Памяти Геворка Вартаняна
17 февраля страна отдаст дань памяти легендарному разведчику, Герою Советского Союза, почетному чекисту, почетному сотруднику государственной безопасности Геворку Андреевичу Вартаняну (1924-2012), которому в этот день исполнилось бы 100 лет.
В среде разведчиков нелегалы стоят особняком. Даже спустя десятилетия биографии этих людей остаются за семью печатями. В ряду разведчиков-нелегалов Геворк Андреевич Вартанян получил звание Героя Советского Союза третьим после Р. Зорге и Н. Кузнецова, когда за его плечами оставалось более 40 лет работы в разведке. Это высшее звание присвоено ему за исключительные результаты на секретной службе Отечеству в Азии, Европе, Латинской Америке.
Вечная слава герою!
Супруги - разведчики-нелегалы Геворк Андреевич и Гоар Левоновна Вартаняны
***
К 80-летию профессора Андрея Еропкина
17 февраля исполнилось 80 лет ученому, педагогу, директору Учебно-методического центра дистанционного обучения «ДИОМЕН» инженерно-экономического института МАИ, профессору, кандидату экономических наук, почетному работнику высшего профессионального образования Андрею Михайловичу Еропкину.
Жизнь и деятельность профессора Еропкина связана с Московским авиационным институтом – легендарным МАИ: студенческие годы, строительные отряды, огромная общественная деятельность участие во всех преобразованиях родного инженерно-экономического факультета, ныне имеющего статус института. Полвека преподавательской работы. Профессор Еропкин очень любим студентами. Его часто приглашают читать лекции студентам других вузов: Сибирский аэрокосмический университет, МГТУ «Станкин», Восточно-Сибирский технический университет и другие.
За педагогическую, административную и общественную работу А.М. Еропкин награжден медалью «850-летия Москвы», знаком «За активную работу в профсоюзах», знаком Министерства образования и науки «Почетный работник высшего профессионального образования», знаком Госстандарта «За заслуги в стандартизации», юбилейной медалью Роскосмоса «40 лет полета Ю.А. Гагарина», медалью Федерации космонавтики «имени К.Э. Циолковского». Входит в первый список награжденных знаком «За особые заслуги перед МАИ».
На заседании государственной экзаменационной комиссии
А.М. Еропкин (правый в первом ряду) и С.М. Семенов (левый в первом ряду)
на Всесоюзном слете студенческих строительных отрядов. 1970 год
Друзья-маевцы на юбилее С.М. Семенова. Слева направо:
В.Л. Клоницкий, С.В. Кочетов, Н.П. Семёнова, А.М. Еропкин, С.М. Семёнов
А.М. Еропкин с семьей: супругой Галиной Александровной, дочерью Натальей,
внучками Дашей и Машей
***
К 80-летию со дня рождения Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР Александра Сереброва
15 февраля мы вспомним космонавта, Героя Советского Союза Александра Александровича Сереброва (1944-2013) в связи с 80-летием со дня рождения.
Александр Серебров в качестве космонавта-исследователя участвовал в четырех космических экспедициях. В двух из них ему приходилось по пять раз выходить в открытый космос. Это его достижение было отмечено Книгой рекордов Гиннесса.
1-й полет: Леонид Попов, Александр Серебров, Светлана Савицкая
2-й полет. Экипаж: Александр Серебров, Владимир Попов, Геннадий Стрекалов
3-й полет: Александр Серебров и Александр Викторенко
4-й полет: Александр Серебров, Василий Циблиев и Жан-Пьер Эньере
Александр Александрович – первый физик в СССР, который работал на борту космической научно-исследовательской орбитальной станции "Салют".
А.А. Серебров – изобретатель первой космической сауны. Он был дизайнером-компоновщиком интерьера базового блока орбитальной станции "Мир", участвовал в разработке систем жизнеобеспечения станции, выходных скафандров. В рамках созданной им национальной образовательной программы "Уроки из космоса" выпущена серия учебных фильмов.
Имя Александра Сереброва яркой строкой вписано в историю освоения космоса.
***
К 75-летию со дня рождения Николая Ерёменко
14 февраля исполнилось бы 75 лет одному из самых любимых отечественных киноактеров Николаю Николаевичу Ерёменко (1949-2001).
С неизменным мастерством и обаянием Николай Ерёменко играл самых разных героев. Мы помним его в фильмах: «Горячий снег», «Исполнение желаний», «Хождение по мукам», «Побег из тюрьмы», «Трактир на Пятницкой», «Мятежная баррикада», «Шел четвертый год войны», «Юность Петра», «В начале славных дел», «Эскадрон гусар летучих», «Царская охота», «Крестоносец», «Рыцарский роман», «Тридцать первое июня», «В поисках капитана Гранта» и многих других.
Особо выделим два фильма с участием актера – «Красное и черное» и «Пираты ХХ века». Они имели мегауспех в Советском Союзе и далеко за его пределами.
Многие образы, созданные Николаем Ерёменко на экране, останутся в истории отечественного кино.
С отцом - народным артистом СССР Н.Н. Ерёменко
***
К 105-летию со дня рождения Александра Володина
10 февраля российское культурное сообщество вспомнит драматурга и киносценариста, лауреата премии Президента РФ, лауреата Государственной премии РСФСР, фронтовика Александра Моисеевича Володина (1919-2001) по случаю 105-летия со дня рождения. Пьесы «Фабричная девчонка», «Пять вечеров», «Старшая сестра», «Назначение» определили особое место А. Володина в русской драматургии второй половины ХХ века. По его сценариям сняты прекрасные фильмы: «Звонят, откройте дверь», «Похождения зубного врача», «С любимыми не расставайтесь!», «Дульсинея Тобосская», «Пять вечеров», «Две стрелы», «Портрет с дождем», «Смятение чувств», «Дочки-матери» и другие. Картина «Осенний марафон» режиссера Г. Данелия по сценарию А. Володина имела оглушительный успех. Она уже многие десятилетия регулярно и с успехом демонстрируется на многих каналах телевидения, цитируется в быту. Наследие Александра Володина занимает свое яркое место в золотом фонде российской культуры. Биография А.М. Володина заняла достойное место в сборниках Международного объединенного биографического центра "Кто есть кто в современной культуре" и "Солдаты 20 века".
*** К 75-летию профессора Андраника Миграняна
10 февраля мы поздравим с 75-летием профессора МГИМО, члена первого и второго состава Общественной палаты Российской Федерации, главу нью-йоркского представительства Института демократии и сотрудничества Андраника Мовсесовича Миграняна. Ученый, известный своими политическими публикациями, А.М. Мигранян в 1990-е годы являлся членом Президентского совета, а также главным экспертом Комитета по делам СНГ Государственной Думы. В качестве авторитетного эксперта он уже более 20 лет участвует в популярных телепрограммах. Андраник Мигранян известен как главный редактор еженедельного издания «Моя газета». Профессор Мигранян является автором ряда статей по проблемам политологии, государственного строительства, истории. Его аналитические работы публиковались в серьезных академических журналах, посвященных идеологии. Мигранян поддерживает тесные отношения с соотечественниками: он входит в состав правления Союза Армян России. А.М. Мигранян имеет три благодарности от Президента Российской Федерации. Мы поздравляем Андраника Мовсесовича и желаем ему дальнейших успехов на публицистической, научной и педагогической нивах.
С Председателем Правительства России Д.А. Медведевым
*** К 75-летию народной артистки России Ирины Муравьевой
8 февраля любители кино поздравят с 75-летием народную артистку России, лауреата Государственной премии СССР Ирину Владимировну Муравьеву. Эта актриса не нуждается в представлении. Достаточно перечислить лишь некоторые из ее киноролей в фильмах: «Чисто английское убийство», «Хочу быть министром», «Дуэнья», «Москва слезам не верит», «Охота на лис», «Мы, нижеподписавшиеся...», «Карнавал», «Самая обаятельная и привлекательная», «Необыкновенное происшествие», «Артистка из Грибова», «Тартюф», «Когда опаздывают в ЗАГС», «Бабник», «Эта женщина в окне», «Не родись красивой» и многих других. В Государственном академическом Малом театре Ирина Вадимовна Муравьева исполняет ряд центральных ролей русского классического репертуара: Раневская («Вишневый сад»), Купавина («Волки и овцы»), Аркадина («Чайка»), Гурмыжская («Лес»), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты»). И.В. Муравьева является ведущей актрисой старейшей драматической сцены. Ее жизнеописание вошло в издание Международного объединенного биографического центра "Кто есть кто в современной культуре". Здоровья, личного счастья и новых ярких ролей Вам, уважаемая Ирина Владимировна!
*** К 55-летию заслуженного мастера спорта России Евгения Пашутина
6 февраля знаменитый российский баскетболист и тренер, заслуженный мастер спорта России, заслуженный тренер России Евгений Юрьевич Пашутин встречает 55-летие. Один из самых авторитетных представителей отечественного баскетбола, Евгений Пашутин – серебряный призер чемпионата мира, бронзовый призер чемпионата Европы, участник Олимпийских игр, чемпионата мира, чемпионатов Европы, многократный чемпион России, обладатель золотой медали чемпионата Европы среди молодежных команд как главный тренер, а как тренер ЦСКА имеет титул чемпиона Евролиги. С именем Евгения Пашутина-тренера связаны европейские достижения его нового клуба «Локомотив» (Кубань). Развернутая иллюстрированная биография Евгения Пашутина представлена Международным объединенным биографическим центром в издании "Легенды отечественного бакетбола". Желаем Вам, дорогой Евгений Юрьевич, выдающихся результатов на тренерском поприще!
*** К 85-летию со дня рождения Рустама Ибрагимбекова
5 февраля свой 85-летний юбилей отметил был заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственных премий РФ, СССР и Азербайджанской ССР, лауреат премии Ленинского комсомола, народный писатель Азербайджана, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР, профессор Рустам Мамед Ибрагимович Ибрагимбеков (1939-2022). Из-под пера Р. Ибрагимбекова вышли сценарии, которыми гордится отечественное кино: "Белое солнце пустыни", "Тайна корабельных часов", "Храни меня, мой талисман", "Филер", "Такси-блюз", "Семь дней после убийства", "Увидеть Париж и умереть", "Дюба-дюба", "Урга. Территория любви", "Утомленные солнцем", "Сибирский цирюльник", "Восток-Запад", всего более 30 фильмов. Р. Ибрагимбеков написал 15 пьес, поставленных более чем в 100 театрах разных стран мира. Он автор 10 книг и сборников "Ультиматум", "Проснувшись с улыбкой", "Дача", "Избранные повести", "Солнечное сплетение" и других, превышающих общим тиражом 500 тысяч экземпляров.
*** К 80-летию Александра Бородянского
3 февраля исполняется 80 лет лауреату Государственных премий РСФСР и РФ, заслуженному деятелю искусств РФ, вице-президенту Национальной академии кинематографических искусств и наук России, секретарю правления Союза кинематографистов РФ Александру Эммануиловичу Бородянскому. А.Э. Бородянский – один из ведущих отечественных кинодраматургов, автор и соавтор сценариев более 30 художественных полнометражных фильмов, среди которых всем известные: «Афоня», «Дамы приглашают кавалеров», «Смотри в оба», «Мы из джаза», «Инспектор ГАИ», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Дежа вю», «Город Зеро», «Цареубийца», «Маленький гигант большого секса», «Сны», «Американская дочь», «День полнолуния», «Ворошиловский стрелок», «Олигарх» и другие. Александр Бородянский работал со многими известными режиссерами. Среди них: Г. Данелия, Э. Уразбаев, Н. Досталь, К. Шахназаров, С. Говорухин. Уважаемый Александр Эммануилович, мы поздравляем Вас с юбилеем и вместе со всеми любителями хорошего кино ждем от Вас новых сценариев.
*** К 90-летию народной артистки СССР Марины Кондратьевой
1 февраля 90-летний юбилей отмечает легенда Большого балета – народная артистка СССР Марина Викторовна Кондратьева. Ее искусством восхищались во всех уголках мира. Лучшие советские балетмейстеры создавали образы, вдохновляясь ее талантом. Ее писали художники.
Кажется. время не властно над ней: звонкий голос, сияющие глаза, легкая походка. Каждый день, несмотря на возраст, Марина Кондратьева приходит в родной театр и передает свой бесценный опыт ученицам – нынешним звездам Большого. Вот уже более 35 лет Марина Викторовна – балетмейстер – репетитор Большого театра. Работает она самозабвенно, отдавая все силы во славу русского балета.
Марина Кондратьева – кавалер Ордена Почета, лауреат премии журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Учитель». С юбилеем Вас, Марина Викторовна! Здоровья, творческих радостей и хороших учениц! Оставайтесь украшением русского балета. С удовольствием публикуем очерк анны Ельцовой о Великой артистке.
"Муза Большого балета" (Автор: Анна Ельцова) С детства маленькая Марина была одержима танцем. «Сколько себя помню – я всегда танцевала», – вспоминает она. Воистину, сама Терпсихора от рождения выбрала Кондратьеву. Иначе как объяснить стремление девочки, никогда дотоле не видевшей балет, танцевать на пальчиках стаптывая детские туфельки? Муза Танца вела ее по жизни, помогая в самые ответственные моменты. Имя Марины отложилось в памяти великого педагога А.Я.Вагановой ассоциацией со своей самой любимой ученицей- Мариной Семеновой. Агриппина Яковлевна ходатайствовала за девочку перед директором Московского хореографического училища А. Тарасовым и ее взяли, несмотря на то, что прием был окончен. С каким теплом вспоминает Марина Викторовна о своих педагогах, и прежде всего, о Г.П. Петровой. Одаренность девочки появилась уже в училище. Асаф Мессерер, увидев юную ученицу, пригласил ее танцевать свой номер «Мелодия» на муз. Глюка, который до этого доверял лишь своей жене и единомышленнице И. Тихомирновой. «Я начала и кончила карьеру этим номером, – вспоминает Кондратьева, – самый мой любимый партнер в нем - Марис Лиепа. Мы танцевали этот номер на тему расставания Ромео и Джульетты». Позже Асаф Михайлович «подарил» Кондратьевой еще один номер – «Весенние воды» на муз. С. Рахманинова – бравурный, оптимистичный. «Я купалась в этом номере: прыжки, вращения, «рыбки» – все делалось на одном дыхании. Не было случая, чтобы я не бисировала его». Терпсихора вела свою избранницу. Еще учась в школе, юные М. Кондратьева и Н. Фадеечев станцевали главные партии в спектакле Большого театра «Щелкунчик» и таким образом заявили о себе. Когда они год спустя пришли в театр ,их знали. Но, как и всем вчерашним выпускницам, начинать Марине пришлось с кордебалета. Это стало столь необходимой школой профессионального мастерства. Однако, долго стоять в «массе» с ее дарованием было невозможно. Еще на выпуске училища главный балетмейстер Большого театра Р. Захаров обратил внимание на юную Марину. И какое-то время спустя предложил ей главную партию в своем балете «Золушка». Недостатка в блистательных Золушках в Большом не было: Г. Уланова, М. Семенова, О. Лепешинская, Р. Стручкова. Однако хореограф решил доверить одно из лучших своих творений юной балерине- и не ошибся. Меньше чем за месяц Кондратьева выучила партию и предстала дивной, неземной Золушкой - олицетворением мечты о счастье! После спектакля Р. Захаров привел в гримерку легенду английской сцены - Лоуренса Оливье. Тот был взволнован и потрясен увиденным. Еще одна выдающаяся драматическая актриса В.Н. Пашенная, с которой Кондратьева дружила, с восторгом заявила ей после спектакля: «Это мне надо у тебя учиться!» Такая похвала из уст великой актрисы Малого театра дорого стоит! Кондратьева, по ее словам, всегда старалась не играть роль, а чувствовать ее, чтобы зритель поверил. Верили ей и хореографы. Молодой Л. Якобсон взял ее вместе с М. Плисецкой на роль Девушки-птицы Сюимбике в балете «Шурале». Казалось бы, столь несхожие по темпераменту балерины! Но какими разными и одновременно убедительными получились одни и те же образы. Марина Викторовна признавалась, что ужасно полюбила роль Сюимбике несмотря на трудную хореографию, особенно сложной была работа рук – надо было «трепетать» одними кистями. Хореографическая судьба не раз сводила на сцене Майю и Марину. Они одновременно танцевали Фригию в «Спартаке» Л. Якобсона и Эгину в «Спартаке» И. Моисеева, Аврору в первой редакции «Спящей красавицы» Ю.Григоровича и его же Хозяйку Медной горы. Наконец, Плисецкая только Кондратьевой доверила партию Анны Карениной в своем балете и была права! Многие знатоки балета до сих пор вспоминают Кондратьеву как лучшую Анну. Для многих лучшей стала и ее Жизель. Пот воспоминаниям балерины, ей хотелось создать свой образ, не похожий ни на Жизель Г.Улановой, ни на Жизель И. Шовире. Об этом она сказала своему педагогу- Марине Семеновой. И началась кропотливая. трудная, но интересная работа по оттачиванию стиля партии: чуть опущенная головка, покатые плечи, как на старинных гравюрах, выразительные кисти рук. В сочетании с невероятно легким, полетным прыжком это явило зрителю настоящую Жизель. «Жизель Кондратьевой как бы перешагнула к нам из XIX века со своей отточенной техникой, безукоризненностью, легкостью и одухотворенностью классических форм,» – писала критик Н. Чернова в журнале «Театр». Еще одна знаковая роль – Муза в балете «Паганини». «Л.М. Лавровский, вернувшись в Большой театр, стал ставить «Паганини». Очень важный для него спектакль. Он хотел придти в театр с чем-то новым, чтобы все неудачи забылись. Я была счастлива что он именно меня выбрал на эту роль,»- вспоминала балерина. Эта партия была своего рода олицетворением души художника, его творческих исканий. Только М. Кондратьева с ее неземным, но вместе с тем, одухотворенным, прочувствованным танцем могла воплотить этот образ. Она настолько слилась со своей Музой, что до сих пор, когда звучит музыка «Рапсодии на тему Паганини» С. Рахманинова, в памяти возникает вдохновенный образ Кондратьевой. Л.М. Лавровский высоко ценил Джульетту, созданную балериной в его знаменитом балете. Этим спектаклем М. Кондратьева закончила свою карьеру балерины. Но из балета уходить и не думала- ведь в сердце всегда жил танец! Ей хотелось преподавать, делиться с молодыми балеринами тем бесценным опытом, который накопился за годы выступлений, занятий с великой М. Семеновой. Сначала, совсем недолго, вела класс кордебалета, очень скоро появилась первая ученица – Н. Архипова. «Было очень интересно. Я как будто бы заново начинала свою жизнь», – вспоминает Кондратьева. И эта новая жизнь вдохновляет, дает новые силы. В преподавании Марина Викторовна опирается на метод М. Семеновой (у нее даже есть особый блокнот, куда записаны замечания Марины Тимофеевны). Вместе с ученицами ищет зерно роли, вводит в ауру спектакля, чтобы создать законченный образ. Как человека М. Кондратьеву всегда отличали такт и душевная чуткость, а это необходимые условия для создания контакта с учеником. «Марина Викторовна для нас как вторая мама», – повторяет каждая ее ученица. За тридцать с лишним лет преподавания она воспитала целую плеяду великолепных балерин: М. Перкун-Бебезичи, Г. Степаненко, Н. Грачева, Е. Шипулина, А. Антоничева, Н. Капцова, Н. Осипова, О. Смирнова, Н. Кобахидзе, М. Шрайнер и многих других. Сколько душевных сил вложено в каждую из них! «Я живу этой профессией. Я все отдаю своим ученикам, отношусь к ним как к своим детям. Наши педагоги нас вдохновляли, а в ответ мы стремились отдать себя. А иначе это никому не нужно». Если бы Терпсихора существовала в действительности, воплощением её была бы Марина Кондратьева. Не знаешь и не можешь уловить, когда она опускается на землю. То видишь только одни её глаза, то лёгкие изящные ноги, то только одни выразительные руки. Все вместе они рассказывают убедительным языком чудесные истории. Но вот еле заметный поворот плеча — и её нет… и кажется, что её вообще не было. Она, как раннее розовое облачко, то появляется, то тает на глазах. Чистота и лёгкость были присущи не только её танцу, но и её душе. Конечно, это была настоящая Муза — в тот момент и моя, и Леонида Михайловича Лавровского. Высочайший профессионализм Кондратьевой восхищает не только в её сольных выступлениях, но и в дуэтах, и в ансамблях с другими солистками. Быть надёжным партнёром — тоже искусство. И как достигнуть его — для многих остаётся секретом. Её танец вызывал у меня ассоциации с японской живописью, тончайшими и такими выразительными штрихами, с прозрачными мазками акварельных красок.
*** К 85-летию со дня рождения народной артистки СССР Екатерины Максимовой
1 февраля любители балета во всем мире вспомнят великую балерину Екатерину Сергеевну Максимову (1939-2009), которой исполнилось бы 85 лет. Народная артистка СССР, лауреат Государственных премии СССР, РСФСР и РФ, лауреат Всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей, профессор. Партии, исполненные Екатериной Максимовой, такие как: Маша («Щелкунчик»), Фригия («Спартак»), принцесса Аврора («Спящая красавица»), Галатея («Галатея»), Шурочка Азарова («Гусарская баллада»), Натали («Натали, или Швейцарская молочница»), Джульетта («Повесть о Ромео и Джульетте»), Ева («Сотворение мира»), Анюта («Анюта»), Золушка («Золушка») и многие другие обогатили сокровищницу мирового балета.
Партнерами Максимовой были многие выдающиеся артисты, но ее «принцем» всегда был великий Владимир Васильев. Их дуэт безоговорочно признан профессионалами «лучшим дуэтом мира», «легендой XX века». С триумфальным успехом танцевала Екатерина Максимова на лучших сценах мира. Ей рукоплескали «Ла Скала» и «Метрополитен-опера», «Гранд-опера», «Ковент-Гарден» и «Колон». Великолепное мастерство балерины отражено в ряде экранизаций балетов, в фильмах-концертах и документальных фильмах.
Творчеству Е.С. Максимовой посвящены фильмы: «Дуэт», «Катя и Володя» (СССР – Франция), «И осталось, как всегда, недосказанное что-то...», «Екатерина Максимова», «Катя»; альбомы выдающихся фотохудожников, книги. Благодарные зрители будут помнить Артистку, своим блистательным талантом преумножившую славу отечественной балетной школы.
*** К 75-летию мастера спорта международного класса Евгения Ловчева
29 января Международный объединенный биографический центр поздравит с 75-летним юбилеем своего давнего друга и члена Экспертного совета – выдающегося футболиста, спортивного журналиста, мастера спорта международного класса, заслуженного мастера спорта СССР Евгения Серафимовича Ловчева. Евгений Ловчев провел более 200 матчей в составе «Спартака» и более 50 матчей в составе сборной СССР. Он участвовал в прощальном матче великого Гарринчи в составе команды «Остального мира».
Е.С. Ловчев – чемпион СССР (1969), обладатель Кубка СССР (1971), бронзовый призер Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене (6 матчей). Входил в число «33 лучших футболистов страны» чемпионата СССР под №1 (1969, 1972, 1973, 1975), №2 (1970, 1974), №3 (1976).
Евгений Ловчев является штатным обозревателем газеты «Советский спорт», частым гостем различных футбольных телепередач, таких как «90 минут» на НТВ-Плюс и «Футбол России» на канале «Россия-2». В рамках газеты «Советский спорт» были изданы «Дневники Евгения Ловчева» — истории о российском футболе. Помимо этого, Евгений Ловчев ведет воскресные выпуски передач футболе на радиостанцях «Вести ФМ», «Маяк», «Комсомольская правда». Развернутая иллюстрированная биография Евгения Ловчева представлена Международным объединенным биографическим центром в издании «Легенды отечественного футбола». Дорогой Евгений Серафимович! Мы желаем Вам здоровья, счастья и успехов во всех начинаниях!
*** К 65-летию заслуженного мастера спорта СССР Светланы Гроздовой
29 января 65-летний юбилей отмечает именитая гимнастка – заслуженный мастер спорта СССР Светлана Христофоровна Гроздова (Махаличева). Светлана Гроздова входит в число сильнейших представительниц отечественной спортивной гимнастики, которые в 1970-х годах XX столетия пошли по пути резкого технического усложнения своих программ, задав определенный вектор развития этому виду спорта. Эти девочки покорили мир. Они являли собой настоящее чудо, взлетая над спортивными снарядами, опровергая законы физики.
С.Х. Гроздова – чемпионка Олимпийских игр в командном первенстве (1976), абсолютная чемпионка СССР (1976), чемпионка СССР в упражнениях на бревне (1974), серебряный призер чемпионата СССР в упражнениях на бревне (1976), бронзовый призер чемпионата СССР в вольных упражнениях (1976), а также шестикратная чемпионка мира, восьмикратная чемпионка Европы, двукратная обладательница Кубка мира, многократная чемпионка СССР по спортивной акробатике. По завершении спортивной карьеры Светлана Гроздова выступала в номере артистов цирка «Акробаты-вольтижеры с медведями на подкидных палках». Ныне Светлана Христофоровна работает в московском центре социальной помощи семье и детям в должности инструктора по физкультуре. Развернутая иллюстрированная биография Светланы Гроздовой представлена Международным объединенным биографическим центром в издании «Легенды отечественной спортивной гимнастики». Пожелаем Светлане Христофоровне творческих успехов на педагогическом поприще.
*** |