БУРЦЕВ Фёдор Иванович (1920-2018)
Полный кавалер ордена Славы, заслуженный работник прокуратуры Российской Федерации, почетный работник прокуратуры СССР
Родился 21 января 1920 года в деревне Поляницыно Галичского уезда Костромской губернии (ныне – урочище в Островском районе Костромской области). Отец – Бурцев Иван Александрович (1883–1946). Мать – Бурцева Александра Кузьминична (1886–1968). Супруга – Бурцева Зоя Степановна. Сын – Бурцев Леонид Фёдорович. Дочь – Бурцева Наталья Фёдоровна.
Отец Фёдора имел крепкое крестьянское хозяйство и в деревне считался середняком. К концу 1920-х годов в период коллективизации семье Бурцевых пришлось передать в колхоз большую часть своего имущества. Заработка не хватало, и чтобы прокормить многодетную семью (Фёдор был шестым ребенком), Иван Александрович ежегодно уезжал на заработки в Свердловск (ныне – Екатеринбург). Там он обзавелся просторным флигелем, который со временем переделал в трехкомнатную квартиру, и в 1931 году перевез туда жену и своих шестерых детей.
В Свердловске Фёдор окончил 7 классов, но дальше учебу решил не продолжать, посчитав нужным приобрести рабочую профессию. Он стал работать маляром в строительной организации при Свердловском медицинском институте. На это ушло больше трех лет – с июня 1937-го по октябрь 1940 года.
Когда по возрасту подошло время армейской службы, Фёдора направили на Восток, в Читинский пограничный округ, потом – в школу младшего начальствующего состава связи. В 1941 году, окончив ее, он выехал по назначению в 47-й запасной пограничный кавалерийский полк, который дислоцировался в Иркутске.
В декабре 1942 года Бурцева назначили помощником командира взвода связи пехотного батальона в 70-ю армию. Боевое крещение он прошел в Курской области. Однажды в сильный мороз Фёдор получил весьма значительное обморожение пяток.
После лечения в Чимкенте и Алма-Ате его направили в Свердловск учиться на механика-водителя. В числе других специалистов Фёдора Бурцева пригласили на Свердловский завод «Уралмаш».
Получив технику, 1437-й самоходно-артиллерийский полк 1-го Краснознаменного танкового корпуса прибыл на 1-й Прибалтийский фронт и вступил в боевые действия. Механик-водитель САУ85 младший сержант Фёдор Бурцев проявил себя в бою искусным мастером вождения, безошибочно выбирал выгодные огневые позиции. В одной из схваток с фашистами вблизи города Браслава, что в Витебской области, благодаря его мастерству экипаж САУ поразил зенитно-пулеметную установку, 2 пулеметных точки, уничтожил 12 фашистов. В том бою Фёдор Бурцев получил ранение, но поле боя не покинул. Вскоре последовала награда – орден Славы III степени.
18 августа 1944 года под Шауляем шел ожесточенный бой. Фёдору Ивановичу пришлось буквально крутиться на поле схватки с фашистскими «тиграми»: то уходить от их огня, то выбирать выгодную позицию для выстрела. Результат – 2 уничтоженных «тигра». И опять награда – снова орден Славы, и снова III степени.
Особо запомнился Ф.И. Бурцеву бой в районе населенного пункта Тенени в Литве. Там наши воины встретили упорное сопротивление фашистов. Фёдор вывел из строя 2 противотанковые пушки и истребил много фашистов. На этот раз на груди младшего сержанта Бурцева засиял орден Славы II степени.
Вскоре довелось выполнить еще одну важную задачу. В октябре 1944 года 2 танка и самоходка, за рычагами которой был Бурцев, провели разведку маршрута предстоящих действий. По болотистой местности они обошли немецкие укрепления, оснащенные «фердинандами», и вышли на шоссе Клайпеда – Тильзит. По этому маршруту затем прошел весь 1-й Истербургский Краснознаменный танковый корпус и обрушил свой неожиданный и сокрушительный удар на противника.
Война близилась к концу. Последний ее день Фёдор Иванович встретил под городом Губаненом (ныне – Гусев) в Восточной Пруссии (ныне – Калининградская область). Именно здесь, истекая кровью, он провел свой последний бой, подбил вражеское орудие, заставив его замолчать, и дал возможность нашим войскам продолжить движение вперед – к долгожданной Победе. За этот последний бой он награжден орденом Красной Звезды.
На груди Ф.И. Бурцева – три ордена высшей солдатской доблести. Однако этот комплект не давал права именоваться полным кавалером ордена Славы. Лишь 19 августа 1955 года после проверки всех документов произошло перенаграждение отважного героя: Фёдор Иванович стал по праву именоваться полным кавалером ордена Славы.
После демобилизации, размышляя о будущем, Фёдор Бурцев решил наверстать упущенное: поступил в Свердловскую юридическую школу. После окончания учебы в 1948 году несколько лет работал прокурором ряда районов Пермской области, а в августе 1961 года переведен в областную прокуратуру, где возглавлял ряд отделов. Он неоднократно поощрялся Генеральным прокурором СССР, Генеральным прокурором РСФСР и прокурором Пермской области.
В 1996 году Фёдор Иванович вышел на пенсию. С 2011 года проживает в Калуге в семье своей дочери, является старшим советником юстиции. Ветеран активно занимается военно-патриотическим воспитанием молодежи, участвует в мероприятиях, проводимых областной прокуратурой, встречах с советом ветеранов, с работниками аппарата, давая напутствие молодым специалистам.
Ф.И. Бурцев – заслуженный работник прокуратуры Российской Федерации (2012). Награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, орденами Славы I, II и III степени, медалями «За победу над Германией», «За взятие Кёнигсберга», «Ветеран прокуратуры», рядом других отечественных и иностранных медалей, знаками «Почетный работник Прокуратуры СССР, «За безупречную службу», «За верность закону» 1-й степени, Почетной грамотой Президента Российской Федерации (2015). Участник Парадов в честь 50-летия и 55-летия Великой Победы.
В январе 2015 года Полный кавалер ордена Славы Фёдор Бурцев отметил 95-летие. У Фёдора Ивановича необычное увлечение – вышивание картин крестом, требующее огромного внимания. Тому есть своя предыстория. Когда в 1948 году у Зои и Фёдора Бурцевых родился первенец, перед уходом в роддом супруга начала вышивать крестиком свою первую картину «Розы», а мужа попросила на досуге завершить начатое, что Фёдор Иванович и сделал. А потом так увлекся, что после трудного рабочего дня с удовольствием садился за пяльцы и успокаивался, считая крестики. Теперь у него на счету уже около сотни работ, но картина «Роза» ему особенно дорога. Фёдору Ивановичу далеко за девяносто, а очками во время вышивания он не пользуется.