горные кряжи Большого Хингана в тыл японцам, во время удара по Квантунской армии военкор Скрипков находился в головной колонне наступающих войск.
Даже в труднейших условиях, когда не хватало не только продовольствия, но и воды, в редкие минуты затишья Яков Скрипков умудрялся писать этюды. Среди его фронтовых зарисовок почти невозможно найти героические батальные сцены – в основном это жанровые рисунки солдатского быта. Зато много тонких, лиричных пейзажных набросков, теплых мирных картинок местного колорита Монголии. С уверенностью можно сказать, что талант Якова Скрипкова как художника, поэта, журналиста впервые по-настоящему реализовался именно на фронте. В разгар жесточайших боев он пишет поистине замечательные строки: «Винтовка и ранец давили свинцом / На мокрые потные плечи. / Мне очень хотелось уткнуться лицом / В прохладный синеющий вечер».
День победы над Японией Скрипков встретил в маньчжурском городе Чанчуне. Тема Монголии стала для него одной из краеугольных. И теперь произведения Скрипкова, посвященные Сухэ-Батору, Чойбалсану, первому монгольскому космонавту Гуррагче, монгольским рабочим, художникам, деятелям культуры, дипломатам находятся в музеях Улан-Батора, Чойбалсана, Эрденета, в посольстве Монголии в Москве. Многие из них подарены им Монгольской народной республике.
Несмотря на отсутствие аттестата о законченном среднем образовании, Якову Никифоровичу все же удалось стать студентом Московского художественного института. Его учителями стали самые заслуженные люди в области культуры и искусства. Например, живопись и композицию преподавал известный живописец и монументалист Александр Александрович Дейнека.
Супругой Якова Никифоровича стала художник-прикладник Нина Анатольевна, фронтовичка, радист, участница Сталинградской битвы.
В качестве дипломной работы Скрипков и еще несколько его товарищей по просьбе архитектора Максимова сделали роспись в здании нового областного драматического театра в городе Калинине. 5 ноября 1951 года Яков Никифорович досрочно защитил свой диплом.
Яков Никифорович с группой сокурсников продолжил оформление зданий столицы и городов СССР, восстанавливаемых после войны: драматический театр имени Горького и железнодорожный вокзал в Сталинграде, здания филармоний в Калинине и Чебоксарах, павильон «Наука» на ВДНХ в Москве, научный читальный зал в Государственной публичной библиотеке имени В.И. Ленина, Дворец культуры имени А.М. Горького в Филях. Скрипков также участвовал в создании замечательного памятника культуры, одной из самых важных достопримечательностей Алтайского края – Михайловской сельской народной картинной галереи.
За панно «По ленинскому пути» в павильоне «Культура» Скрипков награжден серебряной медалью ВДНХ. Диплома Академии художеств СССР он удостоен за росписи Дворца пионеров в Ульяновске; премии Ленинского комсомола – за мозаичные пилоны в пионерском лагере «Артек».
С космонавтами, проходившими подготовку в Звездном городке под Гурзуфом, у Якова Никифоровича установились особо теплые отношения. Он был лично знаком с Юрием Гагариным. Скрипкову принадлежат многие мозаичные портреты, которыми оформлен Звездный городок в Крыму. По признанию художника, это был особый период его жизни, полный интересного общения и истинного вдохновения.
Яков Никифорович много путешествовал – целые циклы пейзажей из Флоренции, Венеции, руин древней Помпеи посвящены тем поездкам – и занимался преподавательской деятельностью как профессор кафедры рисунка, вел теоретические занятия по рисунку со студентами Московского архитектурного института.
Его стихи разных лет неоднократно публиковались. Персональные выставки прошли в Михайловском (1975, 2004). Работы приобретались Центральным музеем Вооруженных Сил СССР, Красноярской художественной галереей, художественным музеем Улан-Батора (Монголия).
Художник всегда тесно сотрудничал с алтайским землячеством в Москве; его мастерская, которая находится на последнем этаже здания сталинской постройки недалеко от Белого дома, часто полна гостей с Алтая.
Народный художник России Яков Никифорович Скрипко награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Японией», «За трудовую доблесть» и другими. Член Союза художников.