К 75-летию заслуженного мастера спорта СССР Татьяны Овечкиной
19 марта мир баскетбола чествует лучшего за столетие плеймейкера женского баскетбола, одну из пяти спортсменок, имеющих звание двукратной олимпийской чемпионки, заслуженного мастера спорта СССР, заслуженного тренера России, чемпионку мира, шестикратную чемпионку Европы, в качестве тренера – трехкратную чемпионку России, трехкратную обладательницу Кубка ФИБА, президента женского баскетбольного клуба «Динамо» (Москва) Татьяну Николаевну Овечкину по случаю 75-летия.
Официальное иллюстрированное жизнеописание Татьяны Овечкиной представлено в издании Международного Объединенного Биографического Центра «Легенды отечественного баскетбола».
***
К 80-летию заслуженного мастера спорта СССР Модестаса Паулаускаса
19 марта еще один крупный юбилей в мире баскетбола. Исполняется 80 лет капитану первой в истории отечественного баскетбола «золотой» олимпийской команды – легендарной команды, победившей в Мюнхене в 1972 году, заслуженному мастеру спорта СССР, бронзовому призеру Олимпийских игр, двукратному чемпиону мира, четырехкратному чемпиону Европы Модестасу Феликсовичу Паулаускасу. Официальная иллюстрированная биография Модестаса Паулаускаса представлена в проекте Международного Объединенного Биографического Центра «Легенды отечественного баскетбола»..
***
К 95-летию со дня рождения народного артиста СССР Бориса Штоколова
19 марта исполнилось бы 95 лет народному артисту СССР, лауреату Государственной премии СССР и РСФСР Борису Тимофеевичу Штоколову (1930-2005). «Великий русский бас» – так написано о нем во многих энциклопедиях мира. Истинные театралы помнят, как ходили в Кировский «на Штоколова», приобщаясь к чуду вокала. Все, кто слышал и видел Штоколова на оперной сцене и на концертной эстраде, всегда не только поражались удивительной красоте голоса, но и восхищались его несомненным актерским мастерством. В Кировском Б. Штоколов исполнил весь репертуар этого прославленного театра: был бессменным Мефистофелем, пел партии Сусанина, Руслана, Досифея в «Хованщине», князя Галицкого, Бориса Годунова (в партитуре Мусоргского) и многие другие. Всего он исполнил партии более чем в 45 операх классического и современного репертуара. Всю жизнь Борис Штоколов посвятил изучению тайны искусства пения бельканто, искусству дыхания и открытой глотки. Артист сам дошел до многих профессиональных секретов, которыми он поделился в книге «Гори, гори, моя звезда» с подзаголовком «Как надо петь», которая вышла в 1995 году. Это своеобразный учебник мастера, адресованный тем, кто хочет всерьез приобщиться к искусству вокала, а еще это объяснение в любви своему кумиру – Энрико Карузо.
***
К 60-летию первому выходу человека в открытый космос
18 марта мы отмечаем 60-летие первого в истории выхода в открытый космос. Его совершил летчик-космонавт СССР, второй пилот космического корабля «Восход-2» Алексей Архипович Леонов (1934-2019) во время полета на космическом корабле "Восход-2" (18-19 марта 1965 года), на котором он был вторым пилотом, а Павел Беляев – командиром.
18 марта 1965 года в 10 часов по московскому времени космический корабль "Восход-2" с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым успешно стартовал с космодрома Байконур. Когда корабль совершал первый виток вокруг Земли, была надута шлюзовая камера, на втором витке начался выход Алексея Леонова в космос. Космонавт пять раз удалялся от корабля на расстояние до 5,35 м. Для подачи кислорода и связи с бортом "Восхода-2" (параметры орбиты - от 167 км до 475 км) использовался страховочный трос.
Выход не обошелся без нештатных ситуаций. Из-за разницы давления скафандр раздулся. Это препятствовало возвращению космонавта в шлюзовую камеру (диаметр люка был критически малым). Поэтому Леонов, рискуя жизнью, вынужден был стравливать в скафандре давление почти до критического (с 0,4 до 0,27 атмосфер). В нарушение инструкции космонавту пришлось входить в шлюзовую камеру головой вперед, а для закрытия за собой люка - переворачиваться в тесном пространстве (из рассказа Алексея Леонова в книге "Мировая пилотируемая космонавтика: История. Техника. Люди", 2005). Общее время, проведенное Алексеем Леоновым в безвоздушном пространстве, составило 23 мин. 41 сек., из них 12 мин. 9 сек. - за пределами корабля (в свободном полете). На внешней поверхности корабля были установлены две телевизионные камеры, которые передавали изображение на Землю. Кроме того, сам космонавт вел съемку специальной кинокамерой С-97. Общая продолжительность полета "Восхода-2" составила 1 сутки 2 часа 2 минуты.
Резонанс этого полета сравним только с гагаринским. Американцы уже несколько месяцев готовились к выходу в открытый космос, но Королёв снова сыграл на опережение. Американский астронавт вышел в «свободный полет» ровно на три месяца позже Леонова.
20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля - 12 мин. 9 сек. За первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство ФАИ присудила Алексею Леонову свою высшую награду - Золотую медаль "Космос", а Павлу Беляеву были вручены диплом и медаль федерации.
Подробное жизнеописание А.А. Леонова вошло у сборник "Кто есть кто в современной России".
***
К 100-летию со дня рождения народной артистки СССР Юлии Борисовой 17 марта исполнилось бы 100 лет Великой актрисе, Герою Социалистического Труда, народной артистке СССР, лауреату Государственных премий РСФСР и РФ, лауреату Высшей театральной премии Москвы «Хрустальная Турандот» Юлии Константиновне Борисовой (1925-2023). На сцене Театра им. Евг. Вахтангова, которому Юлия Константиновна посвятила более 70 лет своей жизни, ею созданы образы в спектаклях самых разных авторов и направлений: «Город на заре», «Две сестры», «Неписаный закон», «Коронация», «Иркутская история», «Одна», «Двое на качелях», «Антоний и Клеопатра», «Насмешливое мое счастье», «Леший», «Мария Тюдор», «Варшавская мелодия», «Конармия», «Виринея», «Из жизни деловой женщины», «Стряпуха», «Стряпуха замужем», «Миллионерша», «Принцесса Турандот», «Стакан воды», «Пристань» и другие. Юлия Борисова снималась в кинокартинах: «Три встречи», «Идиот», «Посол Советского Союза», «Много шума из ничего», «Город на заре». Многие годы Юлия Борисова избиралась депутатом Верховного совета РСФСР, являлась членом президиума Дома актера. Жизнеописание Юлии Константиовны Борисовой опубликовано в уникальном двухтомнике "Кто есть кто в современной культуре". Спектакль "Город на заре" (1957) "Иркутская история" (1969) "Три встречи" (1948) "Идиот" (1958) "Посол Советского Союза" (1969) Спектакль "Принцесса Турандот" Спектакль "На золотом дне" (1955) Спектакль "Милый лжец" Спектакль "Антоний и Клеопатра" Спектакль "Без вины виноватые" Спектакль "Милый лжец" Спектакль "Пристань" 75-летие Тетра имени Евг. Вахтангова С Лоуренсом Оливье, 1965 год С Юрием Гагариным А. Абрикосов, Р. Симонов, Ю. Борисова на гастролях в Софии, 1958 год На юбилее Людмилы Зыкиной ************ К 90-летию со дня рождения народного артиста России Сергея Юрского 16 марта страна отмечает 90-летие со дня рождения одного из своих любимых актеров - народного артиста России, лауреата всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей, секретаря Союза театральных деятелей РФ Сергея Юрьевича Юрского (1935-2019). Зрителями особенно дороги его роли в фильмах: «Повесть о молодоженах», «Человек ниоткуда», «Крепостная актриса», «Время, вперед!», «Республика ШКИД», «Золотой теленок», «Интервенция», «Король-олень», «Дачный домик для одной семьи», «Маленькие трагедии», «Место встречи изменить нельзя», «Не бойся, я с тобой», «Ищите женщину», «Падение Кондора», «Али-Баба и сорок разбойников», «Сказки старого волшебника», «Любовь и голуби», «Чернов/Chernov», «Пистолет с глушителем», «Королева Марго», «Чеховские рассказы». В коллекции театральных ролей Сергея Юрского значатся более 60 работ, среди них спектакли: «В поисках радости», «Карьера Артуро Уи», «Горе от ума», «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Три сестры», «Генрих IV», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Гедда Габлер», «Стулья», «После репетиции», «Провокация». С.Ю. Юрский играл на сцене зарубежных театров: в театре «Бабиньи» (Париж), в Национальном театре в Брюсселе. Как режиссер работал в японском театре «Хаюдза». Его перу принадлежит цикл стихов, рассказов, повестей и очерков, опубликованных в ведущих журналах, а также несколько книг прозы и стихов: «Кто держит паузу», «Безвременье», «С.Ю.Р.», «Жест», «Полина», «Содержимое ящика», «Западный экспресс», 5-томное собрание сочинений С.Ю. Юрского. Жизнеописание Сергея Юрьевича Юрского вошло в издание Международного объединенного биографического центра "Кто есть кто в современной культуре". Спектакль "В поисках радости" (БДТ) "Черная чайка" "Человек ниоткуда" Спектакль "Океан" (БДТ) "Достигаев и другие" "Золотой теленок" "Золотой теленок" "Республика ШКИД" "Большая кошачья сказка" "Али Баба и сорок разбойников" Спектакль "Мольер" (БДТ) "Маленькие трагедии" "Ищите женщину" "Падение Кондора" "Картина" Телеспектакль "Этот фантастический мир" "Место встречи изменить нельзя" "Любовь и голуби" "Королева Марго" *** К 60-летию заслуженного мастера спорта России Сергея Базаревича 16 марта поздравления с 60-летием принимает знаменитый советский и российский баскетболист заслуженный мастер спорта России, двукратный вице-чемпион мира, серебряный призер чемпионата Европы, трехкратный чемпион СССР, двукратный чемпион России Сергей Валерианович Базаревич. Разыгрывающий и атакующий защитник – Сергей Базаревич долгое время был лидером российской сборной, а в новом тысячелетии признается одним из самых перспективных тренеров отечественного баскетбола. Эксклюзивная иллюстрированная биография Сергея Базаревича опубликована в уникальном сборнике Международного объединенного биографического центра «Легенды отечественного баскетбола». *** К 95-летию со дня рождения академика Жореса Алферова 15 марта исполняется 95 лет со дня рождения лауреата Нобелевской премии по физике, лауреата Ленинской и Государственных премий академика Жореса Ивановича Алферова (1930-2019). Жорес Иванович - человек-легенда! Великий физик с мировым именем, специалист в области полупроводников. Его открытия стали основой для всех современных электронных приборов. Лазеры, светодиоды, солнечные батареи и оптоволоконные сети известны нам благодаря Жоресу и его ученикам. Открытия Алферова стали основой для создания современных электронных устройств, без которых уже немыслим современный мир: мобильных телефонов, проигрывателей компакт-дисков, оптоволоконной связи и многих других. По существу, работы Алферова открыли людям дорогу в эру электроники и цифровых технологий. Многие маститые ученые, получив всеобщее признание, после этого зачастую отходили от дел и спокойно почивали на лаврах. Алферов был не из таких. Ситуация с российской наукой, необходимость повышения поддержки ученых государством были предметом его ярких выступлений с разных трибун. "Для всякой уважающей себя страны есть, с моей точки зрения, три области, три привилегированные статьи бюджета, которые должны защищаться всегда. На первое место я ставлю здравоохранение, потому что человек должен быть физически здоровым прежде всего. На втором месте - образование, потому что необразованному человеку в XXI веке делать нечего. И на третье место я поставлю науку, потому что именно наука определяет будущее человечества", - подчеркивал Алферов. Международному объединенному биографическому центру посчастливилось сотрудничать с Жоресом Ивановичем в работе над его жизнеописанием, которое вошло в раздел "Цвет нации" уникального сборника "Кто есть кто в современной России". С.М. Семенов и Ж.И. Алферов. 2015 год *** К 105-летию со дня рождения заслуженного мастера спорта СССР Алексея Хомича 14 марта исполнилось 105 лет со дня рождения одного из самых непробиваемых вратарей отечественного футбола заслуженного мастера спорта СССР, двукратного чемпиона страны Хомича Алексея Петровича (1920-1980). Алексей Хомич стал популярным, известным на всю страну и Европу в один вечер. Случилось это 13 ноября 1945 года, сразу же по окончании матча между лондонским «Челси» и московским «Динамо», закончившегося со счетом 3:3. Игра динамовского вратаря в Великобритании произвела неизгладимое впечатление на тамошних зрителей и футбольных специалистов. Их всех необычайно поразило то, что голкипер, не выделявшийся особыми физическими габаритами, обладал редкой прыгучестью, позволявшей ему «крыть» всю площадь ворот, феноменальной реакцией, завидной вратарской хваткой, благодаря чему он не просто отбивал, но и ловил считавшиеся на футбольном сленге «мертвые» мячи. Именно из-за этих качеств уже после первого матча с «Челси» английские журналисты окрестили его кличкой «Тайгер» (в переводе с англ. – Тигр), которая так навечно и осталась за ним. Британские специалисты не остались равнодушными к его потрясающему умению подобно кукле-неваляшке мгновенно вскакивать с земли и вновь бросаться за мячом в гущу ног и тел. Из трех пенальти, назначенных в ворота московского «Динамо» во время этого турне, успешно реализован был лишь один, два других Хомич отбил или взял намертво. Подробное жизнеописание А.П. Хомича вошло в эксклюзивный сборник Международного объединенного биографического центра «Легенды отечественного футбола». *** Памяти Софии Губайдулиной 13 марта музыкальное сообщество и мировая культура понесли тяжелую утрату. Скончалась заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии Империале (Япония), лауреат премии "Триумф" София Асгатовна Губайдулина (1931-2025). С.А. Губайдулина – один из самых крупных и глубоких композиторов второй половины ХХ века, классик мировой музыки. В ее творчестве чувствуется стремление к органичному объединению свойств искусства Запада и Востока, воздействие представлений духовно-религиозного порядка. Через веру она приходит и к смыслу творчества. «Я религиозный православный человек и религию понимаю буквально, как religio – связь между жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей, постоянное воссоздание legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность – это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки». В силу своей самобытности и непохожести София Губайдулина долгое время была известна лишь в узком кругу профессионалов. В 1979 году в докладе главы Союза композиторов Т. Хренникова она была упомянута в «черном списке» 7 отечественных композиторов. Перелом в судьбе Губайдулиной принесла горбачевская Перестройка: с 1985 года она стремительно, в течение нескольких лет обрела мировое признание. На Международном фестивале в США 1988 года заголовок в одной из газет гласил: «Запад открывает гений Софии Губайдулиной». Фестивали с музыкой Губайдулиной стали периодическими, что свидетельствовало о ее признании как классика мировой музыки: в России, в Париже и Локенхаузе, в Дорнахе и Авиньоне. Самым значительным празднеством стал фестиваль в 2001 году в Москве и Казани, где открыт Центр современной музыки имени С.А. Губайдулиной. Иллюстрированная биография Софим Асгатовны Губайдуллиной опубликована в издании Международного Объединенного Биографического Центра «Кто есть кто в современной культуре». *** К 70-летию заслуженного мастера спорта СССР Зинэтулы Билялетдинова 13 марта исполняется 70 лет легенде отечественного хоккея, заслуженному мастеру спорта СССР, заслуженному тренеру России, олимпийскому чемпиону, шестикратному чемпиону мира, восьмикратному чемпиону Европы, обладателю Кубка Канады, обладателю Кубка Европейских чемпионов, чемпиону России Зинэтуле Хайдаровичу Билялетдинову. Зинэтула Хайдарович – один из самых знаменитых динамовцев всех времен. Он пришел в «Динамо» в 1973 году и прославлял родной клуб целых 15 лет и более 10 лет играл в сборной, где собрал все мыслимые золотые награды мировых турниров. Его игрой как одного из лучших в мире защитников любовался весь мир. Закончив выступать, Билялетдинов стал прекрасным тренером, работал в Америке, в Швейцарии, в России, а его подопечные показали блестящие результаты по обе стороны Атлантики. Будучи главным тренером сборной России, он привел ее к победе на мировом первенстве. З.Х. Билялетдинов - четырехкратный обладатель Кубка Гагарина (один раз с московским «Динамо» и трижды с «Ак Барсом»), в результате он стал единоличным рекордсменом по этому показателю среди тренеров в России. *** К 99-летию народного артиста России Александра Сергеевича Зацепина 10 марта музыкальное сообщество поздравит с 99-летием юбилеем выдающегося композитора, народного артиста России, заслуженного деятеля искусств России, члена-корреспондента Национальной академии кинематографических искусств и наук Александра Сергеевича Зацепина. С именем Александра Зацепина в отечественном искусстве неразрывно связано несколько других больших имен, например, Леонид Гайдай и Леонид Дербенёв. В фильмах Гайдая: «Операция “Ы”», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Двенадцать стульев», «Спортлото-82» звучит музыка Зацепина, а его «Песенку про медведей», «Песню про зайцев», «Остров невезения» и многие другие на слова Дербенёва пела вся страна. Еще одно великое имя – Алла Пугачёва. В ее исполнении вышли суперхиты Зацепина: «До свиданья, лето», «Бубен шамана», «Любовь одна виновата», «Друг друга мы нашли», «Волшебник-недоучка», «Песенка про меня», «Да...», «Этот мир придуман не нами», «Что было однажды», «Куда уходит детство?», «Рисуйте, рисуйте» и другие шлягеры. Песни Александра Зацепина также исполняли Иосиф Кобзон, Лариса Долина, Олег Анофриев, Филипп Киркоров, Николай Расторгуев, Марина Хлебникова, Евгений Осин, Наташа Королева, Алексей Глызин, Олег Газманов, Валерий Сюткин и многие другие. В творческом багаже композитора более 100 фильмов (художественных, мультипликационных, документальных) и более 300 песен, романсы на стихи А. Ахматовой, А. Блока, В. Маяковского, мюзиклы «Золотые ключи», «Две женщины и зависть», «Русское Рождество в Париже», музыка к спектаклям «Изобретательная влюбленная» Лопе де Вега, «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Испанцы» М. Лермонтова, «Доктор философии» Нушича, «Любовь Ани Березко» Пистоленко, «Джордано Бруно», «Наследники» Нанова, «Дама-невидимка» Кальдерона, «Чудак» Н. Хикмета, «Битва в пути» Г. Николаевой. Среди инструментальных произведений композитора – Индийская сюита и Сюита на темы народов Азии и Африки для симфонического оркестра, Струнный квартет, три прелюдии для фортепиано. Мы поздравляем маэстро и ждем от него новых замечательных произведений. С Аллой Пугачевой *** К 85-летию народной артистки России Ларисы Голубкиной 9 марта артистическое сообщество и благодарные поклонники рукоплещут народной артистке России Ларисе Ивановне Голубкиной, празднующей 85-летие. Будучи студенткой второго курса факультета актеров музыкальной комедии ГИТИСА, Лариса Голубкина сыграла Шурочку Азарову в легендарном фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Эта роль принесла ей всенародный успех и сделала одной из самых популярных актрис страны. С тех пор каждым новым появлением на сцене родного Театра Российской армии и на экране народная артистка России Лариса Ивановна Голубкина подтверждает свой звездный статус. Достаточно вспомнить ее прекрасные работы в кино: «День счастья», «Дайте жалобную книгу», «Как вас теперь называть?», «Освобождение», «Сказка о царе Салтане», «Трое в лодке, не считая собаки», «Простодушный» и на театральной сцене: «Комическая фантазия» Г. Горина, «Последний пылко влюбленный» Н. Саймона, «Закон вечности» Н. Думбадзе, «Провокация» Ю. Семенова, «Обретение» И. Друцэ, «Рядовые» А. Дударева, «Макбет» У. Шекспира, «Боже, храни короля» С. Моэма, «Сердце не камень» А.Н. Островского, «Любовь – книга золотая» А.Н. Толстого, «Поздняя любовь» А.Н. Островского и другие. Дорогая Лариса Ивановна! Позвольте пожелать Вам крепкого здоровья, прочного и светлого личного счастья, новых прекрасных ролей и непреходящей любви благодарных зрителей.
*** К 110-летию со дня рождения заслуженного мастера спорта СССР Соловьева Сергея Александровча 9 марта мир футбола отметит 110-летие со дня рождения выдающегося спортсмена, заслуженного мастера спорта CCCР, трехкратного чемпиона СССР по футболу, двукратного чемпиона СССР по хоккею с мячом, чемпиона СССР по хоккею, члена символического Клуба Григория Федотова Сергея Александровича Соловьёва (1915-1967). Сергей Соловьёв являлся центральным нападающим. Обладал прекрасным ударом, умел вести за собой команду. Это было время соперничества клубов «Динамо» и «ЦСКА». Он умел создавать комбинации. Голы Соловьева всегда влетали под планку в его фирменном стиле. Сергей Соловьёв остается в памяти, как активный и талантливый футболист. Иллюстрированная биография С.А. Соловьева вошла в уникальноей издание нашего центра "Легенды отечественного футбола". *** |