БУЧИН Борис Владимирович (1923-2016)
Герой Советского Союза, полковник
Родился 28 марта 1923 года в селе Синьково (ныне – Раменского района Московской области). Отец – Бучин Владимир Иванович (1897–1971). Мать – Бучина Татьяна Григорьевна (1903–1963). Супруга – Бучина (Кондрашева) Ольга Александровна (1938 г. рожд.).
Отец Бучина был ювелиром, 14 лет проработал в мастерских. В 1932 году переехал в Синьково. Борис был старшим из четырех детей. В 1930-х годах его отца заставили идти в колхоз. «Как же я пойду в колхоз, когда даже не знаю, как запрягать? Я же ювелир», –сетовал он. В ответ на это у семьи конфисковали картошку из подпола. Маленький Боря ходил с сестренкой по миру. Отец был вынужден продать дом, и семья переехала в городок Перово (ныне – район Восточного округа Москвы). «Жили в маленькой комнатушке, спали на полу, «черняшку» кушали. В те годы был голод. Целый день стоишь в очереди, пока не получишь «черняшку»», – вспоминал Борис Владимирович много лет спустя.
В школе мальчик пропустил год в связи с переездом. В 1938 году окончил неполную среднюю школу города Перово, после чего успешно сдал вступительные экзамены в Московский строительный техникум. Учебу совмещал с занятиями в аэроклубе, который окончил в 1940 году, получив звание пилота.
Однажды юношу вызвали в райком комсомола и вручили ему путевку на учебу в школу военных летчиков Ворошиловграда. С началом Великой Отечественной войны, когда курсант Бучин сдал экзамены за 1-й курс, школу эвакуировали в город Уральск. В январе 1943 года его в звании младшего лейтенанта направили в действующую армию.
Борис попал на Южный фронт, в 1-ю эскадрилью 75-го гвардейского штурмового авиаполка 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии. И сразу окунулся в боевую работу. Боевое крещение получил в районе Котельниковского, а потом потекли бесконечные штурмовки. В одном из вылетов, когда эскадрилья «илов» шла на штурмовку вражеских объектов, на встречном курсе наша шестерка встретила более полусотни немецких бомбардировщиков. Комэск дал команду принять бой. В итоге боя 7 бомбардировщиков противника были сбиты, а остальные сбросили бомбы, не достигнув цели, и скрылись из вида. Этот воздушный бой для Бориса Бучина мог оказаться последним. Был момент, когда экипаж вражеской машины в панике начал сбрасывать бомбы над пролетавшим ниже штурмовиком Бучина. Попади хотя бы одна из них – беды не миновать. И только удача и профессиональное мастерство молодого летчика помогли ему увернуться от смертоносной лавины, сохранить и машину, и жизнь.
Потом была напряженная каждодневная работа в составе одной из авиационных частей 4го Украинского фронта. Борис летал в небе Донбасса и Крыма. Один день сохранился в его памяти на всю жизнь. Это было 16 апреля 1944 года. Предстоял очередной вылет на штурмовку вражеских позиций, на этот раз в район Балаклавы. Вскоре тройка штурмовиков уже выходила на цель, но на их пути плотной стеной встал заградительный огонь зенитных батарей противника. «Илы», не меняя курса, провели атаку наземных целей. Машину Бучина резко тряхнуло – попал снаряд. Тут же по обшивке полыхнуло пламя, и едкий плотный дым окутал кабину. Борис постарался подальше увести самолет от места штурмовки, поближе к линии фронта, понимая, что дотянуть горящую машину до своей территории ему вряд ли удастся. Летчик покинул штурмовик только тогда, когда пламя уже охватило кабину.
В воздухе, управляя парашютом, Бучин понял, что приземляется в расположении немецких войск. Освободившись от парашюта и сориентировавшись на местности, он пополз в направлении линии фронта, которую определил по всполохам и гулу артиллерийской канонады. Ему повезло, на него наткнулись местные мальчишки, они-то и привели Бучина в свое село. По дороге от ребят летчик узнал, что фронт находился в 4-х километрах, и когда пришли в селение, отец одного из пареньков согласился довести его до линии фронта. Однако к утру в село вошло одно из передовых подразделений наступающих советских войск. Вскоре командир эскадрильи встретился с однополчанами.
В июле 1944 года в боевой биографии Бориса Бучина началась новая глава. Его перевели на 3-й Белорусский фронт, в 136-й гвардейский авиационный полк, где он также командовал звеном штурмовиков. Теперь «илы» Бучина уничтожали живую силу и технику противника на территории Белоруссии и Литвы, участвовали в разгроме немецкой группировки под Кёнигсбергом. Особенно памятны ему штурмовки на косе Фриш-Нерунг. В одном из боевых вылетов самолет Бориса был подбит. Пилоту ничего не оставалось делать, как возможно дольше удерживать горящий «ил» в горизонтальном положении. Приземляясь, штурмовик искорежил немецкую гаубицу. Сам же Бучин и его стрелок по счастливой случайности отделались небольшим испугом да царапинами.
За успешную боевую работу на территории Восточной Пруссии, проявленные при этом высокое летное мастерство, героизм и мужество 19 апреля 1945 года Борис Владимирович Бучин удостоен звания Героя Советского Союза. Всего за два с половиной года пребывания на фронте летчик совершил 170 боевых вылетов, 5 раз был сбит над целью, трижды ранен, но после лечения вновь садился за штурвал Ил-2.
Войну Борис Бучин закончил в мае 1945 года старшим лейтенантом. В мирное время продолжил службу в ВВС, в 1960 году вышел в запас в звании полковника. С 1961 по 1987 год работал инженером Военного представительства ГУРВО на заводе «Прожектор».
Герой Советского Союза Борис Владимирович Бучин награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами, Красной Звезды, многими медалями.
Борис Владимирович занимается ветеранской деятельностью, состоит в «Клубе Героев» Восточного округа столицы. Весной 2015 года отметил свое 92-летие и 70-летие Великой Победы. В подмосковном городе Раменское на площади Победы, у Вечного огня установлена гранитная плита, на которой высечено имя героя.