СЕРГЕЕВ Альберт Георгиевич (1926–2003)
Народный художник России, профессор, почетный гражданин города-героя Смоленска
Родился 30 апреля 1926 года в деревне Левинки Темкинского района Смоленской области. Отец – Сергеев Георгий Сергеевич (1894–1967). Мать – Сергеева Александра Ивановна (1900–1987). Супруга – Сергеева Антонина Лавровна. Дочери: Элеонора Альбертовна, Ольга Альбертовна.
Детство Альберта Сергеева прошло в Вязьме, куда переехала семья Сергеевых в 1933 году. Отец его – участник Октябрьской революции – работал в депо станции Вязьма слесарем, затем мастером в общей сложности более 40 лет.
У Альберта рано пробудилось призвание к искусству. Он увлекался рисованием, лепкой. Отец часто брал его с собой в столицу, где они бывали в Третьяковской галерее, Историческом музее, на выставках художников. Уже в одиннадцатилетнем возрасте Альберт начал посещать студию художника Сергея Владимировича Журавлева, который стал первым учителем будущего скульптора.
В апреле 1944 года Альберта Сергеева призвали в армию. Воевал он стрелком, затем разведчиком в составе 764-го армейского истребительно-противотанкового полка на 2-м и 3-м Прибалтийских фронтах.
Стремление стать художником не покидало Сергеева и в годы Великой Отечественной войны. Пройдя фронтовыми дорогами до границ Восточной Пруссии, он не расставался с карандашом и блокнотом, а в послевоенные годы, находясь в армии, заочно учился во Всесоюзном Доме народного творчества имени Н.К. Крупской в Москве. Демобилизовавшись в 1950 году, Альберт Сергеев поступил в Ленинградское художественное училище имени В.А. Серова, которое с отличием окончил в 1955 году. Затем сразу же поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. И в 1961 году окончил его с отличием, получив диплом художника-скульптора.
В 1961 году по направлению государственной квалификационной комиссии Сергеев переезжает в Смоленск и сразу же активно включается в общественную жизнь города. Его принимают в Союз художников СССР. С 1962 года он возглавил Смоленскую областную организацию Союза художников РСФСР. С этого времени он приложил немало усилий по приглашению в город многих выпускников художественных вузов Москвы, Ленинграда и других городов страны.
Выставки в Ленинграде и Москве (1959, 1960, 1961, 1962, 1963), на которых были представлены произведения А.Г. Сергеева, получили благожелательные отклики в центральной и местной печати. Стало ясно, что в русской скульптуре появилось новое талантливое имя.
Смоленщина, на которой родился и вырос Сергеев, стала для него источником вдохновения. Обращаясь к образам деятелей прошлого, Сергеев работает не столько над созданием облика конкретного человека, сколько через него стремится передать дух эпохи, отразившейся в делах и характере портретируемого. В 1963 году А. Сергеев создал голову известного смоленского зодчего Фёдора Коня – собирательный образ умного, талантливого русского человека. Суров и погружен в себя Фёдор Конь. Массивная тяжелая голова зодчего уподоблена колонне, объемы сливаются в единую массу, а красный бетон напоминает кирпичную пыль, покрывающую лица строителей Смоленской стены. Со временем восприятие этого героя стало иным, и в 1987 году скульптор создал в дереве совсем другой портрет. Это двухметровая, но не подавляющая своей мощью фигура, в ней уже отсутствуют прямые ассоциации с конкретной деятельностью Коня. Спокойствие и мудрость философа стали лейтмотивом образа. Теплые переходы, таящиеся в самой фактуре дерева, мягкие линии фигуры позволяют воспринимать ее в слиянии с любым окружающим пространством.
В 1963 году Сергеев создает одну из своих лучших работ – «Девушка из Смоленска». Многое в этом портрете связано с настроениями и поисками искусства тех лет – обобщенная манера, лаконизм, стремление к типизации образа и даже материал тяжелый серый гранит. Однако и творческая индивидуальность скульптора нашла не менее яркое выражение в бережном отношении к натуре, в гармонии типического и характерного, в особом ощущении красоты.
Альберта Георгиевича – рядового участника Великой Отечественной войны – волновала тема увековечения подвига советского человека на фронте и в тылу. Определенным этапом в его творческой биографии стало создание скульптуры «Скорбящей матери» в мемориальном комплексе, что был сооружен в 1965 году возле братской могилы смоленских подпольщиков, расстрелянных немцами в 1942–1943 годах. Надпись на черном граните памятника гласит: «Народ будет вечно помнить вашу верность Советской Родине».
Затем последовали такие работы как «Воинам 16-й армии. Штык» (1969) и монумент «Советской гвардии, рожденной в боях под Ельней» (1971). С этими произведениями связана творческая зрелость художника. Годы работы над ними – это совершенствование мастерства, формирование своего пластического мышления и в то же время чисто человеческое, духовное совершенствование. Моделью при создании памятника «Скорбящая мать» не случайно стала мать скульптора. Боль и страдание народные воплотились в конкретном образе дорогой для него женщины-смолянки.
Этими произведениями тема Смоленщины в творчестве Сергеева словно разделилась на две: поэтическую, нашедшую воплощение в прекрасных женских портретах и жанровых композициях, и мужественную, суровую, героическую – в мужских портретах. Ни одна из этих тем у художника не становится преобладающей, они сплетаются, рождая искренний и емкий образ родной земли.
Работая над памятником, посвященным защитникам Ельни, Альберт Сергеев знакомится с героями Великой Отечественной войны, изучает их биографии, делает зарисовки, этюды. Наибольший интерес вызвали у художника ратные подвиги Героя Советского Союза М.А. Егорова и генерал-лейтенанта И.Н. Руссиянова. Мужество и личное обаяние этих людей побудили скульптора к созданию их портретов. Своего земляка, участника штурма рейхстага М.А. Егорова скульптор стремится показать тем молодым бойцом, подвиг которого стал известен всему миру. Два портрета прославленного героя (1969, 1971), выполненные в дереве, дополняют друг друга. В одном из них Егоров – мечтательный, задумчивый юноша. В другом – мужественный, немного усталый воин, свершивший ратный подвиг.
Над портретом командира одной из четырех дивизий, сражавшихся за Ельню, генерал-лейтенанта И.Н. Руссиянова (1973) Сергеев работал значительно дольше. В поисках художественной выразительности было сделано несколько его вариантов. Продолжая линию психологического портрета, Сергеев создал в скульптуре образ человека, погруженного в раздумья, может быть, в воспоминания о событиях минувшей войны.
Особенно важной вехой в творчестве Сергеева стала работа над произведениями, связанными с именем А.Т. Твардовского. Портрет Твардовского 1985 года не напоминает ни один из известных фотопортретов поэта. Легкий, несколько неуверенный наклон головы нарушает привычное спокойствие погрудной композиции. По сложности психологической трактовки, по силе эмоционального воздействия портрет Твардовского – одна из лучших работ скульптора.
С портретом Твардовского тесно связана скульптурная композиция «Земляки (Твардовский и Василий Теркин)» (1986). Необычна сама идея, лежащая в основе произведения. Скульптор свел вместе за дружеской беседой литературного героя и его создателя. Композиция группы красива и естественна, и за этой простотой не сразу становится заметен философский смысл работы. Сложнейшая проблема взаимоотношений художника и действительности решается в «Земляках» как реализация конкретного творческого метода. В 1995 году в Смоленске был установлен памятник «Александр Твардовский. В. Теркин».
Творчеству Сергеева свойственна и лирическая направленность. Одним из наиболее поэтических образов в его творчестве является портрет его старшей дочери, названный «Смоляночка» (1969). В этой работе зрителя покоряет очарование молодости. Лирическая выразительность портрета идет от музыкальности линий и гармонии произведения. Она воспринимается как символ юности, весны, счастья. В этом же ряду и другие работы: «Колыбельная» (1967), «Песня» (1972), «Утро» (1972), «Бабье лето» (1984) и многие другие.
Среди монументальных работ скульптора, помимо упомянутых, выделяются: «Памятник воинам 234-й Ярославской коммунистической дивизии» (1995), бюсты-памятники Барклаю де Толли, Дохтурову, Багратиону (Смоленск, 1987), памятник М.В. Исаковскому (2000), мемориальные знаки и доски выдающимся людям XIX–XX веков – Н.М. Пржевальскому (Смоленск, 1974), А.Т. Твардовскому (Смоленск, 1974; г. Починок, 1978), М.В. Исаковскому (Смоленск, 1982), М.В. Фрунзе (Смоленск, 1984), Г.К. Жукову (Смоленск, 1996), а также «Мемориальный знак памяти павших односельчан» (село Маньково Смоленской области, 1967), «Надгробие поэту Н.И. Рыленкову» (Смоленск, 1970) и другие произведения.
За годы творческой деятельности А.Г. Сергеевым выполнено значительное количество станковых работ в бронзе, мраморе, граните, дереве, которые экспонировались на многочисленных зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставках. Альбертом Сергеевым проведено шесть персональных выставок, одна из которых прошла в Москве в 1989 году. Многие его произведения находятся в различных музеях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее.
А.Г. Сергеев – народный художник РСФСР, заслуженный художник РСФСР.
Награжден орденами «Почета», Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, многими медалями.
Творчеству скульптора посвящен целый ряд книг и альбомов репродукций, изданных в Смоленске и Москве.
Деятельность А.Г. Сергеева не ограничивалась его мастерской. Накопленные опыт и знания он передавал студентам Смоленского педагогического института, где в 1961–1986 годах он трудился в качестве ассистента, старшего преподавателя, доцента, заведующего кафедрой скульптуры. Получил ученое звание профессора Смоленского государственного университета.
В апреле 1996 года, когда народному художнику России, летописцу родного края исполнилось семьдесят лет, ему было присвоено звание «Почетный гражданин города-героя Смоленска».